«Влияние Атлантики на ход температуры в г. Кузнецк-12 в зимний период за последние 5 лет (2005-2010)»
проект по географии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Панфилова Татьяна Ивановна

Учебный проект адресован учащимся 6- 9 классов для более глубокого ознакомления с темой «Климат» в 6, 7 , 8 классах.

В 9 классе тема «Климат» включена при изучении экономических ресурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc47 КБ
Microsoft Office document icon metod_sopr.doc34 КБ
Office presentation icon первая часть1.24 МБ
Office presentation icon продолжение 1.96 МБ

Предварительный просмотр:

Влияние Атлантики на ход зимних температур в г. Кузнецк-12 Пензенской области за период 2005-2010 г.г.

Учитель географии Панфилова Т.И (высшая категория),

ученица 8 «А» класса Солянова Ксения,

ученица 10 класса Ульченко Елизавета.

Федеральное Казенное Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени А.Н.Радищева г. Кузнецк -12

e-mail:        rad012@yandex.ru

school-rad@rambler.ru

Пусть никто не говорит, что не знает о чем речь. Речь идет о потеплении климата. От результатов климатических изменений зависит не только облик земли, но и судьба сотен миллионов человек.

На наш взгляд, на каждом участке нашей планеты наблюдается заметное потепление.

Пензенская область расположена на Восточно - Европейской равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности. Территория области вытянута с запада на восток примерно на 330 км, от 42о  в.д. до   47о в.д. С севера на юг она простирается на 204 км, от 54о с.ш. до 52о с.ш.

Пензенская область лежит в умеренном климатическом поясе, в области умеренно

-континентального климата. Суммарная радиация от 90 до 100 ккал/см 2 за год (в июне 15-16 ккал/см2, в декабре менее 2 ккал/см2).

Климат зависит от географического положения территории, характера подстилающей территории, обусловливающего количество солнечной радиации, от циркуляции атмосферы и от близости морей и океанов. Господствует перенос воздуха с запада на восток, как и во всем умеренном климатическом поясе, поэтому климат находится под сильным влиянием атлантических воздушных масс. Реже к нам приходит воздух из Арктики и тропический континентальный воздух- с юга  и юго-востока.

Зима у нас начинается в третьей декаде ноября. Бывали годы, когда зима наступала на месяц раньше и на месяц позже. Приход ее знаменуется образованием ледостава на реках, началом устойчивого снежного покрова и переходом среднесуточной температуры воздуха через -5о градусов. Зима морозная, ветреная, пасмурная, длится более четырех месяцев. Обычно среднесуточные температуры зимы колеблются в пределах  от -5о до -19о. Однако бывают сильные кратковременные морозы с температурами до -30о и ниже и оттепели, когда температура может подняться до +2о  и выше. Оттепель продолжается насколько дней, затем наступает резкое похолодание, в связи с приходом холодного воздуха.

Учитель географии и учащиеся 6 – 8 классов ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева проводили наблюдения за ходом температур на территории Пензенской области в районе города Кузнецка-12.

Больше всего нас поразили зимние температуры, когда мы сравнили их со средними многолетними наблюдениями. Определялись температуры выше климатической нормы больше всего в зимний период. Наблюдения показали, что климат Пензенской области значительно потеплел.  

Определили направления ветров в этот период. Анализ хода температур и направления движения воздушных масс показали определенную взаимосвязь. Из наших наблюдений видно, что на территории в зимнее время преобладает циклональное состояние атмосферы. Вхождение воздуха с Атлантики и Средиземного моря сопровождался циклонами, которые вызывали потепление до +10 о, низкую облачность, осадки в виде не только снега, но и дождя, что не характерно для нашей средней полосы.

Около 76 процентов всех зимних дней были пасмурны, с осадками в виде дождя и снега. Большая часть осадков выпадала в циклонах из атлантического воздуха. (западного, северо-западного и юго-западного направления). Зимой облачность уменьшает приток прямой радиации и ослабляет излучение тепла поверхностью Земли и препятствует её охлаждению.

Наблюдения показывают, что с каждым годом зимние температуры становятся выше. Сильные морозы бывают только в конце января или в феврале.

