Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Абрамова Елена Ивановна

Ведущая роль  в формировании опыта творческой деятельности принадлежит методу проектов. Он позволяет  сделать  занятия  интересными, знания  глубокими. развивать  самостоятельность  у детей, активную жизненную позицию, ответственное проведение и т.д.

Необходимо выбрать  интересную тему, взятую  из реальной жизни. поставить  проблему и попытаться вместе ее решить .Решение  проблемы приобретает  контуры проектной деятельности .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абрамова Е.И.

Школа №266

Развитие творческой деятельности учащихся в обучении географии через метод проектов

Современный период развития общества характеризуется значительными изменениями и  затрагивает все сферы человеческой жизни. Возрастает  потребность  общества в людях, которые  не только  имеют  глубокие знания, но и  способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать возникающие проблемы, имеют активную  жизненную позицию, нацелены на успех  и  ответственное поведение в различных жизненных ситуациях.

 Формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся одна из важных задач современной школы. У ребенка в процессе обучения должен сформироваться опыт творческой деятельности. Ведущая роль в формировании опыта  творческой деятельности учащихся отводится  методу проектов.

 Американский ученый У.Х Килпатрик охарактеризовал этот метод как деятельность «выполненную от  всего  сердца», с высокой самостоятельностью детей, объединенных общими интересами. В своей педагогической практике я активно  использую это метод.

Вот уже  семь лет  в нашей школе в рамках  «недели географии» мы проводим  фестиваль-конференцию под единым названием « Мир без границ». Ежегодно выбирается учителями и учениками актуальная тема и начинается творческая работа в которой задействованы  учащиеся  средней и старшей школы,  учителя, администрация. Защита проекта превращается в праздник для всей школы. Метод проектов активно использую  и  при изучении программного  материала в отдельных классах.

Приступая  к работе над проектом, необходимо  поставить проблему, взятую из реальной жизни, знакомую  и интересную для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит  приобрести.

Где, каким образом? Учитель может подсказать  источники информации, подсказать путь , по которому двигаться для решения проблемы. Решение проблемы, таким образом, приобретает  контуры проектной деятельности

Тема проекта: « Волга – линия судьбы России »

Возраст учащихся 13-14 лет , 8 класс.

По продолжительности: мини-проект (несколько недель). Начинается в сентябре, а его презентация  в конце октября по окончанию изучения темы «Внутренние воды России»

Средства обучения: печатные, технические, наглядные (карты, репродукции картин),информационные и коммуникативные.

Способ преобладающей деятельности : познавательная, исследовательская.

Уровень интеграции: метапредметный, надпредметный

 Цель проекта:

  • Доказать, что  река  Волга  занимает особое место  в истории, экономике, культуре, градообразовании  России. Доказать, что Волга это не только прошлое и настоящее но и будущее нашей страны.
  • Сформировать представление об особенностях реки Волги как гигантского водопровода
  • Оценить значение  Волги в истории страны
  • Волга  в культуре и искусстве России.
  • Оценить значение Волги в экономике страны
  • Оценить современное экологическое состояние Большой Волги. Дать прогноз изменения экологического состояния, предложить возможные пути решения экологических проблем.

Задачи проекта:

  • Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации из разных источников.
  • Научить работать индивидуально, в группах по проекту.
  • Научить обмениваться информацией, распределять обязанности в группах, поддерживать разговор, изложить свою тему.
  • Развивать чувство ответственности за  порученное дело.
  • Научиться оценивать деятельность свою и товарищей.
  • Работать с цифрами, статистическими материалами, строить графики, диаграммы.
  • Продолжить формирование навыков и умений работы с картами,  схемами, статистическими материалами.

Проведение проекта

  1. Презентация темы будущего проекта. (Совместно с учащимися выбираем  тему) определяем цели проекта.
  2. Определяем основные направления работа групп, разбиваемся на группы с учетом личностных  пожеланий, распределяем функциональные обязанности каждого.
  3. Обсуждаем  план деятельности, и источники информации.
  1. Работа в группах
  • Сбор информации
  • Анализ собранной информации
  • Консультация и коррекция учителя
  • Дальнейший поиск информации
  • Обобщение и обсуждение
  • Оформление материалов

5   Защита проекта  

6    Подведение итогов

7.    Рефлексия  

Направление работы групп

Группа «Гидрологи»

  1. Определите географическое положение реки
  2. Назовите притоки, ГЭС и водохранилища Волго-Камского  каскада, подпишите на картосхеме.
  3. Как известно  длина  Волги – 3531км.  Определите какую часть ее длины занимают водохранилища?  Где сохранились  участки прежнего русла?
  4. Сделайте анализ водного режима  реки до создания водохранилищ и после.

