конспект урока по географии 7 класс "Население Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Саможенкова Юлия Олеговна

урок изучения нового материала "населени Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naselenie_afriki.docx586.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока  «Население Африки»

  Цели урока:

Познакомиться с народами, населяющими Африку; узнать, как распределяются основные народы Африки по материку; выявить основные занятия жителей Африки, их образ жизни.

Продолжить формирование умения видеть причинно-следственные связи. Совершенствовать навык работы с различными тематическими картами.

Продолжить развивать интерес учащихся к изучению мира, стран, народов.

Продолжить формирование  общеученических и общечеловеческих компетенций.

Оборудование урока: карта «Народы и плотность населения мира», мультимедийный проектор , музыка «Там-тамов», раздаточный материал.

Эпиграф урока  

            «Богата, уникальна и многообразна Культура Африки,

               Она источник истории и философии…

               Африканская Культура – это Весна расцветающая !»

                                                                             Вильям Яо Дарко ( Гана)

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок географии у вас будет немного необычным, потому что вести у вас его будет не Юлия Викторовна, а я – меня зовут Юлия Олеговна.

Все друг к другу повернулись
Все друг другу улыбнулись.
Повернулись и ко мне
Улыбнулись - ка и мне!

II. Урок начинается с чтения стихотворения об Африке:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ!

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей ее узнав,

Чья Африка? Спросите у меня,

И я отвечу вам «Она моя!»

До смерти, до скончания времен –

Родная мать для всех, кто здесь рожден!»

Не случайно наш урок начался именно с этих строк. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! Об Африке.  И для начала проверим как вы усвоили тему прошлых уроков.

Каждой группе я раздам карточки. Внимательно прочитайте текст, найдите и зачеркните неправильные суждения о материке Африка.

 «И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев  и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»

( на выполнение 5 минут, проверка, выступление одной из групп)

А сейчас посмотрите на доску и подумайте: какова тема сегодняшнего урока?

(На доске тема «Население Африки» с набором букв)

Правильно, тема нашего урока «Население Африки», также сегодня мы узнаем о том, как человек повлиял на природу Африки.

Примечание. Во время сообщения темы и цели урока учителем на проекторе демонстрируются слайд №1

  Какова будет цель нашего урока?  

 

Не ходите, дети, в Африку гулять заклинают родители Танечку и Ванечку в сказке К.И. Чуковского. Но ребята, конечно же, не послушались и убежали в Африку. Ведь этот континент манит жителей северных широт, как никакой другой, - вероятно, потому, что на его необъятных просторах стались места, куда ещё не ступала нога человека. Предполагают даже, что среди болот и лесов бассейна реки Конго до сих пор могут жить динозавры. А в эпоху, когда люди побывали практически везде, так хочется оказаться первопроходцем!

Слайд №2

  Сегодня мы постараемся совершить путешествие по Африканскому континенту. Цель нашего исследования познакомиться с населением Африки. Узнать, что же за люди живут в таких необыкновенных условиях, познакомиться с особенностями коренного населения материка, с расовым и этническим составом.

Прочитайте эпиграф на доске. В конце урока мы должны сделать вывод почему Вильям Яо Дарко  так  сказал  о культуре Африки .

Работать сегодня мы  будем  в  группах.   Это будет   небольшое соревнование,  подведя  итоги   которого  в конце урока,  мы сможем  оценить работу каждого.  

Этапы урока вы можете проследить  по плану. (Обращаюсь к доске, где записаны этапы данного урока).

          1.Организационный момент

          2.Работа с карточками

          3.Исследовательская работа

          4.Заметки путешественника

          5. «Все флаги в гости к нам»

6. Влияние человека на природу Африки. Исследование

7.Викторина.

          8.Вывод по уроку

          9.Рефлексия на уроке

          10.Домашнее задание

 Перед вами лист, на котором представлен план исследовательской работы. Вам  предстоит  устно  ответить  на  вопросы  этого плана и письменно заполнить таблицу, предложенную в нем .

                                        План:

Вопрос 1 Как распределено население Африки по материку?

Откройте в атласах тематическую карту «Народы и плотность населения мира». Слайд-карта №3,4

         Ответ: Крайне неравномерно.

