Открытый урок по физической географии России в 8 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Урок-игра:

·               положительные стороны урока: считается универсальной формой, позволяющей охватить значительное количество учащихся; при многократном повторении отрабатываются основные понятия, что способствует развитию речи; активизируется мыслительный процесс (вспомнить, осмыслить, найти в краткий промежуток времени); тренируется концентрация слухового внимания (запомнить вопрос, быстро сосредоточится, дать правильный ответ); можно проводить в конце каждой темы.

·               отрицательные стороны урока: нерешительные, робкие учащиеся задерживаются с ответом; нельзя опросить всех учащихся, так как отвечает тот, кто первым поднял руку; допускается рабочий шум при обсуждении вопроса; консультанты не имеют возможности отвечать.

·               положительная сторона урока для учителя: имеет возможность следить за общим развитием учащихся, их начитанностью, любознательностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ  УРОК

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГАФИИ РОССИИ

В 8 «В» КЛАССЕ

Тип урока: Урок обобщающего повторения.

Тип урока по дидактической цели:

  1. Урок обобщающего повторения и закрепления пройденного материала;

Тип урока по характеру познавательной деятельности учащихся:

  1. Не проблемный.

Форма урока: Игра «Брей ринг».

Способ активизации познавательной деятельности учащихся – занимательность, наглядность, воздействие на эмоции учащихся.

Средства обучения:

  1. Вербально - информационные: учебник, раздаточный дидактический материал, географические карты.
  2. Наглядные средства обучения: картины, таблицы, стенная карта.

Основная цель урока: повысить интерес учащихся к предмету, закрепить и углубить знания.

Урок-игра:

  • положительные стороны урока: считается универсальной формой, позволяющей охватить значительное количество учащихся; при многократном повторении отрабатываются основные понятия, что способствует развитию речи; активизируется мыслительный процесс (вспомнить, осмыслить, найти в краткий промежуток времени); тренируется концентрация слухового внимания (запомнить вопрос, быстро сосредоточится, дать правильный ответ); можно проводить в конце каждой темы.
  • отрицательные стороны урока: нерешительные, робкие учащиеся задерживаются с ответом; нельзя опросить всех учащихся, так как отвечает тот, кто первым поднял руку; допускается рабочий шум при обсуждении вопроса; консультанты не имеют возможности отвечать.
  • положительная сторона урока для учителя: имеет возможность следить за общим развитием учащихся, их начитанностью, любознательностью.

Подготовительный этап: определение цели, программы, методики проведения урока – игры. Подбор необходимого материала, ознакомление учащихся с замыслом и условиями игры. Распределение заданий среди учащихся. Обеспечение участия всех учащихся в уроке-игре.

Игрвой этап:  учащиеся оформляют кабинет; учитель выполняет роль  ведущего, являясь одновременно участником коллективных действий, создавая непринужденную эмоциональную обстановку, поощряет активность, самостоятельность. В начале игры учитель знакомит учащихся с содержанием, правилами игры, напоминает её тему и цель.

Формы организации учебной деятельности:

  1. Коллективная работа, а именно её вид – групповая работа.
  • Способы формирования групп:
  • по составу: гетерогенные (разнородный состав);
  • комплектование групп осуществляется учителем.

Психо-педагогическое значение этой организационной формы обучения определяется тем, что коллективная деятельность стимулирует умственное развитие и воспитание учащихся.

  1. Работа в парах на уроке используется в целях самопроверки. Более сильный ученик осуществляет контроль за усвоением изученного. Такая работа положительно влияет на взаимоотношения учащихся и стимулирует их самостоятельность и познавательный интерес.

Дифференцированный подход к учащимся на уроке.

  • В целях создания оптимальных условий для развития и продвижения как сильных, так и слабых учащихся, учитель подразделяет их на несколько временных технологических групп:
  • сильные ученики (4 человека) получили сложные проблемные задания на раздаточных карточках;
  • сильные ученики являются консультантами слабых (1 человек – 6 человек) по от работке географической номенклатуры  (член жюри – 1 человек);
  • средние ученики (13 человек) будут выполнять задания, относящиеся к репродуктивному методу: определение географических координат, повторения понятий и дефиниций, ответ на вопрос по заданному плану (характеристика форм рельефа).

Цель урока – закрепление у школьников  общего представления о рельефе нашей страны; отработать ранее сформулированные понятия; выработать умение показывать на физической карте России географическую номенклатуру.

        Оборудование – физическая карта России, атлас по физической географии 8-9 класс, учебник «Физическая география России» § 5-8 «Силы Земли, влияющие на формирование рельефа», таблица с основными понятиями темы, раздаточный материал, картины природы «Горы и равнины».

