Календарно - тематическое планирование по географии для 6 класса.
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Пасечко Людмила Григорьевна

 Календарно - тематическое планирование к учебнику Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_klass.doc288.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Березовская ООШ Купинского района

Утверждаю:

Директор школы____________Л.Г. Пасечко

Календарнро-тематическое планирование

2014/2015

       

Пояснительная записка

           Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Кроме того, в программу включены зачеты, по наиболее важным темам курса.

Цели.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

 Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

 В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

·               основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·               географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

·               выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

·               находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

·               приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

·               составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

·               определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

·               применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·               ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

·               учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

·               наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

·               проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         Рабочая программа  учебного курса  «Физическая география»  для 6 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
  • Авторская программа для общеобразовательных  школ:  География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. - Т.П. Герасимова. Начальный курс географии -  М., Дрофа, 2004 г.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067
    "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год"
    (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
  • Учебного базисного плана школы.

Реализация краеведческого компонента в преподавании  начального курса географии

По проекту Федерального  Базисного плана на изучение учебного предмета «география» на этапе основного общего образования отводится 245 часов учебного времени. В том числе: в 6 классе – 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю; в 7,8 и 9 классах – по 70 часов, из расчета 2 часов в неделю. При этом следует обратить внимание, что 35 часов (1 час в неделю) учебного предмета “География” в 6 классе основной школы перенесен в региональный (национально-региональный) компонент для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности.

Этот час рекомендуется использовать учителям географии для преподавания интегрированного учебного курса “Краеведение” или для преподавания краеведческих модулей в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента (проведения практических работ по темам начального курса географии с использованием краеведческого материала). Далее представлен вариант тематического планирования начального курса географии (6 класс)  с включением содержания краеведческой направленности.

         Изучение краеведческого материала – необходимый и значимый компонент содержания школьного образования. Именно он позволяет, с одной стороны, создать зримую, целостную картину мира, дать представление о связях в природе, о взаимосвязях природы и общества, а с другой стороны, - представляет возможность, рассмотреть и узнать детально все составляющие природы, жизни и деятельности населения, их взаимодействия на определенной, конкретной территории.  В основу школьного краеведения заложена та мысль, что своё близкое и в природе, человеческой жизни и в хозяйственной деятельности понятнее, проще, яснее, чем чужое и далекое. Даже отдельные примеры, взятые учителем из жизни, очень оживляют изложение и делают его более понятным и доступным. Даже отдельные примеры такого порядка в известной мере перекидывают внимание с книжных примеров на реальную жизнь.

Цель реализации краеведческого компонента: создание условий для развития личности учащихся, формирование у школьников системы взглядов, принципов и норм поведения в отношении окружающей их среды, понимания роли людей и значение их деятельности в оптимальном соотношении природы и общества,  воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

Задачи:

1. Развитие устойчивого интереса учащихся к происходящим в природе и обществе географическим явлениям и процессам, происходящим в Новосибирской области.

2. Воспитание чувства патриотизма, любви к Родине, бережного отношения к природе и ее богатствам через встроенное изучение особенностей природы и населения родного края.

3. Овладение системой комплексных географических знаний о своей области.

4. Формирование географической культуры и географического мышления и связанных с ним умений:  

- оценивать природные условия и ресурсы с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;

- оценивать экологическую ситуацию в своем крае и последствия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

5. Вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно обретать новую географическую информацию из различных источников (карты, картосхемы, дополнительная литература, периодическая печать, ресурсы Internet).

Тематическое планирование составлено на основе  варианта тематического планирования, в котором отражен краеведческий компонент в преподавании  начального курса географии, на переходный период, период создания регионального компонента  федерального стандарта Новосибирской области.

 (Из пояснительной записки НИПиКРО) Предлагаемый вариант тематического планирования составлен НИПиКРО по учебникам традиционной линии, но может быть использовано, с небольшой корректировкой и в других вариантах. Все рекомендации являются примерными и могут быть изменены учителем с учётом особенностей образовательного учреждения и класса.

В качестве учебных  пособий, содержащих информацию о природе, населении и хозяйстве Новосибирской области, порекомендованы:

1.В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова География Новосибирской области. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 1994г.  

