Мой лучший урок. Народы России.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Материалы представляемые на конкурсе "Мой лучший урок" в 2011 году. Тема урока "Народы РОссии". Используется краеведческий материал. Анкета, рецензия к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку по географии «Народы России» в 8 классе

учителя МОУ СОШ№10 п. Степного Кавказского района Белозерцевой Н.В.

Направление: естественно- научное (география).

Тема урока: «Народы России».  

Урок рассчитан на учащихся 8 класса.  Поселок Степной Кавказского района Краснодарского края самый малочисленный в районе – население составляет чуть более тысячи человек.  Школа  имеет статус малокомплектной – средняя наполняемость классов до 10 учащихся. Родители учащихся относятся к образованию своих детей очень ответственно: практически в каждой семье есть компьютер  и  ребята имеют условия использовать дополнительные возможности для своего развития. Все эти условия благоприятны в плане готовности учащихся к проведению такого урока. Оборудование кабинета географии также обеспечивает возможность использования ИКТ (компьютер, интерактивный комплекс), в том числе выход в Интернет. В кабинете информатики каждый учащийся имеет персональное место за компьютером с выходом в сеть Интернета.

Работа в данном классе на основе Примерной программы основного общего образования по географии; 2007г; М:Вентана-Графа. Учебник: «География России: природа и население», 8 класс; А.И.Алексеев, В.А.Низовцев и др.; М:Дрофа, 2007 год. Количество часов в неделю:2.

Цель урока: изучить особенности национального состава населения России.

Задачи:

*познакомить учащихся с разнообразием народов России;

*сформировать представление о культуре народов;

*дать определения понятиям «ассимиляция», «титульный народ», а так же дать знания о языковых семьях и группах;

*воспитать уважительное отношение к традициям любого народа России;

*развивать умения поисковой деятельности, формулировать гипотезы, предположения и  находить решение проблемы;

*закрепить умения работы с картой;

*формировать мыслительные навыки – обобщение, умение вслушиваться и доказывать.

Главная идея урока: постановка проблемы: «Влияют ли природные условия проживания народа на формирование его культуры?» и ее решение.

Эпиграф урока: «Мы вместе- в этом наша сила. Мы разные- в этом наше богатство».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

*словесно-индуктивный (беседа, диалог);

*наглядно - дедуктивный (сравнение);

*поисковый;

*частично-поисковый;

*графическое иллюстрирование.

Оборудование и сопровождение  урока:

*иллюстрации национальных костюмов народов России;

*контурные карты, атласы, карта «Народы России»;

*презентация POWER POINT;

*Раздаточный материал: «Культура народов России (тексты с описанием жилища, одежды, пищи, праздников, этических норм отдельных народов)»- на случай отсутствия доступа к интернету; таблица «Особенности населения республик России» ;

*ИКТ, сеть Интернет.

Этапы урока:

 Организационный момент.

На этом этапе устанавливается контакт с учащимися, формируется доброжелательная атмосфера, осуществляется постановка целей. Тема урока определяется детьми путем ассоциаций с наглядными картинками. Цель урока формулируется вместе с учащимися и тут же определяются средства ее достижения.

Выстраивается образ урока: эпиграф, эмблема. Дается инструктаж по методу оценивания работы учащихся на данном уроке.

Используется элемент телесной терапии (упражнение «Тепло ладошек») для формирования доброжелательного настроя учащихся.

2 Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается с психологического метода стимулирования всех типов детей: кинестетиков, аудиалов, визуалов  (обращение к уч-ся: … еще раз посмотрите на иллюстрации представителей разных национальностей, попробуйте ощутить их внутренний мир, прислушайтесь к каждому из них..  усвоение материала тоже происходит на слух- диалог, визуализацию- презентация, статистика, ощущение- работа с картой, сравнение.

Изучение материала осуществляется в два этапа.

Первый- изучение на основе диалога учителя с детьми, анализа статистического материала и работы с картой. Выполняется задание на первичное закрепление новых знаний.

Второй- постановка проблемы, определение путей ее решения и непосредственно сама работа учащихся по поиску решения. Такая работа способствует стимулированию познавательной активности детей, использование ИКТ, сети Интернета обеспечивает более эффективную организацию творческой деятельности учащихся. Воспитательная работа строится на формировании   толерантного поведения, способности к рефлексии, оценке собственных возможностей.

Особое внимание уделяется организации работы в группах: каждый ребенок получает свою задачу, решение которой суммируется с решениями всех членов группы и затем делается общий вывод. Таким образом, важна работа каждого в группе.

На моменте перехода к проблеме проводится физминутка с использованием музыкального сопровождения песней «Дорогою добра», что дополнительно обеспечивает положительную атмосферу проведения урока и переход от одного вида деятельности к другому.

3  Итог урока.

На этом этапе делается вывод по уроку. Осуществляется это учителем, но с использованием выводов учащихся с включением в них образа урока, для того чтобы создать эффект завершения темы- образа.

Объявляются оценки, дается инструктаж по выполнению домашнего задания.

Актуальность.

