Урок географии по теме «Строение Земли. Горные породы». 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.
  • метапредметные: способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, логически излагать мысли,  пространственное мышление, умение создавать образы,  формирование самостоятельных навыков работы при анализе  информации, умение работать в паре.

 

  • предметные: сформировать  основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические  горные породы»;  о происхождении горных пород и минералов; о взаимодействии компонентов природы при образовании горных пород,  создать условия для развития познавательного интереса обучающихся;
  • установить зависимость разнообразия горных пород от условий их образования; формирование умения работать с источниками географической информации (картами,схемами, таблицами, текстом учебника).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капырина Антонина Васильевна

учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г. Курска 

Урок  географии по теме «Строение Земли. Горные породы».

5 класс

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование интереса к предмету; воспитание чувства взаимопомощи; развитие творческой личности; экологическое воспитание обучающихся на примере взаимодействия компонентов природы.
  • метапредметные: способствовать развитию у школьников учебно-интеллектуальных умений: выделять главное в изучаемом материале, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, логически излагать мысли,  пространственное мышление, умение создавать образы,  формирование самостоятельных навыков работы при анализе  информации, умение работать в паре.

  • предметные: сформировать  основные понятия о строении Земли: «земная кора», «материковая», «океаническая», «мантия», «ядро», «магматические», «осадочные», «метаморфические  горные породы»;  о происхождении горных пород и минералов; о взаимодействии компонентов природы при образовании горных пород,  создать условия для развития познавательного интереса обучающихся;
  • установить зависимость разнообразия горных пород от условий их образования; формирование умения работать с источниками географической информации (картами,схемами, таблицами, текстом учебника).

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы и приёмы: 

проблемный, картографический, частично-поисковый, «фишбоун»,  «ПОПС – формула».

Оборудование: учебник, физическая карта России, школьные атласы, интеллект – карты для обучающихся, горные породы, мультимедийная  презентация «Строение Земли. Горные породы», схема «Фишбоун» по проблеме урока, ноутбуки, ЭОР для закрепления в парах,слайд – шоу «Гимнастика для глаз», музыкальный фрагмент Э. Морриконе «Шум моря» для релаксации, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска.

ФОУПД: фронтальная, индивидуальная, в парах.

                                                       План урока.

1. Организация начала урока.
2.Актуализация знаний.  Формулирование темы и целей и задач  урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное усвоение новых знаний.

5.Первичная проверка понимания.

6. Релакс - пауза.

7.Первичное закрепление.

8.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

10.Рефлексия (подведение итогов занятия).

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организация начала урока.

Приветствие. Посмотрите друг на друга улыбнитесь  и подарите  друг другу  хорошее настроение

Приветствие. Подготовка рабочих мест.

2.

Актуализация знаний.  Формулирование темы и целей и задач  урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Какую планету мы изучаем?

2.  Как вы думаете, что нужно узнать о Земле как планете?

3. В чашке Петри перед Вами лежат различные тела – рассмотрите, замените одним словом.

4. – Подумайте, что необходимо нам будет изучить в ходе урока?

1.Отвечают: Планету Земля

2.Отвечают: - Строение Земли

3.Рассматривают, отвечают: горные породы.

4.Отвечают. Формулируют тему и  цель урока.

3.

Изучение нового материала.

    -  Перед вами интеллект – карты с  заданием на урок. Рассмотрите его. Начинаем со строения Земли. Выполняете задания 1, 2 в интеллект – карте, работаете в парах, как только будете готовы, поднимите руку.

 

-Как изучают внутренне строение Земли?

- Какое   внутреннее  строение  Земли?

- Какими  свойствами  обладают  ее  внутренние  оболочки?

- Дети, а вы видели земную кору? Более подробно мы о ней поговорим о ней на следующем уроке.

- Что такое «горные породы»?

-Рассмотрите ещё раз те горные породы, которые перед вами, у соседей, какие они? 

Известно, что  на  Земле  залегает  3000  видов  горных  пород  и  минералов. Горная  порода – это природное  вещество, состоящее  из  группы  минералов. Минерал – это  природное  тело, имеющее  однородный  химический  состав.

Дополняем схему «Фишбоун» карточкой с утверждением «Горные породы разнообразны».

-Каковы виды горных пород?

- Продолжаете самостоятельно работать. Даём характеристику видам горных пород по заданию 3 в интеллект – карте. (Приложение).