2.Т.Н. Троицкая, В.И. Соболев Наш край в древности и средневековье. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 1996г.  

3.  Атлас юного туриста -  краеведа Новосибирской области.

4. Электронный атлас НСО.

УКМ:

1.Учебник Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2006

2. Атлас. География. Начальный курс. - М.: Дрофа,2009.

3. Сиротин И.В. Рабочая тетрадь по географии. 6 кл – М.: 2009

Доп литература по Новосибирской области:

1. В.М. Кравцов, Р.П. Донукалова География Новосибирской области. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск,1994.

2. Т.Н. Троицкая, В.И. Соболев Наш край в древности и средневековье. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. Новосибирск, 1996г

3. Атлас юного туриста – краеведа Новосибирской области.

4. Электронный атлас НСО

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работа с контурными картами.

Учебно-тематический план  (70 часа)

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

экскурсии

1

Введение.

4

3

1

2

Изображения земной поверхности:

1 План местности

2. Географическая карта

-

8

8

2

4

3

Строение земли. Оболочки Земли.

1.Литосфера

2. Гидросфера

3. Атмосфера

10

14

12

2

4

3

4

.Разнообразие и распространение организмов на Земле. 

2

5

 Взаимосвязи компонентов природы

3

1

1

6

Население Земли

5

1

7

Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу

4

1

ИТОГО

70

21

2

Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя -  как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

        Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

№ урока

Тема урока

Содержание краеведческой направленности

Требования к ЗУН

Рекомендации

Практические работы

Д\З

Дата проведения

Введение (4 час)

1

География как наука.

Понятие малая Родина. Источники географических знаний. Значение географический знаний о природе, населении, хозяйстве родного края.

Знать: понятия «география», «малая Родина»;

Значение географических знаний.

Уметь: находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области.

На первом  уроке происходит знакомство учащихся с новым интересным предметом.  Для того чтобы этот урок был незабываемым, возможны самые разные формы его проведения. Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения.

§1 стр. 3-4, в. в конце §

03.09

2

Путешествия и географические открытия.

Открытие и исследование Сибири русскими первопроходцами.

Роль сибирских ученых в современных исследованиях земной поверхности.

Уметь: показывать на физической  карте - Западную Сибирь, НСО.

Использование межпредметные связи с историей Сибири. Возможна экскурсия в один из институтов СО РАН.

Пр. р. №1 «Нанести на к/к  маршруты путешествий Ф. Магелана, Х. Колумба». Пр. р. №2 «Надписать названия материков и океанов».

§2. Стр. 4-7, отв на вопросы в конце §.

08.09

3

Земля–планета Солнечной системы.

Знать: Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю.

§3. Стр. 7-9 в. в конце §.

10.09

4

 Экскурсия. Методы изучения Земли.

Традиционные и современные методы изучения Земли. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов ваше местности.

Знать: Традиционные и современные методы изучения Земли.

Уметь: фиксировать результаты наблюдений, вести долгосрочные наблюдения за погодой, явлениями природы.

Самая эффективная форма проведения данного урока – экскурсия, с использованием простейших приборов и приспособлений для организации наблюдений.

Пр. р.  №3«Наблюдение за погодой, высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов».

д/з нет

15.09

Раздел I. Изображение поверхности Земли

Тема 1. План местности (8часов)

5

 Понятие о плане местности.

Виды изображения местности (работа с планами, картами, аэрофотоснимками г. Новосибирска и Новосибирской области).

Знать: понятие  план местности.

 Виды и способы изображения местности.

Уметь: отбирать то или иной вид изображения местности в зависимости от задания.

Использовать аэрофотоснимки, карты, планы территории  Новосибирска и Новосибирской области,  поиск информации о Новосибирске с помощью компьютерных систем

§4стр. 10, вопр 1-2 в конце §

17.09

6

Условные знаки.

Виды условных знаков. Изображение с помощью условных знаков территорий прилегающих к школе, к населенному пункту и т.д.

Знать: понятие -  условные знаки. Основные виды условных знаков.

