План урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме «Как возникла Земля?»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Коростелева Елена Юрьевна

Цели деятельности учителя:

  1. Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о гипотезах возникновения Земли;

- объяснение главных отличий гипотез средневековья от современных.

  1. Развивающие:

- развитие способностей обобщать и систематизировать учебный материал;

- развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей;

- формирование грамотной устной речи.

  1. Воспитательные:

- воспитание в детях чувства товарищества, умение работать в группе.

 

Тип урока по главной дидактической цели:  урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока по способу проведения: урок диспут.

Тип урока по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный урок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока географии в 5М  классе (ФГОС)

по теме «Как возникла Земля?»

Цели деятельности учителя:

  1. Образовательные:
  • обобщение и систематизация знаний учащихся о гипотезах возникновения Земли;
  • объяснение главных отличий гипотез средневековья от современных.
  1. Развивающие:
  • развитие способностей обобщать и систематизировать учебный материал;
  • развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей;
  • формирование грамотной устной речи.
  1. Воспитательные:
  • воспитание в детях чувства товарищества, умение работать в группе.

Тип урока по главной дидактической цели:  урок обобщения и систематизации знаний.

Тип урока по способу проведения: урок диспут.

Тип урока по характеру познавательной деятельности учащихся: проблемный урок.

Технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникативные, развитие речи и увеличение словаря школьника, игровая, дифференцированного подхода в обучении.

Методы обучения и уровни усвоения знаний:

 - репродуктивный: II уровень –ученики применяют знания и умения по образцу;

-  частично-поисковый и исследовательский: III уровень – творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная форма организации учебной деятельности (дискуссия).

Дискуссия представляет собой коллективное обсуждение, в ходе которого осуществляется борьба мнений, аргументируется позиция. Синонимом дискуссии могут служить такие понятия, как спор, полемика, дебаты, диспут.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС (универсальные учебные действия).

ПРЕДМЕТНЫЕ: знание о  представлениях древности о строении и форме Земли, гипотезах возникновения Земли, понимание и объяснение причин несостоятельности этих гипотез, умение сравнивать гипотезы, умение давать определения понятиям, знать состав «Вселенной».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать определения понятиям.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: организовывать и  планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы и аргументировать свою точку зрения. 

ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование навыков  взаимоанализа и взаимокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности; познавательный интерес к изучению астрономии; осознание необходимости повторения для закрепления знаний.

Образовательные ресурсы: География. Начальный курс. 5 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений / И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012;

География. 5 класс.: атлас.- М.: Дрофа, 2013.

Наглядно-демонстрационный материал:

  • презентации и слайды на ПК по теме «Как возникла Земля»;
  • фотоиллюстрации ученых;
  • рисунки по теме «Представления людей в древности о Земле»;
  • карточки-задания для игры «засели Вселенную»;
  • карточки с понятиями по теме «Вселенная».

Оборудование: компьютер.

Основные понятия и термины: Вселенная, планета, звезды, комета, гипотеза.

План урока:

  1. Организация начала занятий.
  2. Подготовка к основному этапу занятия.
  3. Обобщение и систематизация знаний.
  4. Подведение итогов.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Организационная структура (сценарий урока)

Этапы урока.

  1. Организация начала занятий.

Деятельность учителя (вступительное слово): здравствуйте ребята, садитесь; здравствуйте уважаемые гости. Сегодня мы проводим урок-диспут по теме «Как возникла Земля»;

Постановка цели урока (взаимодействие учителя и учеников):

-- исходя из темы урока и формы проведения урока, попробуем сформулировать цель урока: обобщить знания о происхождении Земли, определить гипотезу ученого, схожую с современными гипотезами.

Деятельность учащихся: слушают, принимают участие в диалоге с учителем и другими детьми, высказывают свою точку зрения, формулируют «цель урока».

  1. Подготовка к основному этапу занятия.

Деятельность учителя (перечисление подготовительных действий): «Наш сегодняшний урок предполагал предварительную подготовку: команды были сформированы заранее,  комплектование в группы осуществлялось на основе посадки учащихся. Все приготовления осуществлялись во внеурочное время. Мы с ребятами расставили парты, чтобы было удобнее проводить диспут, прикрепили к доске фотоиллюстрации, рисунки по теме, каточки для игры. Каждая команда выполнила домашнее задание, приготовив сообщение о взглядах людей древности на возникновение Земли, сообщение о биографии ученого, презентацию на ПК о его гипотезе « возникновении Земли». Каждая команда получила «Оценочный лист» для взаимооценки выступающих и отвечающих; критерии  оценок «4» и «5» были обговорены заранее.

Деятельность учащихся: слушают учителя, добавляют по ходу урока свои мысли; проявляют интерес к предмету, понимают его важность.

  1. Обобщение и систематизация знаний на уроке проходит в виде диспута.

