Обобщающий урок по теме "Атмосфера" 6класс
учебно-методический материал по географии (6 класс) на тему

Чечуева Татьяна Егоровна

Обобщающий урок "Атмосфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera.docx93.55 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий  урок  по теме «Атмосфера» 6 класс

Цели и задачи:

 - воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе, ответственности и самостоятельности;

 - развивать у учащихся познавательный интерес к предмету.

-      Отработать умения в построении графиков, решения задач, определения приборов,

-     Проверить усвоение учащимися понятий по теме «Атмосфера».

-      Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.

-     Развивать интерес к  предмету география.

Оборудование: карточки-задания, проектор (интерактивная доска)

                                                    Ход урока:

 «Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же  навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда и на Земле мы сами  сохранимся!

                                       (Н. Старшинов)

       Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие - покорение горной вершины “Атмосфера” . На протяжении 10 уроков мы собирали с вами багаж знаний, которые станут незаменимыми помощниками  на уроке.   У нас на уроке  присутствуют гости  которые  с удовольствием  отправятся  с нами , поддержат нас  в трудном  путешествии.  А  путешествие действительно, не из легких. И поэтому  мы будем не только  работать, но и немного отдыхать. В  добрый путь.

Задание №1. АТМОСФЕРА    Дайте определение понятия «Атмосфера».

Ответ: Атмосфера-это газовая оболочка (воздушная) Земли. Она удерживается силой притяжения Земли и совершает с ней совместное вращение.

2.     Какие газы входят в состав атмосферного воздуха?КАРТОЧКА    ( у  Доски _______________________________)

     Каково их соотношение? Заполнить таблицу.

 

Газы

Процент содержания в воздухе

 

 

 

 

 

 

 

Газы

Процент содержания в воздухе

азот

78 %

кислород

21%

Другие газы

1%

 Ответ:  Воздух это смесь газов, в  которой больше всего азота -78%,

Кислорода - 21%, остальные  газы -1% : (углекислый газ 0,03 %, водяной пар, случайные примеси ( пыль, аммиак, сернистый газ – 0,01 %, озон, гелий, водород и др.)

    3.  Постройте круговую диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов  ( в %)

                            (Карточки с диаграммами).

Работа с карточками диаграммами 1-2 мин.

Задание №2  Загадки  ( содержание загадок посвящено атмосферным процессам, атмосферным осадкам)

  1. Какой слой атмосферы называют «фабрикой погоды» (тропосфера, самый нижний слой, так как в нем формируется погода)
    2. Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов - Гром
    3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает - Ветер
    4. Разноцветное  коромысло через реку повисло – Радуга.
    5. Заря-зарница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, солнце скрыло – Роса.
    6. Выше леса, тоньше колоса. – Дождь.
    7. В холоде - горой, в избе - водой. – Снег.
    9. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса. – Дождь.
    10. Шел да шел, да и в землю ушел. – Туман.
    11. Скатерть бела, весь свет одела. – Снег.
    12. Крупно, дробно зачастило, всю землю напоило. – Дождь.
    13. С неба - звездой, в ладошку – водой. – Снег.
    14. Падает горошком, скачет по дорожкам. – Град.
    15. Летом – молчит, лежит-молчит, когда умрет, тогда заревет. – Снег.
    16. Пушиста вата плывёт куда-то
    Чем вата ниже – тем дождик ближе. – Облака.
    17. Без крыльев летят, без ног бегут, Без парусов плывут - облака
    18. Неизвестно, где живет. Полетит – деревья гнет – ветер.
    19. Чего в комнате не видишь?
    20.Ни веса ни цвета у него нету!
    21.Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
    22.Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. – Воздух

Молодцы! Пришло время  отдохнуть в пути, но отдохнем с умом, узнаем новое.