Уметь: изображать определенную территорию  с помощью условных знаков, «читать» план местности.

Использовать для отработки умений планы местности, прилегающие к школе, находящиеся в непосредственной близости от вашего населенного пункта.

§4 стр. 10-11 вопросы3-4 в конце §.

22.09

7

Масштаб.

Масштаб, формы записи  масштаба. Решение задач практической направленности с помощью масштаба (на примерах своей местности).

Знать: понятие – масштаб. Виды масштабов.

Уметь: определять расстояния на карте и местности с помощью масштаба.

Применять простейшие инструменты для определения количественных характеристик

Использовать разные способы измерения расстояний с помощью: шагов, землемера, рулетки, дальномера и т.д.

Пр. р №4 «Определение на местности направлений, азимутов, расстояний».

§5стр 12-14, вопросы 5-6 в конце §

24.09

8

Стороны горизонта. Ориентирование.

Основные и промежуточные стороны горизонта. Направление сторон горизонта на местности и плане. Определение азимута. Использование компаса. Решение задач практической направленности с помощью компаса (на примерах своей местности).

Знать: понятия – ориентирование, азимут.

Уметь: определять направление сторон горизонта на карте и местности  по местным признакам и с помощью компаса.  

Отработка умений работы с компасом, лучше организовать на пришкольной или прилегающей к ней территории.

Пр. р №4 «Определение на местности направлений, азимутов, расстояний».

§6 стр. 15-17, вопросы в конце §.

29.09

9

Изображение на плане неровностей земной поверхности на плане.

Обозначение на плане относительной и абсолютной высот, отметка высоты. Устройство нивелира. Определение относительной высоты возвышенных форм и глубины понижений при помощи нивелира (на примерах своей местности).

Знать: понятия – рельеф, относительная и абсолютная высота, горизонталь, Берг-штрих. .

Уметь: определять относительную высоту и глубину понижений при помощи нивелира.  

Отработка умений работы с нивелиром, лучше организовать на пришкольной или прилегающей к ней территории.

§7стр.17-20, вопросы в конце §

01.10

10

Съемка местности. Способы глазомерной съемки.

Наземные способы съемки местности – инструментальная, глазомерная, с планшетом. Простейшая съемка местности.

Уметь: применять навыки работы  компасом, рулеткой, нивелиром для  съемки местности. Представить результаты измерений в разной форме

Практическое задание  может иметь следующее задание: «Составить путь из школы домой, из дома к  какому – либо значимому объекту с помощью компаса, записной книжки и карандаша изобразить схему маршрута».

§8, стр. 21-22 практ. задание.

06.10

11

Составление простейших планов местности.

Составление простейшего плана местности (практическая работа на местности).

Уметь: Применять приборы и инструменты для определения измерений,

Использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности.

Практическая работа на местности.

Пр.р.№ 5 «Составление простейшего плана местности».

§8стр.22-23в. в №4в конце §

.подг. к контр. работе

08.10

12

Чтение планов местности.

Отработка умений работать с планами  своей местности.

Уметь: использовать приобретенные знания и умения для работы с  планом местности.

Для проверки умений на данном  уроке возможна организация контрольной работы, в которую необходимо включить творческое задание на основе краеведческого материала.

д/з нет

13.10

Тема 2. Географическая карта (8 час)

13

Формы и размеры Земли

Краеведческая направленность – через организацию обучающей практической работы на основе краеведческого материала.

Знать: форму и размеры Земли.

Уметь: определять расстояния по глобусу с помощью масштаба

Практическое задание -  определить по глобусу расстояние от Новосибирска до Москвы, от Новосибирска до Владивостока и т. д.

Пр.р. № 6 «Определение расстояний по глобусу с помощью масштаба».

§9 стр. 23-25.

15.10

14.

Географическая карта.

Географическая карта, виды карт (на примере карт своей местности).

Знать: понятие – географическая карта; различие карт по масштабу и содержанию.

Уметь: определять особенности изображения поверхности Земли на разных видах карт.

Использовать географический атлас Новосибирской  области, карты своего района, города, контурные карты, туристические схемы.