Мы провели сравнение  зимних температур за 5 лет с 2005 по 2010 год.

Период

декабрь

январь

февраль

Средние многолетние

-10,2о

-13,3 о

-12,9 о

2005 -2006

-7 о

-12 о

+1 о

2006-2007

+1,2о

+1 о

-7,9 о

2007-2008

-7,6о

-9 о

-3,5 о

2008-2009

-3,6о

-7,7 о

-2,3 о

2009-2010

-7о

-19,1 о

-6,9 о

Вывод:

Т выше нормы

Т выше нормы, за исключением января 2010 г.

Т выше нормы

Вывод:

Проанализировав температуры 15  зимних месяцев мы определили, что в 14 их них температура была выше нормы, и только в 1 она была ниже средней многолетней температуры на 6 градусов.

После длительного потепления, в конце января 2010 года Поволжье оказалось под властью северо – восточного антициклона. Стояла морозная и ясная погода. Это привело к образованию «ледяного» дождя и гололеда.

В утренние часы столбик термометра опускался до –  28о – 30о С. Это была настоящая зима!

Для  пятилетнего периода это стало исключением.

По нашим наблюдениям потепление климата вызывают воздушные массы, пришедшие с Атлантики. Мы хотим знать ответ на волнующий нас вопрос -  почему воздушные массы с Атлантического океана так часто «посещают» территорию Поволжья в зимний период?

Предполагаем, что потепление климата происходит не по природным катаклизмам, а под влиянием человека.

Сейчас человечество ведет хозяйственную деятельность таким образом, что глобальная средняя температура к концу столетия вырастет на 7 градусов, по сравнению с доиндустриальной эрой. Этот рост очень быстрый, чем тот, который Земля переживала после ледникового периода (15000 лет назад). Тогда глобальная температура выросла примерно на 5 градусов (за 5000 лет). В основе этого лежали природные причины; теперь же климат меняется по вине людей. Сжигается много угля, нефти и газа, уничтожаются леса, неправильно обрабатываются поля. Если ничего не изменится, из-за потепления  климата повысится уровень моря.

Мы, ученики школы, новое поколение, хотим знать, что ждет нас в будущем.

Мы хотим предложить людям жить более рационально:

  • использовать только экологически чистый вид топлива;
  • чистые производства.

Неблагоприятные для человечества изменения природной среды можно ликвидировать, используя современные достижения.

Если каждый из нас начнет заботиться о природе хотя бы на бытовом уровне, то мы сможем уменьшить скорость потепления климата на планете.



Предварительный просмотр:

Тема проекта:  «Влияние Атлантики на ход температуры в

г. Кузнецк-12 в зимний период за последние 5 лет (2005-2010)»

Методическое представление:

  1. Введение;
  2. Методический паспорт учебного проекта;
  3. Осуществление проекта;
  4. Выводы;
  5. Представления учащихся в рамках учебного проекта.

1.Введение:

Тема проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету географии для углубления знаний и применения их в жизни.

Проект:1. по типу деятельности – поисковый;

              2. по характеру предметно – содержательной области – географический и климатологический;

              3. по характеру контактов – продолжительный (1-2 четверть)

2. Методический паспорт учебного проекта:

  • Адресация: Учебный проект адресован учащимся 6- 9 классов для более глубокого ознакомления с темой «Климат» в 6, 7 , 8 классах.

В 9 классе тема «Климат» включена при изучении экономических ресурсов.

  • Темы учебно-тематического плана предмета:

              - погода и климат (6 класс);

              - климатические пояса и области (7 класс);

              - климат материка Евразии (7 класс);

              - климат России (8 класс);

              - климат Пензенской области (8 класс);

              - климатические условия экономических ресурсов (9 класс)

  • Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи:

             1. вовлечение учащихся в различные виды деятельности;

             2. самостоятельное приобретение новых знаний;

             3. индивидуальная организация деятельности учащихся;

             4. расширение кругозора.

  • Возраст учащихся – 8-10 класс.
  • Время работы над проектом – 4 месяца.

