Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Рабочая ограмма по географии на 2014-15 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_6_kl._14-15_nov.docx61.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное

учреждение Озерского городского округа для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа № 34 VII вида»

        Согласовано на заседании ШМО        УТВЕРЖДАЮ:

        « 29 » августа 2014 г.        Директор МБСКОУ СКОШ № 34

                   Кузнецова М.В.___________

«___» ____________2014г.

Приказ № _____________

от_________________

Рабочая программа

по географии, 6 класс

Составитель: учитель географии

Горяйнова Я.О.

Озерский городской округ

Челябинской области

1.2. Нормативные, инструктивные и методические документы, обеспечивающие организацию образовательного процесса по предмету «География»

В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «Музыка» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.

Нормативные документы

Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N2273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

2. Об объявлении в Российской Федерации Года культуры / Указ Президента РФ от 22.04.2013 г. N2 375

3. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

4. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548 

5. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047.

6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

7. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067). 

8. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290).

9. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г.№ 19739). 

10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г№ 19739). 

11. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процесс е в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г.№ 19739).

Региональный уровень

1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013г.№ 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г.№01/4591.

4. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 25.08.2014 г. № 01-2540 «Об утверждении модельных областных базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся с ОВЗ общеобразовательных организаций Челябинской области на 2014-2015 учебный год».

Методические рекомендации

1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru.news.

3. Информационио-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.20 12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов // http://ipk74.ru/news.

5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads

1.3. Пояснительная записка

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально-ориентирование представление о Земле как планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. География – единственная наука, изучающая природные и общественные явления, структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки в целом, отдельных ее частей, природных и природнообщественных геосистем и их компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества. Кроме того, география – единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

1.3.1. Рабочая программа курсу «География. Землеведение. 6 класс» разработана в соответствии с основными положениями федерального образовательного стандарта основного общего образования. Данная программа разработана на основе программы О.А. Климановой, В.В Климанова для общеобразовательных учреждений «Землеведение» - 6 класс, М.: Дрофа, 2010 год. (сборник программ по географиии для общеобразовательных учреждений: География 6-11 класс.М.: Дрофа, 2010 г.

Программно-методический комплект по географии для общеобразовательных школ под редакцией О.А. Климановой – А.И. Алексеева соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования. Учебник «География. Землеведение. 6 класс» под редакцией О.А. Климановой рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год. УМК в целом позволяет реализовать цели краеведческого образования, сформировать ведущие компетенции краеведческого образования, обеспечивает уровень подготовки учащихся в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Рабочая программа учебного предмета «География. Землеведение. 6 класс» составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учётом психофизических особенностей обучающихся в коррекционной школеVII вида.

Рабочая программа разработана с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития. У обучающихся отмечается устойчивая сниженная работоспособность вследствие явлений психомоторной расторможенности и повышенной возбудимости, связанных с нарушением эмоционально-волевой сферы. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности, замедленной переработкой информации. Внимание учащихся неустойчивое, память ограничена в объёме, непрочна. В большей мере развито наглядно-действенное мышление и в меньшей степени наглядно-образное и словесно-логическое. Отмечаются функциональные нарушения речи.

Среди коррекционных задач выделены следующие:

- развивать познавательную активность учащихся;

- развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

- осуществлять нормализацию учебной деятельности, формировать умение ориентироваться в задании, воспитывать навыки планирования деятельности, самоконтроля, самооценки;

- развивать словарь, устную монологическую речь учащихся в единстве с обогащением ребенка знаниями и представлениями об окружающей действительности.

На каждом уроке предусмотрена коррекция и развитие функций обучающихся по следующим направлениям:

- формирование мыслительной деятельности (стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления, развитие конкретно-понятийного мышления);

- развитие памяти, внимания;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и (или) наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- формирование мотивационных, ориентировочно-мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- развитие предметно-практической деятельности;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие речи;

- развитие эмоционально-волевой сферы (коррекция поведения, развитие коммуникативных навыков);

- обогащение сенсорного опыта;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1.3.3. Областной базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов Челябинской области на 2014-2015 учебный год отводит 68 часа для изучения учебного предмета «География. Землеведение. 6 класс», из расчета  2 учебных часа в неделю.