§10 стр. 25-27

20.10

15.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Работа по картам своей местности.

Знать: понятие – параллели и меридианы, градусная сеть.

Уметь: определять по параллелям и меридианам направление сторон горизонта.  

Использовать географический атлас Новосибирской  области, карты своего района, города.

Пр.р.№7 «Определение по параллелям и меридианам направление сторон горизонта».

§11 стр. 27-29, в. в конце §.

22.10

16.

Географическая широта.

Краеведческая направленность – через организацию обучающей практической работы на основе краеведческого материала.

Знать: понятие – географическая широта; значение географической широты.

Уметь: определять географическую широту объектов.  

- //-

§12 стр. 30-32 в. в конце §

27.10

17.

Географическая долгота.

- //-

Знать: понятие – географическая долгота; значение географической долготы.

Уметь: определять географическую долготу объектов.  

- //-

§13 стр.32-34.  до географ. координат.

 В. №1-2 конце §.

29.10

1 четверть

18.

Географические координаты.

Географическое положение своего города, края. Определение географических координат населенных пунктов своего края.

Знать: понятие – географические координаты.

Уметь: определять географические координаты объектов.  Использовать приобретенные знания и умения для работы с  географической картой.  

Для проверки умений   возможна организация урока – практикума, в который можно включить задания по определению географических координат, расстояний и направлений по географической  карте или  контрольной работы.

Пр. р. № 8 « Определение расстояния, направлений и географических координат населенных пунктов своего края».

§13 стр 34. З. № 3-5 стр. 34 в конце §

10.11

19.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Обозначение высоты отдельных точек на карте НСО (своего района). Изображение рельефа на картах, определение абсолютной высоты точек по шкале высот и глубин.

Знать: сведения об особенностях изображения на карте высот и глубин.

Уметь: определять по легенде карты высоты и глубины.  

Использовать географический атлас Новосибирской  области, карты своего района, города.

§14 стр. 34-36. В. в конце §.

12.11

20.

Значение планов местности и географических карт.

Чтение карты Новосибирской области, определение местоположения географических объектов на территории области их описание по карте.

Уметь: определять местоположение географических объектов на территории области и обозначать их на контурной карте.

На этом уроке возможна организация работы по оформлению контурной карты с использованием условных знаков, масштаба, градусной сетки Необходимо учесть, что формирование данных навыков  находится на начальном этапе и следует проводить под руководством учителя. Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте Новосибирской области, а затем по карте России.

:

Пр.р. № 9 «Обозначение на к/к местоположение своего населенного пункта по геогр. коорд».

§15 стр 36-37 в. стр.37

17.11

Раздел II. Строение Земли. Внешние оболочки (36час).

Тема 1. Литосфера (10 час).

21.

Земля и ее строение.

На этапе закрепления, учащимся можно задать вопрос – Как вы думаете на каком типе земной коры расположена НСО? Сколько километров от того места, где мы стоим до мантии, до ядра?

-

-

§16 стр. 38-41, в. в конце §.

19.11

22.

Горные породы и минералы.

 

.

§17стр 41-44.

24.11

23.

Пр.р № 10 «Изучение свойств  минералов, горных пород и полезных ископаемых слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия» .

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия.

Работа с физической  картой НСО (месторождения полезных ископаемых).

Знать: понятия – горные породы, минералы, полезные ископаемые.

Уметь: описывать существенные признаки горных пород.

Возможна организация практической работы. В качестве объектов для описания и классификации использовать горные породы и полезные ископаемые своей местности (области). Творческая работа – «Эти полезные «полезные» ископаемые» (об использовании полезных ископаемых на предприятиях города (района).

Пр.р № 10 «Изучение свойств  минералов, горных пород и полезных ископаемых слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия»

повт. материал предыдущего урока.

26.11

24.

Движения земной коры.

Особенности строение земной коры  Новосибирской области. Виды движений земной коры в пределах НСО.

Работа с физической картой НСО.

Для отработки понимания основных закономерностей можно включать задания следующего плана: На физической карте НСО найдите вулканы, гейзеры. Почему на территории нашей области вулканы и горячие источники  не распространены.