         Объясните,  в  чем эта  неравномерность  выражается.  В  каких  местах население редкое? Какие особенно плотно заселены?

        Ответ: Очень большие пространства материка имеют низкую плотность (1-50 чел. на 1 км)  значительные территории вообще не заселены; более высокая плотность наблюдается на побережье Средиземного моря, Гвинейского залива, на юге материка вдоль реки Нила и Конго, берегах озер.

        Сделайте вывод, какие факторы оказывают воздействие на неравномерное распределение населения по материку.

         Ответ: На размещение населения оказывают воздействие природные, исторические и экономические факторы.

Слайд №5

Вопрос 2  На какие регионы делится Африка?слайд №6

Посмотрим на доску и ответим на вопрос

           Ответ: Северная, Центральная, Южная и о-в Мадагаскар. (Подписываем в таблице регионы Африки.)

 Вопрос 3 Какие расы живут на территории Африки ? слайд№7

          Ответ : Экваториальная, европеоидная, монголоидная

(Подписываем в таблице расы)

 Вопрос 4.  Знакомимся с основными народами Африки.

Заполняем таблицу, используя карту народов в атласе. слайды №8-11

 Вывод по работе с таблицей :

           Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. Он насчитывает от 500 до 700 народов и этнических групп. Крупнейшие из них – арабы, хауса, иоруба, фульбе, игбо, амхара ,арома, малагасийцы, зулусы, говорящие на разных языках.  Основным  является  арабский язык,  на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

   

 Задача следующего этапа урока, познакомиться  с некоторыми из народов, населяющими Африку. С условиями их проживания, образом жизни семейными обычаями, традициями и нравами.

        Русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

            Итак,  мы отправляемся  в  путешествие  по Северной Африке.  

Стать  настоящими  путешественниками  и  почувствовать африканский колорит  нам помогут фотографии, а чтобы в дороге не было скучно, нас будет сопровождать арабская музыка.

                                    - рассказ об арабах – с презентацией

  Итак - древний Египет. Самым удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной», а себя — «людьми Черной (земли)», по цвету плодородной почвы низменной долины Нила.

                Обычно в египетских семьях много детей. Как правило, деревенские дети с раннего возраста  начинают  помогать  родителям в полевых работах..

Бедуины в Египте живут в пустыне. У них нет документов. Бедуины занимаются тем, что кочуют по пустыне на верблюдах, живут в шатрах, пьют воду из бурдюков. У них  нет электричества, газа, зато у каждого есть оружие. Причем важнее винтовки считается только верблюд. Чем больше у бедуина верблюдов, тем он богаче.

Никто толком не может объяснить, почему марокканцы, особенно женщины в хиджабах, не любят, когда их фотографируют. По одной из версий, они боятся, что из фотографий с ними сделают открытки. Другая версия связана с их неграмотностью (многие девочки в раннем возрасте уходят замуж, не получив даже начального образования), и фотокамера для них – шайтан-машина, могущая навести порчу или сглаз. В любом случае, нужно уважать их просьбы и не делать фотографий, если они попросили их не снимать.

         

          Традиционная  мужская  одежда  крестьян  (феллахов) – длинная, до пят, рубаха из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета (галабея),  которая  надевается   поверх   коротких штанов.  

  Женская одежда состоит из длинного черного платья со свободными рукавами и черного платка на голове, которым прикрывают нижнюю  часть лица при встрече на улице  с мужчинами.  

                          Основная пища - каши, лепешки, кислое молоко, кус-кус (вареные маленькие макароны из пшеничной крупы), мясо, жареное на вертеле, и в виде фарша, рыба, пирожки, бобовые подливы, острые соусы, оливковое масло, сухофрукты и блюда на их основе, чай, кофе.

   

 

 

На этом я прерву свой рассказ о жителях Египта, хотя о них можно много и долго говорить. Ведь Африка - это не только Египет, но и другие государства и народы. И я предлагаю вам отправиться в гости к масаям, пигмеям, туарегам и малагасийцам и познакомиться с их образом жизни. Для этого каждая группа получает индивидуальное задание.

  (Раздаю карточки с названиями народов, а также сообщения о них)

Вы вплотную знакомитесь с конкретными жителями материка, изучаете их быт, нравы, обычаи и от первого лица представляете этот этнос. Чтобы вам было проще вжиться в образ, я принесла несколько аксессуаров.

