Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Бондарева Елена Федоровна

Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».

Цель работы: на основе работы с картой выявить особенности размещения народов России, взаимосвязь размещения с административно-территориальным делением России.

Оборудование: карты атласа, диаграмма «Национальный состав России с населением более 1000000 человек (%).

Содержание практической работы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Откройте карту административно-территориального деления России.  Найдите республики, национальные округа, национальную область. Определите один из факторов, по которому осуществлялось административно-территориальное деление и дано название субъектам.

На основе анализа названий субъектов приходят к выводу, что деление на субъекты и их название происходило с учетом преобладающего или компактно проживающего народа.

2

Рассмотрите карту «Народы России». Изучите легенду карты. Какую информацию она несет?

Работают с легендой карты, определяют информацию: народы России, их распределение по семьям, группам.

3

Какими способами показано размещение народов по территории России?

Называют способы: послойная окраска, точечные, буквенные обозначения.

4

Определите по диаграмме самые многочисленные народы России. Определите их размещение по территории страны.

Работают с круговой диаграммой. Называют самые многочисленные народы России.

5

Сопоставьте с картой административно-территориального деления страны. Какие из этих народов имеют свой субъект (территорию компактного проживания)?

Сопоставляют карты, выявляют, что все многочисленные народы, за исключением украинцев и армян, имеют свой субъект.

6

Как называются субъекты с преобладанием русского населения?

Области, края, города федерального значения.

7

Выберите 4-5 национальных субъектов, сопоставьте с картой. Совпадает ли название субъекта с территорией проживания народа.

Сопоставляют карты, делают выводы.

8

Как вы понимаете термин «титульная нация»?

Дают варианты ответов, записывают определение. Титульная нация – часть населения, народ, определяющий название субъекта.

9

Заполните таблицу №1.

Народ

Субъект проживания

Заполняют таблицу.

10

Предложите классификацию народов с учетом их размещения по территории страны (географического положения). Придумайте способ оформления результатов работы.

Предлагают классификацию:

Народы Крайнего Севера.

Народы Урало-Поволжья.

Народы Северного Кавказа

Народы Сибири и Дальнего Востока. Составляют схему, таблицу.

11

Можете ли вы объяснить компактное проживание казахов, немцев, мордовцев на территории Алтайского края?

Высказывают предположение о влиянии  миграций на размещение народов, в том числе и насильственные.

Сделайте вывод о размещении народов на территории нашей страны.

Большая часть русских проживает в европейской части России и по югу Сибири и Дальнего Востока. Размещение коренных народов совпадает с их исторической родиной, в местах их компактного проживания созданы субъекты. Концентрация немцев в Алтайском крае, евреев объясняется насильственной миграцией. Проживание казахов в Алтайском крае, по югу Восточно-Европейской равнины объясняется приграничным положением.

Критерии оценивания:

1. Заполнена таблица №1.

2. Составлена таблица или схема «Классификация народов России по месту их проживания».

3. Записано определение «титульный народ».

4. Сделан вывод о размещении народов по территории России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города».

Практическая работа «Изучение особенностей восприятия различных районов города»...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Практическая работа «Изучение и объяснение географических особенностей половой и возрастной структуры населения в отдельных странах и регионах мира»

Задания для проведения практической работы «Изучение и объяснение географическихособенностей половой и возрастной структуры населения в отдельныхстранах и регионах мира»...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

Практическая работа «Особенности структуры, размещения и миграции населения»

Практическая работа по теме "Население:структура, размещение, миграции". К учебнику В.П.Максаковского 10 класс...

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения» 9 класс

Проверочная работа по теме «Географические особенности размещения населения России. Воспроизводство населения»...