ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Язык Земли»
элективный курс по географии (6 класс) на тему

Гейнц Лилия Викторовна

Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний  представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_yazyk_zemli.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Рассмотрено

на методическом совете

Руководитель

_____        /_С.А.Иванова/

Протокол №___от_____

«___» _________        2013г.

Согласовано

Заместитель директора по ВВВР МБОУ СОШ № 13

_______/С.В.Церабаева/

 «___» _________        2013г.

Утверждаю

Руководитель МБОУ СОШ № 13

__________        /Л.В. Гейнц        /

Приказ №___ от _______

«___» _________        2013г.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Язык Земли»

Направление: общеинтеллектуальное

Вид деятельности: познавательная деятельность

Классы: 6

                                                                           Разработчик:

                                                                           Гейнц Лилия Викторовна,

                                                                                 учитель географии

                                                                                 высшей квалификационной категории

                                                  2013 год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Язык Земли» для учащихся 6 классов общеобразовательных школ составлена в соответствии с нормативными документами:

-Федеральным законом от 29 декабря 2012т года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

-ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644);

-Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №13;

- требованиям к рабочим программам по внеурочной деятельности (разработано с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, В.П.Степанова).

Российское географическое образование претерпевает серьёзную модернизацию в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.  Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с комплексным представлением о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостным восприятием мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Курс «Язык Земля» связан с изучением географических названий – топонимов и рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний  представлены знания по истории, этнографии, русскому языку и литературе, краеведению. Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. — Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна — всё имеет свои имена». Актуальность  работы  заключается в том, что изучение географических названий важно как в познавательном, так и в практическом отношении-ведь без них невозможно представить современную жизнь. Знание их имеет и немалое воспитательное значение: хорошее знание малой родины говорит о любви к ней. Глубокое изучение географических названий отдельных регионов нашей страны- один из путей осознанного восприятия родной природы, культуры, традиций русского народа, поэтому является необходимым звеном в воспитательной работе. Любовь к родным местам, трепетное, бережное к ним отношение, желание все о них знать вызывает у детей преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу - патриотизм.

Запас географических названий у учащихся, конечно, постепенно увеличивается - с расширением культурного кругозора, накоплением жизненного опыта и развитием речи. Но нередко бывает и так, что ученик, узнавая из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, что, разумеется, очень похвально, в то же время ничего не знает о родном селе, городе, улице, по которой он ежедневно ходит, о той речке, в которой он летом купается. Это происходит по разным причинам, в частности, по невежеству в этом отношении окружающих. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории народа, к которому сам он принадлежит, а это может привести к бездуховности, к пустоте души.

Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам по краеведению показала, что у учащихся особенно среднего звена снижена заинтересованность жизнью своего региона, города и его прошлого. Поэтому, с одной стороны, предлагаемое содержание курса дает ценнейший опыт оперирования освоенной информацией своего ближайшего реального окружения – своего края, своей школы, с другой стороны, данный курс представляется актуальным, так как использование  топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти  учебного материала и практических занятий.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.  Занятие 40 минут. Программа рассчитана на обучение детей в течение года. Набираются все желающие учащиеся 6х классов независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Средний школьный возраст- это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии, содержание может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть основами географической культуры. 

Цель программы: вовлекать учащихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.

Задачи:

  • активизировать познавательную деятельность школьников;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области  изучения географических объектов;
  • формировать у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий объектов физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий ХМАО - Югры,  названий улиц города Сургута;
  • развивать у учащихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • побудить учащихся к исследовательской работе по темам курса.  

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  • научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  • доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов, соответствующих данному возрасту детей, и их развитию;
  • наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ, презентационных групповых работ;
  • деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  • активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  • прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  • принципы уважительного отношения к творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности.

Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

  • чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
  • анализ и синтез статистических материалов;
  • составление карт и комментариев к ним;
  • составление таблиц;
  • выдвижение гипотез;
  • участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
  • интерпретация результаты исследований
  • подготовка   устных   сообщений и эссе с   использованием   различных   источников   информации,   в   том   числе исторических   и   географических   карт,   литературных   источников,   материалов   периодической   печати, информационных ресурсов интернет.

