Описание собственного опыта работы " Дифференцированный подход в системе обучения".
статья по географии (6 класс) на тему

Коновалова Татьяна Владимировна

Обобщение опыта работы по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsirovannyy_podhod.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Описание собственного опыта работы. « Дифференцированный подход в системе обучения».

Выполнила: Коновалова Т.В.

Содержание:

1. Введение.

 Актуальность использования дифференцированного подхода в обучении географии.

2.Основная часть.

Теоретическая часть.        

 Цели дифференциации обучения.

 Виды дифференциации:

а) внутренняя;

б) внешняя.

Описание педагогического опыта работы.

3. Заключение.

4.Список литературы.  

5. Приложение.        

«Благоразумный наставник  прежде всего

 должен узнать свойство ума и характера

 поручаемого ему ученика».    

  Марк Фабий Квинтилиан

        Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять. Обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

 ( К.Д. Ушинский)

        Моё педагогическое  кредо – сделать учение посильным, воспитать интерес к изучению географии, развивать и поддерживать его.

        На модернизацию образования направлено введение Федерального государственного  образовательного стандарта второго поколения. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми  изменениями, которые вводятся  новым образовательным стандартом.

        Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности

        «Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности ученика как индивидуальности».

Происходящие социально – политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны.

Но как преодолеть отставание образования и воспитания от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос я вижу во внедрении дифференцированного подхода в обучение.

В последние годы значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного подхода в обучении школьников  географии на различных ступенях географического образования. Этот интерес во многом объясняется стремлением учителей так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят  учебно-воспитательной деятельностью на уроках. Базовый курс географии призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности.

География объективно является наиболее  школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений. Поэтому невозможно добиться усвоения географического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Признание географии в качестве обязательного предмета общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость

    осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к       определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным      ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход

становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения географического материала.  Дифференцированно может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или  групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового.

      Обучения географии требует современное состояние нашего общества, от каждого требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как компетентность, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение. Сегодня базовый курс географии призван служить одной из основ развития личностных качеств  каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни. И как учитель, я осознаю своё высокое назначение.

      Возможность учащихся в освоение знаний индивидуальны. Кто – то опережает, кто – то еле успевает, а кто- то совсем отстаёт. Только постепенный переход от известного к новому, только постепенное  усложнение материала способствует эффективному усвоению материала и здесь необходима помощь учителя.

В моей педагогической практике я имела возможность работать с разными категориями обучающихся. А именно: с обучающимися, которые имели низкий уровень мотивации, средний уровень мотивации и высокий уровень мотивации в обучении. Труднее всего формировать и поддерживать интерес к предмету, изучаемому материалу, активность учащихся на протяжении всего урока, именно у детей с низкой мотивацией. Ведь известно, что география интересна только тогда, когда понятна.  Поэтому я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Познакомившись с большим количеством технологий, я убедилась, что только технология дифференцированного подхода позволит мне грамотно и компетентно построить учебный процесс. Поэтому моей темой самообразования является « Дифференцированный подход на уроках географии».

Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение – это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся с учётом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств;

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Основная цель моей деятельности – способствовать развитию образованной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках географии.

Достижение данной цели реализуется посредством решения следующих задач:

- формирование прочных навыков;

- формирование и развитие коммуникативной, языковой компетенций;

умение находить, систематизировать необходимую информацию;

- развитие интереса к изучению географии.

Дифференциация позволяет организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение  всеми  учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся , но с обязательным для всех выделением инвариантной части ( базового минимума). При этом каждая группа учеников, имеющая сходные индивидуальные особенности, идёт своим путём. Процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Таким образом, цель дифференциации процесса обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворение познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

В понимании дифференциации можно выделить три основных аспекта:

1. Учёт индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах.

Первый аспект – учёт индивидуальных особенностей учеников характерен и для дифференциации, и для индивидуализации. Учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельного ученика. Считается, что дифференциация - одно из средств реализации личностно – ориентированного обучения. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Существует внутренняя и внешняя дифференциация.

Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.

При внешней дифференциации учащиеся специально объединяются в учебные группы. Таким образом, при внутренней дифференциации, т. е. на уроке, личностно – ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, например, обучение в сотрудничестве и метода проектов, за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии.

Дифференцированный подход в обучении – это принцип посильности усвоения - каждый обучающийся продвигается своими темпами. Дифференцированный подход проявляется в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы по географии.

Главной задачей своей деятельности на уроке я считаю создание таких условий, при которых знания моих учеников оказалось бы необходимым для решения учебной задачи, для поиска нужной информации, которая, в свою очередь, дала бы импульс мыслям, привела бы в движение воображение, вооружила аргументами, потребовала новых знаний.

