Биосфера – живая оболочка Земли.
план-конспект урока по географии на тему

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biosfera.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст][Введите текст][Введите текст]

Биосфера – живая оболочка Земли.

Закономерности распространения живых организмов на Земле.

(урок - викторина)

Планируемые результаты:

        предметные – должны знать: особенности биосферы, закономерности распространения живых организмов на планете; взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки;

         метапредметные – должны уметь: прогнозировать изменение географических явлений процессов в биосфере в результате деятельности человека;

        личностные – проявляют устойчивую познавательную мотивацию, творческие способности.

Ход урока.

В классе формируются команды знатоков природы.

        1 – й тур.  «Живая планета».

  • Назовите возраст нашей планеты?
  • Вам известны 4 царства живых организмов.  Назовите их.
  • В какой оболочке  планеты возникла жизнь?
  • Назовите самую древнюю эру Земли?
  • Какая эра на планете сегодня?
  • Почему смогли сохраниться остатки  мамонтов?
  • Как называют крупных моллюсков, которые жили в морях палеозойской и мезозойской эры?
  • Как называют учёных, которые изучают ископаемые останки растений животных – отпечатки стволов и листьев, зубы и кости?
  • Что такое реликтовые организмы?
  • Каменный уголь – это топливо, которое законсервировало энергию солнечных лучей. Как назывались растения, жившие 300 миллионов лет назад, из которых образовался каменный уголь?
  • Что такое известняк? Какова история появления этой горной породы?
  • В Тихом океане многие острова – коралловые. А что такое коралл?

2 – й тур. «Взаимоотношения».

В каждом из трёх случаев проставьте стрелки между организмами, чтобы показать пищевые цепи:

Куница                                 Кора дерева                                 Ястреб

Ель                                        Волк                                             Микроорганизмы

Белка                                    Лось                                              Пшеница

                                              Мышь - полёвка    

                3 – тур.  «Как его зовут?»

Определите, о ком идёт речь, а также предположите, где живёт этот организм?

  • Более ста лет назад в окрестностях Скалистых гор рос паслён. Его листьями кормился жук. Американский Запад постепенно заселялся колонистами, они распахивали землю и сажали на ней картофель. Этот полосатый жук стал быстро размножаться и распространяться на восток. В Европе забеспокоились:  а вдруг жук переберётся через океан? Поэтому запретили ввоз картофеля. Но во время Первой мировой войны американские войска случайно завезли жука во Францию. Жук завоевал Бельгию, из неё перебрался в Голландию,  Испанию, затем проник в Швейцарию и Италию… Сегодня его знают все в нашей стране.      (Колорадский жук).

  • На его крепких ветвях висят большие продолговатые плоды длиной около метра.  Их снимают с дерева раздвоенными палками – рогатками, прокалывают в нескольких местах колышками и оставляют на ночь. Мякоть плодов ночь бродит, словно тесто на дрожжах. Утром плоды укладывают в земляные ямы, выложенные камнями и банановыми листьями. Когда закончится брожение, их выпекают. Недозрелые плоды выпекают в золе, как картофель. Этот любимый продукт жителей Океании содержит витамины В и Е. Назовите дерево?   (Хлебное дерево).

  • У этих маленьких грызунов больше ухи и глаза. Они замечательно прыгают, а длинный хвост с чёрно – белой кисточкой поддерживает равновесие.          (Тушканчик).

  • Оказавшись на плантации этого дерева, мы увидим, что тысячи этих низеньких деревьев густо облеплены пучками ярко – красных плодов, в каждом из которых по 2 зёрнышка. Плоды собирают,  сушат и, если нужно, размалывают. Европейцы очень полюбили напиток из этих арабских семян.     (Кофейное дерево).

  • У этого крупного животного с очень вытянутой мордой нет зубов, поэтому неразжёванные  насекомые попадают в желудок и перетираются в нём песком и камушками. К его длинному языку может прилипать в день до 30 тысяч муравьёв и термитов.    (Муравьед).

  • Это животное обитает в реках, оно – самый крупный грызун в нашей стране, ведь в длину достигает 1 метра, а весит до 30 кг.    (Бобёр).

  • Излюбленное место этих деревьев – самая кромка океанического берега. Их стволы изгибаются в сторону океана, и плоды падают прямо в воду. Подгоняемые волнами, орехи становятся путешественниками.  Постепенно в жидкости ореха появляются капли масла, со временем образуется белое, вкусное, подобное коровьему «молоко». Выброшенные на берег, плоды быстро прорастают.      (Кокосовая  пальма).

  • Очень маленькое дерево. У одного экземпляра ствол в диаметре имел всего 8 см., хотя оно росло 544 года.    (Карликовая берёза).

4 – тур.  «Где они живут?»

Представлены иллюстрации  разных природных зон: экваториальный лес, пустыня, широколиственный лес, саванна, тундра, степь, жестколистный лес, тайга.

        Задания   (можно каждой команде предложить свою карточку):

  1. Распределите группу растений по природным зонам так, чтобы в

 каждую зону попало  по два слова.

Лишайники, осина, баобаб, ель, берёза, ковыль, эвкалипт, тюльпан, финиковая пальма, лианы, лиственница, мхи, саксаул, папоротники, пробковый дуб, верблюжья колючка.

  1. Распределите группу животных по природным зонам  так, чтобы в каждую зону попало по два слова.

Суслик, сайгак, северный олень, ястреб, песец, рысь, горилла, тигр, зебра, белка, косуля, верблюд, леопард, слон, коала, райская птица.

  1. Распределите географические объекты по природным зонам, в которых они находятся. В каждую зону должно попасть по одному слову.

Москва,  остров Калмантан,  Сахара, озеро Ньяса, полуостров Лабрадор, Канберра, Волгоград, Якутск.

 

Подведение итогов викторины.

- Что такое биосфера? Какие типы растительности есть на нашей планете? Как называется растительность нашего края?

   

Литература:

1. География. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией О.А. Климановой/ авт. – сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоноговой. – Волгоград: Учитель, 2012.- 238 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

Тест-задания по теме "Биосфера. Географическая оболочка Земли"

Тест-задания на тему "Биосфера" включают тестовую часть, а также задания на повторение темы.  Данный материал может быть использован на уроках географии как повторение ранее изученных тем, как пр...

Тест-задания по теме "Биосфера", "Географическая оболочка Земли" 6 класс

Задания этой самостоятельной  работы составлены на закрепления материала по темам. Являются хорошим тренажером. Тест-задания направлены как на совместную работу ученика (класса) с учителем на уро...

Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс

Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять  биосфер...

Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли

Изучение новой  и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...