На практические работы отводится 9 часов

Тематическое планирование уроков географии, 6 класс

Раздел

Количество часов

Введение

1

Раздел 1. Земля во Вселенной

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы

3

Тема 2. Изображение Земли на глобусе

5

Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности

Тема 3. Путешествия и их географические отражения

8

Тема 4. История открытия и освоения Земли

6

Раздел 3.Природа Земли

Тема 5. Как устроена наша планета

5

Тема 6. Внутреннее строение Земли

6

Тема 7. Рельеф Земли

7

Тема 8. Атмосфера и климаты Земли

10

Тема 9. Вода – «кровеносная система Земли»

Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни

Тема 10. Живая планета

3

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности

3

Тема 12. Природа и человек

5

Всего часов

68

        Курс «География. Землеведение» - пропедевтический курс, целью изучения которого является введение в курс географии, дающий базовые знания о природе земли, основных географических закономерностях и взаимосвязях природы и человека.

        Основной методической идеей курса является реализация деятельностного личностно-ориентированного подхода в формировании ключевых компетенций учителя. Через активную познавательную, поисковую, творческую деятельность формируются умения и навыки работы с источниками географической информации; приобретаются навыки логического и аналитического мышления, умения самим делать выводы, составлять памятки, активно использовать свой житейский опыт и наблюдения за окружающей действительности, экстраполируя его на изучаемые в курсе землеведения географические закономерности, явления и процессы.

        В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля, ее основными закономерностями и взаимовлиянии природы и населения.

1.3.4. Тематика содержания учебной программы в части реализации национально-региональных этнических особенностей и ее обоснование.

 урока

Тема НРЭО

1.

1.

Наблюдение тел живой и неживой природы на берегу озера Иртяш

2.

7.

Определение географических координат городов Челябинска и Екатеринбурга

3.

29

Полезные ископаемые Челябинской области

4.

35.

Рельеф своей местности

5.

39.

Горы Южного Урала

6.

50.

Климатические особенности своей местности

7.

53.

Реки Челябинской области

8.

54.

Озера Челябинской области

9.

60.

Почвы своей местности

10.

63.

Природная зона своей местности

11.

66.

Экологические проблемы Челябинской области

1.4. Календарно-тематическое планирование курса «География. Землеведение»

Дата

Тема урока

Коррекционная работа

Введение

1.

Что изучает география.

Экскурсия на природу

Формирование познавательной активности

Раздел 1. Земля во Вселенной

Тема 1. Земля – планета Солнечной системы

2.

Солнечная система

Формирование пространственно-временных представлений

3.

Движение Земли и их географические следствия

Развитие словесно-логического мышления

4.

Урок обобщающего повторения по теме «Земля во Вселенной»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 2. Изображение Земли на глобусе

5.

Глобус – модель Земли

Развитие зрительного восприятия

6.

Градусная сеть, параллели и меридианы

Развитие памяти

7.

Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота

Развитие памяти

8.

Определение географических координат по глобусу (урок-практикум)

Развитие предметно-практической деятельности

9.

Урок обобщающего повторения по теме «Изображение Земли на глобусе»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Раздел 3. Развитие географических знаний о земной поверхности

Тема 3. Путешествия и их географические отражения

10.

Путешествия как способ познания окружающего мира

Развитие предметно-практической деятельности

11.

План местности

Развитие пространственной ориентации

12.

Ориентирование на местности

Развитие предметно-практической деятельности

13.

Составление плана местности

Развитие пространственной ориентации

14.

Географическая карта

Развитие пространственной ориентации

15.

