План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Кравченко Валентина Петровна

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kravchenko_valentina_petrovna.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Кравченко Валентина Петровна

Учитель  географии  

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа п. Пионерский Советский район  Тюменская область  ХМАО –Югра.

План- конспект урока  по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового.

Оборудование урока: презентация «Сельское хозяйство мира», статистический материал на листах: урожайность пшеницы в разных странах, производство пшеницы  в странах, урожайность пшеницы, производство молока в мире.

Класс поделен на две группы.

  1. Введение в тему.

Мы начинаем изучать тему 5 «География отраслей мирового хозяйства. Пользуясь схемой в учебнике стр 122 , скажите, какие  блоки изучения включает в себя тема?

Мы  сегодня начинаем изучать тему 5 с географии сельского хозяйства мира.  Но сельское хозяйство не является ведущей отраслью в  экономике  большинства  стран мира.  Его доля в ВВП мира составляет лишь 10 %. Тогда  почему мы начинаем изучать отрасли мирового хозяйства именно с этой отрасли? Выскажите свои предположения.

 Ожидаемые ответы:

-  с\х д древняя отрасль, появилась на ранних этапах развития человечества

- с\х наиболее распространенная отрасль. В мире нет  такой страны, в которой  не существует с\х

-  в с\х занято более 2,5 млд. Человек- это 50%  экономически активного населения мира.

Учитель:  итак, запишем тему в тетрадях. Чтобы вы хотели узнать о с\х мира?

Это и есть задачи нашего урока.                         (слайд №1 или объявление  словесное задач)

  1. Изучение нового.

Вспомним из курса «География России» 9 класс  что такое АПК? Каков состав АПК?

                                                                                       ( слайд №2 или ответы учащихся)

(слайд №4 карта «Занятость населения мира в промышленности и с\х»)

Вопрос: в какой группе стран преобладает  доля занятых в с\х ?

0жидаемые ответы

- в развивающихся странах   более 80 % занятых,  в развитых менее 10 %

Учитель:     почему такое различие занятых? Наша задача разобраться в дальнейшем!

Вспомним, от каких факторов зависит растениеводство и в целом развитие с\х?

(уч-ся обычно называют природно  –климатические факторы)

Но только ли природные факторы  являются ведущими  в развитии с\х?

Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание : пользуясь статистическими данными на ваших столах, выберите показатели по предложенным странам , указанных в таблице №1 .заполните таблицу и сделайте вывод.

Вид заполненной таблицы

страны

Климатический пояс

Производство пшеницы ( млн.т)

Урожайность пшеницы(ц\га)

Производство молока (млн.т)

Франция

умеренный

35,4

67,4

24,2

Турция

умеренный

20

21,5

10

США

субтропический

57,3

28,3

82,5

Алжир

субтропический

2,7

15,1

1,5

Бразилия

Тропический

2,5

15,9

25,3

Эфиопия

тропический

2,8

18,1

1,7

Вывод:  развитие с\х зависит не только  от природных условий, в большей степени  влияют  экономические факторы

 Учитель: с\х есть в каждой стране мира. Типов с\х  насчитывается  более 50. Но все типы можно  объединить  в две группы:

( на доске высвечивается      Группы сельского хозяйства

                                     

                                                               /                                   \

                                Товарное                                       потребительское)

Задание: каждая группа с\х имеет свою характеристику. Пользуясь учебником стр 140 и опорными словами (слова выписаны либо на доске ,либо на слайде , либо на карточках) 1 группа учащихся выбирает предложения и слова товарного хозяйства , а 2 – потребительского

                                         /                                                           \

Крупные ,хорошо организованные                         плужное и мотыжное земледелие,

плантации и фермы                                                    кочевое скотоводство,

высокомеханизированное земледелие,                собирательство и охота,

интенсивное животноводство,                                    малотоварное, обеспечивающее

 внедрение автоматизации и микроэле -                  пропитание семьи,

ктроники.                                                                        Слабомеханизированное.

(по ходу беседы выполняем в тетради схемоконспект)

- для каких стран  характерна каждая группа с\х?