Для обеспечения успешной педагогической деятельности на занятиях используются разнообразные формы учебной деятельности школьников: коллективные (групповые, работы в парах), дифференцированные, индивидуальные; а также методы – репродуктивной, объяснительно – иллюстрированный, частично – поисковый, исследовательский, проблемного изложения.

Содержание разделов курса

Название раздела

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1.

Топонимы-язык Земли.

(2 часа)

Определение понятий «топоним»,  «топонимика»; история развития топонимики как науки; значение науки для географии. Как даются названия объектам? Можно ли определить, сколько лет топонимам? Много ли топонимов появляется в наши дни? Есть ли топонимы—загадки и как их разгадывать?

1

1

Раздел 2. Топонимика и русский язык

2 (часа)

Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности. Названия географических объектов, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел, реалии социально-экономического и духовного развития русского общества. Практическая работа. Составление карты «Зона преобладания  суффиксов (-ск), (-горск) на территории России.

1

1

Раздел 3. Топонимика на картах (10 часов)

Определение понятий «гидроним», «ойконим», «урбоним», «хороним», «этноним». Происхождение названий природных объектов. Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы.

 Составление презентаций.

 Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

 Имена исследователей и путешественников в топонимике; географические открытия и связанные с ними названия объектов; топонимы,  появившиеся с приходом путешественников и ставшиеся от коренных жителей.

Практическая работа. Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира»

Тест: «Имена исследователей и путешественников в топонимике».

5

5

Раздел 4. Топонимия России (7 часов)

Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа: «Имена землепроходцев на карте России»

Просмотр видеоролика «Изменение названий географических объектов на карте России».

Составление картотеки. Защита докладов, эссе по теме:  «Изменение названий географических объектов на карте России». Разгадывание кроссвордов и загадок, связанных с названием городов. Работа с литературой.

        4

3

Раздел 5. Топонимия ХМАО-Югры (7 часов)

Формирование географических названий на карте Факторы, повлиявшие на образование названий на карте ХМАО-Югры.

Вклад учёных, краеведов, журналистов, писателей по обобщению сведений о происхождении географических названий Югорского края. Анализ литературы. Составление топонимического словарь Югры.

Работа на контурных картах. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в лесопарковую зону «Сайма».

          3

5

Раздел 6. Всемирное наследие человечества (6 часов)

Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. Практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия». Защита проектов.

2

4

Итого – 35 часов

16

19

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Дата поведения

Характеристика основных видов деятельности учащегося

Примечание

план

факт

Раздел 1. Топонимы-язык Земли (2 часа)

1.

Знакомство с топонимикой как одним из разделов языкознания.

1

Давать определение понятий «топоним», «топонимика». Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории развития топонимики как науки. Обсуждать значение науки для географии. Выбор тем для творческих проектов. Обсуждение плана работы над проектами.

2.

Топонимы – загадки.

1

Раздел 2. Топонимика и русский язык (2 часа)

3.

Топонимика и русский язык

1

Находить информацию о географических объектах, с которыми связаны определённые события русской истории, жизнь и деятельность известных представителей русской культуры, мест развития промыслов и ремёсел.

4.

Практическая работа. Составление карты «Зона преобладания  суффиксов (-ск), (-горск) на территории России.

1

Составлять карты (по заданию с использованием справочника и атласа)

Раздел 3. Топонимика на картах (10 часов)

5-6.

Топонимика на физико-географической карте

2

Давать определение понятий «гидроним», «ойконим», «урбоним», «хороним», «этноним». Анализировать физическую карту мира.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) об истории географических объектов, происхождении названий природных объектов и готовить  презентацию.

7.

Практическая работа по составлению презентаций

1

8-9.

Топонимика и история географических открытий.

2

Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях.

10-11.

Практическая работа. «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира»

2

Выполнение практической работы «Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира»

Проверочная работа (тестирование «Имена исследователей и путешественников в топонимике»)

12.

Топонимика на политической карте мира

1

Анализировать политическую карту мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о происхождении названий стран и их столиц. Находить и подписывать на контурных картах названия приморских, внутриконтинентальных, островных стран.

Выполнение практической работы.

13.

Практическая работа. Составление карты   «Колониальное прошлое стран мира».

1

14.

Практическая работа «Историческое формирование названий стран мира»

1

Раздел 4. Топонимия России (7 часов)

15-18.

Топонимия России

4

Работа с физической и экономической картой России. Уметь находить нужный материал в разных источниках о географических объектах России; обобщать знания, полученные по теме; готовить доклады.

19-20.

Урбонимика

2

Давать определение понятия «урбоним».

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о городах; составлять картотеку.

21.

Защита докладов, эссе.

1

Раздел 5. Топонимия ХМАО-Югры (8 часов)

22.

Вклад учёных в топонимику округа

1

Находить информацию (в Интернете и других источниках) о вкладе учёных, краеведов, журналистов, писателей по обобщению сведений о происхождении географических названий Югорского края. Анализ литературы.

23-26.

Путешествие в Югру.

4

Уметь находить нужный материал в разных источниках о географических объектах ХМАО-Югры.

Составлять топонимический словарь Югры.

27.

Практическая работа. Составление карты «Исторические места округа».

1

Находить и подписывать на контурных картах географические названия объектов округа.

28.

Экскурсия в краеведческий музей.

1

29.

Экскурсия в лесопарковую зону «Сайма».

1

Раздел 6. Всемирное наследие человечества (6 часов)

30-31.

Природное и культурное наследие.

2

Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества

32.

Практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»

1

Выполнение практической работы.

33-34.

Работа над творческими проектами

2

Просмотр и обсуждение творческих проектов

35.

Защита проектов.

1

Подведение итогов работы

Список литературы

1. Барашков В. Ф.   Знакомые с детства названия: Кн. для внеклас. чтения (V—VII кл.)    —    М.: Просвещение, 1982

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Заев А.Н. Очерк топонимики Югры. — Ханты-Мансийск, 1992

4. Мурзаев Э. М.   География в названиях  —  М.:  Наука, 1982

5. Мурзаев Э. М.  Топонимика и география  —  М.: Наука, 1995

6. Мурзаев Э. М.    Слово на карте  —  М.: Армада-пресс, 2001

7.  Соколова З.П. Путешествие в Югру /З.П. Соколова; Издательство: М.: Мысль,1982

8.  Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь Издательство: М.: «Русские словари», 1998

9.  География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8-9х классов.- М.: Экопрос, 1996

 

Интернет- ресурсы:

http://enc-dic.com/enc_geo/Toponimika-2758.html

http://antic-r.narod.ru/bibl4.htm

http://toponimika.ru/?page_id=223

http://slovari.yandex.ru

http://istrzn.ru/toponymic-dictionary/

http://toponimika.ru/?p=23

http://sonic002.ucoz.ru/news/skachat_besplatno_geograficheskie_nazvanija_rossii_toponimicheskij_slovar/2012-09-10-79323

http://www.kmvline.ru/lib/toponim/9.php

http://map-rus.com/west-hmao.html

http://www.surwiki.ru/wiki/index.

https://ru.wikipedia.org/‎

http://tapemark.narod.ru/

http://zvonoknaurok.ru/publ/rasskazy_po_geografii_dlja_shkolnikov/zanimatelnaja_geografija/kurezy_toponimiki/86-1-0-3825

Результаты  изучения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- овладение самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий объектов физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий ХМАО - Югры,  названий улиц города Сургута;

- уважение к истории, культуре, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных учебных действий.

-  Регулятивные УУД:

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность;

- определять её цели и задачи;

- выбирать средства   и применять их на практике;

- оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;

- вовлечение в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств; отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.

Коммуникативные УУД:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе  (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения).

Формы подведения итогов реализации программы «Язык Земли»:

-тестирование обучающихся по материалам программы;

-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

-анализ источников информации;

-подготовка и защита учащимися проектов, сообщений, стенгазет, презентаций и других творческих работ.

         Результатом проектной и исследовательской деятельности является:

- участие в заседаниях научного общества по предмету;

- участие в школьной научно-практической конференции (неделя науки в школе);  

- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»

Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"

Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....

Программа внеурочной деятельности "Коми земля твоя и моя".

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личнос...

Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»

1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического  воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...

Авторская программа внеурочной деятельности " Уголок земли родной"

Программа внеурочной деятельности состоит из двух частей: теоретической и практической. В работе даны основные направления внеурочной деятельности, ее виды, тематическое планирование....

Авторская программа внеурочной деятельности "Уголок земли родной" (презентация)

В презентации даны основные направления, формы, методы внеурочной деятельности, тематическое планирование. Авторская программа составлена для 6 класса....