Деятельность учителя (краткое сообщение из энциклопедии): «В древности, когда наши предки ещё жили в пещерах, они каждую ночь смотрели на небо и удивлялись: над их головами, в бездонной вышине, сверкали бесчисленные огоньки, медленно проходя свой круг, они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. И там, где днём сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия, и постепенно люди создали образ того, что они видели. Посмотрите на картинки, изображающие, как человек представлял себе строение Вселенной».

-- откройте атлас стр.10, рассмотрите рисунки на доске; предоставляем слово командам по вопросу «Представление древних людей о Земле».

Деятельность учащихся(индивидуальный устный ответ у доски выступающего с кратким сообщением, индивидуальный устный опрос «оппонента» с места): слушают, работают по заданному вопросу, обсуждают (оппонируют), доказывают своим выступлением, что умеют извлекать необходимую информацию из разных научных источников; уважительно относятся к ответам одноклассников; выставляют оценки друг другу.

            Краткие сообщения команд:

  1. о представлениях египтян;
  2. о представлениях индийцев;
  3. о представлениях народов Двуречья;
  4. о представлениях китайцев.

Деятельность учителя (направляет ход диспута): до нас дошли многочисленные мифы и сказания о происхождении нашей планеты; их объединяет то, что Земля создана различными мифическими героями и богами разных народов; так ли это?

-- откройте атлас на стр. 12-13, учебник $19; (читает стихотворение):

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Деятельность учащихся (фронтальный устный опрос): отвечают на поставленный вопрос, обобщая уже имеющиеся знания; проявляют интерес к предмету; внимательно слушают друг друга, дополняя и оценивая ответы одноклассников:

-- вспомним основные определения темы (карточки на доске): Вселенная, планета, звезды, каметы;

-- к каким планетам относится Земля?

-- чем Земля отличается от других планет?

-- к каким звездам относят Солнце?

-- каково значение Солнца для Земли?

-- я предлагаю поиграть вам в игру «Заселение Вселенной». От каждой команды приглашается по одному учащемуся, На доске вы видите много карточек с названиями космических тел. Каждой команде предлагается «упорядочить  Космос»: распределить названия по «Космическим домикам»: 1. Планеты земной группы. 2. Планеты-гиганты. 3. Звезды. 4. Космические тела.

Больше баллов получает тот, кто выполняет задание быстро и правильно. Попросим одного оппонента проследить за ходом игры.

Деятельность учителя (направляет ход диспута): в параграфе 19 даны характеристики гипотез различных ученых о возникновении Земли как планеты, ученые предполагают, что произошло это 4,5 млрд. лет тому назад.

-- почему даже сегодня в век «Ноу-хау» наука не может дать точный ответ: когда и как возникла земля, а выдвигаются только гипотезы?

Деятельность учащихся (индивидуальный устный опрос у доски): краткое сообщение о биографии ученого и его гипотеза о возникновении Земли (используя презентации на ПК).

Учащиеся извлекают необходимую информацию из прослушанных объяснений, систематизируют собственные знания, осознают свои возможности и оппонируют отвечающим,  строя понятные для партнера речевые высказывания, учатся слушать друг друга не перебивая, замечают допущенные ошибки и исправляют их, осознают правило контроля.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Деятельность учителя (заключительная беседа): вот и подошел к концу наш урок. Дадим слово капитанам команд для оглашения общего балла, На уроке-диспуте не может быть проигравших, т.к. все отвечали на вопросы, обосновывали свое мнение.

Деятельность учащихся: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного; проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний; ориентируются в учебнике и атласе, приобретают навыки составления «презентации» на ПК; учатся дополнять ответы друг друга, оценивать их.

 

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Из $19 выписать гипотезу ученого, наиболее схожую с современной; повторить биографии ученых на стр. 92-93.

 

Разработала учитель географии, к.п.н.  Коростелева Е.Ю.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ  (команда  4)

1.Бабулина Ульяна (понятия) –

2.Брачунова Алиса (о древних) –

3.Денисов Степан (игра) –

4.Те Александр (биография)—

5.Асфендяров Амирхан (презентация)—

6.Бостанчян Рита (оппонент)—

Конкурс №3 «Конкурс капитанов» (фронтальный устный опрос)

  • астероиды – это (малые планеты);
  • планета Марс получила название в честь (древнеримского бога войны);
  • Луна – это (естественный спутник Земли);
  • спутники Марса – (Фобос и Деймос);
  • эту планету называют «Вечерняя звезда» (Венера);
  • самая большая планета Солнечной системы – это (Юпитер);
  • сколько известных спутников у Сатурна (22);
  • упавшие на землю космические тела называют (метеоритами);
  • ближайшая к Земле звезда (Солнце);
  • Солнце – это («Жёлтый карлик»).

(жюри оценивает третий конкурс, называет победившую в этом конкурсе команду)

Учитель: «Земля - часть Вселенной, или, как говорили древние греки, Космоса. Во Вселенной кроме планет есть и другие космические тела».