Организация и форма проведения урока направлены на повышение положительной мотивации учащихся к изучению географии и обучению в целом. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, формированию активной позиции личности, что очень важно в современном обществе. Используемые средства обучения обеспечивают развитие творческих способностей школьников и желанию самостоятельно находить информацию.

 Возникающий интерес в ходе такого урока снимает напряжение, усталость, утомляемость.

 Применение интерактивных и аудиовизуальных средств и медиаобъектов повышает наглядность обучения.

Результативность.

В ходе проведения данного типа урока большое внимание уделяется творческой деятельности  учащихся, умению добывать знания, классифицировать информацию, делать выводы. Они дают возможность учащимся наиболее рационально, по- научному учиться по всем предметам в школе, способствуют эффективному самообразованию в процессе обучения в школе и после нее.

Но конечный результат все - таки важнее: наши ученики с удовольствием и с высокой степенью ответственности занимаются научно- исследовательской работой и становятся призерами районных, краевых научно- практических конференций школьников, а также – за все время проведения итоговой аттестации в режиме ЕГЭ – ребята получают только  положительные результаты  и практически 100% поступают в избранные ВУЗы.

Эффективность урока обеспечивается созданием эмоционально-положительного образа занятия.

 



Предварительный просмотр:

1d30403e344b-11d30403e344b-1

Краснодарский край

Кавказский район

п. Степной

Тема урока:

G:\мой лучший урок\фото народы\album_pic.jpg

                                         «Народы России»

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ

и сети Иртернет как ресурс  в поисковой деятельности

Сценарий урока

по географии в 8 классе

Разработала:

Белозерцева Наталья Викторовна

учитель географии

2010-2011 уч. г.

Ход урока.

1 Организационный момент.

На этом этапе устанавливается контакт с учащимися, формируется доброжелательная атмосфера, осуществляется постановка целей.

Учитель: Друзья, сегодня я вам принесла тепло народов юга России. Примите тепло моих ладоней и передайте его своим соседям, сидящим сзади вас (Дети пожимают руки и желают друг другу добра).

Посмотрите на иллюстрации и ответьте на вопрос, как вы думаете, что ожидает нас  на уроке, о чем пойдет речь? (Ответы детей).

Да, тема нашего урока: «Народы России» и наша главная цель: изучить особенности национального состава населения России.

Но, достаточно лишь просто знать, какие народы проживают на территории нашей страны?

(Ответы детей).

Действительно, нашей целью будет так же узнать, где проживают народы, что у них общего и чем они отличаются. А так же ответим на вопрос: влияют ли условия места проживания народа на формирование его культуры.

Эпиграфом нашего урока я выбрала слова: « Мы вместе- в этом наша сила. Мы разные- в этом наше богатство». А узнать о новом нам помогут карты, таблицы со статистическими данными, дополнительный информационный материал, Интернет. Самые активные учащиеся имеют возможность получить эмблему дружбы народов, которая в конце урока может сыграть роль в получении оценки за урок.

2 Изучение нового материала.

1 А)Учитель:

Россия многонациональная страна, на ее территории проживает более 150 народов. Итак, еще раз посмотрите на иллюстрации представителей разных национальностей, попробуйте ощутить их внутренний мир, прислушайтесь к каждому из них……

А говорят народы, каждый на своем языке, который является его визитной карточкой.  По родству языка народы объединяются в языковые семьи. Народы России относятся к четырем языковым семьям: индоевропейская-89%, алтайская-7%, кавказская-2%, уральская-2%. Семьи в свою очередь делятся на группы (таблица раздается каждому учащемуся). Анализируется таблица в учебнике стр. 299-303

Индоевропейская семья

Алтайская семья

Кавказская семья

Уральская семья

Славянская группа

Тюркская группа

Монголь-ская группа

Финно-угорская группа

Русские, украинцы, белорусы

Татары, чуваши, башкиры, казахи, азербайджанцы, тувинцы, алтайцы, ногайцы, карачаевцы и др.

Буряты, калмыки

Аварцы, даги, лакцы, кабардинцы, чеченцы, ингуши, адыгейцы, грузины

Мордва, удмурты, карелы, коми, ханты, манси

Б)Работа с картой по вариантам:

Укажите на карте места проживания народов, относящихся к:

1.Индоевропейской семье (1 вариант).

2.Алтайской семье (2 вариант).

3.Уральской семье (3 вариант).

4.Кавказской семье (4 вариант).

Вывод (возможно, учащиеся делают вывод вместе с учителем): Одни народы широко расселились за пределами своей республики- татары, мордва; а другие живут в пределах своей республики.

В)Ознакомление с новыми терминами (новые понятия учащиеся записывают в тетрадь).

Титульный народ- народ, по названию которого называется республика. Татары- Татарстан, карелы- Карелия.

Вопрос к уч-ся: Назовите республики, где два титульных народа (Карачаево-Черкесия, Кабардино- Балкария).

Титульный народ, как правило, не составляет большинство населения республики. Интенсивные контакты между народами привели к процессу «ассимиляции».

Ассимиляция- растворение одних народов среди других.

