Методическая разработка урока в 9 классе "Европейский ЮГ.Население".
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Лисютина Галина Николаевна

Урок -исследование.Расширяет знания обучающихся о  сложном многонациональном  составе, традициях, нравах, вероисповедании народов Европейского Юга.Обучающиеся выявляют проблемы и предполагают как их можно решить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Европейский Юг. Население.

 Урок  географии.  9 класс.

Учитель:  Лисютина Галина Николаевна

Тема  урока:   Европейский Юг. Население.

Цель  урока: расширить знания обучающихся о сложном много-национальном составе, традициях, нравах, вероисповедовании народов Европейского Юга; показать влияние природных условий на формирование  характера, культуры горских народов Кавказа.

Задачи:

 Образовательные:  изучить  особенности  естественного и миграционного движения населения, национального и религи-     озного состава населения Европейского Юга, выяснить связан-    ные с этим  проблемы.

Развивающие:   продолжить формирование  умения работать с  тематическими картами, используя их как источник географичес-кой информации, делать предположения на основе полученной информации, умение работать в парах.

Воспитательные: воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны, населяющих ее народов, толерантность.

Оборудование: учебник- В.П. Дронов «География:  природа население и хозяйство России», 9 класс, Москва: Просвещение 2013; атласы- УМК «Сферы»,  компьютер, проектор, презентация «Европейский Юг. Население».

Тип урока: изучение  новых знаний.

Форма урока: урок- исследование.

Технологии: исследовательская, в парах постоянного состава, проблемное обучение,  здоровьесберегающая.

использованы  ИКТ, присутствуют элементы интегрированного урока (искусство, музыка).

                                        Ход урока.

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы урока

        1.

Организацион-ный

5 мин.

Приветствие, повторение состава района.

1.Вырабатывают критерии оценки. 2.Отвечают на вопросы теста.

3.Самопроверка.

Рабочий лист ученика

Слайд 1

2.

Целеполагание

2мин

Вступительное слово. Настраивает обучаю-щихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

Эмоциональный настрой. Слушают, определяют тему урока.

Песня о Кавказе

1мин

3. Определение и объяснение темы и цели урока обучающимися

2мин.

1. По алгоритму изучения районов страны какую тему мы должны изучать?          Почему?

 Гипотеза.

Можно ли сказать, что Европейский Юг-

«Демографический рай»- демографическая надежда России?

1.Отвечают.

Население.

Значение особенностей, традиций, культуры позволяет правильно строить взаимоотношения между народами, социально обеспечение

2.Ставят цель урока.

 

Слайд 2

      4.        

Изучение нового материала.

Учебно-

познавательная деятельность

Самостоятель

ная работа в   парах- «Мои географические исследования»

1мин

10мин

Объясняет как работать с учебным листом ученика.

Наблюдает за работой групп, помогает, если есть вопросы

 

Слушают

Учащиеся читают текст, анализируют тематические карты атласа, формулируют проблемы, заполняют рабочий лист

Рабочий лист,

атлас стр.22-23,

стр.24-25

§39стр.134-135

«Мои географические исследо-вания»

Обмен информацией.

7мин

1 блок-  Численность населения, занятость, проблемы

Учитель выслушивает ответы  малых групп, записывает на доске проблемы.

 Пары  высказывают свои варианты проблемы, приходят к единому мнению.

 

Слайд 3,4,5

       

      Обмен информацией.

3мин

2 блок- Размещение населения

Учитель выслушивает ответы  малых групп, записывает на доске проблемы.

Пары высказывают свои варианты проблемы, приходят к единому мнению.

Слайд 6,7

Обмен информацией.

5мин

5мин

3,4  блоки - Народы и религии

 Что такое народ? 

Учитель выслушивает ответы  малых групп.Задаёт вопросы. Почему  Северный Кавказ  называют «Вавилоном»?

Почему   современный   состав  населения  Се-верного   Кавказа многонациональный?

Рассказывает о казаках

 

Слушают песню, записывают народы.

Рассказывают  о традициях, характере  народов Северного Кавказа

Слушают. Отдыхают. Получают  удовольствие.

Казачья песня ( поёт ученица)

Танец «Лезгинка» (танцуют ученики)

Песня о народах Северно-го Кавка-за

Рабочий лист, атлас стр.24-25, §39 стр.134-135

Слайд 8-21

 

Казачья песня

Танец«Лезгинка»

    3мин

Заключитель-ный

3мин

5 блок-  «Вот он где рай!»

Согласны ли Вы, что Северный Кавказ - демографическая надежда России, демографический  рай.

Делают  выводы в блоке 5

Самооценка

 1мин

Самооценка.  Ставят отметку за урок, отмечают своё настроение на уроке.

Д/з

1мин

           

 §39  Презентация 5-6 слайдов, сообщение  о народных  промыслах Европейского Юга (по желанию)

 

Записывают д/з.

Народы Кавказа

Языковые  семьи

Языковые  группы

         Народы

        Религии

Индоевропейская

Славянская

Иранская

Русские, украинцы

Осетины

  Православие

Северо- кавказская

Абхазско-адыгейская

Нахско-дагестанская

Кабардинцы, черкесы, адыгейцы

Ингуши, чеченцы, аварцы, лакцы

        Ислам

Алтайская

Тюркская

Ногайцы, кумыки, карачаевцы

         Ислам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Население Австралии"

В  презентации  собраны  интересные  материалы  о  населении  Австралии,  помещены  карты.  задания. Это  хорошее  подспорье  к  у...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»

Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.  Способствует  усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока географии по разделу: "Население планеты"

Вашему вниманию представлена методическая разработка урока географии для студентов 1 курса технических специальностей.Студенты делятся на 4 микро -группы, каждая из которых получает свой пакет заданий...