Знать: понятия – землетрясение, эпицентр, очаг землетрясения.

Уметь: показывать на карте наиболее вероятные  районы  распространения землетрясений.

-

Особое внимание следует обратить на вероятность землетрясений в НСО и правила поведения при этих стихийных бедствиях.

-

§18 стр. 44-49 в. №6  в конце §.

01.12

25

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

§19 стр. 49-52 в. №4  в конце §.

03.12

26.

Рельеф суши. Горы.

Работа по картам своей местности.

Знать: понятия – гора; различие гор по высоте.

Уметь: определять географическое положение гор (относительно НСО).

Использовать географический атлас Новосибирской  области, карты своего района. Обратить внимание на номенклатуру.

§20стр. 53-57.

08.12

27.

Равнины суши.

- // -

Знать: понятия – равнина; различие равнин  по высоте.

Уметь: определять географическое положение равнин.

Описание по карте географического положения и высот равнин Новосибирской области, их максимальных высот.

§21 стр.57-63

10.12

28.

Рельеф дна Мирового океана.

-

-

-

§22 стр.63-67. В в конце §.

15.12

29.

Роль рельефа в жизни человека.

Разнообразие форм рельефа на территории НСО. Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних факторов, деятельности людей (на примере НСО).

Уметь: определять географическое положение основных форм рельефа, том числе и на территории НСО.

Практическая работа. «Описание форм рельефа своей местности», Работа с  к/к НСО.

Пр. р. №11 « Описание форм рельефа своей местности».

под к обоб. по теме «Литосфера».

стр 67-68

17.12

30.

Обобщение по теме «Формы рельефа земной коры».

Обобщение знаний по теме «Литосфера».

Проверка знаний основных понятий темы. Отработка основных умений и навыков, сформированных по мере изучения темы.

В контрольную работу  включить задания по НСО, охране недр, распространении полезных ископаемых, основных форм рельефа. Творческая работа - «Влияние рельефа на традиции, обычаи населения региона, их жизненный уклад».

д/з нет

22.12

Тема 2. Гидросфера (14 час).

31.

Вода на Земле.

Значение воды для жизни и хозяйственной деятельности населения своего города (села).

Знать: понятие –  гидросфера; составные части гидросферы, значение воды на Земле.  

Практическое задание  может иметь следующее формулировку: «Составить рассказ о путешествии маленькой

 капельки из реки Оби         (реки, озера своей местности).

§23 стр 68-70. З «составить рассказ о путешествии капельки

воды из речки Оби»

24.12

2 четверть

32.

Части мирового океана.

Определение по физической карте России (Новосибирской области) расстояний от Новосибирска  (или своего населенного пункта) до ближайшего моря (морей)  с помощью масштаба.

Знать: понятия – море, залив, пролив, остров, полуостров, архипелаг.

Уметь: определять географическое положение моря.

-

Пр. р. № 12. «Определение географического положения  моря».

§24. Стр.71-

73. З. №4  в конце §.

12.01

33

Некоторые свойства  океанической воды.

-

-

-

§25 стр. 74-75В. в конце §.

14.01

34.

Волны в океане.

-

-

-

§26 стр.76-79

19.01

35.

Океанические  течения.

-

-

-

§27 стр. 80-81. В. №4 в конце §.

21.01

36

Изучение Мирового океана.

Основные источники загрязнения вод Мирового океана. Могут ли жители Новосибирска и области (обратить внимание на особенности географического положения) повлиять на уровень загрязнения океана. Как ученики 6 класса могут помочь океану?

Знать: об основных способах изучения, о значении и охране вод Мирового океана.

Возможна организация дискуссии, важно чтобы каждый учащийся осознал свою причастность к мировым проблемам.

§28 стр. 82-83

26.01

 37

 Подземные воды.

Подземные воды своей местности. Виды подземных вод. Значение и охрана подземных вод.

Знать: о подземных водах, их особенностях, видах, значении, охране от загрязнения.

Возможно проведение опыта по определению чистоты воды из разных источников (сравнить водопроводную воду, воду из колодца, родника и т.д.)

§29стр. 83-86

выраз чтен стих о реках.