.Одно из самых жарких мест на Земле. Одно из таких мест – Долина Смерти в США. Она расположена на 85м ниже уровня моря. Летом, в июле, температура воздуха в этом районе поднимается до +39 градусов С, а иногда до +56,7 градусов С. Количество ясных дней в году в Долине Смерти доходит до 351.Посмотрим сюжет

 

Задание № 3 ТЕМПЕРАТУРА

Вычислить среднюю температуру воздуха и амплитуду по следующим данным: (у доски______________________________)

1 час ночи: +9° С
4 часа утра + 8° С
7 часов утра +7° С
10 часов утра: +11° С
13 часов дня : +19° С
16 часов дня: +18° С
19 часов вечера + 14° С
22 часа вечера +10° С
( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12° С  А= 12 )

Задание №4 ГОДОВОЙ ГРАФИК ТЕМПЕРАТУР

Используя имеющиеся у вас данные  наблюдения за погодой,  постройте на  листочках график годового изменения средних температур .( у доски_____________________________________)

 

месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

температура

-13

-17

-8

+3

+9

+14

+15

+16

+13

+3

-9

-16

 

Я думаю заслужили  передышку!

 .«Полюс холода» в Северном полушарии. Это поселок Оймякон в Якутии. В 1933 году температура здесь опускалась до – 72 С. Селение расположено на дне глубокой котловины. Холодный воздух оседает в эту котловину, стекая по склонам гор. В результате на дне котловины возникает «озеро холода».Посмотрим сюжет

Задание№5 ДАВЛЕНИЕ

 ---Что называется атмосферным давлением? (А.Д – это сила  , с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы)

----В  чем  измеряется давление ? (в мм ртутного столба)

--- Назовите нормальное атмосферное давление? (760мм РТ.ст)

Определите и укажите стрелкой, откуда и куда будет дуть ветер в следующих случаях:

А)   757 мм                  764 мм

Б)   762 мм                  760 мм

В)   771 мм                  763 мм

Г)   520 мм                  766 мм

Ответ: от большего к меньшему

Самый сильный ураган. 1837г. На Виргинских островах в Карибском море, ураган превратил в развалины крепость, которая защищает подступы к порту. 1881г. ураган выкинул крупное судно на скалы, расположенные на 3 м выше уровня океана.  Посмотрим сюжет

Задание №6  ВЕТЕР

--Что  такое ветер(движение воздуха в горизонтальном направлении

Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным (30дней  --- 6) (у доски____________________________________)

 

С

В

Ю

З

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

5

2

3

0

4

3

1

6

.Райский климат на Земле. Местом, где климат одинаково приятен для жизни человека во все времена года, считают остров Сайпан – Марианские острова в Тихом океане. Синоптики отмечали, что с 1927 по 1935г. температура там никогда не опускалась ниже +20 градусов С и не поднималась выше +31 градуса С.Посмотрим сюжет

Задание №7 АТМОСФЕРНЫЕ  ОСАДКИ

-- Что такое атмосферные осадки( Вода а жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях, называют А.О.)

--Какие виды  атмосферных осадков вы знаете(дождь, снег ,град, иней, роса, гололед, изморозь)

Постройте диаграмму количества осадков

 (две клетки - 10 мм.) ( у доски___________________________________________)

 

Месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Кол-во осадков, мм

50

53

61

48

58

44

69

68

55

72

76

80

 Высчитайте годовое количество осадков. (734)

Самое «мокрое» место на Земле. Самым «мокрым» местом на Земле считают гору Вай-оле-оле на Гавайях в Тихом океане. В этом месте дождь идет 335 дней в году, а сумма осадков за год составляет 11 684мм. Посмотрим сюжет

Задание №8  ОБЛАКА

«Облака, облака, пышные и белые,

Расскажите, облака, из чего вы сделаны».

Задание:  Определите тип облаков, из которых выпадают осадки, описанные в отрывках из произведений Майкова и Пастернака.

  1. Дождь дороги заболотил,

Ветер режет их стекло.

Он платок срывает с ветел

И стрижёт их наголо.

Брызжет дождик через сито

Крепнет холода напор.

Точно всё стыдом покрыто,

Точно в осени – позор.

(Б. Пастернак)

СЛОИСТО-ДОЖДЕВЫЕ

2. Помнишь, мы не ждали

Ни дождя, ни грома,

Вдруг застал нас ливень

Далеко от дома.

Дождик лил сквозь солнце,

И под елью мшистой

Мы стояли точно в клетке

Золотистой.