Работа в группах. Группа сама выбирает вид горных пород для составления характеристики: магматические, осадочные, метаморфические.

Заполнение таблицы.  (Приложение)

-Дайте характеристику магматических, осадочных, метаморфических горных пород, продолжим составлять схему на доске, таблицу в интеллект – карте.

-Рассмотрите теперь горные породы на чашках Петри.

-Каковы магматические горные породы?

В начале, возникли породы из магмы,

Они пеpвоpодные самые как бы,

Тяжелый гранит, в глубине остывал,

Базальт на поверхности лавою стал.

Породы, весьма симпатичные,

Увесистые, магматичные. 

- Каковы осадочные горные породы?

Hо прочность - не вечность,
И вот что случается:
Породы выветриванием разрушаются,
Дробятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстрой реки,
Река их по руслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где горячие воды струятся,
Там в них минералы совсем растворятся.
Когда же раствор остывает,
То соль из него оседает.
А в толще морской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, растений отмерших остатки,
Они образуют породы-осадки.
(Все то, что разрушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.

-Каковы метаморфические горные породы?

Hо вот, под давлением, магма опять,
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма специфические,
Зовутся геологами метамоpфические.

Внимательно рассматривают план изучения темы.

Работают в парах с учебником с.66. Заполняют схему «Строение Земли» в интеллект - карте, о способах  изучения внутреннего строения готовятся ответить устно.

Отчёт перед классом: рассказ о способах изучения внутреннего строения Земли,  заполнение

схемы «Строение Земли» на интерактивной доске, уточнение свойств внутренних оболочек.

Работают с учебником с.66, устно дают определение понятия.

Внимательно рассматривают горные породы, делают вывод об их разнообразии.

Анализ текста учебника с. 66-67.работают в паре. Отвечают, дополняют «Фишбоун» на доске карточками: магматические, осадочные, метаморфические.

Работа с учебником, отбор материала об условиях образования, приведение соответствующих заданию группы примеров горных пород. Заполнение таблицы задание 3.Работают в группах, парах, – 5 минут.

Отчёт о видах, условиях образования выбранных горных пород, с примерами,   у доски.

Дополняют схему «Фишбоун» по плану: условия образования, виды, примеру доски, составляют сводную таблицу в интеллект карте.

Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

Обучающиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки,  жидкие - нефть.

Обучающиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.      

4.

Первичное усвоение новых знаний.

- Продолжаем: ваши  отчёты. Остальные группы дополняйте таблицу, задавайте вопросы.

Отчёт

Остальные группы слушают, дополняют таблицу,  задают вопросы, оценивают работу группы.

5.Первичная проверка понимания.

- От чего же зависит разнообразие горных пород?

Завершаем нашу схему.

- Как, не зная названия, вы убедитесь, что эта горная порода, например – осадочная?

- Молодцы, определять мы их будем на следующем уроке, выполним практическую работу.

- Люди используют минералы и горные породы в хозяйственной деятельности и называют их полезными ископаемыми.

Какие полезные ископаемые вы знаете? Как их используют?

- Какие полезные ископаемые есть в России, Курской области?

В Курской, Белгородской областях располагается КМА (Курская магнитная аномалия)- богатейшее в мире месторождение железных руд.

Сделайте вывод из следующего утверждения: все полезные ископаемые относятся к исчерпаемым и невозбновимым природным ресурсам.

- Молодцы. Предлагаю вам подготовить дома проект по энергосбережению, ведь топливные ресурсы – источник энергии нуждаются в экономии. Консультацию по выполнению проекта вы получите после урока.

Отвечают: Разнообразие горных пород зависит от их происхождения. Дополняют схему «Фишбоун» карточкой «Разнообразие ГП объясняется их происхождением»

Отвечают: по внешним признакам: рыхлая или плотная, жидкая или твёрдая.

Называют полезные ископаемые, области их применения.

Работают с атласом, по содержанию находят карту полезных ископаемых.

Работа с физической картой России. Обучающиеся называют и показывают на физической карте России.

Работа в парах. Обсуждение. Ответ о необходимости экономии полезных ископаемых.

6. Релакс – пауза.

-А теперь отдохнём. Следим за стрелкой. (Слайд – шоу «Гимнастика для глаз».

Отдыхают.

7. Первичное закрепление

Работает с тестом 3 минуты. В парах, как только будете готовы – поднимаете руку. Ноутбуки. Тест по теме «Горные породы».