Физминутка

Самостоятельная работа учащихся. Заполнение характеристик.

         (См. приложение  раздаточный материал для каждой группы)

Туареги

  Самые   свободные женщины Африки - это женщины  туарегов.

Мы – племя кочевников Африки, заслуживают самого пристального внимания. Нас называют самым …………(гордым),самым………….(независимым)и самым………..

(красивым) народом Африки. А ещё нас называют «………..синим ) народом пустыни» потому что мы красим сои одежды в цвет индиго, причем сухим методом – вбивая камнями крупинки  индиго. Причем………(мужчины) закрывают лицо почти полностью вуалью , спасаясь изначально от пыли пустыни, а потом уже сделав эту привычку традицией .       …………..(женщины туареги) лицо не прикрывают ничем. Туареги -матриархальное племя .Вождем племени является…………(мужчина). В качестве косметики , женщины используют ………..(охру,  хну, сурьму) и украшают себя ювелирными украшениями, причем мистически боятся ……….(золота) и носят только ………..(серебро).Наши мужчины туареги самые …………..(безжалостные и сильные) воины Африки, а также лучшие………(торговцы). Наш дом ………(фелиджа). Хижина ……….(ночью) не имеет ни окон но дверей.

Масаи

 

Я из самого ……. и самого известного племени Восточной Африки. Обитаем в природной зоне…………………………………….Мы считаем себя самым ………..народом Африки .Мы знаем  ……… и живем за счет домашнего скота .Это Верховный  Бог Энгай даровал нам всех  животных на свете .(земледелия и ремесел)

Питаемся мы……………………………………………………………………............................

…………………………………….молоком или кровью животных. Мясом – в исключительных случаях.

На временных стоянках……….строят округлые жилища из веток и………………. ,где нет окон.

Чем больше у масая оттянуты мочки ушей ,тем он более ………….и ………………

Количество жен у мужчины массая зависит от…………………(величины его стада)

В давние времена юноша в племени мог считаться мужчиной только после того, как сумел ………………………….(убить копьём льва.)

В настоящее время ………………………………………………………………………………..

                 

Пигмеи.

В непроходимых чащобах ………….(тропического леса) живём – мы, самые……… люди нашей планеты. Рост наш………… см.

Внешние признаки: относительно короткие (для африканцев) ноги ,по сравнению с туловищем, …………….нос ,………..рот………, губы……… , цвет кожи………. ., волосы……

Основные наши занятия  ……………. и……………….. и…………….

Мы кочуем, каждый раз воздвигая на опушках незатейливые постройки круглой или овальной формы из………….и…………………………………………………………………

Наше основное оружие………………Мы великолепные охотники и наше любимое мясо……….. Вот как мы охотимся на слонов………………………………………………....

…………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………….

У нас существует особая техника ловли рыбы…………………………

   

Малагасийцы.

Наш народ проживает на острове………………………..(Мадагаскар)_

Основное наше занятие…………………(земледелие и рыболовство)

Основная культура-………(рис), его сажают на естественно заболоченных почвах, кроме него выращиваем…………(батат картофель, др. овощи) Любимая пища..............................

Уход за скотом (выпас, дойка пр.) – почётная обязанность……………. (мужчин и подростков) Зебу……….. это ( одногорбые небольшие быки и коровы). Земледелие, а особенно обработка почвы и сбор урожая считается делом…………….. (женским).

Главное орудие мальгаша………… (ангади, узкая длинная лопата с вогнутым лезвием).

Мы миролюбивы и наше главное правило: ……………………………………….. ( худой мир лучше доброй ссоры) Мотыльки, летающие по нашему острову это………….( духи умерших) У нас есть священные животные…………..(корова и лемуры), священные деревья……….. (фиговые).

 

Ребята, давайте подведем итог нашей работе. Кто, на ваш взгляд, был наиболее убедительным и эмоциональным, представляя свой народ.

(Высказывания учащихся, заполнение таблицы соревнования)

Следующая часть нашего урока- Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Каждая группа будет работать с ноутбуком. Я вам раздаю задания, пользуясь интернет ресурсами и ноутбуком , вы должны будете составить краткий отчет по своей теме.

