Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Тучкин Роман Юрьевич

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon goroda_mira_urbanistika.doc455 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное                   учреждение «Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Описание: Эмблема ТвСВУ

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Города мира»

Составитель программы Р. Тучкин,

преподаватель географии

                                         

Тверь  

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Города мира (География мировой урбанизации)» предназначена для 10 класса профильного обучения.

Цель элективного курса  -  познакомиться обучающихся с крупными городами и их ролью в современном мире. Рассматривая особенности истории возникновения, географического положения, функций городов, а также об основных этапах их роста,  обучающиеся получают первоначальные знания по географии мировой урбанизации. Курс «Города мира (География мировой урбанизации)» представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономической, политической и социальной географии. Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии.  

Важная особенность предложенного курса заключается в том, что его можно рассматривать как своего рода универсальный курс, который могут быть предложен слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания выбранных в соответствии с профилем предметов, в другом, что не менее важно, нести в себе общезначимую культурологическую направленность, способствовать формированию всесторонне образованной личности.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый обучающийся мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Требования к уровню подготовки выпускников

Результаты изучения курса «Города мира (География мировой урбанизации)» полностью соответствуют образовательному стандарту. Требования направлены на реализацию  компетентностного и личностно ориентированного подхода в обучении и подготовке обучающихся старших классов к решению жизненных и профессиональных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и будущей профессии, позволяющими ориентироваться в социально-экономической среде.

В результате изучения предмета на профильном уровне обучающиеся должны:

Знать/Понимать

• смысл основных теоретических положений урбанистики;

• основные принципы функционирования города и городских систем;

• роль городов и процесса урбанизации в развитии цивилизации.

Уметь

приводить примеры: взаимодействия города и деревни, города и окружающей среды;

описывать: структуру и динамику развития урбосистем различного уровня, основные типы и группы городов, этапы формирования городов мира и России,

объяснять: экологические, экономические, социальные процессы, сопровождающие урбанизации, географические  различия  в  урбанизации мира и отдельных регионов; различия в стоимости городских земель и их влияние на  городское расселение;

сравнивать (различать): людность, плотность городски систем,  особенности развития агломераций  американского, европейского и азиатского типа; основные проявления джентрификации, субурбанизации, рурбанизации и др.

применять для социально-экономического анализа урбанизации: карты плотности и людности населения, графики изменений численности населения, графы миграций;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• оценки происходящих событий и поведения людей с социально-экономической точки зрения;

• осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования географической информации.

Содержание данного элективного курса предлагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:

  • анализ исторических, географических и политических карт городов;
  • анализ статистических материалов;
  • составление карт и комментариев к ним;
  • составление типологических таблиц и классификаций;
  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.  

Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем курса

Всего часов

1.

Введение

1

2.

От города до мегалополиса

7

3.

Основные исторические типы городов

10

4.

Города в территориальной структуре хозяйства

8

5.

Уроки повторения и обобщения

4

6.

Тестирования, зачеты

4

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час).  Общая структура курса, его примерное содержание, формы, виды и планируемые объемы самостоятельных и творческих итоговых работ, которые предстоит выполнить за данное время.

Возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений на итоговом семинарском занятии, форма представления материалов и критерии их оценивая.

Тема 1. От города до мегалополиса  (7 часов). Понятие город,  типы, а также основания многочисленных классификаций городов. Классификация городов по географическому положению, по людности, по функции,  по возрасту, по роли в территориальной структуре. Преимущества и недостатки крупных и малых городов. Основные стадии роста города: город, мегаполис, мегалополис, метрополитен-ареал, убанизация. Факторы роста города. Исторические предпосылки формирования городов, роль разделения труда и социального расслоения в  зарождении городов. Основные типы  расселения. Город, городская агломерация, мегалополис – как формы расселения. Роль маятниковой миграции в формировании агломераций. Новые формы проявления урбанизации: субурбанизация,  рурбанизация, джентрификация и др. Типы агломераций. Основная характеристика мегалополисов мира: Босваш, Чипитс, Сансан, Большой Лондон, Рейнко-Рурский, Токайдо. Практикум: Урбанизация и ее глобальный характер. Показатели урбанизации. Роль урбанизации в демографических процессах.

Тема 2. Основные исторические типы городов (10 часов).  Особенности исторических типов городов. Некоторые типичные черты исторических городов, примеры разных наиболее известных городов мира. Типологические черты исторических типов городов. Исторические типы города (в том числе, городов Древнего мира:  города Востока, античный город, римский город; средневековых городов Западной Европы и Востока, городов Нового времени, а также городов Древней Руси и России (с древнейших времен до начала ХХ века).  

Города  будущего. Модели городской планировки. Футорология города.

Тема 3. Города в территориальной структуре хозяйства (8 часов)

Модель  «города – опорный каркас расселения», пространственные особенности развития урбанизации в мире. Роль городов в современном мире и основные концепции  их развития. Управление урбанизацией. Комплексный экономико-географический анализ развития города.  Проектирование и стратегия развития городов.  Городская экология. Основные урбоэкологические характеристики и проблемы современного города.

Список литературы для преподавателей и обучающихся

Учебники

  1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,  2002-2008
  2. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение,  2002- 2009
  3. Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением гуманитарных предметов. – М.: Просвещение,  2002.
  4. Камерилова Г. С. Экология города. 10—11 класс. - М.: Просвещение, 2000

Учебные пособия для обучающихся

  1. Детские исторические и географические энциклопедии.
  2. Географические атласы для средней школы.
  3. Исторические атласы для средней школы.
  4. Страны мира. Статистический справочник ООН.  – М.: Весь мир, 2001,  2002.
  5. Страны и регионы. Статистический справочник Всемирного банка.  – М.: Весь мир,  2001. 2002
  6. Среда человека: предвидимое будущее. – М.: Мысль 1990
  7. Геоурбанистика // Большая Советская энциклопедия, Т.6,  - М.:  БРЭ,  2006

Учебно-методическая литература

  1. Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры: лицо города.  – М.: Ленгипрогор, 1990
  2. Лаппо Г. М. География городов. – М.: 1997, 2004, 2008
  3. Перцик Е. Н.  Города мира. География мировой урбанизации. – М.: Владос, 1999
  4. Районная планировка (территориальное планирование). Учеб.пособие. –М.: Гардарики, 2006
  5. Перцик Е.Н. Оценка потенциала развития городов России // Вестник Московского университета, сер.5 «География»,  2000, №1,  с.12-17
  6. Перцик Е.Н. Демографический потенциал Москвы // Вестник Московского университета, сер.5 «География»,  1998, №6,  с.51-52
  7. Проблемы урбанизации на рубеже веков // Сб.статей – Смоленск, Ойкумена, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»

Программа элективного курса по географии 10 класса «Города мира»...

Программа элективного курса по географии для учащихся 8-9 классов "Подмосковные города от А до Я"

Данная программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ Подмосковья. Предлагаемый элективный курс «Подмосковные города от А до Я» развивает содержание  курсов физической ...

Программа элективного курса по географии для 10-х классов. Тема: "Страны мира"

Разработала: учитель географииФоминых Светлана Николаевна...

Программа элективного курса для 8 класса " В мире химических превращений"

Аннотация к рабочей программевнеурочной деятельности по химии для8 класса «В мире химических превращений». 1.Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.Програ...

Рабочая программа элективного курса «Культурное наследие величайших городов мира»

Данная программа рассчитана на учащихся 9 классов и представляет собой разработку элективного курса, основной целью которого является приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям,...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...