Многообразие карт

Развитие словесно-логического мышления

16.

Работа с картой (урок-практикум)

Развитие предметно-практической деятельности

17.

Урок обобщающего повторения и контроля знаний

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 4. История открытия и освоения Земли

18.

Географические открытия древности и средневековья

Развитие словесно-логического мышления. Развитие речи

19.

Великие географические открытия

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

20.

Открытие Австралии и Антарктиды

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

21.

Исследование океана

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

22.

Исследование внутренних частей материков

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

23.

Урок обобщающего повторения

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Развитие предметно-практической деятельности

Раздел 3. Природа Земли

Тема 5. Как устроена наша планета

24.

Облик земного шара

Развитие предметно-практической деятельности

25.

Свойство вод Мирового океана

Формирование логического мышления

26.

Движение вод в Мировом океане

Развитие пространственной ориентации

27.

Океанические течения

Развитие пространственной ориентации

28.

Урок обобщающего повторения по теме «Как устроена наша планета»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 6. Внутреннее строение Земли

29.

Горные породы, слагающие земную кору

Развитие предметно-практической деятельности

30.

Внутреннее строение Земли

Развитие зрительного восприятия

31.

Движение литосферных плит

Развитие пространственной ориентации

32.

Землетрясения

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

33.

Вулканы

Развитие речи,

 развитие познавательно деятельности

34.

Урок обобщающего повторения по теме «Внутреннее строение Земли»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 7. Рельеф Земли

35.

Рельеф и его значение для человека

Стимуляция мыслительной активности

36.

Изображение рельефа на планах местности

Развитие пространственной ориентации

37.

Изображение рельефа на географических картах

Развитие предметно-практической деятельности

38.

Основные формы рельефа Земли

Развитие памяти

39.

Горы

Формирование пространственно-временных представлений

40.

Равнины

Формирование пространственно-временных представлений

41.

Урок обобщающего повторения по теме «Рельеф Земли»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 8. Атмосфера и климаты Земли

42.

Атмосферный воздух

Формирование познавательной активности

43.

Температура воздуха

Формирование ориентировочно-операционных видов деятельности

44.

Атмосферное давление. Ветер

Формирование ориентировочно-операционных видов деятельности

45.

Атмосферные осадки. Облака

Формирование пространственно-временных представлений

46.

Погода и климат

Формирование мыслительных операций

47.

Циркуляция атмосферы

Развитие предметно-практической деятельности

48.

Климаты Земли

Развитие пространственной ориентации

49.

Работа с климатическими картами (урок-практикум)

Развитие пространственной ориентации

50.

Наблюдения за погодой

Развитие предметно-практической деятельности

51.

Урок обобщающего повторения по теме «Атмосфера и климаты Земли»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Тема 9. Вода – «кровеносная система Земли»

52.

Круговорот воды в природе

Формирование познавательной активности

53.

Реки

Развитие пространственной ориентации

54.

Озера

Развитие предметно-практической деятельности

55.

Подземные воды. Болота. Подземные воды

Развитие пространственной ориентации

56.

Ледники

Развитие пространственной ориентации

57.

Урок обобщающего повторения по теме «Вода – «кровеносная система Земли»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

Раздел 4. Географическая оболочка – среда жизни

Тема 10. Живая планета

58.

Биосфера – живая оболочка Земли

Формирование познавательной активности

59.

Закономерности распространения живых организмов на Земле

Развитие предметно-практической деятельности

60.

Почва как особое природное тело

Формирование пространственно-временных представлений

Тема 11. Географическая оболочка и ее закономерности

61.

Понятие о географической оболочке

Развитие речи

62.

Природные комплексы

Развитие зрительного восприятия

63.

Природные зоны Земли

Развитие зрительного восприятия

Тема 12. Природа и человек

64.

Стихийные бедствия и человек

Формирование познавательной активности

65.

Воздействие человека на природу

Формирование познавательной активности

66.

Охрана природы

Развитие творческих способностей

67.

