Экскурсия "Описание растительного и животного мира, почв своей местности"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Бондарева Елена Федоровна

В памятке прописаны нормативная база, цели ии здачи, оборудование, маршрут, групповые и индивидуальные задания, формы отчета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экскурсия «Описание растительного и животного мира, почв своей местности»

  1. Название экскурсии.

Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

  1. Нормативные документы, техника безопасности

Практическая работа проводится на основе Минимума содержания образования ФК ГОС, Примерной программы по географии, авторской программы «География. Начальный курс. 6 класс». Автор Т.П. Герасимова. (География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 класс./сост. С.В. Курчина. М., «Дрофа», 2011- 62с.),

Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности для учащихся.

  1. Цель и задачи

Цель: Образовательные – сформировать представление о многообразии растительного и животного мира, их биотических связях,  особенностях почв своей местности.

Развивающие - развивать экосистемное мышление; умение выполнять практические задания; обобщать результаты учебно–исследовательской деятельности; формулировать предложения и делать выводы.
Воспитательные – воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, формирование правильного поведения в природе.

Задачи: 1. Знакомство, описание, составление гербария (фотоальбома) растений своей местности.

                2. Знакомство, описание, наблюдение, составление фотоальбома животных своей местности.

                3. Знакомство, изучение, создание коллекции почв своей местности.

4. Разработка правил поведения в природе.

  1. Объект

Река Таловка. Речная долина.

  1. Оборудование

Линейка, пакеты для образцов почвы, лопатка для выкапывания растений, термометр-психрометр, определители дикорастущих растений, беспозвоночных, фотоаппараты, блокноты, карандаши, ручки.

  1. Маршрут и его описание

Объект экскурсии расположен к востоку от школы в 500м, в пределах села. Во время движения по маршруту имеется переход через проезжую часть. На исследуемом объекте выделяется 3 участка:

 1 участок – берег реки (часть водораздела) .

2 участок – пойма реки (прирусловая часть).

3 участок – лес в пойме реки.

Первоначальное ознакомление происходит со всем классом по всем участкам, затем - работа по группам.

  1. Текст для проведения экскурсии (экскурсионный рассказ) с опорой на зрительные (слуховые, осязательные, обонятельные) и смысловые впечатления (интересные объекты, события и т.д.)

Мы находимся  в речной долине Таловки. Какие части речной долины вам известны?

Давайте пройдемся по разным участкам речной долины. Во время путешествия наблюдайте за обликом, звуками, запахами, другими ощущениями.

Назовите отличительные признаки на каждом участке.

(перечисляют различия в растениях, почвы, влажность воздуха, звуки, запахи).

Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит общее и индивидуальные задания. В соответствии  с заданиями распределите обязанности в группе. (С целью экономии времени распределение обязанностей лучше провести заблаговременно). Во время работы соблюдайте технику безопасности.

 Этапы работы, сроки

Исследовательский (практический) этап - в течение 2 уроков (с этой целью администрация объединяет два урока географии).

Аналитический (обработка полученных данных, материалов) – домашнее задание.

  1. Формы работы, конкретные задания

Работа в группах. Распределяют обязанности:

- ботаник

- зоолог

- почвовед

- климатолог

- фоторепортер.

Каждая группа получает общее и индивидуальные задания.

  Общее задание. Заполните паспорт участка.

Название участка

Форма рельефа

Горные породы

Почвы

Растительность

Животный мир

Воздействие человека на ПК.

Индивидуальные задания.

Задания для ботаника

  1. Составь максимально полный список растений. Распредели их по жизненным формам. Неизвестные растения определи с помощью атласа-определителя. Можешь воспользоваться помощью учителя.
  2. Собери коллекцию для гербария. Травы аккуратно выкопай вместе с корнем. У деревьев и кустарников бери ветви размером 10-20 см или листья.

Помни! Выкапывать растения, занесенные в Красную книгу, запрещено.

Задания для зоолога

  1. Составь максимально полный список животных. Распредели их по таксонам. Неизвестных животных определи с помощью атласа-определителя. Можешь воспользоваться помощью учителя.
  2. Понаблюдай встретившимися тебе животными. Запиши свои наблюдения.

Помни! Нельзя брать животных в руки.

Задания для почвоведов

  1. Опиши почвы по следующему плану:

1.Цвет

2.Структура

3. Влажность

4. Растительные остатки

5. Присутствие животных (виды животных, их следы жизнедеятельности)

6. Горные породы.

7. Температура почвы.

2. Возьми образец почвы. Описание почвы прикрепи к пакету.

Задания для климатологов.

  1. С помощью термометра-психрометра измерь температуру и влажность воздуха.
  2. Опиши другие явления погоды: ветер, осадки, облачность.

Задания для фоторепортеров

Выполни фотосъемку:

-  всего участка местности.

- типичных растений и животных (макросъемку).

- практической работы учащихся по изучению растительного, животного мира, почв участка.

  1. Форма отчета

Отчет группы – паспорт участка, с фотографиями.

Индивидуальные отчеты:

Ботаник – перечень растений, распределенных по жизненным формам, гербарий из не менее 10 растений.

Зоолог – перечень животных, описание не менее 10 животных разных типов и классов.

Почвовед – образец почвы и ее описание.

 Климатолог- данные о температуре, описание погоды дня, можно в графической форме.

Фоторепортер- фотоальбом (презентация, слайд-фильм) не менее 10 фотографий по растениям и животным, 1-2 по почвам, 3-5 по практической работе учащихся.

  1. Риски, непредвиденные обстоятельства

Погодные условия (дождь, сильный ветер, прохладная погода).

  1. Прогнозируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные)

Личностные: осознание эстетической и практической значимости живой природы, взаимосвязей между природными компонентами.

Предметные:

- описывать растительный, животный мир, почвы своей местности;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе исследований, наблюдений, справочных пособий;

-  применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников.

Метапредметные:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- работать в соответствии с предложенным планом;

- участвовать в совместной деятельности;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях и словарях;

- составлять описания объектов;

- оценивать работу одноклассников.

  1. Практическая значимость  

Осознание красоты природы, взаимосвязей между компонентами природы, человеком. Оценка возможностей использования человеком (отдых, лекарственные и съедобные растения, грибы)

  1. Средства для оценивания результатов

Отчетная документация.

  1. Список литературы и источников

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения: Учеб. Пособие для слушателей фак. обществ.  профессий пед. ин-тов/ Р.А. Дьякова, Б.В. Емельянов, П.С. Пасечный; Под ред. Б.В. Емельянова. – М.: Просвещение, 1985. -256с.

Колбовский Е.Ю. Изучаем ландшафты России/ Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2004. -208 с..

Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов- на – Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – 256 с.

Папорков М.А. Школьные походы в природу. Пособие для учителя. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"

В 8 классе изучается курс географии "Природа России". Данный урок проводится после изучения общей характеристики природы. УМК: учебник И.И. Бариновой "География: природа России". Урок проводится в нет...

Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....

презентация к уроку экологии "Современное состояние растительного и животного мира"

В презентации раскрыта роль растительного и животного мира в жизни биосферы. Рассмотрены растения и животные, подлежащие охране на территории России и Республики Коми (региональный компонент). Показан...

Природные зоны и разнообразие растительного и животного мира материка Евразия

Формирование представления о природе Евразии, представителях животного и растительного мира природных зон материка....

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с ...

Презентация "Охрана растительного и животного мира в России"

Данная презентация может быть использована при изучении темы "Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира" в курсе геограии в 8 классе...