28.01

38.

Реки.

Описание реки своей местности по плану. Определение элементов речной долины (по материалам осенней экскурсии).

Знать: понятия – река, речная долина, исток, устье, приток, пойма, речной бассейн, водораздел.

Уметь: описывать реки своей местности по плану, показывать по карте России (НСО) крупнейшие  реки

Использовать географический атлас Новосибирской  области, карты своего района. Обратить внимание на номенклатуру.

Практическая работа. «Описание рек  своей местности», работа с  к/к НСО. 

§30  п.1 стр.87-88

02.02

39.

Реки

-//-

§30  п.2,3 стр.88-91

04.02

40

Реки

-//-

Пр. Р.№13 «Описание рек своей местности».

§30  п.4.5. стр.88-91

09.02

41

Озера.

Виды озер Новосибирской области. Описание озера (озер) своей местности.

Знать: понятие – озеро; причины образования, виды озер и озерных котловин.

Уметь: описывать озеро своей местности по плану, показывать по карте России (НСО) крупнейшие  озера.

Использовать

географический атлас Новосибирской  области, карты своего района. Обратить внимание на номенклатуру.

Практическая работа (продолжение). «Описание озера», работа с  к/к НСО.

Пр. Р. № 14 «Описание озер своей местности».

§31 стр. 95-98

раб с кон. карт.

11.02

42.

Ледники.

Почему на территории Новосибирской области не встречаются ни горные, ни покровные ледники.

-

-

§32 стр.98-101 В. в конце §

16.02

43.

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы.

Искусственные водоемы НСО, значение искусственных водоемов. Обское водохранилище.

Знать: понятие – искусственный водоем;  виды искусственных водоемов, их значение

Уметь: показывать по карте России (НСО) искусственные водоемы.

Практическая работа (продолжение) – нанести на к/к НСО искусственные водоемы.

Пр.р. №15 «Нанести на контурную карту НСО искусственные водоемы».

§33 стр 101-102 В. в конце §

18.02

44

Использование и охрана поверхностных вод.

Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты Новосибирской области. Меры по их сохранению и восстановлению. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения.

Знать: Значение, необходимость охраны и рационального использования вод суши.  

Уметь: показывать по карте мира,  России (НСО) реки, озера, искусственные водоемы, районы распространение ледников.

Урок можно провести как обобщение знаний по всей теме.

Пар.34 стр.104-105

25.02

Тема 3. Атмосфера (12 час).

45.

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Изучение и охрана атмосферы от загрязнения (на основе наблюдений за состоянием атмосферы в своей местности).  

Знать: понятия – атмосфера, стратосфера, тропосфера. Строение, значение, необходимость охраны атмосферного воздуха.  

Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения.

Возможна экскурсия в Институт гидрометеорологии и охраны окружающей среды.

§35 стр.105-108

02.02

46.

Температура воздуха.

 Как изменяется температура воздуха в течение дня (по данным собственных наблюдений).

Знать: о колебаниях температуры воздуха, способах измерения температуры.

Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью термометра, определять среднюю температуру и амплитуду.

Наблюдение проводятся с начала учебного года и фиксируются в дневниках погоды каждым учеником (возможно заполнение дневника погоды в кабинете географии).

Решение задач.

§36 стр. 108-111. Привести в порядок календари наблюдений.

04.03

47

Годовой ход температуры воздуха.

Особенности температурного режима в своем населенном пункте. Различия по сезонам года. Построение графика хода температуры, определение средней и амплитуды.

Знать: о причинах и особенностях колебания температуры в течение года.

Уметь: строить графики колебания температуры

Практическая работа с использованием материалов собственных наблюдений.

Возможно использования данных из учебного пособия «География Новосибирской области» ( авторы – Р.П. Донукалова, В.М. Кравцов).

Пр. р. №16 «Построение графика температуры воздуха в суточном режиме, по месяцам, годовой ход температуры г. Купино».

§37стр. 111-113

11.03

48.

Атмосферное давление.

Как изменяется атмосферное давление (по наблюдениям на пришкольном участке, на разных этажах школы

. Знать: понятие – атмосферное давление.