(А. Майков)

КУЧЕВО-Дождевые

ФИЗМИНУТКА

Ведущая : Ветер дует с севера ( учащиеся должны повернуться  лицом к северу), ветер дует с юго-востока ( учащиеся поворачиваются на юго-восток), ураган- все учащиеся кружатся, штиль- все присели), ветер дует с юга – лицом на юг, юго-запада, северо-запада, северо-востока.

Задание №9   «На метеостанции»

Командам необходимо соединить линиями приборы, которыми измеряют температуру, ветер, влажность, осадки, давление, найдя соответствие.

Анероид

Гигрограф

Снегомерная рейка

Термометр

Барограф

Флюгер

Гигрометр

Осадкомер

Температура

Давление

Ветер

Влажность

Осадки

(Температура - термометр; давление - барограф, анероид; ветер - флюгер; влажность - гигрограф, гигрометр; осадки - снегомерная рейка, осадкомер).

Задание №10  Приметы погоды

Сейчас проведем небольшую письменную работу. Я назову вам 10 примет погоды. Если примета соответствует хорошей погоде, ставите «+», если ненастной – «-». Ответы мы проверяем сразу. Если вы ответили правильно, обводите ответ в кружочек.

Учитель: Молодцы ребята!  Вот и закончилось наше трудное путешествие! Вы все справились, выдержали  проверку. Думаю  наши гости тоже.    Значение атмосферы для  человека огромно. Людям нужен чистый  воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы, и избежать экологической катастрофы. В нашей стране принят «Закон об охране атмосферного воздуха». Особую тревогу вызывают проблемы глобального изменения климата из-за выбросов в атмосферу различных газов, создающих парниковый эффект.

Рефлексия 


Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок 

Я на уроке 

Итог 

1. Интересно

1. Работал

1. Понял материал

2. Скучно

2. Отдыхал

2. Узнал больше, чем знал

3.Безразлично

3.Помогал другим

3.Не понял

 Домашнее задание: Нарисовать листовку «Охрана окружающего воздуха»

Оценки за урок. - Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья,  Обеспечивший успех
 Спасибо.

 

 

 

 

 

Тропосфера

Облака верхнего яруса (выше 6 км; состоят из ледяных кристаллов)

Перистые

7-10

Просвечивающие белые облака в виде отдельных параллельных или спутанных нитей; без осадков

Перисто-слоистые

6-8

Белая или голубоватая, довольно однородная тонкая пелена; без осадков

Перисто-кучевые

6-8

Тонкие, просвечивающие белые облака в виде ряби или скопления хлопьев; без осадков

Облака среднего яруса (2— 6 км; состоят из мельчайших капель и кристаллов льда)

Высококучевые

2-6

Белый, сероватый или синеватый слабо просвечивающий слой в виде волн; слабые осадки

Высокослоистые

3-5

Серая, иногда волокнистая пелена; слабый снег или дождь

Облака нижнего яруса

(ниже 2 км; состоят преимущественно из капель)

Слоисто-кучевые

0,3- 1 ,5

Слой с явно выраженной структурой в виде волн, гряд или пластин; слабый дождь или снег

Слоистые

0,5-0,7

Непрозрачный серый однородный слой; морось, снег

Слоисто-дождевые

0,1-1,0

Сплошная непрозрачная тёмно-серая пелена; обложной дождь, снег

Облака вертикального развития (0,4—0,5 км)

Кучевые

0,8-1,5

Облака с плоским серым основанием и белыми плотными куполообразными вершинами; обычно без осадков

Кучево-дождевые

0,4-1,0*

Массив облаков с тёмно-синим (почти чёрным) основанием и белыми вершинами; гроза, ливень, град, снежная или ледяная крупа








 















 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Тема: «Австралия» (6класс)

Урок обобщения с использованием технологии критического мышления....

конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"

Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....

Календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6классе

Развернутое календарно-тематическое планирование уроков изоискусства в 6 классе с пояснительной запиской и уровнем ЗУН....

Урок-путешествие "Вулканы" 6класс

Урок объяснения нового материала методом эвристической беседы технологии проблемного обучения с использованием ИКТ...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...