Урок: "Путешествие в мир горных пород и минералов". География 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Урок путешествие в мир горных пород и минералов, проводится с  целью - знакомства с основными группами горных пород и минералов, с их отличительными признаками и происхождением

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в мир горных пород и минералов" 

Цель: Совершить путешествие  в мир минералов и горных пород.

Задачи:

  • Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору. Познакомить с основными группами горных пород их отличительными признаками и происхождением.  
  • Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу. Учить вести диалог с собеседником.
  • Воспитать любовь к Малой Родине.

 

Ученик должен знать: вещественный состав земной коры; причины разнообразия минералов и горных пород, горные породы и минералы своей местности.

Уметь: различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности, правильно оформлять выполненную работу в форме таблицы, делать вывод о связи свойств горных пород и минералов с происхождением, приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.

Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, карточки подсказки.

Тип урока:  путешествие

І. Вступление

     Сегодня на уроке мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы лучше узнать их свойства, сходства и различия.   Наша жизнь невозможна без полезных ископаемых. Присмотритесь внимательно, эти скромные друзья окружают нас всюду. Что представляет собой зубная паста? Тонко измельченную горную породу- мел- с примесью ароматических и лекарственных веществ. Из чего сделаны фарфоровые чашки? Из особого сорта глины- каолина. Стаканы?- из кварца, полевого шпата. Вы пришли в школу. Наша классная комната отделана тоже при помощи мела, гипса, охры, продуктов переработки нефти. Само здание школы сложено из кирпича, который изготавливается из песка и глины. Попробуйте это увлекательное путешествие продолжить по дороге домой, по улице, городу.

     На уроке мы совершим экскурсию в мир камней. Изучим свойства минералов, горных пород.

     Горная порода имеет сложное строение и может включать в свой состав несколько минералов. Состав и свойства горной породы зависят от состава и свойств тех минералов, из которых они состоят. Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

     Почему же горные породы имеют разные свойства и располагаются в определенных местах? Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались, какие претерпели изменения, то есть зависят от их происхождения.

     По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

  1. Магматические – это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении. Если магма достигла земной поверхности и излилась, то она остывает быстро. В таких случаях образуются породы с мелкими кристалликами. Они называются излившимися (эффузивными). Это: базальт, андезит, липарит, пемза и др. однако не всегда магме удается достичь поверхности Земли, тогда остывание происходит медленно и образуются глубинные (интрузивные) горные породы. Ини отличаются крупнокристаллическим строением. Это: габбро, диорит, гранит.
  2. Осадочные горные породы. Они осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше. Из них, выделяют обломочные – это песчаник, известняк. В водоемах, в результате выпадения из растворов различных химических веществ образуются: гипс, поваренная соль, калийная соль и др. Такие породы называют химическими. Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, называются органическими. Они образуются из остатков растений и животных. К ним относятся известняк, уголь, нефть, горючие сланцы.
  3. Метаморфические горные породы образуются под воздействием давления, высоких температур и приобретают новые свойства: известняк-мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец, гранит – гнейс.

   Толща земной коры состоит преимущественно из магматических и метаморфических пород, а поверхность земной коры покрыта в основном осадочными горными породами.

ІІ. Активизация опорных знаний.

1. Мозговой штурм (назовите лишнюю горную породу, объясните свой выбор).

А)  базальт, пемза, гранит, обсидиан (гранит застывший глубинный, остальные излившиеся);
Б) 
гранитбазальт, известняк, глина, каменный уголь (магматические остальные осадочные);
В)  гравий, галька, песок, щебень, 
известняк (органический остальные обломочные).

2. Третий лишний 

А) гранит, базальт, известняк;
Б) гранит, базальт, 
нефть;
В) 
гранит, базальт, обсидиан (глубинный гранит остальные излившиеся).

ІІІ.. Практическая работа 

     Перед началом практической работы провести инструктаж с детьми, предупредить, что горные породы нельзя брать в рот и быть осторожными при выполнении работы. На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.

     Первую горную породу учитель описывает вместе с детьми. Остальные известняк, мел, поваренную соль дети описывают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 10 минут. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица:

Свойства горных пород и минералов

План

 

 

 

Гранит

 

Известняк

 

Мел

 

Поваренная соль

 

Плотная, рыхлая, сыпучая

Пл

Пл

Пл

Пл и рыхл

Вес

Тяж

Ср. тяж.

Ср. тяж.

Ср. тяж.

Цвет

  Роз.,  сер.