Выполняют модуль по ЦОР ФЦОР.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проставьте %. Отметки. Отлично, какие Вы молодцы.

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Параграф 25. Тренажёр с 52. №1- 3.

2.Стихи, загадки, кроссворды  к параграфу. 25.

3. Проекты: «Кристалл своими руками», «Энергосбережение».

 (По выбору. Форма презентации – произвольная).

Запись в дневник

10. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Подведём итоги. Перед вами опора. ПОПС – формула, где П – позиция – ваше утверждение

О – объяснение (доказательство)

П – пример – привести соответствующий пример

С – следствие – вывод по вашей позиции.

Можно работать вдвоём, удачи – 1, 5  мин.

Отметки: 5 отметок.

Итак: выберите себе позицию, можно в паре, и докажите её.

Отметки.

Отвечают:

Отвечают

11. Организация окончания урока

- Урок окончен, спасибо, до свидания

Приложение 1

Интеллект – карта по теме « Строение земли. Горные породы». 5 класс

План – задание.

Задание.1. Изучение внутреннего строения Земли.

Используя учебникс. 66, атлас с. 20, изучите внутренне строение Земли, заполните схему, подготовьте отчёт.

План изучения.

  1. Изучите текст учебника с. 66. Внутренне строение Земли. Как изучают внутренне строение Земли?
  2. Используя схемы в атласе с. 20. Внутреннее строение Земли, заполните схему.

D:\Мама\15.03.14. Строение Земли. Горные породы. 5 класс урок\Рисунки внутр строение Земли\pic33.png

3.Используяс.66 учебника, ответьте устно на вопрос:  Что такое «горные породы»?

Заполните таблицу для своего задания, подготовьте отчёт.

Виды горных пород

Магматические

Магма(устно) учебник с.66. –

Осадочные

Метаморфические

Продолжите: Образуются  из

Продолжите: Образуются на

Продолжите: Образуются в

Излившиеся

Глубинные

Продолжите: Обломочные (из                                                                                        

Продолжите:

Химические

(Из химических веществ, как правило на дне водоёмов

Продолжите:

Органические

(Из остатков растений и животных

Примеры учебник с.66:

Примеры учебник с.66:

Примеры учебник с.66:

Примеры учебник с.66: Валун

Примеры учебник с.66: Гипс

Примеры учебник с.66: Торф,

Приложение 2.

Схема «Фишбоун» по теме «Горные породы».

 

Приложение 3.

     «Фишбоун». Метод  технологии критического мышления  «Фишбоун» целесообразен и на интерактивных уроках как приём визуализации информации.

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть голова, верхние и нижние косточки, хвост. На «голове» - проблема, утверждение, на «косточках» верхних и нижних – аргументы и факты, на «хвосте» - итог, вывод. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть факты.

  «ПОПС-формула». Использование метода «ПОПС - формула» позволяет помочь школьникам аргументировать свою позицию, а учителю - увидеть, насколько грамотно дети изучили материал. Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

ПОПС – формула: В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

П– позиция    «Я считаю, что…».«Я считаю, что…» или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…», «На мой взгляд…».

О – объяснение (или обоснование)   «Потому что …».

П – пример                                        «Я могу это доказать это на примере …».

С– следствие (или суждение)        «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Литература.

1. Барабанов В.В., География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;

2. Котляр О. Г., Тетрадь - практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;

3.Лобжанидзе А.А., География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2013 г.;

4.  Лобжанидзе А.А., География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Часть1. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.;

5.Лобжанидзе А. А., География. Планета Земля. 5 класс. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2013г.;

6.Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2013 г.

7. Модуль по ЦОР ФЦОР, тест по теме «Горные породы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: географии. Землеведение. 5 класс. (ФГОС) Тема урока: Разнообразие горных пород.

 Тема урока: Разнообразие горных пород.Тип урока: открытие новых знаний ( деятельностный метод обучения)Основные цели: сформировать знания о разнообразии  горных породах и их происхождении;продолжить ...

Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Природоведение

Данная презентация к 1 уроку по теме "Горные породы". В ней отображен материал по внутреннему строению Земли. Схема горных пород по происхождению, даны образцы горных пород....

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы"

Технологическая карта урока "Строение Земли.Горные породы" для 5 класса...

Урок Внутреннее строение Земли .Горные породы 5 класс

Урок Внутреннее строение Земли.Горные породы 5 класс...

Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс

Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...

Тест по теме Строение Земли и горные породы.

Тест по теме: Строение Земли и горные породы....