Урок обобщающего повторения по теме «Природа и человек»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

68.

Урок обобщающего повторения по курсу «Землеведение»

Обобщение и коррекция пробелов знаний

1.5. Реализация практической части федерального государственного образовательного стандарта, федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Практические работы направлены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами.

Практические работы для 6 класса

п/п

№ ур.

Наименование работы

Примечание

1.

10

Составление рассказа о собственном путешествии

2.

12.

Ориентирование на местности

3.

23.

Составление таблицы «Как люди открывали Землю»

4.

24.

Нанесение на контурную карту географических объектов

5.

29.

Составление характеристики горных пород по плану

6.

37.

Определение по карте высот гор и равнин, глубин морей

7.

47.

Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры Земли»

8.

54.

Обозначение на контурной карте крупных рек и озер

9.

59.

Сравнение растительности степей и тундр

1.6. Перечень компонентов учебно-методического комплекта

Учебники:

География. Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2008.

Атласы:

Атлас. География. 6 класс – М.: Дрофа, 2012.

Контурные карты. География. 6 класс. – М : Дрофа,2012

Методические пособия учителя:

  1. Румянцев А.В. География. Землеведение. 6 кл.: методическое пособие к учебнику под ред. О.А. Климановой «География. Землеведение» / А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Чичерина О.В. Тематический контроль по начальному курсу географии./Чичерина О.В. – М.: Интеллект-центр,2000
  3. Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. География. Тесты. 6-7 кл.: учебно-методическое пособие.- М: Дрофа,2001
  4. Зотова А.М. Игры на уроках географии. 6-7 классы: методическое пособие для учителя/А.М.Зотова, - 3-е изд. стереотип. – М.: Дрофа, 2007
  5. Хабибуллин Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 6-7 кл. Р.Х.Хабибуллин – М.: Дрофа, 2002
  6. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
  7. Дронов В.П. География. Землеведение / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2010.
  8. Крылова О.В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. – М.: Просвещение, 2006.
  9.  Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением  - М.: Глобус,2010.
  10. Интернет-ресурсы

1.7. Требования к уровню подготовки учащихся

1.Называть (показывать):

- стороны горизонта; элементы градусной сетки;

- объекты на местности, пользуясь условными обозначениями;

- разные виды масштабов плана и карты;

- объекты условными знаками плана и карты;

- тепловые пояса Земли;

- основные формы рельефа Земли;

- географическую номенклатуру;

- методы изучения Земли;

- части реки;

- части рельефа дна Мирового океана;

- виды облаков;

- приборы и инструменты, необходимые для видеонаблюдений на местности;

- сферы Земли, их значение для жизни человека;

- численность населения Земли;

- основные расы.

2.Приводить примеры:

-адаптации человека и его хозяйственной деятельности в разных природных зонах;

-природных зон Земли;

- источников загрязнения сфер Земли;

- крупнейших городов мира (3-4);

- крупнейших народов мира;

- наиболее распространенных языков, религий;

- крупнейших по площади  и населению стран;

- маршруты великих путешественников и первооткрывателей;

- развития представлений человека о Земле.

3.Определять (измерять):

- географические координаты точки (на глобусе и карте);

- различия гор и равнин по высоте;

- местоположение географических объектов (по карте, плану);

- виды горных пород (в коллекции);

- амплитуду температур, среднюю температуру;

- количество осадков, температуру, влажность воздуха; атмосферное давление; направление и силу ветра; степень облачности при помощи наблюдения и метеоприборов;

- изменение температуры и атмосферного давления с высотой (решение задач);

- глубины Мирового океана (по карте);

- направления течения реки (по карте и плану);

- азимут на местности и плане;

- расстояние на местности, плане, глобусе и карте;

- относительную и абсолютную высоту точки на местности и плане;

- характер местности по горизонталям.

