Рабочая тетрадь терминов по географии для 5 кл ФГОС
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

УМК  по географии 5 класс ФГОС «Рабочая тетрадь терминов» ( разделы: Накопление знаний о Земле; Земля во Вселенной; Географические модели Земли) к курсу «География. Землеведение.»  В.П.Дронова, Л.Е.Савельева. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к УМК автор Белозерцева Н.В. учитель МБОУ СОШ№10 п.Степной Кавказского района Краснодарского края по географии 5 класс «Рабочая тетрадь» ( разделы: Накопление знаний о Земле; Земля во Вселенной; Географические модели Земли) к курсу «География. Землеведение.»  В.П.Дронова, Л.Е.Савельева.

Рабочая тетрадь представляет собой комплект рабочих листов предназначенные для использования в работе с учебником В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой по «География. Землеведение. 5-6 классы». Для каждого урока рабочий лист содержит: тему урока, термины (ребенок сам вписывает их определение), задания на формирование личностных (зеленый цвет),  метапредметных (кранный цвет), и общих (черный шрифт)  результатов.

Для некоторых уроков предложены к заполнению таблицы, работа с которыми структурирует и способствует запоминанию материала.

Главная цель УМК знакомство с географическими терминами, понятиями, законами и закрепление основных знаний и умений по курсу. Учащиеся, получив единожды инструкцию по работе с тетрадью, могут самостоятельно выполнять задания.

К рабочим листам прилагается словарь терминов необходимых для изучения курса географии в 5 классе и информация о географах разного времени.

Рабочий лист к уроку «Что изучает география»

Новые слова урока:

География- ____________________________________________________

______________________________________________________________

Астрономия- ___________________________________________________

__________________________________________________________________

Геология- _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Биология- _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Географические объекты - ___________________________________________

__________________________________________________________________

Природные объекты - _______________________________________________

__________________________________________________________________

Антропогенные объекты - ___________________________________________

__________________________________________________________________

Задание.

Приведи примеры своей из своей жизни того, каким образом ты оказываешь влияние на природу. Заполни таблицу.

Воздействие на природу

Результат этого воздействия

Задание.

Отметь в таблице буквой «П» природные объекты, а буквой «А» объекты антропогенного происхождения.

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\69853166.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\max_1293467457.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\black212_1.gif

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\Congo20112-058-lower-res.forest.river_.568.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\look.com.ua-68287.jpg

F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\91418274_1322051132_mountains_21.jpg

Рабочий лист к урокам «Накопление знаний о Земле»

Задание: используя параграфы №2-5, заполни таблицу.

Ученый

Страна

Время

Вклад в развитие географии

Познание Земли в древности

География в Средние века.

Времена Великих географических открытий

17-19 века

Современная география

Задание.

Чем по- твоему отличаются задачи географии Древнего мира и нашего современного времени?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание.

Какое происхождение имеет слово «география»?

_________________________________________________________________________

Что общего у термина «география» с терминами «биография», «картография»? Как ты думаешь, что означают эти термины?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Проверь себя по словарю.

Рабочий лист к уроку «Земля и космос»

Новые слова урока.

Вселенная- _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Галактика- ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Созвездие- это группа звезд. В астрологии они образуют зодиакальные знаки. Под каким знаком зодиака ты родился? Выясни, какие еще созвездия представлены в вашем классе. Составь список одноклассников с указанием даты рождения и знака зодиака (созвездия).

  1. ________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________
  3. ________________________________________________________________
  4. _________________________________________________________________
  5. ________________________________________________________________
  6. ________________________________________________________________
  7. ________________________________________________________________
  8. __________________________________________________________________
  9. __________________________________________________________________
  10. __________________________________________________________________
  11. _________________________________________________________________
  12. _________________________________________________________________
  13. ___________________________________________________________________
  14. ___________________________________________________________________
  15. __________________________________________________________________
  16. ____________________________________________________________________
  17. __________________________________________________________________
  18. __________________________________________________________________
  19. ____________________________________________________________________
  20. ____________________________________________________________________

Задание. Подпиши название созвездий и Полярную звезду.        

                                       F:\УЧИТЕЛЬ ГОДА 2015\63.png

Рабочий лист к уроку «Земля- часть Солнечной системы».

Новые слова урока.