Уметь: проводить простейшие наблюдения с помощью барометра – анероида

 Организовать наблюдения за изменением атмосферного давления (с помощью школьного барометра-анероида) можно с начала учебного года (осенняя экскурсия), можно за несколько дней до изучения темы. Решение задач на определение атмосферного давления на различной высоте ( с использованием местных географических объектов).

§38 стр. 114-116. В. №3-5 в конце §

16.03

49.

Ветер.

Причины образования ветров, бриз. Значение ветра. Измерение силы ветра, определение его направления.

Знать: о причинах образования, силе ветра.

Уметь:

Строить розу ветров.

Практическая работа (продолжение) «Построение розы ветров»  с использованием материалов собственных наблюдений.

Решение задач.

Пр.р №17 «Построение розы ветров для г. Купино»

§39 стр. 116-120 З. №4 в конце §.

18.03

50.

Водяной пар  в атмосфере. Облака.

Образование водяного пара и его измерение (абсолютная влажность воздуха). Определение относительной влажности воздуха. Образование различных видов облаков (на материале собственных наблюдений).

Знать: о водяном паре в воздухе, виды облаков. Уметь:

Определять абсолютную и относительную влажность воздуха.

Решение задач на определение относительной влажности воздуха (на основе данных наблюдений).

§40 кроме п.4. стр. 120-124 В. №2 в конце §

30.03

51.

Атмосферные осадки.

Виды осадков, распределение их по сезонам года. Измерение высоты снежного покрова (на основе наблюдений).

Знать: виды атмосферных осадков, условия их образования. Уметь:

Анализировать и строить диаграммы количества осадков.

Практическая работа (продолжение) «Построение диаграммы количества осадков».

Пр. р. № 18 «Построение диаграммы  количества осадков».

§41 стр 124, 127 и  п 4 стр122 §40.

01.04

52.

Погода.

Характерные особенности погоды Новосибирской области по сезонам года. Местные признаки и прогноз погоды. Метеорологические наблюдения. Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения.

Знать: о погоде и причинах её изменения. Уметь: выделять описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей местности

Возможно использования данных из учебного пособия «География Новосибирской области» ( авторы – Р.П. Донукалова, В.М. Кравцов).

Работа с атласом НСО.

§42 стр. 127-129. З №3-4 в конце §.

06.04

53.

Климат.

Климат своей местности. Характеристика климата. Значение знаний о климате.

Знать: об особенностях климата своей местности. Уметь:  составлять характеристику  климата.

-  // -

§43 стр. 129-131  З. №2 в конце §

08.04

54.

Распределение солнечного света и тепла на Земле.

Расположение Новосибирской области в тепловом поясе.

Знать: о поступлении тепла и света на поверхность Земли, пояса освещенности. Уметь:  определять положение пункта на карте климатических поясов (поясов освещенности).

Работа с картами.

При демонстрации теллурия, можно обозначить положение города Новосибирска яркой, хорошо заметной точкой.

§44 стр. 132-137

13.04

55.

Причины, влияющие на  климат.

Особенности географического положения, рельефа Новосибирской области.

Уметь: объяснять причины от которых он зависит. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач.

Использовать разнообразные карты (физические, климатические, синоптические) и аэрофотоснимки.

§45 стр 137-141 под к обощ.

15.04

56.

Обобщение темы «Атмосфера»

Обобщение знаний по теме. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

Отработка основных знаний и умений по теме «Атмосфера»

Возможно проведение

 контрольной работы.

д/з нет

20.04

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле. (2 часа).

57.

Распространение организмов.

Особенности растительного и животного мира своего края.

Знать: общие особенности распространения организмов на Земле.

Работа с катами атласа новосибирской области.

22.04

58.

Воздействие организмов на земные оболочки.

Особенности воздействия организмов на атмосферу, гидросферу, литосферу. Типы почв Новосибирской области, их состав и плодородие. Охрана почв.

Знать: о воздействии организмов на земные оболочки, особенности почв своей местности.

Уметь: определять по карте типы почв России и НСО.

Работа с катами атласа новосибирской области.