1 группа http://umeda.ru/ - вверху Страна -выбираем Африка- Далее Африка человек и природа

2 группа http://uz.kiev.ua/- Африка- Охрана видов

3 группа- на рабочем столе у вас есть презентация «Экологические проблемы Африки». ВАША ИЗУЧИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖИТЬ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

4 группа-http://africa-tur.ru/aboutafrica/740/1082/-Охрана природы Африки

На работу отводится 10 мин

Если останется время

6.Викторина

  А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали выступления своих друзей. Объявляется викторина. На каждый заданный вопрос нужно быстро ответить и заработать призовое очко.

1.Узнай их  

На фотографиях  представители тех народов, о которых мы говорили в течение урока. Определите по фотографиям представителя своего племени. (пигмеи,малагасийцы, масаи, туареги)

2. Особенности питания. На этих фотографиях изображены основные продукты питания наших народов. Определите их основную пищу.

7.Выводы по уроку (Обращение к эпиграфу)

 Заканчивая наш урок, вновь обратимся к эпиграфу:

- Что же позволило Вильяму Яо Дарко сказать о культуре Африке следующее (зачитать эпиграф).

8.Рефлексия.

    1.Понравился ли вам наш урок? Чем?

    2.О чем мы говорили на этом уроке?

    3.Что нового вы узнали?

    4.Какие этапы урока вам запомнились лучше всего?

    5.Какие желания у вас появились?

9.Домашнее задание .Слайд №29

1.Параграф  п.25подготовить к пересказу;

2.Составить кроссворд по теме «Население Африки» 

                                                                                                                       

1 группа http://umeda.ru/ - вверху Страна -выбираем Африка- Далее Африка человек и природа

2 группа http://uz.kiev.ua/- Африка- Охрана видов

3 группа- на рабочем столе у вас есть презентация «Экологические проблемы Африки». ВАША ИЗУЧИТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖИТЬ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

4 группа-http://africa-tur.ru/aboutafrica/740/1082/-Охрана природы Африки

Туареги.

Самые свободные женщины Африки –……………………………...

Нас   называют……………………………………………………………………………….А еще  нас называют «………………………………….

Вождем племени является……………………………………..

       Мужчины туареги считаются …………………………………………………………

 При том, что женщина владеет семейными владениями, мужчина туарег обязан содержать семью. Основным занятием остается…………………………………………..

      Главную и значительную часть рациона питания у нас составляют…………………………………………………

Мясо мы потребляем в пищу только………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..    

        Шатер кочевников туарегов

            «Крыша нашего постоянного дома –……………………………………………………….

ночью хижины ………………………………………………………………….

http://za-kaddafi.org/sites/default/files/images/20130129151132.jpg

Гордые масаи –пастухи и воины.

             Мы считаем……………………………………………………

Мы  живем  за счет……………………………………….

       На временных стоянках мы ………………………………….,. В наших  хижинах…………………………………………..

       Начиная с 3 лет………………………………………………………..

 чем больше у масая оттянуты мочки ушей ,……………………………………………...

      Количество жен у нас зависит…………………………………………….       Подростки уходят из племени, ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

        Поклоняемся мы…………………………………………………..

           Все песни у нас……………………………………………………….

        Традиционный цвет одежды воинов ………………………………………………………………………………………………………………………

Masai - Who is talking about Masai on FLICKR

Пигмеи.

    Мы самые ………………………………………………. Рост от …………………………………, кожа  …………………….., волосы ………………………. , губы………………………………………

             Мы  занимаемся ……………………………………………………………………. Оружие …………………………………………………………………..

            Питаемся только тем,………………………………………………………... наше любимое мясо………………………....

        На охоту отправляемся …………………………………………………..

Лишь самые опытные охотники решаются идти в лес в одиночку. Всем видам добычи мы предпочитаем……………………………………………

Главная задача охотника ………………………………………………………………

Мы очень музыкальный…………………... Встречая чужаков , мы издаем……………………………. Наша одежда –………………………………...

Пигмеи из Африки Естественные Науки против глупости, невежества и лжи

Малагасийцы – народ, основное население острова Мадагаскар, говорят на малагасийском (малагашском)  языке.