4.Описывать:        

- образ природного объекта;

- стихийные явления природы Земли;

- изменение температуры горных пород с глубиной;

- строение земной коры;

- образование и разрушение гор и равнин;

- тепловые пояса Земли;

- времена года;

- погоду по картосхеме, наблюдениям, календарю;

- природные зоны Земли;

- круговороты веществ на Земле;

- образование постоянных ветров Земли;

- образование морских течений;

- природные, социально-экономические и культурно-исторические объекты своей местности.

5.Объяснять:

- смену дня и ночи;

- смену времени года;

- смену тепловых поясов;

- возникновение ветра.

6.Прогнозировать:

- возможные изменения окружающей среды в результате хозяйственной деятельности человека.

1.8. Критерии оценивания ответов учащихся

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Критерии оценивания практических работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка « выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

Форма промежуточной аттестации – тестирование

  1. Контрольно-измерительные материалы

Тесты по географии (итоговый контроль)

Вариант 1

1.Выберите правильный вариант ответа. Земля расположена в галактике:

а) Большое Магелланово облако;     в) Туманность Андромеды;

б) Млечный путь;                               г) Водоворот.

2. Отношение длины на карте к длине на местности называется:

а) планом местности;           в) горизонталью;                                                                                              

б) глазомером;                      г) масштабом.

3. Прибор, изобретенный китайцами и способствовавший развитию мореплавания:

а) флюгер;                             в) солнечные часы;

б) компас;                              г) штурвал.

4. Географическими полюсами Земли являются:

а) северный и восточный;     в) западный и восточный;

б) южный и западный;           г) северный и южный.

5. Часть земного шара – твердая и одновременно пластичная:

а) мантия;         б) ядро;       в) земная кора.

6. На поверхности земли над очагом землетрясения расположен:

а) вулкан;                                     б) эпицентр;

в) гейзер;                                      г) кратер.

7. Верхняя твердая оболочка Земли называется:

а) гидросфера;                            в) литосфера;

б) ноосфера;                               г) атмосфера.

8. Наивысшая точка Земли имеет высоту:

а) 8848 м;             б) 8884 м;               в) 8000 м;

9. Каким цветом на физической карте обозначаются низменности:

а) голубым;                                 в) желтым;

б) зеленым;                                 г) коричневым.

10. Часть материковой земной коры продолжается под океаническими водами и называется:

а) шельфом;                                в) впадиной;

б) хребтом;                                 г) оврагом.

11. Состояние тропосферы в данный момент и в данной местности называется:

а) облачностью;                          в) атмосферой;

б) погодой;                                  г)  климатом.

12. Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью называется:

а) воздухом;                                в) дождем;

б) туманом;                                 г) облаками.

13. Каким прибором определяется направление ветра:

а) термометром;                         в) флюгером;

б) барометром;                           г) осадкомером.

14. Основную часть гидросферы составляют:

а) воды в ледниках;                    в) воды рек, озер, болот;

б) воды Мирового океана;         г) подземные воды.

15. Самый глубокий океан:

а) Атлантический;                       в) Индийский;

б) Тихий;                                      г) Северный Ледовитый.

16. Средняя соленость Мирового океана составляет:

а) 15‰                                             в) 25‰

б) 35‰                                             г) 45‰

17. Причины возникновения цунами являются:

а) скорость морских течений;           в) землетрясение и извержение подводных вулканов;

б) приливы и отливы;                        г) все вместе взятое.

18. Самый большой остров на Земле:

а) Мадагаскар;                в) Тасмания;

б) Гренландия;                г) Шри-Ланка.

19. Самое большое по площади озеро расположено на  материке:

а) Евразия;                      в) Антарктида;

б) Африка;                      г) Австралия.

20. Самая полноводная река в мире это:

а) Волга;                                            в) Обь;

б) Амазонка;                                     г) Нил.

Тесты по географии (итоговый контроль)

Вариант 2

1.Соседями Земли являются:

а) Меркурий и Венера;             в) Венера и Марс;

б) Юпитер и Нептун;                г) Марс и Уран.