              - Постройте  графики водного режима реки. Определите основные фазы водного режима до создания водохранилищ.

             -   Что являлось причиной  ярко выраженного  весеннего  половодья? Какие изменения произошли  в водном режиме реки после создания  водохранилищ?

             -  Раньше во  время весеннего половодья уровень воды поднимался  на 17 м. Назовите положительные и отрицательные стороны сильного весеннего наводнения.  

             - Чем отличается  нынешний  искусственный сброс воды от  естественного половодья?  

           Как изменились  природные условия поймы и дельты реки?

До строительства  каскада водохранилищ вода от Рыбинска до Волгограда пробегала за 50 суток, а в половодье  за 30 суток. В настоящее время за 450-500 суток. Почему? К каким последствиям это приведет?

5. Результаты работы группы представить  в виде презентации.

Группа « Историков»

  1. Во всем мире Волга считается  величайшей русской рекой. Так ли это?
  2. Вспомните из курса истории события, связанные с Волгой, происходящие на берегах Волги.
  3.  Какой подарок  сделал  Волге  Стенька Разин?
  4. Чем закончился  персидский поход  Петра1?
  5. какие события, происходящие на Волге изменили ход  Второй  Мировой войны?
  6. Результаты работы представить в виде  презентации.

 

Группа «Экономистов»

  1. Используя статистические данные покажите значение  Волги в экономике страны.
  2. Какие экономические районы расположены  в бассейне Волги? Как повлияла река на их специализацию?
  3. Какое значение имело строительство водохранилищ и ГЭС на Волге? Какие хозяйственные проблемы были решены в результате строительства?
  4. Строительство водохранилищ – это ошибка?
  5. Ликвидация водохранилищ- это благо или катастрофа?
  6. Результаты работы представить  в виде презентации.

Группа  « экологов»

1. Дайте оценку современного  экологического  состояния Волги.

2. Определите основные источники загрязнения.

3. Каковы отрицательные  последствия строительства  ГЭС.

4. Решит ли проблему Волги  ликвидация  водохранилищ.

5. Предложите свой путь  решения проблемы

6. Результаты работы группы  представить в  виде презентации.

Группа « Искусствоведы»        

1 Образ  реки  Волги в  произведениях культуры и искусства.

        -Живопись

        -Литература

        -Музыка

        -Архитектура

2. Знаменитые люди, родившиеся на берегах  Волги.

3. Результаты работы группы представить  в виде презентации.

После выступления групп провожу увлекательную викторину, позволяющую снять напряжение, проявить  сообразительность, знания по изучаемому объекту.

Вопросы по городам Волги

  1. Из какого города отправился в свое знаменитое путешествие в Индию  Афанасий Никитин?
  2. Что это за город Вышний Волочек? Как появилось  это название на карте?
  3. Какой город получил название  «карман России»?
  4. Почему на участке Н.Новгород – Казань  очень мало  крупных городов?
  5. Город - миллионер. Воевода Добрыня в докладе киевскому князю писал о материальном благополучии города: «…они все в сапогах, эти не будут нам дань платить, поищем лапотников …»

Учитель при работе над проектом помогает ученикам в сборе информации, контролирует весь процесс, организует исследовательскую и аналитическую работу, оценивает и поощряет  учеников, подводит итоги.

После подведения итогов на заключительном этапе проводится рефлексия в форма опроса.

Вопросы.

1 Мне понравилось ………….

2.Я узнал…………

3.Было интересно………….

4.Испытал трудности в……………………………

5. Мне не понравилось……………

 

Этот проект можно проводить и с учащимися 9 класса как заключительный  урок  по Западному макрорегиону страны. Это позволит  учащимся  повторить  и расширить  свои знания  по  8 классу и более широко представить   экономический блок проекта.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта...

"Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проектов

Данная работа содержит сведения о методах обучения, методе проектов, с помощью которых реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии  через использование технологии проблемного обучения...

Развитие творческой активности учащихся на уроках технологии посредством метода проекта

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей. На это ориентирует и прог...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через метод проектов.

Выступление на школьном семинаре МО эстетического цикла....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения

Школа должна создать условия для самореализации и самоопределения личности каждого ученика. Выпускник школы должен обладать способностью творческого роста, практического применения теоретических знани...

Статья "Развитие технического творчества учащихся и воспитанников ОДОД через метод проектов"

В статье раскрываются возможности применения метода проектов в основном и дополнительном образовании учащихся....