        Мы занимаемся……………………………………………... Основная культура –…………………………... Главное наше орудие труда …………………………………………… На засушливых равнинах западного побережья главная отрасль хозяйства ……………………………Почётная обязанность …………………………………. Земледелие считается…………………………………. Мы разводим  зебу –…………………………………………………………………………

Кроме риса мы сажаем……………………………………………………………………………….

        Мы живем  в……………………………. домах.

         основу питания составляет…………………….. .Молоко мы едим …………………………………….        Глубоко укоренившегося правила нашего  народа: ………………………………………………………………………………

Промежуточная раса - эфиопы - Картинка 4826/61

Исследовательская работа

По теме: «Население Африки»

План:

        

        1. Как распределено население Африки по материку?

  Объясните причины различной плотности населения.

        2. На какие регионы делится Африка?

  Можно использовать текст учебника  

        3. Какие расы живут на территории Африки?

          4. Познакомиться с основными народами Африки.

  Анализируя карту народов Африки заполнить таблицу.

                                   Население Африки                                 Таблица №1

Африка

Расы

Народы

 

Африка человек и природа

Африка человек и природа,

Природа материка сильно изменена в результате хозяйственной деятельности человека. В экваториальных лесах человек издавна занимался подсечно-огневым земледелием, что привело к сокращению их площадей и замене коренных лесов вторичными. Выжигание трав саванн для удобрения почвы также наносит большой урон растительности и особенно животному миру.

Невосполнимый ущерб природе континента нанесли европейские колонизаторы – охота на животных, вывоз ценных пород древесины, создание плантаций какао, масличной пальмы, арахиса, чая и др. Распашка земель, неумеренный выпас скота, засухи, развитие эрозии, добыча минеральных ресурсов значительно сократили размеры пахотных земель и почв. Начали интенсивно развиваться процессы опустынивания, в последние годы в Африке принимают действенные меры по сохранению природных ландшафтов: на границах с пустынями участках высаживают леса, ограничивают выпас скота на территориях с разреженной растительностью и нарушенным почвенным покровом, обводняют засушливые площади, создают новые заповедники и национальные парки.

Общее число охраняемых территории достигло почти 400, большая их часть – в саваннах. Национальные парки охотно посещаются туристами и приносят немалый доход. Самые известные национальные парки Восточной и Южной Африки: Киви, Кагера, Серенгети, Крюгера и др. По особенностям природных компонентов и природных комплексов в Африке выделяют четыре крупных региона: Северная Африка, Центральная Африка, Центральная, Восточная и Южная

Охрана природы Африки

В числе первоочередных проблем по охране природы для А. наиболее актуальны растущие потери тропич. лесов, с.-х. земель и пастбищ, расширяющееся опустынивание, чрез-мерная эксплуатация ресурсов дикой природы, исчезновение целых видов фауны и флоры. В силу экологич. неустойчивости и уязвимости тропич. лесных формаций наибольшие потери как в численности видов, так и в биол. продуктивности экосистем наблюдаются в Тропич. странах. Результатом антропогенных воздействий на леса тропич. А. является непосредств. сокращение лесных площадей, развитие вто-ричных лесов и саванн, а также усиление эрозии почву, обмеление рек, сокращение численности животных и т. д. Гл. причины продолжающегося сокращения лесов — подсечно-огневая система земледелия, лесоразработки в масштабах, истощающих лесные ресурсы, а также стр-во дорог и рост городов. Ежегодно производится вырубка лесов на пл. 10—15 млн. га. Сведение лесов связано также с энергетической проблемой. Ок. 70% общего потребления энергии покрывается за счет древесного топлива. По оценкам специалистов, тропич. леса Вост. А. вряд ли сохранятся до 2000 года, если не будут приняты неотложные и действенные меры по охране и восстановлению уцелевших лесных массивов в горах Улугуру и Усамбара в Танзании, Рувензори в Уганде и Заире и др. В Зап. и Центр. А. в результате беспорядочной пром. эксплуатации леса быстро отступают, что создаёт угрозу полного исчезновения биологически редких и очень ценных пород деревьев (напр., окуме Клайна) и целых экосистем.

