Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Поплавская Ирина Николаевна

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_geografii_8_klass.zip42.1 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Мартыновская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена                                                 Согласовано                                                           Принято

на заседании МО учителей                   на заседании МС                                 на заседании педсовета школы      Протокол №1                                                                                                                                            

ЕНЦ цикла                                                              школы                                              от                          года

Протокол №                                            Протокол №

от   августа   года                      от                             года                                        

Руководитель МО:                                   Руководитель МС:

(И.Н. Поплавская)                                        (С. А. Демьянюк)

Утверждаю

Приказом по школе

от                   года

Директор школы:                     (С.И. Зарудная )

Рабочая программа

по географии           для 8  класса

Общее количество часов    – 68

Основание для разработки программы:

1   Государственный стандарт общего образования.

2   Базисный учебный план.

3   Учебный план школы.

4   Примерная образовательная программа основного общего образования,

рекомендованная Министерством образования и науки РФ

5   Авторская программа под редакцией И.В.Душиной

                                                      Автор – составитель:   И.Н.Поплавская

                                                     Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень)
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения; программы по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И. В. Душиной.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений отводит 68 часов, из расчета 2 учебных часов в неделю.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий.

О своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения:

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в 8 классе основной школы, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Содержание учебного курса.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ          

Введение.  Особенности географического положения  России.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Моря России. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Практические работы.

 Элементы ГП РФ на контурной карте

 ФГХ одного из морей

Определение поясного времени

Природа России

Раздел 1. Общая характеристика природы

Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практические работы.

Установление взаимосвязи между формами рельефа, строением земной коры и ПИ на примере отдельных территорий.

Определение изменений солнечной  радиации.  средних температур января и июля, годового количества осадков, коэффициента увлажнения, типа климата.

Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и падения реки, возможностей её хозяйственного использования.

Определение  условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Раздел 2. Природные комплексы России

Природное  районирование. Природные комплексы (ландшафты). Ландшафты природные и антропогенные. Природное районирование

Природные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность.

 Крупные природные районы России. ФГХ крупных природных районов: Русская равнина, Северный Кавказ, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, горы Юга Сибири, Дальний Восток.

Практические работы.

Выявление по картам зависимости между природными компонентами на примере одной из природных зон.

ФГХ Русской равнины на контурной карте.

Оценка природных условий и ресурсов  для жизни и деятельности человека на примере одного из природных районов.

Ученики должны: уметь показывать на карте Крупные природные районы России, называть и показывать географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.), давать комплексную ФГХ, уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории, оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния их на обычаи и традиции людей, выделять экологические проблемы природных регионов.

Раздел 3. Рациональное природопользование и охрана природы

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Изменение природы под влиянием деятельности человека. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия. Роль географии в изучении и преобразовании природы. Экологическая ситуация в России.

Практические работы.

Составление паспорта зоны экологического бедствия

Ученики должны: уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географии  в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

Учебно – тематическое планирование

Раздел

Количество

часов

Практические

работы

Зачеты

Контрольные работы

1

Введение

1

2

Пространства России

7

2

3

Рельеф и недра России

4

2

4

Климат и климатические ресурсы

5

4

5

Внутренние воды и водные ресурсы

4

2

1

6

Почва и почвенные ресурсы

3

1

7

Растительный и животный мир

3

8

Природное районирование

7

2

1

9

Природа регионов России

24

1

10

Человек и природа

10

Всего:

68

13

1

2

Календарно – тематическое планирование

Название темы

Количество часов

дата

план

факт

Введение

1

1

Что изучают в курсе «Природа России»

1

2

Пространства России 7

1

3

Географическое положение России.

П.Р.Граница РФ

1

4

Моря, омывающие территорию России.

1

5

Как осваивали и изучали территорию России.

П.Р.Характеристика ГП России

1

6

Картографический метод в географии.

1

 7

Россия на карте часовых поясов.

1

8

Итоговый урок по теме: «Граница России»

1

Рельеф и недра России

4

9

Особенности рельефа России.

П.Р. Установление взаимозависимости тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых

1

10

Геологическое строение территории нашей страны.

1

11

Минеральные ресурсы России.

П.Р.Месторождения полезных ископаемых

1

12

Развитие форм рельефа.

1

Климат и климатические ресурсы

5

13

От чего зависит климат нашей страны.

П.Р. Характеристика климатических поясов и областей

1

14

Закономерности распределения тепла и влаги.

1

15

Типы климатов России.

П.Р. Определение коэффициента увлажнения

1

16

Зависимость человека от климатических условий.

П.Р. Определение особенностей погоды

1

17

Климат и климатические ресурсы.

П.Р. Оценка основных  климатических показателей

1

Внутренние воды и водные ресурсы

4

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

П.Р.Характеристика рек

1

19

Озера. Болота. Подземные воды.

1

20

Водные ресурсы. Охрана вод.

