план-клнспект урока по теме "Промышленное производство и экологические проблемы"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Кравченко Валентина Петровна

сформировать понятие о стандартах качества окружающей среды

сформировать умение соотносить экономичесую и экологическую безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon promyshlennoe_proizvodstvo_i_ekologicheskie_problemy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 9 класса по теме: «Промышленное производство и экологические проблемы»


Тема: Промышленное производство  и экологические проблемы.

Цель: 1.Сформировать понятие о стандартах качества окружающей среды, о ректабельности производства.

  1. Формирование умений учащегося соотносить экономическую и экологическую безопасность, находить экономически и экологически обоснованный выход из конкретной ситуации.
  2. Воспитание экологической культуры.

Оборудование: таблицы «Стандарты качества окружающей среды», «Затраты и выгоды от очистки озера». Плакаты по охране природы, изготовленные учащимися.

План.

  1. Организационный момент, постановка цели урока перед учащимися:

Возможно ли решение экологических проблем с учетом экономических интересов производства?

  1. Изучение нового материала:

1.Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем примирить производство и окружающую среду. Можно ли найти то заветное равновесие между Природой и хозяйственной деятельностью человека. Как вы уже знаете, сегодня, чтобы запустить какое- либо промышленное предприятие в эксплуатацию, требуется экологическая экспертиза вначале проекта, а затем проводится мониторинг за изменениями в окружающей среде, вызванные деятельностью данного предприятия.

  1. Беседа с учащимися по таблице «Стандарты качества окружающей среды»

ПДК - предельно допустимая концентрация вредных веществ; стандарты качества включают также ПДУ — предельно допустимый уровень физического воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое);

ПДВ - предельно допустимый выброс (газов), устанавливаемый для каждого источника загрязнения, превышение которого опасно для окружающей среды и здоровья человека;

ПДС — предельно допустимый сброс жидкого загрязнителя — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени для обеспечения норм качества воды;

ПДП — предельно допустимое поступление загрязнителя — количества вещества, поступающего на определенную площадь в единицу времени в количествах, образующих концентрации, не превышающие установленные ПДК;

ПГП - предельное годовое поступление.

  • Какими показателями руководствуются в своей работе экологи-эксперты и технологи промышленного предприятия?
  • Какие промышленные производства называются «грязными» производствами и почему?

2. Введение учащегося в игровую ситуацию.

- И так, нормы определены, казалось бы только соблюдай их, и будет всё в порядке. Но в жизни, к сожалению, часто возникают конфликтные ситуацию между производством и окружающей средой, которые приводят к обострению экологических проблем в промышленных зонах страны. Потому что экономическая выгода является самоцелью большинства предприятий. Как сломать сложившийся стереотип поведения хозяйственника? А может быть все-таки можно учесть экономические интересы предприятий-загрязнителей, людей, работающих и живущих здесь при решении экологических проблем? Проведем игру «Экономика и экология».

Представьте, что на берегу озера расположен город, жители которого работают на химическом комбинате по производству пластмасс. Жителей пригородной зоны занимаются рыболовством. Химический комбинат сбрасывает отработанные воды без должной очистки в озера, поэтому артель рыбаков несет убытки.

Администрация города по требованию рыбаков и партии «зеленых» пытаются найти выход из создавшейся ситуации. С этой целью решено провести общегородскую конференцию, где будут выслушаны все стороны.

Чтобы принять правильное решение, приглашена экспертная независимая комиссия, которая рассмотрела возможность создании очистных сооружений с разной степенью очистки, а также различными затратами и выгодами, получаемыми от их использования. Свои данные они представили в таблице «Затраты и выгоды от очистки озера»

Варианты очистных сооружений.

Степень очистки стоков в %

Затраты на строительство и эксплуатацию. (млн. руб.)

Возможные доходы от улова рыбы.(млн.руб.)

1.

20

160

350

2.

40

380

650

3.

60

630

900

4.

80

940

1100

5.

100

1300

1250

  1. Задания группам.

- Сформировать свою позицию и защитить.

а)        Химический комбинат, их позиции: « Затраты на строительство очистных сооружений руководители сократят прибыль и как следствие сокращение заработной платы рабочих».