Организуя урок, я стараюсь использовать методы и приёмы, направленные на осуществление личностно – ориентированного обучения. Основная задача дифференцированного обучения – вовлечение в работу каждого ученика, помочь « слабому», развивать способности «сильных».

На уроках использую:

индивидуальную форму работы с обучающимися (самостоятельные работы, работы по карточкам , индивидуальные, для коррекции знаний);

фронтальную форму работу с обучающимися ( опрос, беседа, географические диктанты, работа в тетради с печатной основой);

индивидуализированную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках применяю такие виды работ, как:

- работа в парах: ученик – ученик ( сильный со слабым, ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают определения, выполняют задания, учитель – ученик

- работа в группах по 2 – 3 учащихся. Каждый ученик выполняет самостоятельную работу, и отчитываются по всем основным вопросам.

Значительную роль  я отвожу работе с обучающими на индивидуальных и дополнительных занятиях. Для этого мне необходим раздаточный материал. В кабинете имеются особого рода опорные конспекты, тематические папки, в которых систематизирован методический материал, открытые уроки, внеклассная работа по предмету, тематические зачёты, карточки для коррекции знаний, карточки с индивидуальными заданиями,  разноуровневые самостоятельные работы, контрольные и тестовые работы, дидактический и раздаточный материал. Задания отличаются простотой, краткостью и точностью. Начинаю работу с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

- обязательные задания

Они способствуют умению правильно применять изученное, их должно быть огромное количество, они должны быть посильными для каждого ученика.

- дополнительные задания

Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей. На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность. Отношения с учащимися строю на основе взаимного уважения и понимания.

Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости, заинтересованности в предмете, разных психолого–физических возможностей, для достижения  поставленных целей на всех этапах урока осуществляю индивидуальный подход  к школьникам.

       В зависимости от характера познавательной деятельности учащихся: работа с картой, картинами, цифровым материалом использую задания трех уровней:

-первый уровень - объяснительно – иллюстрированный. Ученики воспроизводят изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебнике.

-второй уровень – репродуктивный. Учащиеся применяют знания и умения по образцу.

-третий уровень -  частично – поисковый и исследовательский. Учащиеся творчески применяют знания и умения в новый учебной ситуации. Эти уровни и соответствующие им методы  использую  на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний.

      При объяснении нового материала широко использую работу с учебником. Ребята получают задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.  

В 6 классе при изучении тем: « Основные формы рельефа суши», «Реки», «Озера» предлагаю задания разного уровня сложности:

1) выделить главные мысли изученного;

2) дать характеристику явлениям, процессам, найти упомянутые географические объекты на карте;

3) сравнить физическую карту с климатической.

      Учащиеся имеют возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справиться. Как правило, ребята справляются с выбранными заданиями и переходят к выполнению более сложных.

       Домашние  задания учащимся  также предлагаю дифференцированные:

1. Составить сложный план рассказа (1 уровень);

2. В каждом образце выделить  главную мысль (2 уровень);

3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).

       В 8 класса при изучении темы «Россия на карте мира» предлагаю следующие задания.

1). Найти крайние точки на карте (1 уровень).

2) Найти точки и определить их координаты (2 уровень).

3) Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами (например, с Канадой, по выбору ученика или учителя), пользуясь картами атласа и рисунком 5 на странице 16 учебника (3 уровень)    

                При изучении темы «Население Ставропольского края» в 9 классе  предлагаю такие дифференцированные задания:

1. Определить преобладание городского или сельского населения на территории края ( 1 уровень).

2. Объяснить, какие причины влияют на неравномерное расселение по территории края (2 уровень).

3. Охарактеризовать демографическую политику Ставропольского края(3 уровень).

        После выбора посильного задания каждым учащимся  предлагаю ребятам объединиться в группы для совместной работы. Изучив поставленные вопросы, представители групп выступают перед одноклассниками, ответы которых  анализируются, дополняются, исправляются, конкретизируются.

         Большинство знаний, которыми должны обладать учащиеся, связано  с изучением содержания карт и умением пользоваться ими.

Обученность ребят в работе с картой  определяю  также 3-мя  уровнями:

- понимать карту (1 уровень).

- читать карту (2 уровень).

- знать карту (3 уровень).

На 1-м этапе обучения работе с картой  в 6 классе при изучении темы «План и карта» знакомлю ребят с ее языком  и разновидностями, учу распознавать     географическую действительность  по изображению объектов, представлять

по памяти расположения изучаемых объектов. Ребята изготавливают  макеты карт, по  которым работают, переносят информацию с одного типа карт на другой.

