Урок по теме "Движение земной коры."
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Краснова Татьяна Николаевна

Урок составлен по ФГОС  ( с учетом развития УУД на уроках географии)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по географии 6 класс. Тема «Движения земной коры»

(конспект и презентация)

Цели: познакомить учащихся с видами движения земной коры; сформировать понятия «землетрясение», «эпицентр землетрясения», «очаг», «грабен», «горст»; формировать представление о непрерывном развитии земной коры.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Технология: Технология критического мышления через смысловое чтение; технология сотрудничества.

Форма урока:  самостоятельная работа и работа в группах

Ход урока

I. Организационный (учащиеся делятся на группы по 4 человека).

II. Актуализация опорных знаний.

Целеполагание (учащиеся должны сформулировать тему и цель урока). Учащиеся получают тексты с отрывами из литературных произведений, очерка журналиста (самостоятельная работа с информацией), ознакомившись с которыми называют тему урока и ставят перед собой цель и задачи.

Текст № 1.

1.Задание: внимательно прочитайте данные отрывки

1 отрывок из дневника американского журналиста:

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.


2 отрывок:

Толчок земли, еще, другой,
Покрылось небо слоем
пыли,
Повсюду стоны, груды тел,
Дома как по реке поплыли

Земля разверзлась, пар валит,
Как будто злобный Демон дышит…
Ни кто уж не взывает к небесам,
Боясь, что Бог их не услышит

2. Формирование новых знаний. Постановка и решение учебной проблемы.

Вопросы к тексту:

– Какое природное явление описывается в тексте?

– Что в тексте вас навело на эту мысль? (подчеркните слова или фразы  в самом тексте)

- Как ты считаешь, можно ли с помощью данного текста объяснить ПОЧЕМУ возникает данное явление в природе?

- Сформулируйте тему урока, поставьте перед собой цель и задачи, необходимые для раскрытия темы.

3.Самостоятельная работа с текстом и рисунком учебника: работа с понятиями, составление граф-схемы «Фиш - бон»

Основные характеристики природного явления

Основные характеристики природного явления

Учащиеся записывают в тетрадь определения «землетрясение», «очаг землетрясения», «эпицентр»

4. Постановка и решение проблемы : сравнение фотографий с последствиями после землетрясений, отличающихся степенью разрушения; определение по тексту силы землетрясения в баллах, характеристика.

Текст 2 (а)

…вчера произошло что то странное. Аквариумные рыбки начали метаться, как будто за ними охотится хищник. Баба Нина с 9 этажа сказала, что сегодня в нашем городе произошло землетрясение, так как у нее несколько минут дрожала люстра. Если это и было землетрясение, то почему я в своей квартире, которая находится на 2 этаже,   ничего не почувствовала? (2 балла, землетрясение очень слабое.)

Текст 2 (б)

…закачались ветки деревьев, хотя ветра почти не было. Когда хлопнула дверь в спальной комнате, я посмотрел на настенные часы – время застыло. Дверца шкафа открылась в тот момент, когда я почувствовал толчок в ноги…стало не по себе…(5 баллов, довольно сильное).

Текст 2 (в)

…перед ногами появилась трещина, асфальт словно дробили на непонятные куски. Везде паника, которая перекрывается шумом падающих зданий, деревья сильно раскачиваются, а многие просто ломаются…(8 баллов, разрушительное).

Текст 2 (г)

…тяжелые серванты словно ожили, качаются, двигаются, выплевывая из себя посуду, книги…За окном с треском сложился деревянный курятник и перекосило стены кирпичного гаража. С озера бежали рыбаки и кричали, что началось землетрясение. Как потом они рассказывали, сначала неожиданные точки земли свалили их с ног, а вода в озере стала мутной, как в луже…(7 баллов, очень сильное)

Текст 2 (д)

…прошел час. Час ужаса. Вертолет летел низко и медленно, как будто понимал, что нужна его помощь тем, кто там – на земле. Разрушенные мосты и дамбы, разрушенные даже крепкие здания. Реки  вышли из берегов. На земле сплошь трещины …(10 баллов, уничтожающее).

Текст 2 (е)

…исчезло мое село. Его больше нет! Передо мной  и моими уцелевшими односельчанами открылась ужасающая картина. Это не наш дом! Все разрушено, земля застыла волнами…куда исчезла наша веселая горная речушка? Ее больше нет! На ее месте – груды камней под тяжелым небом. Где наш утёс, у подножия которого мы хотели построить санаторий…ничего нет из того, что было нашей жизнью…(12 баллов, сильная катастрофа)

5. ежегодно происходит до 100000 землетрясений, катастрофических из них более 10. Как вы считаете, где чаще происходят землетрясения: на суше или на дне океана. Аргументируйте свой ответ.

6. постановка и решение проблемы.

   Во время катастрофического Гоби – Алтайского землетрясения 1957 г. силой до 12 баллов наблюдались сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные волны высотой до 10 м и гигантские зоны трещин протяженностью почти 900 км. Вдоль этих зон сформировались провалы до 20м.

Вопрос: Что нужно сделать, чтобы уменьшилось количество жертв? (работа с учебником). Прогноз землетрясений, сейсмограф.

7. Закрепление знаний. Составление каждой группой синквейна на тему «землетрясение»

III. Рефлексия (оценочная система с помощью смайликов: улыбка, нейтрально, неудовлетворение)

Карточка самооценки

Задание 1-2

Задание 3

Задание 4

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Итоговая оценка

IV. Домашнее задание, сообщение «Живой сейсмограф»

Приложение № 1 (презентация)движения земной коры.ppt

Приложение №2 «Оценка силы землетрясения»

Баллы

Характеристика землетрясения

1

Не ощущается. Отмечается только специальными приборами

2

Очень слабое. Ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми на верхних этажах зданий

3

Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий.

4

Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звук посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущается большинством людей.

5

Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев. Ощущаются многими людьми даже вне зданий.

6

Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полок книги, иногда трескается штукатурка, но разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.

7

Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины, осыпается штукатурка. Изменяется уровень в колодцах. В реках и озерах мутнеет вода. Могут наблюдаться оползни и осыпи.

8

Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются, часть их ломается, разваливаются прочие ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие  здания. В почве появляются трещины.

9

Опустошительное. Разрушаются дома. Появляются значительные трещины в почве.

10

Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрушаются водопроводные и канализационные трубы. Повреждаются плотины и дамбы. Возникают оползни, трещины и изгибы в почве. Из рек и озер выплескивается вода.

11

Катастрофа. Почти все каменные постройки, дороги, насыпи, мосты разрушаются. Образуются широкие трещины со сдвигами.

12

Сильная катастрофа. Разрушаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Изменяется вся местность. Изменяются русла рек. Образуются водопады. На поверхности грунта видны земляные волны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»

Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....

Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры

География, 5 класс, раздел "Земная кора"...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....