Бел, сл.желт.

белый

белый

Прозрачность

 

непрозрачный

непрозрачный

непрозр

Полупрозр

Блеск

 Мет

Немет.

Немет.

Стекл.

Твердость

 

Твердый

Ср. тверд.

Мягкий

Твердый

Структура

 

Зернистая

Плотная

Землистая

Зернистая

Происхождение

 

Магматическ

ая глубинная

Осадочное органическое

Осадочное органическое

Осад. хим

Если органическая: следы

 

 

Да

Да

Нет

Использование

  Для

строительства

Для строительства

Для строительства

Пищевая

     Дети обмениваются работами, правильные ответы отмечают знаком плюс, неправильные знаком минус. Подсчитывают количество правильных ответов. Выставляются оценки.

А теперь попробуем отгадать загадки 

1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички. 
(газ)
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. 
(железная руда)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. 
(глина)
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. 
(песок)
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.
 (известняк)
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал. 
(мел)
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг. 
(поваренная соль)

V. Подведение итогов урок.

Учитель: Ребята, что вы узнали на уроке?  За урок все учащиеся получают оценки, а некоторые  еще одну оценку за устные ответы.

VІ. Домашнее задание. № 12. Принести образцы горных пород и минералов нашей местности. Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.

 



Предварительный просмотр:

Тема: "Путешествие в мир горных пород и минералов" 

Цель: Совершить путешествие  в мир минералов и горных пород.

Задачи:

  • Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору. Познакомить с основными группами горных пород их отличительными признаками и происхождением.  
  • Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу. Учить вести диалог с собеседником.
  • Воспитать любовь к Малой Родине.

 

Ученик должен знать: вещественный состав земной коры; причины разнообразия минералов и горных пород, горные породы и минералы своей местности.

Уметь: различать по внешним признакам осадочные и магматические породы своей местности, правильно оформлять выполненную работу в форме таблицы, делать вывод о связи свойств горных пород и минералов с происхождением, приводить примеры использования горных пород и минералов человеком.

Оборудование: коллекция минералов горных пород, набор раздаточных образцов, карточки подсказки.

Тип урока:  путешествие

І. Вступление

     Сегодня на уроке мы вновь встретимся с горными породами и минералами, чтобы лучше узнать их свойства, сходства и различия.   Наша жизнь невозможна без полезных ископаемых. Присмотритесь внимательно, эти скромные друзья окружают нас всюду. Что представляет собой зубная паста? Тонко измельченную горную породу- мел- с примесью ароматических и лекарственных веществ. Из чего сделаны фарфоровые чашки? Из особого сорта глины- каолина. Стаканы?- из кварца, полевого шпата. Вы пришли в школу. Наша классная комната отделана тоже при помощи мела, гипса, охры, продуктов переработки нефти. Само здание школы сложено из кирпича, который изготавливается из песка и глины. Попробуйте это увлекательное путешествие продолжить по дороге домой, по улице, городу.

     На уроке мы совершим экскурсию в мир камней. Изучим свойства минералов, горных пород.

     Горная порода имеет сложное строение и может включать в свой состав несколько минералов. Состав и свойства горной породы зависят от состава и свойств тех минералов, из которых они состоят. Минералы отличаются твердостью, плотностью, цветом, блеском, температурой плавления и другими свойствами.

     Почему же горные породы имеют разные свойства и располагаются в определенных местах? Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались, какие претерпели изменения, то есть зависят от их происхождения.

     По происхождению все горные породы делят на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

  1. Магматические – это породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердении. Если магма достигла земной поверхности и излилась, то она остывает быстро. В таких случаях образуются породы с мелкими кристалликами. Они называются излившимися (эффузивными). Это: базальт, андезит, липарит, пемза и др. однако не всегда магме удается достичь поверхности Земли, тогда остывание происходит медленно и образуются глубинные (интрузивные) горные породы. Ини отличаются крупнокристаллическим строением. Это: габбро, диорит, гранит.
  2. Осадочные горные породы. Они осаждаются на дне океанов, морей, других водоемов и на суше. Из них, выделяют обломочные – это песчаник, известняк. В водоемах, в результате выпадения из растворов различных химических веществ образуются: гипс, поваренная соль, калийная соль и др. Такие породы называют химическими. Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, называются органическими. Они образуются из остатков растений и животных. К ним относятся известняк, уголь, нефть, горючие сланцы.
  3. Метаморфические горные породы образуются под воздействием давления, высоких температур и приобретают новые свойства: известняк-мрамор, песчаник – кварцит, глина – глинистый сланец, гранит – гнейс.