Г)Первичное закрепление новых знаний.

Анализ статистического материала. О чем говорят данные таблицы?

Таблица: «Особенности населения республик России».

Республика

Коренная национальность (%)

Доля русских (%)

1.С преобладанием коренного населения.

Дагестан

80,2

9,2

Чеченская

70,7

23

Чувашия

68

22

Кабардино-Балкария

57,6

30

Северная Осетия (Алания)

53

29,9

2.С равенством коренного и русского населения.

Татарстан

48,5

43,3

Марий-Эл

43,3

47,5

Карачаево-Черкесия

40, 9

42, 4

3.С преобладанием русского населения.

Карелия

10

74

Башкирия

21

39

Адыгея

22

68

Коми

23,4

58

Бурятия

32, 5

60,8

Удмуртия

30,9

50,3

Алтай

31

68

Задание для учащихся: Закончите предложения:

А) В республиках  ______________, ________________  процесс ассимиляции выражен слабо.

Б) Наименьшая доля титульного народа в республиках ________________, ____________, _________________.

Физминутка. «Дорогою добра», автор учитель Е.А.Лахина, Кировская обл. Выполняемые упражнения сопровождаются песней «Дорогою добра» и анимационной презентацией.

2 Постановка и решение проблемы методом поисковой деятельности учащихся.

Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Мы вместе- в этом наша сила. Мы разные- в этом наше богатство». В чем же народы разные?

Уч-ся отвечают: культура, исторически сложившиеся традиции, уклад жизни.

Учитель: Конечно же, у каждого народа есть свои отличия, начиная с одежды, пищи и заканчивая этическими нормам. Сейчас вы, работая в группах, попытаетесь найти ответ на вопрос «Влияют ли природные условия проживания народа на формирование его культуры?» Мы уже знаем о местах проживания народов. Что нам еще понадобится, что бы решить поставленную задачу? (Ответы уч-ся: изучить культуру).

С помощью Интернета (дополнительной информации-раздаточный материал) вы узнаете о культуре некоторых народов: 1 группа- тема «Культура русских», 2 группа- тема «Культура калмыков», 3 группа- тема «Культура кабардинцев», 4 группа- тема «Культура хантов» сделаете выводы, с учетом условий проживания народа  и затем, каждая группа выскажет свою точку зрения.

Работа в группах осуществляется таким образом: учащиеся между собой определяют тему поиска: один берет тему- одежда, другой- жилище,третий- пища, четвертый- традиции и т.д. в зависимости от количества детей в группе и затем каждый изучает свою подтему. Делают выводы в группе, приходят к одному мнению. Учитель консультирует, направляет деятельность учащихся. Учащиеся используют сайты http://ru.wikipedia.org/wiki; http://www.perepis2002.ru/index.html . Если нет доступа к Интернету, используется раздаточный материал «Культура народов России». )

3  Итог урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы совершили удивительные открытия не только для себя, но и для меня, так как показали свой внутренний мир, знания, эрудицию. Вместе мы ответили на главный вопрос нашего урока.

 Я лишь объединю все ваши ответы:

Россия – страна огромная, с великолепным разнообразием природы. Каждый народ многонациональной  России, является неотъемлемой частицей мозаики, иллюстрирующей все богатство, силу и красоту нашей великой страны.

Я попрошу вас поднять правую руку, если на уроке вам все было понятно и интересно, а если, остались сомненья и вопросы по теме урока- левую. А теперь давайте друг другу поапплодируем.

Домашнее задание: параграф № 46-47 (уч.А.И.Алексеев), мини-сочинение: «Процесс ассимиляции: за и против» (моя точка зрения).

Оценки за урок (в ходе урока активные учащиеся отмечаются баллами «Эмблема дружбы народов»): учащиеся с эмблемой получают пятерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Объявлен Конкурс лучших практик по сохранению и развитию языков народов России

Стартовал прием заявок на Конкурс лучших практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий «Языки и культура народов России: сохранение и развитие...

11 декабря 2019 года пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

С целью информационного продвижения единого Банка педагогических практик преподавания родных языков народов России и тиражирования лучших педагогических практик по преподаванию родных языков народов Р...

Очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

В рамках проекта «Создание и обеспечение функционирования единого банка педагогических практик преподавания родных языков народов России» при поддержке Министерства просвещения Российской ...

Объявлены победители и финалисты Конкурса лучших педагогических практик преподавания родных языков народов России

20 июля 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в г. Москве был проведен очный (практический) этап для участников-финалистов Конкурса лучших педагогических практик препод...

Межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

7 августа 2020 года при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации будет проведен межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов Рос...

26 августа 2020 года в Липецкой области пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

26 августа 2020 года в Грязинском районе Липецкой области на базе отдыха «Бригантина» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации будет проведен межрегиональный мастер-клас...

В Челябинске пройдет межрегиональный мастер-класс, посвящённый лучшим современным практикам преподавания родных языков народов России

4 сентября 2020 года в Челябинске, на базе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования пройдет межрегиональный мастер-класс «Лучшие педагогические практ...