    Учащиеся при изучении «Климата России», получают следующие разноуровневые задания:

  1. по климатической карте определить климатообразующие факторы. 1 уровень)
  2. самостоятельно сравнивают особенности погоды  отдельных территорий;(2 уровень)
  3. оценить климат отдельных территорий для жизни и хозяйственной деятельности человека.(3 уровень)

     Тема «Климат» остается сложной для учеников, но, как ни странно, повышенный уровень сложности зачастую выбирают и слабые учащиеся, особенно те,  кто  смотрели, слушали о том или ином районе страны и могут оценить климат для жизни человека. Те, у кого есть спутниковые антенны, смотрят канал  «В мире удивительного», «Вести», начинают делать свои выводы, где не обходится и без фантазии. За такую работу оценки повышаю, стимулируя переход от одного уровня знаний к другому. Как правило, учащиеся получают оценки, к которым стремились. Это создает ситуацию успеха, повышает интерес к предмету.

    . Выполняя практические работы, учащиеся ясно и глубоко понимают изучаемые явления и причинно-следственные связи между ними, более прочно закрепляют полученные знания, вырабатывают практические умения ведения наблюдения в природе и установления взаимосвязей и взаимообусловленности компонентов природного комплекса, что способствует развитию у учащихся  диалектико-материалистических взглядов на развитие природы.  

     География, как ни одна наука, обращается к чувствам, зрительным и слуховым впечатлениям.  Чтобы научить учащихся ясно видеть размещения географических объектов в пространстве, представлять себе их природное сочетание,  использую отрывки литературных произведений, ярко описывающие природные объекты и явления.

    Так, при изучении в 8 классе темы «Климат» использую отрывки из литературных произведений:

          1.«Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко встают свинцовые воды и, клубясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется по их косматой поверхности, далеко разносятся солёные брызги. А вдоль из лучистого берега колоссальным хребтом массивно поднимаются белые зубчатые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти гигантские обломки ....

 На сотни верст ни дымки, ни юрты, ни человеческого следа. Видны просторы снеговой пустыни». (побережье Северного Ледовитого океана

    -арктический /субарктический /.

            Невостребованные знания на уроках приводят к бессистемной работе учащихся к угасанию интереса к работе и учебе, поэтому важное место отвожу всем видам контроля.   Проверку знаний осуществляю как на репродуктивном, так и продуктивном уровнях.

    Для этой цели при устном опросе требую не только воспроизведения содержания изученного материала, пересказа его, узнавания изученных объектов, но и осуществления творческой деятельности: сравнения явлений, процессов, установления взаимосвязей. В зависимости от уровня воспроизведения и анализа изученного материала оцениваю ответ ученика. Учащиеся с первого урока ознакомлены с критерием оценок и знают требования к ответам разного уровня.

Использование дифференцированного обучения позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия  для творческой работы, ощутить результативность собственного труда.

              Учащиеся из года в год становятся победителями и призерами школьных  олимпиад. Результаты учебной деятельности за последние три года стабильны. Уровень  качества знаний и обученности составляют 66% и 100% соответственно.

Я считаю, что при таком подходе мне удаётся согласовывать педагогические интересы с  интересами учащихся, поддерживать в них стремление к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценки.

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;

как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном  уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном  уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы, прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.

Список литературы:

1. Арапов А. И. « Дифференцированное обучение в истории отечественной педагогики и школы» НГПУ, 2003,-243с.

2. . Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения [Текст] / С.П. Макаров// Педагогический вестник. - 1994.-№1.- С.2-10.

3. Орлов, В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками [Текст]/В.А. Орлов// Адукацыя i выхаванне. -- 1992. - №2. - С.23.

4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.:Просвещение, 1998. - С. 56.

5. Перевозный, А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность [Текст]/А.В. Перевозный. - М.:Просвещение, 1996. - 523 с.

6. Перевозный, А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования [Текст]/А.В. Перевозный. -- Мн.: Академия последипломного образования, 1998.- С.109.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.:Просвещение, 1998.- 312 с.

8. . Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст]/И.С. Якиманская. - М.:Просвещение, 1996. - С.352.

 Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования И.С. Якиманская. - М: Сентябрь, 2000. - С.453.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Дифференцированный подход к обучению на уроках географии"

Дифференцированный подход является основным путем осуществления индивидуализации обучения. Анализируя образовательные, воспитательные и развивающие аспекты учебной деятельности, определяю следую...

Описание опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения (2013 г)

Опыт работы (руский язык, образовательная система "Школа 2100")...

Методический семинар по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Материал содержит опыт работы в данном направлении с использованием  различных приемов, методов, технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников, поддержание интереса к ...

Презентация к методическому семинару по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Презентация содержит представление опыта на слайдах, включает фото, диаграммы, таблицы....

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Проблемное обучение как механизм реализации системно-деятельностного подхода в обучении математики"

В основе ФГОС  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование социальной среды разви...

Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с РАС на уроках физической культуры"

 Справка о распространении собственного опыта работы по теме: "Осуществление индивидаульного подхода к обучающимся с расстройствами аутистического спектра на уроках физической культур...