   Толща земной коры состоит преимущественно из магматических и метаморфических пород, а поверхность земной коры покрыта в основном осадочными горными породами.

ІІ. Активизация опорных знаний.

1. Мозговой штурм (назовите лишнюю горную породу, объясните свой выбор).

А)  базальт, пемза, гранит, обсидиан (гранит застывший глубинный, остальные излившиеся);
Б) 
гранитбазальт, известняк, глина, каменный уголь (магматические остальные осадочные);
В)  гравий, галька, песок, щебень, 
известняк (органический остальные обломочные).

2. Третий лишний 

А) гранит, базальт, известняк;
Б) гранит, базальт, 
нефть;
В) 
гранит, базальт, обсидиан (глубинный гранит остальные излившиеся).

ІІІ.. Практическая работа 

     Перед началом практической работы провести инструктаж с детьми, предупредить, что горные породы нельзя брать в рот и быть осторожными при выполнении работы. На стол расстелить сухие салфетки, а после работы вытереть руки влажными салфетками.

     Первую горную породу учитель описывает вместе с детьми. Остальные известняк, мел, поваренную соль дети описывают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 10 минут. После выполнения работы учитель просит детей поменяться заполненными таблицами с соседями и проверить. В это время на экране высвечивается правильно заполненная таблица:

Свойства горных пород и минералов

План

 

 

 

Гранит

 

Известняк

 

Мел

 

Поваренная соль

 

Плотная, рыхлая, сыпучая

Пл

Пл

Пл

Пл и рыхл

Вес

Тяж

Ср. тяж.

Ср. тяж.

Ср. тяж.

Цвет

  Роз.,  сер.

Бел, сл.желт.

белый

белый

Прозрачность

 

непрозрачный

непрозрачный

непрозр

Полупрозр

Блеск

 Мет

Немет.

Немет.

Стекл.

Твердость

 

Твердый

Ср. тверд.

Мягкий

Твердый

Структура

 

Зернистая

Плотная

Землистая

Зернистая

Происхождение

 

Магматическ

ая глубинная

Осадочное органическое

Осадочное органическое

Осад. хим

Если органическая: следы

 

 

Да

Да

Нет

Использование

  Для

строительства

Для строительства

Для строительства

Пищевая

     Дети обмениваются работами, правильные ответы отмечают знаком плюс, неправильные знаком минус. Подсчитывают количество правильных ответов. Выставляются оценки.

А теперь попробуем отгадать загадки 

1. Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (нефть)
2. На кухне у мамы помощник отличный, он синим цветом, расцветает от спички. 
(газ)
3. Она варилась долго в доменной печи, чтобы потом нам сделали ножницы, ключи. 
(железная руда)
4. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- она понадобится сразу. 
(глина)
5.Он нужен детворе, он на дорожках во дворе, он и на стройке, и на пляже. И он в стекле расплавлен даже. 
(песок)
6. Покрывают им дороги, улицы в селении, а еще он есть в цементе. Сам он удобрение.
 (известняк)
7. По доске он бегает, нужное дело делает. Порешал, пописал, раскрошился и пропал. 
(мел)
8. Без нее, ребята, повар просто как без рук, и становится вся каша несъедобной вдруг. 
(поваренная соль)

V. Подведение итогов урок.

Учитель: Ребята, что вы узнали на уроке?  За урок все учащиеся получают оценки, а некоторые  еще одну оценку за устные ответы.

VІ. Домашнее задание. № 12. Принести образцы горных пород и минералов нашей местности. Составить кроссворд на тему “Полезные ископаемые”.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

презентация "Горные породы и минералы" 6 класс

учебно- методический материал...

Практическая работа «Описание горных пород и минералов» география 5 класс

Цель работы:формирование умений по внешним признакам выявлять свойства горных пород и минералов.Оборудование:1. Образцы горных пород (пемза, гранит, песок, торф, графит, галит).2. Инструктивная карта ...

Открытый урок по географии "Горные породы и минералы" 5 класс

Разработка открытого урока по географии для 5 класса на тему "Горные породы и минералы".В материале указываются планируемые результаты учащихся на каждом этапе урока, также есть элементы игр...

Презентация урока "горные породы и минералы" 5 класс

Презентация к уроку географии в 5 классе "горные породы и минералы" поможет учителю интересно провести урок....

Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс

Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...