        Ход урока:

  1. Организационный момент: деление на команды, условия игры.
  2. Домашнее задание: повторить основные понятия по теме «Рельеф» и географическую номенклатуру.
  3. Обобщение знаний: игра «Брей ринг».

Условия игры:

  • класс произвольно делится на 2 команды. Учитель задаёт вопрос и любой член команды по взмаху флажка отвечает на него;
  • за правильный ответ член жюри начисляет команде 1 балл, дополнение – 0,5 балла;
  • если команда, взмахнувшая флажком первой, отвечает неверно или отказывается от ответа, то инициатива переходит другой команде;
  • команды имеют право отвечать по памяти, зачитывать нужный текст по тетради, пользоваться физической картой;
  • в классе работает 1 консультант, который проверяет знание географической номенклатуры у членов команды по следующим критериям:

 1 балл команде - при ответе на 9-10 вопросов;

0,5 балла – на 7-8 вопросов;

0 баллов – на 6 и мене вопросов;

  • каждая команда получает по 2 проблемных вопроса и по 1 карточке на определение координат.

1 команда

2 команда

Русских Саша

Климушкин Илья

Майорова Настя

Мякишев Миша

Суханов Артем

Русских Женя

Калинкин Артем

Водяник Игорь

Клевина Таня

Ракицкая Света

Соколова Катя

Исайчиков Вова

Антипова Алла

Карташева Алена

Степанов Артем

Сабанчеева Юля

Андреев Павел

Серебрякова Юля

Сидельникова Катя

Шаногина Даша

Розова Юля

Пашина Даша

Загорский Артем

Консультант по карте – Кутергин Сергей

Жюри – Соловова Валерия

Вопросы

  1. Что такое рельеф?
  2. Что такое платформа?
  3. Что такое геосинклиналь?
  4. Что изучает наука геология?
  5. Что изучает наука геоморфология?
  6. Что изучает наука историческая геология?
  7. Что изучает наука палеонтология?
  8. Что изучает наука минералогия?
  9. Что изучает наука геотектоника?
  10. Как называется самая древняя геологическая эра Земли?
  11. Когда возникла жизнь на Земле?
  12. Когда появились древние ящеры?
  13. Когда вымерли древние ящеры?
  14. Как назывались древние люди?
  15. Когда появились древние люди?
  16. В какую геологическую эру мы живем?
  17. Как называется современный человек по-латыни?
  18. Что такое щит?
  19. Приведите по карте пример различных форм рельефа?
  20. Назовите щиты?
  21. Что такое экзарация?
  22. Где встречается экзарация?
  23. Что такое морена?
  24. Что такое троги?
  25. Где встречаются троги?
  26. Что такое кар, цирк, пресловина?
  27. Что такое солифлюкция?
  28. Что такое оползни?
  29. Что такое сели?
  30. Где встречаются сели?
  31. Что такое земная кора?
  32. Какие силы оказывают влияние на формирование рельефа?
  33. Какие силы – внутренние или внешние – можно считать ведущими в формировании рельефа?
  34. Какой рельеф преобладает на территории России?
  35. Где, в основном, расположены горы на территории России?
  36. Какая часть России  - Европейская или Западная – является наиболее возвышенной?
  37. Каким качественным фоном на карте показывается рельеф?
  38. Ответы членов команд на проблемные вопросы.
  39. Ответы по определению координат.

Подведение итогов урока – игры, награждение команд и участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА по дисциплине «География России. Природа» 8 КЛАСС

Тема: «Природные ресурсы и экологические проблемы Урала»экологическое, патриотическое и духовно-нравственное воспитание обучающихся на примере одного из самых интересных  и красивых уголков...

Разработка урока по физической географии России в 8 классе по теме: «Сочи 2014 – город наших надежд».

В   нашей стране зимние виды спорта заслужили огромную любовь, и главная награда за это – признание столицей XXII Олимпийских и XI Параолимпийских игр 2014 г. города Сочи.Город-курорт  ...

Рабочая программа по физической географии России 8 класс.

Базовая рабочая программа по физической географии России. 8 класс. Рассчитана на 68 учебных часов....

Поурочное планирование курса «География. Физическая география России» 8 класс.

Поурочное планированиекурса «География. Физическая география России» 8 класс.(по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского) ФГОС...

Рабочая программа по учебному курсу "География. Физическая география России" 8 класс

Рабочая программа по географии составлена на основе: Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования...

3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».

Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...