Вопросы охраны окружающей человека среды стали предметом между нар. обсуждения после Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей среды (1972), в к-рой приняли участие 34 афр. страны. Создание (со штаб- квартирой в Кении) Программы ООН по окружающей чело-века среде (ЮНЕП) также способствовало разработке проб-лем охраны природы в А. ЮНЕП и др. междунар. орг-ции оказывают помощь развивающимся странам А. в создании учеб-ных программ и курсов по подготовке нац. кадров специалистов и экологич. образованию молодёжи, а также в организации работ по охране окружающей среды, улучшению усло-вий жизни в городах и сел. местности.

Отражением нац. политики, направленной на рационалное и комплексное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, вытекающей из стремления пр-в сочетать индустриализацию с охраной окружающей среды и здоровья человека, является создание специализир. министерств и ведомств в 25 странах континента. Заложены основы межафр. сотрудничества в области охраны окружающей среды, напр. 16 прибрежных стран Зап. и Центр. А., собравшиеся на совещание в Абиджане (1981), подписали конвенцию по сотрудничеству в области охраны и освоения мор. среды и прибрежных зон этих р-нов, а также протокол с целью содействия борьбе с загрязнением среды в случае критич. ситуации,

В нек-рых странах производится оценка запасов лесных ресурсов, возобновление лесов в плантац. условиях, создание резерватов. Девять афр. гос-в согласовали статьи конвенции, направленной на улучшение управления тропич. лесами и др. экосистемами региона. В 1980 достигнуто соглашение о создании Центра науч. информации и документации по тропич. экологии и координации деятельности в этой области на национальном, региональном и междунар. уровнях (в Камеруне).

В структуре земельного фонда материка пахотные земли занимают ок. 8% общей площади (данные ФАО, 1983). Осн, причинами разрушения почвенного покрова считают возрастание плотности с.-х. населения, сокращение сроков пере-логов в системе подсечно-огневого земледелия, рост поголовья скота и увеличение нагрузки на пастбища, а также дорожное стр-во и сведение лесов, что вызывает катастрофич, смыв почв и развитие эрозии, особенно на склонах.

Предлагаемые способы борьбы с разрушением почвенного покрова включают восстановление лесного и травянистого покрова на эродируемых площадях, контроль за состоянием пастбищ, контурную вспашку, террасирование и обваловывание полей. Во многих странах (Нигерия, Кения, Танзания, Уганда) изучаются разл. методы обработки почв и их влияние на степень эрозии почв на склонах разной крутизны. В р-нах орошаемого земледелия с.-х. потенциал почв заметно снижается за счёт их вторичного засоления в результате нерациональной практики полива.

Комплексный подход к проблемам охраны природы включает также охрану пастбищ, что поможет создать прочную кормовую базу для развития жив-ва и сохранить биотипы дикой фауны материка — важного ресурса для пополнения мясных продуктов в питании населения. В зоне пустынь и полупустынь, где улучшение пастбищ не даёт положит, результатов, практикуется кочевое жив-во и замена домашних животных дикими копытными. Улучшают естеств. паст-бища за счёт травосеяния, внесения удобрений и применения др. агротехнич. приёмов. Проведена большая работа по классификации пастбищ и изучению возможностей их использования.

Вырубка лесов и уничтожение естеств. растительности, леревыпас скота, чрезмерная обработка земли являются одной из причин опустынивания. Пустыни и полупустыни занимают 40% площади континента. Опустынивание в Сахеле и др. зонах охватило св. 1 млн. к м² . Дистанц. наблю-дения и мониторинг в р-нах, прилегающих к Сахаре, позво-лили установить, что причиной опустынивания является не многолетнее уменьшение кол-ва осадков, а хищнич. исполь-ование природных ресурсов в аридных и семиаридных зонах. Создан Межгос. к-т по борьбе с засухой в Сахеле, в к-рый вошли Буркина-Фасо, Гамбия, Мавритания, Мали, Острова Зелёного Мыса, Сенегал и Чад. В выполнении плана мероприятий по борьбе с опустыниванием большую помощь странам Судано-Сахельского региона оказывает от имени ЮНЕП служба ООН по Сахелю.

В 19 в. и особенно в нач. 20 в. резко снизилась численность многих крупных животных, а нек-рые виды (зебра- квагга, голубая лошадиная антилопа) полностью истреблены. Для сохранения быстро исчезающей фауны и флоры ещё в колониальный период создано неск. нац. парков и заповедников: Вирунга (быв. назв. Киву) на границе Заира и Руанды (1925), Серенгети в Танзании (1940), Цаво в Кении (1948), Рувензори (быв. назв. Куин-Элизабет) а Уганде (1952). Вопросы охраны фауны А. неоднократно были предметом обсуждения на совещаниях Междунар. союза по охране природы. В нек-рых афр. странах отстрел диких животных разрешён только по лицензиям. Создаются новые охраняемые территории (в т, ч, нац. парки, заповедники, резерваты, ботанич. заказники, рекреационные парки). В 1982 в А. их насчитывалось более 140 общей площадью св. 45 млн. га, наибольшее их число находится в Кении (17) — 2,1 млн. га и др. Охраняемые территории играют важную роль не только в сохранении генофонда уникального растит, и животного мира А., но и являются важным источником доходов для многих стран (напр., ежегодный доход от туризма В Кении составляет 100 МЛН. ДОЛЛ.). Г. Д. Шадрина.


«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев  и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев  и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев  и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»

«И вот сбылась моя мечта! Волны Тихого океана плещутся о берег Африки. Ах, Африка – самый большой материк планеты! Как же я мечтал тебя увидеть; эти шапки снегов по берегам реки Нил, а эти проливные дожди, длящиеся по три месяца на севере материка? Да, Африка, ты навсегда останешься в моей памяти, как обладатель самых высоких и удивительно красивых гор мира – Драконовых! А население, всегда мечтал познакомиться с обычаями и традициями знаменитых племен пигмеев  и нилотов! Я обещаю тебе – я вернусь!»

Охрана видов

В конце 1970-х гг. надежды на спасение горной гориллы от вымирания оставалось совсем мало: леса, где они обитали, вырубались, и численность животных быстро сокращалась. Затем, однако, в Руанде стала проводиться в жизнь программа но привлечению туристов с целью наблюдения за жизнью горных горилл, и популяция животных начала медленно увеличиваться. Кроме того, несмотря на долгие годы военных конфликтов в этом регионе, стали сокращаться незаконная охота на горилл и вырубка их родных лесов.

ЗАПАДНАЯ РАВНИННАЯ ГОРИЛЛА
Западная горилла - наиболее широко распространенный подвид из нескольких подвидов равнинной гориллы. Чаще всего этих животных можно встретить на болотах или лесных полянах, где они кормятся травой, листьями и плодами. Как показали последние исследования, численность западных горилл значительно больше, чем прежде считали ученые, и составляет сегодня примерно 200 тыс. особей.

ГОРНАЯ ГОРИЛЛА
Горные гориллы живут группами из 7-10 особей, каждую из , которых возглавляет старый самец с серебристой А шерстью на спине. Гориллы - самые крупные приматы планеты, но, несмотря на размеры / и устрашающий вид, это очень миролюбивые существа.


ГОРНАЯ ГОРИЛЛА

Susa group, mountain gorilla.jpg

РАВНИННАЯ  ГОРИЛЛА

Gorilla Mom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по географии в 7 классе "Народы Африки"

конспект урока для 7 класса "Народы Африки"....

Конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки

конспект урока по географии 7 класс полезные ископаемые и рельеф Африки учитель МОУ СОШ №1 Коротицкая Л.Ю....

план- конспект урока по географии "Климат Африки"

Развернутый конспект урока по теме климат Африки. Соответствует требованиям ФГОС. Указаны цели и задачи, подробно описаны этапы урока...

Конспект урока по географии в 7 классе "Внутренние воды Африки" (+презентация)

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ В 7 КЛАССЕУчитель – Субеева Лилия ХалилулловнаПредмет – географияКласс – 7Тема: Внутренние воды Африки.Цель урока для учителя:  раскрыть особенности вн...

Конспект урока по географии на тему "Внутренние воды Африки".

Материал к уроку географии на тему "Внутренние воды Африки". Здесь есть план-конспект урока, опорный конспект для учащихся, дополнительные материалы к уроку....

Конспект урока по географии " Климат Африки"

Это урок является первым в разделе  "Африка". На этом уроке ученики узнают, что Африка самый жаркий материк....