3. Обеспечение:

  • Материально техническое оснащение и информационное обеспечение: - данные наблюдений за погодой в течение 5 лет                                              

                                (календари погоды учащихся);

                            -  компьютер.

  • Дополнительно привлекаемые информационные ресурсы: справочные данные средних многолетних температур пензенской области.
  • Общеучебные навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: наблюдение за погодой.
  • Мотивация к работе: поиск причин потепления климата (теплые зимы);

4. Статус учебного проекта:

  • Авторы проекта - ученица 10 кл. Ульченко Елизавета,

                                    ученица 8 «А» кл. Солянова Ксения,

                                    учитель географии Панфилова Т. И..

  • Опыт использования – в учебной деятельности;
  • Степень распространения: ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева    
  • г. Кузнецк-12.

5.Осуществление проекта:

Работа над проектом позволила более подробно ознакомиться с климатообразующими факторами. Учащиеся 6 класса занимаются наблюдением за погодой. Ученицы: Ульченко Елизавета и Солянова Ксения обработали информацию за 5 лет наблюдений. В конце работы был создан проект и его презентация. Работа над проектом заняла 1-2 четверть.

1 этап включал в себя постановку проблемы и начало самостоятельной деятельности, выбор темы, поиск и сбор информации, подготовку презентации.

2 этап  представление презентации перед обучающимися 8 классов.

6.Выводы:

   Работа по данному проекту прошла успешно, в ней принимали участие учитель и ученики. Каждый был вовлечен в исследовательскую деятельность по данной проблеме, приобрел новые знания путем самостоятельной работы.

На заключительном этапе провели самоанализ в виде презентации.

Метод учебного проекта вошел в арсенал школы и будет использоваться на уроках географии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Область лежит в умеренном климатическом поясе, в области умеренно-континентального климата. Солнечная радиация в области составляет около 100 ккал/ см в год. Количество солнечного тепла зависит от продолжительности часов солнечного сияния ( в декабре 32 часа, в июле 285 часов)

Слайд 3

Климат любой территории зависит от её географического положения, обусловливающего количество солнечной радиации, от циркуляции атмосферы, близости морей и океанов и от характера подстилающей поверхности.

Слайд 4

Пензенская область лежит на восточно-Европейской равнине и занимает западную часть Приволжской возвышенности. Область имеет географические координаты: - с запада на восток 42 в.д. – 47 в.д; - с севера на юг – 54 06 с.ш. – 52 16 с.ш; - площадь 43,3 тыс.км. ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Слайд 5

ЗАПАД лето +19 С зима -11,5 С – 12 С 600 мм/год 90 ккал/см К увл = 1 Испаряемость 550 мм ВОСТОК лето +20 С зима -13 С 500 мм/год 90 - 100 ккал/см Испаряемость 650 мм К увл < 1 Распределение температур по Пензенской области

Слайд 6

СЕВЕРНОЕ МОРЕ БАРЕНЦЕВО МОРЕ ТИХИЙ ОКЕАН СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН ПЕНЗА 2 400 км 1 600 км 3 500 км 5 000 км 8 000 км

Слайд 7

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль Средние за зимний период 1. Продолжительность дня 7.06 – 7.27 7.27 – 8.34 8.35 – 10.37 2. Угол падения солнечных лучей 16 19 28 3. Средние температуры -10,2 -13,3 -12,9 -12,1 4. Преобладающие ветры С и С-З С и С-В С-З

Слайд 8

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -7 -12 + 1 -6 2. Максимальная Т +4 0 +10 +10 3. Минимальная Т -20 -29 -6 -29 4. Преобладающие ветры С-З С-В Ю-З З 5. Количество ясных дней 3 8 7 18 6. Количество дней с переменной облачностью 9 20 12 41 7. Количество дней со сплошной облачностью 19 3 9 31 8. Вид осадков Дождь, снег Снег Дождь, снег ВЫВОД: Температура выше средней многолетней на 2,8 градусов Температура выше средней многолетней на 1,3 градусов Температура выше средней многолетней на 13,9 градусов Температура выше средней многолетней на 6,1 градусов

