Открытый урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку по теме

Ольга Владимировна Бадарчи

Тема урока: НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Образовательная цель:  Обобщить знания учащихся о начальной форме глагола – неопределённой; формировать умения находить неопределённую форму глагола; учить образовывать неопределённую форму с помощью вопроса.

Развивающая цель: развивать орфографическую зоркость, внимание, память; развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Воспитывающая цель: воспитывать интерес к изучению предмета, активность детей на уроке.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

(1-2 мин.)

ОЦЕНКА

«Солнышко»

Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, дети!

(Солнышко)
- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение!

- Давайте проверим друг у друга домашнее задание.

- Какую тему мы учили?

- Назовите глаголы прошедшего времени?

Я хочу, потому что смогу.

 СЛАЙД № 2.

- Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья и здоровья. Солнышко «улыбается». Давайте и мы улыбнемся, подарим друг другу прекрасное настроение.

СЛАЙД № 4

Глаголы прошедшего времени: например читал, …

Коммуникативные

1. Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

2. Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

3. Умение слушать и понимать речь других.

Познавательные

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от известного с помощью учителя.

2. Актуализация знаний (4-5 мин.)

РАБОТА в парах

- Внимательно прочитайте слова

- Что их объединяет?

- На какие группы делим эти слова?

- Разделим глаголы по временам

- Какое слово осталось?

- обсудите в парах  что это за глагол, почему он остался?

- Как называются такие глаголы? - Физминутка

СЛАЙД № 5.

Отъехал       прочитает       думать чувствует     засмеётся       празднует     съел

глаголы

по временам

вспоминают вопросы.

СЛАЙД № 6.

наст. вр.         прошед. вр.    будущее вр

празднует           отъехал         прочитает

чувствует           съел               засмеётся

думать

- У него нельзя определить время.

- А число?

- Нет.

Слайд №7

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные

Логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3. Постановка учебной задачи

(4-5 мин.)

Постановка проблемы

- О чём мы только что говорили?

- Прочитайте слова, которые называют действие?

- Молодцы!

- Прочитайте остальные слова.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы?

- Какой возник вопрос?

- Являются ли эти слова глаголами?

Ребята, измените глагол работать по временам.

- Измените глаголы думать, мечтать, смотреть, спать по временам.

- Как изменяются слова?

- Молодцы! Главный признак глагола – изменение по временам

- Кто догадался, ребята, что ещё мы будем изучать на этом уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

- Молодцы!

-  ЗАПОМНИТЕ цель урока. И в конце урока подведем итоги, достигнули ли мы поставленной цели.

Что я ещё хочу узнать?

СЛАЙД № 8.

Строить, думать, кидать, мечтать, убираться, мёрзнуть, смотреть

- строить, кидать, убираться.

- думать, мечтать, мёрзнуть, смотреть, спать.

- Эти слова отвечают на вопрос Что делать?

Поиск решения. Значит, глагол называет действие.

СЛАЙД № 9

Настоящее время  что делаю? Работаю.

Прошедшее время что делал? работал

Будущее время  буду что делать? буду работать

Слайд №10

Настоящее время: думаю, мечтаю, смотрю, сплю.

Прошедшее время: думал, мечтал, смотрел, спал.

Будущее время буду что делать? Буду думать, буду мечтать, буду смотреть, буду спать.

- Все эти слова изменяются по временам, значит это глаголы.

Мы будем изучать тему Глаголы неопределённой формы

Регулятивные

1.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

2.Уметь проговаривать последовательность действий.

4.  «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения

(7-8 мин.)

 РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.

Запись даты.

Чистописание

- Прочитайте текст, выпишите в тетрадь глаголы.

Вывод:

- На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

СЛАЙД № 11.

    Трудно увидеть в лесу дикое животное. Зверя можно узнать по следам. Лучше всего читать следы зверей на свежем снегу. Следы зайца трудно спутать со следами других зверей.

Проверка:

Увидеть. Что сделать? глагол.

узнать  Что сделать? глагол.

читать  Что сделать? глагол.

спутать Что сделать? глагол.

- Что делать? Что сделать?

ФИЗМИНУТКА Слайд №12

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать, понимать речь других.

5. Первичное закрепление

(4-5 мин.)

- Прочитайте глаголы неопределённой формы.

- На какие вопросы отвечают глаголы?

- Окончание глаголов?

-  Можно ли определить число глаголов?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Стр 89. Упражнение 4.

Вывод: читаем правило

Я закрепляю.

СЛАЙД № 13.

Как хорошо уметь читать,

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать.

- уметь, читать, звать, ждать.

- Что делать?

- «- ть»

- Нельзя определить число у этих глаголов

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать, понимать речь других.

Регулятивные

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

6. Творческое воспроизведение новых знаний

(4-5 мин.)

СЛАЙД № 14.

РАБОТА В ГРУППАХ

Игра «Найди четвёртый лишний»

1 группа.

Играть, гулять, думал, петь

Читает, пишет, считает, дружить.

2 группа.

Привести, отпустил, вынести.

Рассказал, поссорил,  расцвести, рассадил.

Я усваиваю.

1 группа.

- думал глагол прошедшее время

- дружить – неопределённая форма

2 группа.

- отпустил

- расцвести

Коммуникативные

Сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Повторение включение в систему знаний

(7-8 мин.)

Работа в тетрадях.

Игра « Аукцион»

- Запиши как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога ( дать, пить, мыть, сесть, петь)

Вывод:

- С какими словами мы составили словосочетания?

- Какие вопросы использовали?

- Молодцы!

Я применяю.

Слайд №15

Самостоятельная работа учащихся.

Слайд №16

 Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

5. Рефлексия урока.

(2-3 мин.)

 

-Что нового узнали на этом уроке?

- Давайте вспомним, какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигнули ли мы поставленной цели?

- Вам было интересно на уроке?

- Что было вам трудно на уроке?

- А что вам было самым интересным?

- Молодцы!

ОЦЕНКА УРОКА «Солнышко»

Я использую.

- На этом уроке мы узнали много интересного.

-  Мы научились определять глаголы неопределённой формы..

- Научились ставить вопросы к словам

- Мы достигнули своей цели.

Коммуникативные

Сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные

Уметь выполнять работу по предложенному плану.

6.Домашнее задание

Заранее приготовленные задания.

- Составить и записать 4-5 предложений по картинке.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

Открытый урок по русскому языку в рамках проведения регионального семинара учителей русского языка и литературы 15.10.2014

Урок русского языка в 5 классе"Правописание гласных в корнях слов" был проведен в рамках регионального семинара учителей русского языка и литературы....

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...