Солнечная система-  ______________________________________________________

________________________________________________________________________

Атмосфера- _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Гидросфера- ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Биосфера - _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Литосфера (земная кора) - _________________________________________________

_________________________________________________________________________

Мировой океан- __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Как ты считаешь, можно ли было нашу планету назвать не Земля, а Океан? Почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание.

Разбери слова по составу:

 АТМОСФЕРА, БИОСФЕРА, ЛИТОСФЕРА, ГИДРОСФЕРА.

 Какая часть слов одинаковая у всех терминов? _________________________

Запиши  лексическое значение общего корня. __________________________________

_________________________________________________________________________

Рабочий лист к уроку «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»

Новые слова урока.

Луна- ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Приливы и отливы- ________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Какой рисунок соответствует полнолунию? Новолунию? Какой рисунок соответствует росту Луны: 2 или 8?

C:\Users\Asus\Desktop\Mond_Phasen.svg.png

Рабочий лист к уроку «Осевое вращение Земли».

Новые слова урока.

Географические полюса- ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Выбери верные утверждения.

А) Северный полюс находится в центральной части Северного Ледовитого океана.

Б) Относительно Северного полюса Земля вращается  вокруг своей оси по часовой стрелке.

В) Сутки длятся 24 часа.

Г) Вращение Земли вокруг своей оси не влияет на форму планеты.

Задание.

Длительность суток у Урана составляет половину суток Земли. Сколько земных часов длятся сутки на Уране?

Ответ: _________________________

Рабочий лист к уроку «Обращение Земли вокруг Солнца»

Новые слова урока.

Год - __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Високосный год- __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Полярный день- __________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Полярная ночь- ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание.

Заполните таблицу.

Дата календаря

Северное полушарие

Южное полушарие

Летнее солнцестояние

День длиннее ночи

Зимнее солнцестояние

22 декабря

Весеннее равноденствие

День равен ночи

Осеннее равноденствие

День равен ночи

Рабочий лист к уроку «Форма и размеры Земли».

Новые слова урока.

Экватор- _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание.

Как ты думаешь, почему жители Индии в изображениях  Земли  использовали  таких животных как слон и черепаха?

Ответ: ___________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Задание.

Используя данные учебника стр. 40 рис.32, посчитай на сколько расстояние от ядра до экватора больше расстояния от ядра до Северного полюса.

Ответ: ____________________________________

Рабочий лист к уроку «Ориентирование на земной поверхности.».

Новые слова урока.

Ориентирование- ________________________________________________________

________________________________________________________________________

Азимут- ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Как сориентировать компас по сторонам горизонта? Составь алгоритм (последовательность) действий.

1.____________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4. ______________________________________________________________________

Задание.

Определи азимут каждого изображения. Каким сторонам горизонта соответствует каждый азимут каждого изображения?

Ответ:

Изображение

Азимут

Сторона горизонта

Ель

Улитка

Заяц

Птица

Собака

Рыба

Кошка

Цветок

C:\Users\Asus\Desktop\14371_html_1ac126c.jpg

Рабочий лист к уроку «Изображения земной поверхности».

Новые слова урока.

Глобус- _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Географический план и карта-  ______________________________________________

_________________________________________________________________________

Легенда карты- ____________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание.

Выбери суждение, относящееся к глобусу, как модели Земли.

А) Это уменьшенная объемная модель Земли.

Б) Имеет форму шара.

В) Изображает часть земной поверхности.

Г) Используется для путешествия по стране.

Задание.

Определи по плану местности азимут на деревянный мост, село Дивное, родник относительно школы в  Покровке.

C:\Users\Asus\Desktop\3f0a56888aecf6d47d9fb6dd12b35351.jpg

Ответ: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рабочий лист к уроку «Масштаб и его виды»

Новые слова урока.

Масштаб- ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Численный масштаб- ______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Именованный масштаб- ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Линейный масштаб- _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание:

Соотнеси вид масштаба и областью его применения:

Масштаб

Область применения

А) Именованный

1.Нужно узнать, во сколько раз на карте уменьшен изображаемый объект.

Б) Численный

2.Нужно посчитать примерное расстояние между  городами.

В) Линейный

3.Нужно узнать длину извилистой реки.

Ответ:  А) ___    Б) _____   В) _______

Задание.

Начерти квадрат масштабом 1: 1000, площадь которого на местности составляет 90 м2

Решение и чертеж: _________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рабочий лист к уроку «Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах»

Абсолютная высота - ______________________________________________________

________________________________________________________________________

Относительная высота- ____________________________________________________

________________________________________________________________________

Горизонтали- ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Послойная окраска- _______________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание 1.

Какой склон ты предпочтешь для того, чтобы взобраться на вершину холма? Свой ответ обоснуй.

C:\Users\Asus\Desktop\Image1035.jpg

Ответ: ________________________________. Обоснование: _____________________

_________________________________________________________________________

Задание2.

Используя данные рисунка из первого задания урока, вычисли относительную высоту западного и восточного склона.  

Ответ: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание.

Определи по физической карте Мира в атласе самые высокие горы, назови их самую высокую вершину и укажи ее высоту.

Ответ _________________________________________

По этой же карте определи самый глубокий океан.

Ответ __________________________________________

Рабочий лист урока «Планы местности и их чтение».

Новые слова урока.

План местности- ________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Транспортир- ___________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание.

Используя план местности в учебнике на странице 50 (рис. 39), ответь на вопросы:

1.)В каком направлении течет река Белка.

Ответ: ________________________________________

2.)Находясь в точке с абсолютной высотой 137 м, определи азимут на а) деревянный мост, б)луг на востоке, в)смешанный лес.

Ответ: а) ___________________ б) _________________ в) _______________

3.)Чему равна длина реки Белка, если масштаб 1:10000. Ответ запиши в метрах.

Ответ: ________________________________________________________________

4.)Через сколько метров проведены горизонтали?

Ответ: _____________________________

5.) Вставь пропущенные слова.

Что бы добраться в лес по _______________ дороге мы подъехали с восточной стороны к поселку ______________________. Проехав через весь поселок в _________________ направлении, нам пришлось через  крутой  ________ спуститься к __________________________ мосту. Дальше дорога вела нас через заросли _______________ в __________________ направлении. Теперь с лесом нас разделял только ______________.

Рабочий лист к уроку «Параллели и меридианы»

Новые слова урока.

Параллели- _______________________________________________________________

________________________________________________________________________

Меридианы _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Почему часто команды знатоков Краснодарского края  носят название «45-я параллель» ?

Ответ ____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

По какой параллели кругосветное путешествие будет самым  коротким (учитывая то, что путь будет проложен по прямой линии): 800, 400  или 200?

Ответ ____________________________.

Какой материк находится только в Южном и только в Восточном полушарии? Какой материк является полной ему противоположностью?

Ответ. ___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Рабочий лист к уроку «Градусная сетка. Географические координаты».

Новые слова урока.

Градусная сетка- _________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Географическая широта - __________________________________________________

_________________________________________________________________________

Географическая долгота- ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Определи по координатам города.

190 с.ш.  и  990з.д.

140 ю.ш.  и  760з.д.

350 с.ш.  и  1390в.д.

550 с.ш.  и  380 в. д.

Какой из этих городов самый северный?

Ответ _________________________

Задание.

Корабли потерпел крушение в точке океана с координатами 400ю.ш и 00 д. Какой из кораблей, принявших сигнал SOS придет на помощь первым, если «Виктория» находится у южных берегов о.Мадагаскар, а «Надежда» отплывает от о.Тасмания.

Ответ _____________________________________________________________

Задание. Определи координаты объектов

оз.Чад

г. Санкт- Петербург

влк. Везувий

о-ва Фиджи

Рабочий лист к уроку «Географические карты».

Новые слова урока.

Физическая карта- _________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Задание.

Чем необходимо воспользоваться: планом местности  или картой, если:

А) планируешь совершить туристический поход?  _____________________

Б) необходимо посчитать длину реки Амазонка?  ___________________________

В) необходимо выбрать  место для строительства объекта? __________________

Г) хочешь сравнить  океаны по площади? ____________________________

Д) планируешь спрятать клад? __________________________________________

Задание.

Как на карте указываются направления сторон горизонта?

________________________________________________________________________

Как на плане определить стороны горизонта?

_______________________________________________________________________

Задание.

Какое направление на карте соответствует направлению:

А) на север    ___________

Б) юго- восток  _____________

C:\Users\Asus\Desktop\1342005068_geografiya-0002.jpg

Рабочий лист урока «Внутреннее строение Земли. Состав земной коры».

Новые слова урока.

 Словарь терминов

Абсолютная высота- высота точки над уровнем моря (океана).

Азимут- это угол между направлением на север и направлением на объект.

Антропогенные объекты- созданные человеком.

Астрономия- наука о космических телах.

Атмосфера- воздушная оболочка Земли.

Биография- описание жизни человека.

Биология-наука о живых организмах.

Биосфера- живые организмы, населяющие нашу планету.        

Високосный год- год в котором 366 суток, а в феврале 29 дней.

Вселенная- это весь существующий мир.

Галактика- огромные скопления звезд.

Географическая долгота-величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до заданной точки.

Географическая широта- величина дуги меридиана в градусах от экватора до заданной точки.

Географические объекты-элементы земной поверхности со всем, что на них расположено.

Географические полюса- точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

Географический план и карта- плоские уменьшенные изображения участков земной поверхности с помощью условных знаков.

География- наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается всё человечество.

Геология-наука о строении Земли.

Гидросфера- оболочка Земли состоящая из воды.        

Глобус- Уменьшенная объемная модель Земли.

Год – период полного обращения Земли вокруг Солнца, длящийся 365 суток и 6 часов.

Горизонтали- это линии на планах и картах, соединяющие  точки с одинаковой абсолютной высотой.

Градусная сетка- это система пересекающихся линий- параллелей и меридианов,  на глобусе или карте.

Именованный масштаб- масштаб, выраженный и записанный словами- мерами длины.

Картография- наука о картах, о методах их создания и использования.

Легенда карты- изображение всех условных знаков, которые использованы на данном плане или карте, с объяснениями их значений.

Линейный масштаб- отрезок прямой линии, разделенный на сантиметровые отрезки.

Литосфера (земная кора)- твердая (каменная) оболочка Земли.

Луна- единственный естественный спутник Земли.

Масштаб – отношение чисел, показывающее во сколько раз объекты на плане или карте уменьшены относительно их реальных размеров.

Меридианы- полуокружности, проходящие через географические полюса Земли.

Мировой океан- совокупность всех четырех океанов Земли.

Ориентирование- определение своего местоположения на местности относительно сторон горизонта.

Относительная высота- высота одной точки относительно другой.

Параллели- окружности, огибающие Землю параллельно экватору.

План местности- плоское крупномасштабное изображение земной поверхности.

Полярная ночь- период, когда Солнце не появляется над горизонтом более суток.

Полярный день- период, когда Солнце не заходит за горизонт более суток.

Послойная окраска- способ изображения неровностей земной поверхности на физических картах.

Приливы и отливы- периодические колебания уровня суши и моря.

Природные объекты- созданные природой.

Солнечная система- это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

Транспортир- чертежный инструмент для измерения углов.

Физическая карта-карта, с изображением природных объектов (материков, океанов, рек, форм рельефа).

Численный масштаб- отношение двух чисел.

Экватор- это воображаемая окружность на поверхности Земли, проведенная на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОР "Рабочая тетрадь по курсу "География Алтайского края""

Задания тетради направлены на то, чтобы учащиеся лучше узнали географические особенности своей малой Родины - Алтайского края. Выполнение заданий предполагает высокий уровень самостоятельности и эруди...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория

Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...

Рабочая тетрадь по географии

Предлагаемая  тетрадь рекомендуется для индивидуального использования в курсе «География». Она раскрывает все темы, предусмотренные программой 6 класса.В состав тетради входят  практические ...

Рабочая программа + КТП по географии,5 класс (ФГОС), УМК Домогацких Е.М.

Рабочая программа(базовый уровень)+ КТП, 5 класс (ФГОС) к УМК Домогацких...

Рабочая учебная программа по географии, 5 класс (ФГОС ООО)

«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земны...

Ссылка на рабочую тетрадь по региональной географии

http://www.eduportal44.ru/koiro/FSIMO/CEMD/DocLib30/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F%D1%8F.aspx...

Рабочая тетрадь по курсу "География Бурятии"

Актуальность разработки данной рабочей тетради заключается в создании условий, способствующих повышению уровня образованности учащихся и развитию личности, способной к самоактуализации в постоянно изм...