Слайд 9

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) +1,2 +1 -7,9 -1,2 2. Максимальная Т +8 +7 +3 +8 3. Минимальная Т -4 -11 -20 -20 4. Преобладающие ветры З З Ю-В З 5. Количество ясных дней 0 1 8 9 6. Количество дней с переменной облачностью 10 10 11 31 7. Количество дней со сплошной облачностью 21 20 9 50 8. Вид осадков Дождь, снег Дождь, снег Дождь, снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 11 градусов Температура выше средней многолетней на 1 4 ,3 градусов Температура выше средней многолетней на 5 градусов Температура выше средней многолетней на 11 градусов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -7,6 -9 -3,5 -6,7 2. Максимальная Т +2 +4 +3 +3 3. Минимальная Т -20 -20 -8 -16 4. Преобладающие ветры З С-З З З 5. Количество ясных дней 8 12 0 6 6. Количество дней с переменной облачностью 4 4 2 3 7. Количество дней со сплошной облачностью 19 15 27 20 8. Вид осадков Дождь, снег Дождь, снег Дождь, снег Дождь, снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 2, 6 градусов Температура выше средней многолетней на 4,3 градусов Температура выше средней многолетней на 9.4 градусов Температура выше средней многолетней на 5,4 градусов

Слайд 3

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -3,6 -7,7 -2,3 -4,5 2. Максимальная Т +9 +3 +2 +4,5 3. Минимальная Т -19 -18 -10 -15 4. Преобладающие ветры Ю-Г З З З 5. Количество ясных дней 9 7 8 8 6. Количество дней с переменной облачностью 18 8 7 11 7. Количество дней со сплошной облачностью 4 16 13 11 8. Вид осадков Дождь, снег Снег Снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 6,6 градусов Температура выше средней многолетней на 5.6 градусов Температура выше средней многолетней на 10,6 градусов Температура выше средней многолетней на 7.6 градусов

Слайд 5

№ Показатели/ месяц декабрь январь февраль средние за период 1. Средние температуры (С) -7 -19,7 -7 -11 2. Максимальная Т +8 -8 -2 -0,5 3. Минимальная Т -26 -28 -12 -22 4. Преобладающие ветры С-В С-В В С-В 5. Количество ясных дней 6 20 11 12 6. Количество дней с переменной облачностью 7 4 9 6 7. Количество дней со сплошной облачностью 18 7 8 11 8. Вид осадков Снег Снег Снег Снег ВЫВОД : Температура выше средней многолетней на 3,2 градусов Температура ниже средней многолетней на 6,4 градусов Температура выше средней многолетней на 5,9 градусов Температура выше средней многолетней на 1,1 градусов

Слайд 7

ПЕРИОД Декабрь Январь Февраль 2005-2006 -7 -12 +1 2006-2007 +1.2 +1 -7,9 2007-2008 -7,6 -9 -3,5 2008-2009 -3,6 -7,7 -2,3 2009-2010 -7 -19,7 -7 Средняя за период наблюдений -4,8 -7,8 -4

Слайд 8

ВЫВОД: температуры за наблюдаемый период выше средней климатической нормы для умеренно-континентальной области климата от 2 до 11 градусов. Из пятнадцати зимних месяцев в четырнадцати температура была выше нормы.

Слайд 9

Солянова Ксения ученица 8 «А» класса ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г.Кузнецк-12 Ульченко Елизавета ученица 10 класса ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева г.Кузнецк-12 Учитель географии высшей квалификационной категории ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Панфилова Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ  СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....

Температурный режим в зимний период

Шкала температур при которых отменяются занятия в школах Челябинской области...

Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы"

Воспитательное мероприятие в зимний период на свежем воздухе "Зимние забавы" Цель: ориентация  на   здоровый   образ жизни.Задачи: формировать представление о польз...

"Рекомендации по безопасности дорожного движения в зимний период "Безопасная зимняя дорога"

Зимой темнеет рано и очень быстро. В сумерках и в темноте значительно ухудшается видимость, и легко ошибиться в определении расстояния как до едущего автомобиля, так и до неподвижных предметов. П...

Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра на открытом воздухе в зимний период времени.

В материале содержатся рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в ...