                                    /                                                                            \

Экономически развитые страны                                           развивающиеся страны

- слово «статисту»                (опережающее задание; подобрать материалы из учебника «Интересные факты стр 167)

                                /                                                                                  \

Районы «сытости»                                                                    Районы «голода»

-  Что делать районам «голода» , чтобы накормить свое население? Покупать продукты питания у экономически развитых стран?  Но за них надо расплачиваться валютой.

Тогда  вспомним историю. Когда проявляется недовольство классовых слоев в стране,  какие события происходят?

( ответы учащихся; переворот, война, бунт,револбция)

- какие исторические революции вы знаете?

- в 60-е годы в с\х тоже  прошла  « зеленая  «революция.  Какая у нее была цель? Каковы результаты?   (Ответ на стр 142 учебника     или       (слайд №7)

- районам «сытости» революция не нужна. Какую  политику ведения с\х они предпринимают?  (ответ стр учебника 140)

                                 /                                                                 \

Агробизнес                                                           « зеленая « революция

Учитель: в мировом с\х отрасль растениеводства  занимает ведущую роль, оно наиболее распространено. Причем , зерновые культуры лидируют по занимаемой площади. В мире есть 3 «хлеба»- пшеница, рис , кукуруза.

Задание : пользуясь картами учебника стр 144-145 заполните обобщающую таблицу  «Основные зерновые культуры мира» и сделайте вывод

Вид заполненной таблицы

культура

Районы выращивания

Страны-лидеры  по выращиванию

Страны-экспортеры

пшеница

Китай, Индия , Россия , США , Франция

США, Франция, Канада, Австралия, Аргентина

рис

Китай, Индия, Вьетнам, Бангладеш, Индонезия

Мьянма, Таиланд

кукуруза

США, Китай , Ю. Америка , Центр и Вост Африка

США , Канада , Бразилия, Китай , Мексика, Франция

США , Канада, Бразилия

-итак, что мы узнали о с\х на уроке?

- какие главные выводы вы усвоили?

- о чем бы вы хотели узнать подробнее?

  1. Тест на усвоение

1.Наибольшее количество зерна на душу населения производится в:

  1. Индии и Канаде
  2. Аргентине и Франции
  3. Нигерии и Египте
  4. Дании и Венесуэле

  1. Крупнейшими мировыми производителями пшеницы являются:

1)Бразилия и Австралия

2) Китай и Индия

3) Германия и Польша

4) Аргентина и Индонезия

        3.   Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Европы и Юго-Западной Азии является:

              1) рис          2) кукуруза         3) рожь         4) пшеница

  1.  Ведущей  зерновой культурой в большинстве стран Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии является:
  1. Кукуруза         2)  просо            3)  рис        4)   пшеница

  1. Ведущей зерновой культурой в большинстве стран Латинской Америки и Восточной Африки является:
  1. Ячмень            2)     кукуруза            3)     пшеница         4)  рис

  1. Из перечисленных стран крупными мировыми экспортерами пшеницы являются:
  1. Вьетнам и Япония                    2) Аргентина и Норвегия

3)Канада и Австралия                   4) Египет и Великобритания

( ответы 1-2, 2-2, 3-4, 4-3, 5-2, 6-3.)

  1. Домашнее задание прочитать самостоятельно о других культурах растениеводства стр143-148 . приготовить презентацию о национальных блюдах Франции, Турции, Египта, России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии на тему "Сельское хозяйство мира"

Методическая разработка урока "Сельское хозяйство мира" для 10 класса....

План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе

Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...

Практическая работа «География сельского хозяйства мира»

Данная практическая работа выполняется обучающимися при изучении соответствующей темы в курсе "Экономическая и социальная география мира"...

презентация по географии к уроку "Сельское хозяйство мира"

презентация содержит иллюстративный, статистический материал, необходимый при изучении данной темы...

Элективный курс "География сельского хозяйства и почв мира"

Элективный курс "География сельского хозяйства и почв мира"  предназначена для предпроыфильного образования в старшей школе....

Презентация по географии 10 класс (В.П.Максаковский) на тему "География сельского хозяйства и рыболовства"

Презентация для изучения нового материала по теме "География сельского хозяйства и рыболовства"...

География сельского хозяйства мира.

Методическая разработка...