П.Р. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами

1

21

Зачет по теме: « Водные ресурсы»

1

Почва и почвенные ресурсы

3

22

Образование почв и их разнообразие

П.Р. Характеристика почв

1

23

Закономерности распространения почв

1

24

Почвенные ресурсы

1

Растительный и животный мир

3

25

Растительный и животный мир

1

26

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

27

Природно-ресурсный потенциал.

1

Природное районирование

7

28

Разнообразие природных комплексов России.

П.Р.Зависимости компонентов в природной зоне

1

29

Моря как крупные природные комплексы

1

30

Природные зоны России.

П.Р. Оценка природных условий природной зоны

1

31

Административная итоговая контрольная работа по итогам 1 полугодия

1

32

Разнообразие лесов России

1

33

Безлесные зоны на юге России

1

34

Высотная поясность

1

Природа регионов России

24

35

Русская равнина. Географическое положение и особенности природы

1

36

Природные комплексы Русской равнины.

1

37

Географическое положение Курской области.

1

38

Тектоническое строение, рельеф, полезные ископаемые.

1

39

Особенности климата Курской области.

1

40

Водные ресурсы

1

41

Почвенные ресурсы. Природные зоны.

1

42

Проблемы взаимодействия природы и человека. Охраняемые объекты.

1

43

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

1

44

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

45

Урал – «Каменный пояс» земли Русской.

1

46

Своеобразие природы Урала.

1

47

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.

1

48

Западно – Сибирская низменность.

1

49

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1

50

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

51

Природные районы Восточной Сибири.

1

52

Жемчужина России – Байкал.

1

53

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

54

Дальний Восток – край контрастов.

1

55

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

56

Природные ресурсы Дальнего Востока, их освоение.

1

57

Урок систематизации  и обобщения знаний по теме: «Природа регионов России»

1

58

Контрольная работа по теме: «Природа регионов России»

1

Человек и природа

10

59 -60

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

61

Географический фактор в развитии общества.

1

62

Антропогенное воздействие на природу

1

63

Рациональное природопользование

1

64

Особо охраняемые территории

1

65

Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране

2

66-67

Экологическая ситуация в России.

2

68

Урок – игра: «Человек и природа»

1

Учебно – методический комплект

И.И. Баринова Современный урок географии. Методические разработки уроков. М.: Школа-Пресс, 2000.

И.И. Баринова. География России. Природа. 8 класс. Краткий курс. М.: Дрофа, 1997.

Т.М. Беньковивич, Д.Л. Бенькович. Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. М.: Просвещение, 1997.

В.В.Климанов, О.А. Климанова. География в таблицах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2001.

О.А. Климанова. География в цифрах. 6 – 10 кл. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2000.

Т.С. Майорова. География. Справочник школьника. М.: ТКО «АСТ», 2003.В.В. Климанов,

Л.Е. Перлов. Изучайте географию по-новому. 7 – 10 классы. М.: «Евразийский регион», 1999.

Н.Н.Петрова, Д.В. Новенко. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.). М.: Школа-Пресс, 1999.

В.И. Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения. 6 – 10 классы. М.: АРКТИ, 2001.

Дидактические материалы, тесты, задачники:

И.И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии России. М.: Просвещение, 1998.

В.А. Кошева, А.А. Лобжанидзе. Тесты. География. 8-9 классы. М.: Дрофа. 2002.

А.А. Летягин. Тесты. География. 6 – 10 классы.. М.: «Олимп», 1999.

Н.Н. Петрова. Тесты по географии. 6 – 10 классы. Методическое пособие. М.: 2001.

В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 кл. М.: Дрофа, 2000.

П.М. Юрков. Георафические диктанты в 6 – 9 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. М.: Просвещение, 2000.

П.М. Юрков. Дидактический материал по физической географии. М.: Просвещение, 1999.

 Литература для обучающихся:

А.М. Берлянт и др. Физическая география: Справочные материалы. М.: Просвещение, 2000.

К.П. Сергеева. За страницами учебника географии. 8-9 класс. М.: Просвещение, 1997.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихсяпо    географии.

Оценка “5” ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “4”:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “3” (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “2”:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка “1”:

Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

2.Устный ответ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка “4” ставится, если ученик:

1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка “3” ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка “2” ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программногоматериала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

полностью не усвоил материал.

3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка “5” ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка “2” ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка “1” ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

4. Оценка выполнения практических  работ, опытов по предмету.

Оценка “5” ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

 5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

 6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с  материалами и оборудованием.

Оценка “4” ставится, если ученик выполнил требования к оценке “5”, но:

опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

или было допущено два-три недочета;

или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

или эксперимент проведен не полностью;

или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

 Оценка “3” ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах,   не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;  

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка “2” ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2.опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке “3”;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка “1” ставится, если ученик:

полностью не сумел начать и оформить опыт;

не выполняет работу;

показывает отсутствие экспериментальных умений;

не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.