б)        Администрация города: Понимает необходимость сооружения очистных сооружений и понимает нужды предприятий, на котором работает 60% трудоспособного населения города. Но у администрации много других жизненно важных статей расходов: строительство жилья, ремонт детского сада, помощь пенсионерам и т.д.

в)        «Рыбаки» ратуют за полноценную очистку; так как это принесет им максимальные доходы от лова рыбы.

г)        «Зеленые». Окружающая среда должна быть чистой; наше экологическое сознание должно быть выше, чем экономическая выгода. Пора задуматься о том, что останется после нас ни Земле! Администрация должна выделить деньги на 100% очистку озера, или закрыть химический комбинат.

  1. Обсуждение позиций.

а)        химический комбинат: «Мы понимаем важность строительства очистных сооружений, но из- за экономических трудностей, мы не можем себе позволить «5» вариант, так как тогда расходы

на строительство очистных сооружений и их содержание намного превысят наши доходы и наше производство станет нерентабельным. А это не допустимо! Поэтому мы можем себе позволить самый «дешевый вариант».

б)        администрация: Мы согласны на второй вариант и то при условии, что расходы на строительство поделим с комбинатом. Администрация согласна с замечанием, что напрасно допустила запуск комбината без очистных сооружений.

в)        Рыбаки: «Мы за «5» вариант, потому что выиграют не только рыбаки, но и все жители города. Ведь озеро это еще и источник пресной воды для города и место отдыха его жителей.

г)        «Зеленые» так же настаивают на варианте «5», приводят факты, доказывающие необходимость очистки стоков. Демонстрируют плакаты, призывающие спасти Землю для наших потомков.

  1. Заключение эксперты:

Мы подсчитали затраты на строительство очистных сооружений и возможные доходы артели рыбаков.

  1. вариант. Доходы у рыбаков > ,чем затраты на строительство и составят 190 млн.руб., но

степень очистки всего 20%.

  1. вариант. Доходы увеличиваются до 270 млн.руб. и степень очистки возрастет до 40%.
  2. вариант. Доходы составляет 270 млн. руб., а степень очистки уже 60%
  3. вариант. Доходы снизятся до 160 млн. руб., хотя степень очистки возрастет до 80%
  4. вариант. Расходы превысят доходы, производство станет нерентабельным, поэтому данный

вариант сегодня не рационален.

Вывод: оптимальный вариант сегодня «3» и предприятие будет рентабельно, и комбинат не нужно закрывать, и воды будут очищаться на 60%.

И еще мы рекомендуем химическому комбинату перейти на замкнутый цикл водоснабжения, т.е. очищенные воды снова запускать в технологический процесс и это позволит решить проблему загрязнения озера.

  1. Закрепление: обсуждение результатов деловой игры.

Вопросы для обсуждения

Ответы учащихся

1.

Какие производства являются «грязными»

теплоэлектроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическое производство.

2.

Почему неосуществимо предложение по максимальной очистке озер»

Предложении нереально, так как огромные затраты, превышающие возможные прибыли; и есть другие проблемы, которые требует средств.

3.

Что такое рентабельность производства.

Превышение доходов над расходами предприятия.

4.

Почему заключение экспертов оказало решающее влияние на выбор всех сторон.

Решение экспертов рентабельно и отражает желание всех участников

5.

Какой фактор должен стать главным в размещении «грязных» промышленных производств.

Экологический.

  1. Вывод: таким образом, найден оптимальный вариант строительства очистных сооружений на данный момент. Значит можно устранить нарастающий конфликт между производством и Природой, было бы только желание у человека.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить словами из Экологического манифеста, автором которого является Н.Ф.Ремерс.

.. .Не природа требует дальнейшего преобразования - человечество нуждается в новых устоях жизни ... Всегда что-то происходит за счет чего-то. И нужно думать и считать, что получаем и что теряем. Считать и снова думать. Иначе нить Ариадны оборвется и не приведет к благополучию. Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека, на мир людей и мир природы. О разрушении и так позаботится время. Впереди огни благополучия.

Они вечны. Пусть к нелегок, борьба тяжела. Светлая цель оправдывает любые усилия. Объединимся же под знаком мудрости Экологического Гуманизма !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».

      Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На  уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

План-клнспект открытого урока по физкультуре в 5 классе

главная цель данного урока -обучение технике выполнения акробатических упражнений и технике  опорных прыжков через гимнастический козёл.    ...

Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)

Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...