Методическая разработка обобщающего урока по георграфии 8 класс "Внутренние воды России"
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Тема урок: «Внутренние воды России»

Цели урока:

- образовательные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации;

- развивающие: формировать умения  работать в команде, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

- воспитательные: повысить интерес к изучению географии, формировать патриотическое отношение к своей стране.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, контурные карты, карточки с названиями рек и озёр, карточки с заданиями для каждой команды,  звёздочки из бумаги или картона для учёта ответов: красные, зелёные, синие; компьютер, проектор для демонстрации презинтации к уроку.

Тип урока:  обобщающий

Форма проведения:   урок-игра.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vody_rossii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урок: «Внутренние воды России»

Цели урока:

- образовательные: закрепить и систематизировать знания, сформированные в процессе изучения темы; повторить  номенклатуру, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации;

- развивающие: формировать умения  работать в команде, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;

- воспитательные: повысить интерес к изучению географии, формировать патриотическое отношение к своей стране.

Оборудование:

Физическая карта России, атласы, контурные карты, карточки с названиями рек и озёр, карточки с заданиями для каждой команды,  звёздочки из бумаги или картона для учёта ответов: красные, зелёные, синие; компьютер, проектор для демонстрации презинтации к уроку.

Тип урока:  обобщающий

Форма проведения:   урок-игра.

Методы и приемы работы: зачет по теме в устной и письменной форме, контроль знаний с применением дидактических игр.

Эпиграф к уроку (записан на экране)   

Вода… «Нельзя сказать, что ты необходима  для жизни:

ты – сама жизнь…

Ты самое большое богатство в мире»

                                                                                          (А. де Сент-Экзюпери).

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Сегодня у нас с  вами пройдет необычный урок. Наш урок пройдет в виде игры. Вы заранее уже поделены на группы,  и каждая группа выбрала себе название. 1-ая группа, 2-ая группа, 3-ая группа, 4-ая группа.

Тема нашего урока «Урок – обобщения водных ресурсов России». Сегодня на уроке мы должны закрепить все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках.

Давай те вспомним, что нового, интересного мы узнали с вами на предыдущих уроках.

Ответим на вопросы:

1. Площадь бассейна какого океана преобладает на всей территории России?

2. Как климат влияет на реки России?

3. Как реки России различаются по питанию?

4. Как реки различаются по режиму?

5. На какие 2 группы можно разделить озера? И чем эти 2 группы озер отличаются между собой?

Молодцы. Мы все с вами вспомнили. Давайте начнем игру.

Условия игры:

а) команда получает карточки с заданиями, ребята распределяют их между собой;

б) каждый отвечающий получает жетон:

- желтый, если ответ правильный и точный,

- зелёный, если ответ неточный,

- синий за дополнение; 

II. Соревнование команд.

Начинаем соревнование команд.

1 Конкурс. Разминка.

1 задание. Логическая цепочка – необходимо исключить лишнее и объяснить почему?

1 команда. Паводок, межень, речная долина.

2 команда. Волга, Амур, Объ.

3 команда. Озеро, река, канал.

4 команда. Пойма, русло, разлив.

2 задание. Ответить на следующие вопросы (устно)

1команда. Путешествуя вверх по Волге, можно ли на лодке добраться до пункта с координатами http://festival.1september.ru/articles/102198/Image2166.gifс.ш. и http://festival.1september.ru/articles/102198/Image2167.gifв.д.?

(Это координаты истока реки Волги.. Она берет начало у подножья Валдайской возвышенности, из крохотного озерка, вытекает из него маленьким ручейком, петляющим по заболоченной лесной низине. Очевидно, что добраться туда на лодке невозможно).

2 команда. В старинной казачьей песне поется: “Ой ты, наш батюшка, Тихий Дон…”

У Пушкина мы встречаем такие строки: “Как прославленного брата реки знают Тихий Дон…” Почему называют “тихим”?

(Дон имеет очень медленный уклон, так как он течет по очень ровной местности).

3. команда. Объясните поговорку: “Река Ока – Волги правая рука”.

(Ока крупнейший правый приток Волги. Крупнейшим левым притоком Волги является Кама).

   А какая река у Волги – левая рука?

4 команда. О каком озере местные жители сложили поговорку “Сколько ему не приносят богатств его сыновья, – разоряет дочка старика”.

(Байкал, в него впадает 336 рек и ручьев, а вытекает только одна река с очень быстрым течением – Ангара).

Конкурс 2.  «Кодированная карта».

У каждой команды на столах лежат  контурные карты, они закодированы цифрами. Каждая команда должна найти на них географические названия рек и озёр. На это задание дается 3 минуты.

1 команда:

А) Колыма

Б) Печора

В) Каспийское

Г) Обь

Д) Кама

3 команда

А) Лена

Б) Ока

В) Енисей

Г) Ладожское

Д) Таймыр

2 команда:

А) Волга

Б) Ангара

В) Северная Двина

Г) Байкал

Д) Ханка

4 команда

А) Дон

Б) Амур

В) Иртыш

Г)  Онежское

Д) Вилюй.

После выполнения задания, команды обменивается контурными картами и осуществляют взаимопроверку. На это дается 1 минута. Ответы даны на экране.

Конкурс 3. «Проще простого».

Команды получают карточки с заданиями, необходимо установить соответствия. На это задание им дается 3 минуты.

1 команда.

Озера                    Происхождение озёрных

котловин:

1) Байкал                            а) карстовое

2) Ладожское                   б) вулканическое  

3) Курильское                 в) тектоническое

4) Провал                        г) запрудное    

5) Рица             д) ледниково-тектоническое

2 команда

 Реки                           Питание

Волга                     а) Дождевое

Амур                     б) Снеговое

Енисей                  в) Ледниковое

Терек  

Кубань    

Камчатка      

3 команда

Реки                Бассейн какого океана:

Дон                а) Тихий океан

Иртыш          б) Атлантический океан

Амур           в) Северный Ледовитый океан

Печера

Нева

Уссури

4 команда

Реки                      Их притоки

Енисей               а) Уссури

Лена                   б) Иртыш

Объ                     в) Кама

Волга                 г) Вилюй

Амур                 д) Нижняя Тунгуска

По истечению времени на экране появляются правильные ответы, и команды сами проверяют свои ответы.

1 команда.

  • 1 – в              
  • 2 – д
  • 3 – г  
  • 4 – б
  • 5 – а                

2 команда

  • 1 – б
  • 2 – а
  • 3 – б
  • 4 – в
  • 5 – в
  • 6 – а

3 команда       

              1 – б

2 – в

  • 3 – а
  • 4 – в
  • 5 – б
  • 6 – а

4 команда

  • 1 – д
  • 2 – г
  • 3 – б
  • 4 – в
  • 5 – а

Конкурс  4. «Что есть что?»

Каждой команде необходимо определить географический объект по описанию. Один участник каждой команды должен будет выйти к карте и показать его. На это задание дается 2 минуты.

1 команда. 

1. В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним  - «брат океана», «ось России», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке  грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних  плёсов. Возникают ледяные заторы.  Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. На её берегах расположен краевой центр -  главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха. Ответ: Енисей

2. Одна из крупнейших рек на юге Восточно-Европейской равнины. Берёт начало в Тульской области на северных склонах Среднерусской возвышенности, впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту. Длина 1870 км. Общее направление реки — с севера на юг. Течет по живописной местности, представляющей широкую равнину. На реке имеются некоторые места, где вода вследствие быстрого течения всю зиму не замерзает. Основные притоки Сосна, Воронеж, Хопёр, Медведица. Ответ: Дон.

2 команда.

1) Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки  - ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основной источники питания: снеговое (60%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб. Множество городов расположилось по ее берегам: Орел и Калуга, Рязань и Коломна, Муром и Нижний Новгород и многие другие. Впадает в Каспийское море, здесь расположена ее дельта, которая является главным рыболовным регионом России, была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры. Ответ: Волга.

2). Крупнейшая река Северо-Восточной Сибири, одна из величайших рек мира. Длина её составляет 4400 км. По длине она занимает 10-е место в мире. Берёт начало на западном склоне Байкальского хребта, на высоте 930 м. Впадает в море Лаптевых. Большая часть бассейна располагается в области распространения многолетней мерзлоты. В верховьях Река течёт по дну глубокой и узкой долины. Зимой река промерзает практически до самого дна. В своих верховьях река достаточно быстра, извилиста, местами порожиста. Крупные притоки —  Алдан и Вилюй. Ответ: Лена.

3 команда.

1). Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. На их языке означает «богатое озеро». Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Вода в озере такая чистая, что на глубине сорока метров невооруженным глазом можно рассмотреть блестящий металлический диск. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений,  70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы. Ответ: озеро Байкал.

2). Это великая сибирская река. Ее речная система является самой большой в России. Протекает по одной из величайших равнин России, пересекая ее с юга на север. Образуется слиянием рек Бии и Катуни на Алтае, Впадает в Карское море. Долина реки широкая. На берегах этой реки расположились такие крупные города как Барнаул, Новосибирск, Сургут, Салехард. Ответ: река Обь.

4 команда.

1). Великая дальневосточная река с огромным бассейном, охватывающим около двух миллионов километров российской, китайской и монгольской территорий. На протяжении около трех тысяч километров является границей между Россией и Китаем. Питание этой реки дождевое. Занимает девятое место по протяженности и образуется в результате слияния рек Шилка и Аргунь. Ответ: Амур.

2). Озеро находится на северо-западе Русской равнины. Лежит почти в центре области великих озер, на высоте 4,95 метров над уровнем моря. Это пограничное озеро между Финляндией и Россией. По площади составляет 17,7 тыс км2. Наибольшая ширина озера 124 километра. Средняя глубина озера составляет 51 метр, наибольшая 230 метров. Вытекает из озера много рек, но одна из крупных это река Нева. На этом крупном озере располагается 660 островов. Главный и самый большой из этой группы остров Валаам (26,2 км2), здесь расположен Валаамский-Преображенский монастырь. Ответ: озеро Ладожское.

Конкурс 5.  «Гонка за лидером». 

Учитель читает вопросы, отвечает команда, которая раньше поднимет руку. За каждый правильный ответ дается жетон.

 1) Как называется естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле …   (река).

2) Как называется начало реки …   (исток).

3) Как называется река со всеми своими притоками …  (речная система).

4) Как называется место впадения реки в другую реку, озеро или море …  (устье).

5) Что такое замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).

6) Назовите самое глубокое озеро мира … (Байкал).

7) Кратковременные подъёмы воды в реке …     (паводок).

8) Как называются озёра, из которых вытекают реки …   (сточные).

9) Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень).

10) Как называются озёра, в которые реки впадают, но, ни одна не вытекает …   (бессточные).

11) Ежегодно повторяющийся в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы  …  (половодье).

12) Назовите самое большое по площади озеро Русской равнины  …  (Ладожское).

13) Назовите самую длинную реку России    …   (Лена – 4400км).

14) Самая полноводная река России  …   (Енисей).

15) Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы …   (Волга).

16) Назовите реку, имеющую самую большую речную систему (Обь с Иртышом – 5410км).

17)  Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка»  …   (Баскунчак).

III. Подведение итогов.

Подсчитывается количество жетонов у каждой команды. Ставятся оценки участникам.

IV. Домашнее задание.

  • Прочитать параграфы 19-21.
  • Подготовиться к контрольной работе по теме «Внутренние воды России».

Все учащиеся класса выполняют тренировочный тест.

Географический тест

Задание: Выполните тест.

1. Большинство рек России имеет питание:

а) дождевое;                              б) ледниковое;                           

в) снеговое;                               г) смешанное.

2. Наиболее сильная заболоченность характерна:

а) для Среднерусской возвышенности;

б) для Западно-Сибирской равнины;

в) для Прикаспийской низменности;

г) для Среднесибирского плоскогорья.

3. Внезапный подъем уровня воды в реке:

а) половодье;             б) наводнение;            в) паводок.

4. Летнее половодье не наблюдается на реках…

а) Кольского полуострова;     б) п–ва Камчатка;

в) п–ва Таймыр;                       г) Чукотского п–ва.

5. Самый низкий уровень воды в реке…

а) половодье; б) паводок;  в) межень г) режим реки.

6. Укажите ошибку. Причиной образования болот является:

а) избыточное увлажнение;     б) плоский рельеф;

в) расчлененный рельеф;         г) вечная мерзлота.

7. Самые большие площади горное оледенение занимает:

а) на Кавказе;      б) на Алтае;           в) в Саянах;            г) на Урале.

8. Реки бассейна Тихого океана:

а) Уссури;         б) Анадырь;              в) Колыма;            г) Амур.

9. Реки бассейна внутреннего стока:

а) Урал;             б) Дон;                    в) Кама;                      г) Северная Двина.

10. Самая полноводная река России:

а) Енисей;         б) Лена;                  в) Амур;                      г) Волга.

11. Пограничными реками являются:

а) Волга;                 б) Амур;                 в) Енисей;            г) Уссури.

12. Горной рекой является:

а) Терек;                б) Урал;                в) Печора;              г) Дон.

13. Наиболее сильная заболоченность в России характерна для бассейнов:

а) Волги и Камы;                           б) Северной Двины;

в) Амура и Уссури;                        г) Оби и Иртыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»

Методическая разработка обобщающего урока 11 класс по теме «Область определения функции»...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

обобщающий урок по теме "Внутренние воды России"

обобщающий урок с применением здоровьесберегающих технологий...

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" 8 класс

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся 8 класса, полученные при изучении темы "Внутренние воды России", в виде письменных заданий, выполнения теста и практической работы на контур...

Обобщающий урок по теме Внутренние воды России

Обобщающий урок по теме "Внутренние воды России" (8 класс)...