2. Видимая часть земной поверхности между небом и землей – это:

а) горизонталь;                           в) рельеф;

б) горизонт;                                г) ориентир

3.Прибор для определения сторон горизонта:

а) термометр;                             в) компас;

б) масштаб;                                г) глазомер.

4.Экватор является:

а) самой длинной параллелью;                 в) самой короткой параллелью;

б) самым длинным меридианом;              г) самым коротким меридианом.

5. Из твердых минералов и твердых пород состоит:

а) мантия;           б) ядро;        в) земная кора.

6. Расплавленная масса в недрах земли называется:

а) плазмой;                                       б) лавой;

в) магмой;                                         г) пеной.

7. В центре земли находится:

а) мантия;                                   в) ядро;

б) эпицентр;                               г) земная кора.

8. Самой высокой вершиной мира является гора:

а) Аконкагуа;                              в) Эльбрус;

б) Монблан;                                г) Эверест (Джомолунгма).

9. Каким цветом на физической карте обозначаются горы:

а) темно – зеленым;                   в) темно – синим;

б) желтым;                                  г) коричневым.

10. Все неровности земной поверхности – это:

а) горы;                                        в) горизонтали;

б) рельеф;                                    г) возвышенности.

11. Подвижные части тропосферы, отличающиеся своими свойствами, называются:

а) туманами;                               в) облаками;

б) воздушными массами;           г) ветрами.

12. Вся влага, выпадающая из атмосферы на земную поверхность, называется:

а) росой;                                            б) осадками;

в) ветром;                                          г) инеем.

13. Каким прибором определяется атмосферное давление:

а) термометром;                               б) осадкомером;

в) барометром;                                 г) гигрометром.

14. Основную часть гидросферы составляет:

а) вода Мирового океана;                 в) подземные воды;

б) воды рек;                                       г) вода в атмосфере.

15. Океаном с наименьшей глубиной является:

а) Индийский;                                   в) Северный – Ледовитый;

б) Атлантический;                            г) Тихий.

16. Соленость воды измеряется в:

а) градусах;                                       в) промилях;

б) процентах;                                    г) граммах.

17. Причиной возникновения течений в океане являются:

а) неровности дна океана;               в) сила притяжения Луны;

б) постоянные ветры;                       г) все вместе взятые.

18. Самый большой полуостров на Земле:

а) Лабрадор;                                       в) Индостан;

б) Аравийский;                                  г) Скандинавский.

19. Самое соленое озеро на Земле расположено на материке:

а) Африка;                                         в) Австралия;

б) Евразия;                                        г) Антарктида.

20. Самая длинная река в мире это:

а) Енисей;                                          в) Волга;

б) Амазонка;                                      г) Нил

Ключ к тестам по географии – 6 класс (итоговый контроль)

Вариант 1

Вариант 2

1 – б

11 – б

1 – в

11 – б

2 – г

12 – г

2 – б

12 – б

3 – б

13 – в

3 – в

13 – в

4 – г

14 – б

4 – а

14 – а

5 – а

15 – б

5 – в

15 – в

6 – б

16 – б

6 – в

16 – в

7 – в

17 – в

7 – в

17 – б

8 – а

18 – б

8 – г

18 – б

9 – б

19 – а

9 – г

19 – б

10 – а

20 - б

10 - б

20 – г

  1. Прохождение программы, обеспечивающее реализацию рабочей программы

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы

По плану

Дано

Выполнение

программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса. Базовый уровень. Автор Климанова О.А.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы), авто...

Рабочая программа по географии 6 класс по Климановой

Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» составлена на основе Примерной программы по географии для основной школы, требований к результатам основного общего образования, представленных в фе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

рабочая программа по географии к учебнику Климановой О.А.

Программа содержит пояснительную записку,  содержание курса,  календарное и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.ФГОС

Рабочая программа по географии для 5-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г....