(учитель объявляет следующий конкурс)

Конкурс №4 «Что ты знаешь о космических телах» От каждой команды приглашается по 2 игрока, которые наугад выбирают карточки с заданиями. Номер карточки соответствует порядку ответа ученика у доски  (индивидуальный устный опрос):

  • карточка №1 - расскажи, что такое астероид;
  • карточка №2 - расскажи, что такое комета;
  • карточка №3 - расскажи, что такое метеор;
  • карточка №4 - расскажи, что такое метеорит.

Каждый рассказ оценивается по 5-балльной системе, если ученик не знает ответа, команда ему помогает, в этом случае оценивается каждое верное определение понятия, указанного в карточке – по 0,5 балла.

Учитель: «Пока ребята готовят свои ответы, дадим слово докладчику. В древности люди очень боялись комет. Они считали их предвестниками несчастий. К сегодняшнему уроку было дано опережающее задание «Комета Галлея» (индивидуальный устный опрос)».

(В это время жюри оценивает команды по результатам конкурсов №1-№3. После выступления докладчика, выступают участники конкурса №4. Жюри оценивает выступления учеников и объявляет команду, победившую в конкурсе №4. Учитель объявляет следующий конкурс).

Конкурс №5 «Земля – живая планета»

К доске одновременно выходят по одному игроку от каждой команды. Игроки наугад выбирают карточки, на которых написаны буквы алфавита (кроме букв Ё, Й, Ъ,  Ь, Ы). На заданную букву ученик как можно быстрее пишет на доске название растения, животного, птицы и рыбы (индивидуальное письменное задание). Каждое правильное название оценивается в 1 балл. Участвуют все члены команды, но только по одному разу. Подсказки недопустимы. Побеждает команда, набравшее большее количество баллов.

(жюри оценивает команды (максимальное количество баллов для команды из 13 человек – 52 балла) и объявляет команду, победившую в этом конкурсе)

Учитель:  «Ребята! У вас было домашнее задание - на странице 16 учебника рисунок 14 «Послание в космос». Вы расшифровали его?».

Конкурс №6 «Послание в космос»  (фронтальное письменное задание).

(Ребята зачитывают свои варианты расшифровки «Послания»)

Учитель: «Обе команды справились с заданием! «Послания в космос получились добрыми и лаконичными. Ребята, вы правильно расшифровали самое главное, чтобы все народы на Земле и во Вселенной жили в мире, под девизом «человек человеку - друг!»».

(обе команды получают дополнительно по 5 баллов)

  1. Контроль знаний.

Учитель: «Ребята! Сегодня мы изучили очень познавательную тему «Земля во Вселенной». Вам предлагается выполнить тест, поставив «+»  около верного утверждения, «-» около неверного. Всего 10 вопросов, за каждый правильный ответ Вы получаете по 1 баллу».

Тестовое задание (необходимо выбрать верные утверждения):

Вариант 1.

  1. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
  2. Млечный Путь состоит из множества звёзд.
  3. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
  4. Солнце находится в центре Галактики.
  5. Наша Галактика неподвижна.
  6. Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.
  7. Пространство между звёздами ничем не заполнено.
  8. Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год.
  9. Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
  10. Туманность  Андромеды находится в нашей Галактике.

Вариант 2.

  1. Пространство между звёздами ничем не заполнено.
  2. Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год.
  3. Наша Галактика неподвижна.
  4. Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов.
  5. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.
  6. Млечный Путь состоит из множества звёзд.
  7. Магеллановы Облака – ближайшие к нам другие галактики.
  8. Туманность  Андромеды находится в нашей Галактике.
  9. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.
  10. Солнце находится в центре Галактики.

(жюри выполняют «роль консультантов», проверяя работы учеников. Командная работа оценивается по количеству баллов, набранному каждым членом команды. Максимальное количество баллов команды из 13 человек – 130 баллов).

  1. Подведение итогов игры.

Учитель: «Слово членам жюри!»

(жюри объявляет количество баллов, набранные командой за приветствие, за все конкурсы и за тестовое задание)

Члены команды, набравшей большее количество баллов, за урок получает оценку «5». Члены команды, набравшей меньшее количество баллов, за урок получает «4». Дополнительные «5» получает докладчик по теме «Комета Галлея» и самые активные участники команд. Отдельную оценку получает каждый  ученик за выполнение теста.

Учитель: «Ребята, вы - молодцы!»

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель: «Ребята, запишите домашнее задание: вопросы со страницы 22 учебника на повторение устно».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 5 класс ФГОС "Земля-планета Солнечной системы"

Технологическая карта урока географии в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Урок географии. 5 класс.ФГОС. Тема «Поиски Южной земли продолжаются».

5 класс.  География. Тема урока «Поиски Южной земли продолжаются». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учащимися системы знаний по теме «История географически...

Практикумы для уроков географии 5 класс ФГОС

Практикумы для уроков географии 5 класс ФГОС. Материал содержит практикумы к каждому параграфу по учебнику Домогацких....

Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС. Рельеф суши. Горы.

Презентация к уроку географии 6 класс ФГОС....

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...