§49 стр. 151-153

27.04

Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы (3часа).

59.

Природный комплекс.

Природный комплекс, его компоненты (на примере ПК расположенного недалеко от школы). Ознакомление с компонентами природы своей местности,  с проявлением связи между ними в природном комплексе (на разных природных комплексах: луг, лес, болото и т. д.)

Знать: о составе, взаимодействии компонентов природного комплекса.

Возможно организации экскурсии.

 Пр. р №19 «Наблюдение и описание отдельных природных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов».

§50 стр. 153-155.

29.05

60

Взаимодействие человека на природный комплекс.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами  природы своей местности, с проявлением связи между ними в природном комплексе.

д/з нет

04.05

61

Природоохранные мероприятия на территории своей местности.

записи в тетрадях.

06.05

Раздел III. Население Земли. (5 час).

62

Человечество  единый биологический вид. Численность населения Земли.

Состав населения Новосибирской области, причины многонациональности населения НСО.

Знать: об изменении численности населения, о расах, о равенство рас, народов.

. Использование межпредметных связей с историей Сибири. Возможна экскурсия в центры национальных культур г. Новосибирска

§51, 52 стр. 156-158 З. №2 в конце §51

11.05

63

Основные типы населенных пунктов. Человек часть биосферы.

Основные типы населенных пунктов Новосибирской области. Особенности своего населенного пункта. Влияние человека на окружающую среду.

Знать: типы населенных пунктов, особенности своего населенного пункта.

Уметь: показывать на карте России и НСО  различные типы населенных пунктов. Знать: о причинах ухудшения состояния окружающей среды.

Работа с катами атласа Новосибирской области. Работа с различными источниками информации (газеты, журналы, ИНТЕРНЕТ…)

§53-54 стр.159-160

13.05

64

Государства на Земле.

Пр. р. №20 «Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей, наиболее крупные населенные пункты Новосибирской области.

д/з нет

18.05

65

Население и природа Земли

Влияние человека на окружающую среду.

Знать: о причинах ухудшения состояния окружающей среды.

Работа с различными источниками информации (газеты, журналы, ИНТЕРНЕТ).

д/з нет

20.05

66

Стихийные природные явления.

§55 стр. 161-163

25.05

Раздел IV. Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу (4 часа).

67.

Главные особенности оболочек. Земли Воздействие человека на природу вашей местности.

.

Особенности земных оболочек (литосферы, гидросферы, атмосферы) в пределах НСО Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу своего края. Экологические проблемы своей местности и возможные пути решения    этих проблем.

Знать: особенности земных оболочек.

Уметь: составлять комплексную характеристику особенностей своего края.

Знать: особенности использования природных ресурсов  Новосибирской области, экологических проблемах НСО.

Составить рассказ о каждой из оболочек Земли (по плану учебника) с дополнениями об особенностях своей местности.

Пр. р. № 21 «Описание территории по плану и карте».

27.05

68

Обобщение курса «Физическая география».

.

01.06

69-70

резерв

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • Не приступал к выполнению работы;
  • Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

 6. Не забудьте подписать работу внизу карты!                                                                                                      Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

Перечень обязательной географической номенклатуры:

6 класс

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планированиепо истории России ,11 класс.

календарно-тематическое планирование 11 класс, история России....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по английскому языку УМК «Английский с удовольствием» 3 класс. РАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 класс.

Пояснительная  запискаРАЗВЕРНУТЫЙ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  3 класс                                 ...

Рабочая программа курса «Английский язык" (7 класс, авт. Ю.А.Комарова, И.В. Ларионова, К. Макбет) и Календарно-тематическое планирование 7 класс

Даннаая рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе УМК "Английский язык" , авторы Комарова Ю.А., Ларионова И.В, Макбет К. В программе учитываются основные положения прогр...

календарно - тематическое планирование для классов КРО (математика 7 класс)

Тематическое планирование разработано и составлено для 7 класса (VIII вид) рассчитано на 5 часов в неделю( математика 4 часа, геометрия 1 час)...

Календарно-тематическое планирование 8 класс (для коррекционных классов VIII вида)

Календарно-тематическое планирование для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида....