Технологические карты уроков по географии 9 класс.
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

АНДРЕЕВА Светлана Геннадьевна

Технологические карты уроков 9 класс

УМК - предметная линия учебников "Полярная звезда". География. Россия 9 класс; учебник общеобразовательных учреждений, под редакцией А.И.Алексеева. М., "Просвещение", 2013 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока 9 класс

Тема урока: Европейский Север: хозяйство и проблемы

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:    - формирование знаний об особенностях отраслевого состава Европейского Севера;

                          - формирование умений самостоятельно строить и применять новые знания.

                       

                                        

                       

Задачи  урока:

- выяснить какие отрасли специализации в данном районе;

- выявить особенности географии ТПК района;

- выявить основные проблемы района и наметить пути их решения;

- формировать умение вести обсуждение проблем в процессе учебной деятельности.

- совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Планируемые результаты урока

                             Предметные:

- определяют отрасли специализации района;

- умеют показывать по карте главные районы и центры производства Европейского Севера.

- умеют определять основные проблемы в  регионе,  предлагают пути решения  проблем.

                        Метапредметные:

Познавательные:

-       Решают проблемные задачи,  высказывают суждения, подтверждая их фактами;

- Классифицируют информацию по заданным признакам.

Регулятивные:

- Планируют свою деятельность под руководством преподавателя;

- выявляют  причинно – следственные связи;

- выслушивают и объективно оценивают другого.

Коммуникативные:

-  Формулируют собственное мнение в рамках учебного диалога;

- умеют вести диалог, вырабатывая  общее решение.

                               Личностные:

- осознание целостности природы, населения и хозяйства района;

- умеют высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке:  география  отраслей  специализации района, ТПК – территориально – производственный  комплекс.

Решаемые учебные проблемы: выявить особенности размещения отраслей специализации Европейского Севера. Рассмотреть проблемы  данного региона.

Ресурсы урока:

Учебник  9 класса УМК « Полярная звезда» под ред. А. И. Алексеева, -М., « Просвещение»2013г., презентация « Европейский Север», карты атласа « Дрофа» 2012г.

Ход урока

Содержание деятельности  преподавателя

Содержание деятельности учащихся

  1. Создание проблемной ситуации (5 минут)

-О каком районе мы говорили на прошлом уроке.

- По какому плану мы даем характеристику района.

Европейский Север  является одним из главных поставщиков сырья, топлива и продукции отраслей обрабатывающей промышленности на внутренний рынок страны. Так ли это?

- Какие отрасли  специализации  и почему сформировались на территории Европейского Севера?

Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

- Что вас удивило?

Значит, какая сегодня тема  урока.

Ответы  нахимовцев.

Европейский  Север.

                                 План

1.ЭГП района.

2.Природные условия и ресурсы.

3.Население.

4.Хозяйство. Отрасли специализации  района.

5. Города.

6. Проблемы и перспективы развития района.

Высказывают свое мнение.

С помощью преподавателя  формулируют тему урока.

Тема урока: « Европейский Север: хозяйство и проблемы».

2. Формулирование проблемы (2 мин.)

Какой вопрос можно задать исходя из темы урока:

Проблемный вопрос:

- Разнообразие  отраслевого состава  хозяйства Европейского Севера – это преимущество района или проблема?  

Формулируют с помощью учителя проблемный вопрос.

                                                                                               3. Версии (3 мин.)

Что мы должны рассмотреть на уроке, чтобы ответить на главный вопрос?

               План урока

1.Какие природные ресурсы являются сырьем для развития отраслей  хозяйства района?

2.Какова география отраслей  промышленности  района?

3. Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались  на  территории  района?

4.Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением  территории?

Формулируют с помощью преподавателя план изучения  темы.

                                                                                               4. Актуализация знаний (3 мин.)

Вспомним из курса 8 – 9 класса.

- Что такое природные ресурсы?

- Какими  видами  природных ресурсов располагает  данный район?

- Что такое отрасль хозяйства?

- Назвать отрасли  промышленности.

- Что такое отрасль специализации района?

- Как определить ее?

Отвечают на вопросы.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, окружающие человека, которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Виды природных ресурсов – исчерпаемые   (возобновимые и невозобновимые)  и неисчерпаемые.

Отрасль специализации – это те виды  (отрасли) производства, прибыль от реализации которых является основной частью бюджета района.

К = П/Н, если К = 1, К больше1, то данная отрасль будет отраслью специализации района.

К – коэффициент  специализации;

П – доля продукции района,  в общем  производстве  страны ( по данной отрасли);

Н – доля населения района в общем населении страны.

5. Поиск решений (20 мин.)

1.Выясним, какие природные ресурсы являются сырьем для отраслей  хозяйства  района.

 - Определить отрасли специализации?

 -  Какова география отраслей специализации?

Работа в группах.

Используя карту атласа: « Экономическая карта Европейского Севера» и Интернет- ресурсы определить отраслевую структуру района.

Задание 1 группе:

Определить сырье, центры топливной промышленности  и их размещение?

Задание 2 группе.

Определить сырье, топливо, центры черной металлургии и  их размещение?

 

Задание 3 группе.

Определить сырье, центры цветной металлургии и их размещение?

Задание 4 группе.

Определить центры лесной и пищевой промышленности, и их размещение?

Отчеты групп. Заполнение  таблицы.

Вид природного

ресурса

Местонахождение

Отрасли

Специализации

Центры

Отраслей

1.Каменный

Уголь

2.Природный

Газ

3.Нефть

Республика КОМИ,

Ненецкий АО.

- шельф Баренцева моря,

- Войвож.

-Усинск, Ухта.

Топливная промышленность

- Воркута,

-Инта.

- Войвож – газопровод «Сияние Севера»

- Ухта (НПЗ), Усинск.

4.Железная

Руда

- Оленегорск,

- Ковдор,

- Костомукша.

Черная металлургия

-г. Череповец

Металлургический

Комбинат полного цикла

5. Медно – никелевая

руда

6.Бокситы

Полуостров Кольский

Г. Никель

Цветная металлургия

- г. Мончегорск

-г. Никель

- г.Кандалакша

-г. Надвоицы

7.Апатиты

Хибины

Химическая промышленность

8.Алмазы

Архангельская обл.

9.Лесные

Весь район

Лесная промышленность

- г. Архангельск

- Сыктывкар

- Коряжма

10. Гидроэнергетика

Карелия

Энергетика

11.Энергия морских приливов

Полуостров Кольский

Энергетика

- Кислогубская

 приливная электростанция

12.Рыба

Белое и Баренцево моря

Пищевая промышленность

- г. Мурманск (РБК).

Определите отрасли специализации, исходя из данных таблицы.

2.Что такое ТПК? Какие  территориально – производственные комплексы сформировались на территории  Европейского Севера? Слайд №4.

ТПК – территориально – производственный комплекс.

ТПК – это совокупность расположенных рядом друг с другом взаимосвязанных производств.

Работа с картой атласа.

Если внимательно посмотреть на « Экономическую карту Европейского Севера», то можно заметить две четко выраженные экономические зоны, где близко друг к другу расположены  взаимосвязанные производства.

Где располагаются на территории района  эти зоны?

      ТПК

Кольско – Карельский

Тимано – Печорский

Природные ресурсы

- железная руда,

- медные руды,

- никелевые руды,

- апатиты,

- лесные ресурсы.

- каменный уголь,

- природный газ,

- нефть,

- лесные ресурсы.

Отрасли  хозяйства

- горнодобывающая промышленность,

- черная и цветная металлургия,

- судостроение,

- лесная промышленность,

- рыбная промышленность.

- нефтяная,

- газовая,

- угольная,

- лесная,

- рыбная промышленность,

- судостроение.

Сельское хозяйство Европейского Севера.

Используя карту атласа « Экономическая карта Европейского  Севера»

определите  сельскохозяйственные  районы данной  территории.

4. Какие проблемы связаны с хозяйственным  освоением территории?

Как можно решить  проблемы  возникающие в районе:

Перспективы  развития  Европейского  Севера:

- Сохранение ориентации на развитие  морского  хозяйства  (морской  торговый  флот, портовое хозяйство, судостроение и судоремонт,  рыбная промышленность, морская геологоразведка).

- В этом районе располагается  главная  ударная сила российского  флота – атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту – находятся  в составе Северного  флота.

- Проведение социально – экономических реформ, учитывать интересы каждого человека, проживающего на территории района;

- Охрана природных комплексов района.

Ответы нахимовцев.

1 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Центры топливной промышленности

- Каменный уголь

- Воркута

- Инта

( Печорский каменноугольный бассейн)

- Нефть

- Усинск

-Ухта ( НПЗ)

- Природный газ

- Вуктыл

- Войвож

-Василковское

-Штокмановское ( шельф Баренцева моря).

2 группа

Заполнение таблицы

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- железная руда

- каменный уголь

- Оленегорск

- Ковдор

-Костомукша

-Воркута

-Инта (Печорский каменноугольный бассейн).

-г.Череповец

« Северная магнитка»

Металлургический комбинат полного цикла.

 

3 группа

Заполнение таблицы.

Вид полезного ископаемого

Месторождения

Центры производства

- Медные руды

- Никелевые  руды

- Алюминий.

- г. Никель

- г. Никель

- Тимшерское

- Иксинское

-Мончегорск

- Кандалакша,

- Надвоицы

Производство алюминия – энергоёмкое производство

( близ ГЭС, т.к. дают дешевую электроэнергию).

4 группа

Заполнение таблицы.

Вид природного ресурса

Центры лесной и пищевой (рыбной) промышленности.

 - лес  (лесозаготовка, деревообработка, ЦБК, лесохимия)

- рыба

- Архангельск - лесной порт страны,

- Сыктывкар,

- Новодвинск,

- Коряжма.

Порты:

-Мурманск,

-Архангельск,

-Петрозаводск ,

-Нарьян –Мар.

Вывод:

Отраслями специализации района являются следующие отрасли:

- Горнодобывающая,

- Топливная промышленность,

- Черная и цветная металлургия,

- Лесная промышленность,

- Рыбная промышленность.

Ответы  нахимовцев.  

Работа с таблицей.

Ответы нахимовцев.

Выделяют три  сельскохозяйственных  района:

- Оленеводческо – промысловый  (тундра и лесотундра),

- Лесопромысловый  (тайга),

- Льно – животноводческий  (южная часть тайги).

Ответы  нахимовцев.

Проблемы:

- Сокращение топливных и рудных ресурсов. Комплексное использование  природных ресурсов;

- транспортная проблема;

- Слабое развитие  социальной инфраструктуры;

- Экологические проблемы;

- Недостаток трудовых ресурсов.

Вывод:

Ответ на главный вопрос урока:

Разнообразие отраслевого состава района это преимущество, так как

современный Европейский Север – это географический район, в котором  преобладают « первичные» виды деятельности:

- добыча полезных ископаемых;

- лесозаготовка;

- рыболовство;

- « нижние» этажи перерабатывающей промышленности – металлургия,

деревообработка.

Продукция  всех этих отраслей необходима  для  успешного  развития экономики  страны.

Стимулом  дальнейшего хозяйственного развития могут послужить такие факторы, как:

- морское  положение,

- возможность расширения экспортного значения портов,

- развитие рекреационного хозяйства,

 -использование морей Северного побережья для связей с другими странами.

  6. Применение нового знания (10 мин.)

Составить  картосхему: «  Европейского Севера»

Работа  с контурной картой  и картами атласа.

Составить картосхему: « Европейского Севера»

Отметить на  контурной карте  отраслевую структуру хозяйства и показать центры производства, используя условные обозначения.

                                                                                                   7. Рефлексия (1 мин)

1.Что на уроке вы узнали  нового?

2. Как вы считаете, нужны ли вам те знания, которые вы получили на уроке?

3. Какие выводы вы сделали для себя?

 

                                                                                                  8. Задание на самоподготовку (1 мин)

Д.З. п. 26. Задание. Вы участвуете в решении экологических проблем Европейского Севера.

Предложите мероприятия  по  оздоровлению  экологической  обстановки  на  данной  территории.


Ресурсы:

1.А.И. Алексеев. Учебник географии 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение»2013г.

2.В.В. Николина. Поурочные разработки 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2011г.

3. В.В. Николина. Мой тренажёр 9 класс. УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.



Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока 9 класс

Тема урока: Пространство Северного  Кавказа

Тип урока: урок – практикум: « Оформление региональной контурной карты Северного Кавказа»

Цель урока:  

- формирование знаний о  географическом положении, природных условиях и ресурсах района.

                           

Задачи  урока:

- сформировать образ района;

- определить состав и особенности географического положения Северного Кавказа;

- выявить особенности природных условий и ресурсов Северного Кавказа;

- совершенствовать навыки работы с контурной картой.

Планируемые результаты урока

                             Предметные

- Знают  особенности географического положения Северного Кавказа;

-Показывают  на карте субъекты Федерации, входящие в состав Северного Кавказа, пограничные районы и государства, моря, омывающие Северный Кавказ, месторождения полезных ископаемых;

- Делают вывод о влиянии природных условий и ресурсов на развитие района.

                        Метапредметные

- Овладеют  навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

- Умеют  извлекать информацию из различных источников.

- Развивают аналитические умения и навыки.

                               Личностные

- Формируют  познавательную и информационную культуру.

- Умеют  высказывать,  своё отношение к исследуемой проблеме.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Состав и географическое положение Северного  Кавказа. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные воды. Черноморское побережье Кавказа.

Решаемая учебная проблема:

Чем объяснить уникальность территории Северного Кавказа.

Ресурсы урока:

Учебник 9 класс  УМК « Полярная звезда» под редакцией  А. И. Алексеева. -М. , «Просвещение» 2013г., карты атласа « Дрофа» 2012г.

ИКТ на уроке: Презентация « Северный Кавказ».

Ход урока

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация познавательной деятельности ( целеполагание)  (5 минут)

  1. Вступительное слово.

Зачитываю стихотворение:

Великолепные картины!

Престолы вечные снегов,

Очам казались их вершины

Недвижной цепью облаков,

И в их кругу колосс двуглавый

В венце блистая ледяном

Эльбрус огромный, величавый

Белел на небе голубом!

                                     А.С. Пушкин

       

Вопросы:

- О каком районе идет речь?

- Что вы  хотите узнать по данной   теме?

-Какова   главная цель   урока?

Главный вопрос  темы:

- В чём заключается уникальность данной территории?

Нахимовцы вступают в диалог с преподавателем.

Называют   тему и  цели  урока: « Пространство Северного Кавказа»

Записывают цель и  задачи  урока в тетрадь:

- определить состав и ЭГП района;

- определить природные  условия и  ресурсы района;

- рассмотреть рекреационные ресурсы Северного Кавказа.

2. Организация   познавательной   деятельности  учащихся  (20 минуты)

  1. Вхождение или погружение  в  тему ( 3 – 5 минут)

Вспомним,  по какому  плану  мы  даем  характеристику  - Э ГП района.

  1. Проработка  содержания  темы:

А). Охарактеризовать ЭГП района по плану.

           

Б). Природные условия и ресурсы  Северного Кавказа.

Вспомним, из курса 8 класса природные условия данной  территории.

Обратимся к картам атласа:  « Физическая карта Северного Кавказа»,

« Экономическая карта Северного Кавказа».

Задание: прокомментируйте  слова о том, что  « Северный  Кавказ – особый район. Горы и море в сочетании  с теплым  климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали  этот  район  одним  из самых комфортных для отдыха и  лечения  россиян».

Так, чем объяснить уникальность  территории Северного Кавказа?

Называют  пункты плана:

  1. Состав района.
  2. Площадь района.
  3. Положение территории  государства.
  4. Соседние районы.
  5. Пограничные государства.
  6. Приморское  или  внутриконтинентальное.
  7. Положение по отношению к транспортным магистралям.
  8. Положение по отношению топливным и сырьевым базам страны.

Работа в группах

1 группа

Работа с Приложением учебника стр. 222 и картами атласа.

Интернет – ресурсы.

Площадь – 335 тыс. км.кв., или 2% территории России

Называют состав района, используя карту атласа: « Политико – административное деление России»

Состав:

-Ростовская область,

-Краснодарский край,

-Ставропольский край,

- Республика Адыгея,

-Республика Дагестан,

-Карачаево – Черкесская республика,

-Республика Северная Осетия,

- Чеченская республика.

Работа в группе с картами атласа,  определяют ЭГП района,  после выполнения проверка. Слайд № 2.

Ответ:  - Северный  Кавка з  занимая  Кавказский  перешеек, находится между Черным, Азовским и Каспийским  морями.  На пересечении важных транспортных путей  из центральных районов  в Турцию  и  Иран.

Границы:

- Донецкий  район  Украины;

-  Поволжский и Центрально – Чернозёмный район;

- с Казахстаном;

- с Грузией;

- с Азербайджаном.

Вывод: Северный Кавказ  имеет   выгодное  ЭГП.

Обоснование.

2 группа. Определить природные  условия района.

Работа с картами атласа: « Физическая  и  климатическаякарты Северного Кавказа». Интернет – ресурсы.

По природным условиям район делится на три  зоны:

- Равнинную – от реки Дон до долин рек Кубань и Терек;

-Предгорную;

- Горную.

Горные реки обладают большим гидроэнергетическим потенциалом.

Климат.

На большей  части  территории  района – УКП, а вдоль Черноморского побережья – Субтропический  климатический пояс.

Природные зоны:

- Степи,

- Субтропики.

Вывод:

Северный Кавказ обладает благоприятными природными условиями для выращивания сельскохозяйственных  культур и отдыха трудящихся.

3 группа. Определяют природные ресурсы района.

Природные ресурсы Северного  Кавказа.

Работа с картой  атласа: « Экономическая карта Северного Кавказа» и Интернет – ресурсы. Определить природные ресурсы  данной территории.

Заполнение таблицы:  « Ресурсы  Северного  Кавказа»

Группы природных ресурсов

Природные ресурсы

Где расположены

Полезные ископаемые

Уголь

На западе Донецкий бассейн

Нефть и газ

Майкоп,

Грозный,

Ставрополь.

Свинцово – цинковые руды

Вблизи Владикавказа

Вольфрамово – молибденовые руды

Тырныауз в Кабардино – Балкарии

Минеральные воды

Кавказские минеральные воды на юге Ставропольского края.

Рекреационные ресурсы

Теплый климат, море, горы, минеральные источники.

Кавказские минеральные воды, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе.

Агроклиматические ресурсы

Умеренно –континентальный  и субтропический климат, плодородные почвы.

Черноморское побережье Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края.

Вывод:

Северный Кавказ располагает разнообразными природными ресурсами.

Перечисление  какими природными ресурсами располагает район.

Ответы нахимовцев.

Ответ на главный  вопрос  темы.

Вывод:

Контрастный рельеф: горы и равнины, благоприятный климат, наличие источников минеральных вод, многочисленные курорты – такое исключительное разнообразие природных условий и рекреационных ресурсов предопределило уникальность Северного Кавказа.

Северный  Кавказ – уникальный   экономический   район, который  можно использовать для восстановления здоровья населения  России, для развития  экономических  связей  с  Ближним  Востоком и т.д.

.

                                                                                  3.Применеиие новых знаний (13 мин.)

Выполняют практическую работу на контурной карте.

Составление картосхемы  Северного Кавказа:

- ЭГП района;

- Природные ресурсы региона.

                                                                                 4.Рефлексия (5 мин.)

1.Какие вопросы Вас затронули?

2.Я понял, что….

3.Я думаю, что….

4. Я считаю, что….

5. С каким настроением вы уходите с урока?

                                                                                          5. Задание на самоподготовку (2 мин.)

Параграф № 28, вопросы 2, 4 и 7 стр. 122 учебника.

Ресурсы: А. И. Алексеев Учебник географии 9 класс УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.

В.В. Николина. Поурочные разработки  9 класс  УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2010г.

В.В, Николина.  Мой  тренажёр  9 класс  УМК « Полярная звезда» М., « Просвещение» 2012г.

                                                                                                    Практическая работа

Оформление контурной карты « Состав, географические объекты и природные ресурсы Северного Кавказа»

Цель:

Составление региональной контурной карты Северного Кавказа

Задачи:

  1. Закрепить знания о составе,  физико - географических объектах и природных ресурсах Северного Кавказа.
  2. Отработка навыков работы с различными источниками географической информации.
  3. Систематизировать полученные знания на контурной карте.

Оборудование:

Учебник под ред. А.И. Алексеева УМК « Полярная звезда», атлас « Дрофа» 9 класс, контурные карты.

Этапы работы

Содержание работы

Источник информации

1.

Обозначение границы экономического района с указанием сопредельных государств и районов.

Учебник стр. 104 -105,

 атлас стр. 30 – 31.

Презентация, слайд №2

2.

Нанести границы субъектов Федерации и названия столиц и административных центров, которые входят в состав Северного Кавказа.

Учебник стр. 102 – 103,

атлас стр.4 – 5, стр.30 – 31.

Презентация, слайд №3

3.

Нанесение  физико – географических объектов:

- моря,

- порты,

- речные системы,

- главные формы рельефа.

Учебник стр. 104 – 105,

атлас стр. 30 -31

4.

Обозначение важнейших месторождений полезных ископаемых, природных ресурсов, которыми богат Северный Кавказ.

Использовать условные обозначения.

Учебник стр. 104 -105,

Атлас стр. 30 – 31.

Презентация № 4

Вопросы:

А). Докажите выгодность  ЭГП района.

Б). Какими природными ресурсами богат Северный Кавказ?  

  Вывод:



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока __9_ класс

Тема урока: « Военно – Морской Флот Российской Федерации»

Тип урока: обобщение и систематизация  знаний и умений.

Урок – конференция.

Цели  урока:  - формирование знаний о ВМФ России;

                         - показать значимость ВМФ России.

                         

Задачи  урока:

- сформировать представление о значении ВМФ России;

- ознакомить нахимовцев с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;

- развивать аналитико – синтезирующее и абстрактное мышление;

- воспитывать гордость за своё Отечество, патриотизм.

Планируемые результаты урока

                             Предметные

- Формирование представлений о современной структуре и боевых возможностей ВМФ России.

- Определяют значимость ВМФ России.

                        Метапредметные

- Продолжат овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

- Научить извлекать информацию из различных источников.

- Развивают аналитические умения и навыки.

                               Личностные

- формирование познавательной и информационной культуры.

- Воспитание гордости за свое Отечество, патриотизма.

Решаемые учебные проблемы: Каково значение ВМФ России?

ИКТ на уроке: презентация: « ВМФ России», использование ноутбуков и интернет ресурсов в  групповой работе.

Технологии: групповая, компьютерная.

Ход урока

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Мотивация  познавательной деятельности  (5 минут)

Вступительное слово:

Эпиграф:

« Всякий потентат  (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Петр 1.

Вопросы:

1.Как вы понимаете эти слова?

2.О чём пойдет разговор сегодня на уроке?

3. Какая будет тема урока?

4. Какова наша главная цель на сегодняшний урок?

Слушают эпиграф, отвечают на поставленные вопросы.

Ответы нахимовцев.

Называют тему урока: « ВМФ России»

Проговаривают цель  урока.

2. Актуализация знаний (3 минуты)

Вспомним из курса 8 класса:

- Какова площадь России?

-Какова протяженность морских и сухопутных границ?

- В какие океаны Россия имеет выход?

- Что такое территориальные воды и экономическая зона?

Какой вывод можно сделать?

Ответы нахимовцев.

Вывод: огромную территорию нашей страны с её население и  богатыми природными ресурсами, хозяйственным потенциалом нужно охранять и защищать.

Поэтому страна должна располагать оперативно – стратегическими  силами, для сохранения территориальной целостности.

                   3. Организация познавательной деятельности ( 30 минут)

1. Просмотр презентации на тему: « ВМФ России»

Ознакомление с  задачами, историей и составом ВМФ России.

2. Задание. Используя  Интернет – ресурсы, представить составные части ВМФ России:

- Северный флот  (СФ);

- Тихоокеанский флот (ТФ);

- Балтийский флот (БФ);

- Черноморский флот (ЧФ);

- Каспийская флотилия (Кф).

План характеристики флота:

- Год образования -

- Подчинение -

- Входит в -

- Тип –

-Дислокация –

- Действующий командир –

- Задачи флота –

- Состав.

Оформление в виде мини – презентации  (4 - 5 слайдов).

Групповая   работа

Учитель делит класс на 4 группы по 4 - 5 человек.

Каждая группа выбирает капитана, который получает конверт с заданием:

Задание 1 группе:

Используя карты атласа и  ресурсы Интернета:

- Определить ГП Северного флота (СФ) -  (карта);

- Краткая характеристика Северного флота;

- Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и АПЛ.

Задание 2 группе:

- Определить ГП Тихоокеанского флота (ТФ) –  (карта);

- Краткая характеристика Тихоокеанского флота;

- Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и АПЛ.

Задание 3 группе:

- Определить ГП Балтийского флота (БФ) –  (карта);

- Краткая характеристика Балтийского флота (БФ);

- Представить 4 – 5 слайдов с надводными кораблями и подводными лодками.

Задание 4 группе:

- Определить ГП Черноморского флота (ЧФ) и Каспийской флотилии;

- Краткая характеристика Черноморского флота и Каспийской флотилии;

-Представить 4 -5 слайдов от 4 – 5 слайдов с надводными и подводными  кораблями и береговыми войсками.

Отчёт групп.

Выступления нахимовцев.

Группа №1

Название флота

ГП  флота

Краткая характеристика

Северный  флот (СФ)

Год образования

Подчинение –

Входит в-

Тип-

Дислокация-

Действующий командир –

Задачи  флота –

Состав -

Группа №2

Название флота

ГП флота

Краткая характеристика

Тихоокеанский  флот (ТФ)

Год образования

Подчинение-

Входит в-

Тип-

Дислокация-

Действующий командир-

Задачи флота-

Состав-

Группа №3

Название флота

ГП флота

Краткая характеристика

Балтийский флот (БФ)

Год образования

Подчинение-

Входит в-

Тип-

Дислокация-

Действующий командир-

Задачи флота-

Состав-

Группа №4

Название флота

ГП флота

Краткая характеристика

Черноморский  флот (ЧФ) и Каспийская флотилия

Год образования

Подчинение-

Входит в-

Тип-

Дислокация-

Действующий командир-

Задачи флота-

Состав-

Группы отчитываются и делают вывод.

Вывод:

Россия – великая морская держава, которая располагает мощным ВМФ.

           4.Применение нового знания (3 мин.)

Сделайте прогноз о возможном развитии ВМФ России.

По ходу конференции нахимовцы наносят на контурную карту океаны, моря которые омывают территорию России и ВМБ страны.

Ответы нахимовцев.

5. Рефлексия (2 мин.)

- Что на уроке вы узнали нового?

- Как вы считаете, нужны ли вам знания, которые вы получили на уроках по данной теме.

-Как в своей жизни вы будете применять их?

- С каким настроением вы уходите с урока?

Ответы нахимовцев.

                        6. Задание на самоподготовку (1 мин)

Нарисовать  модель  надводного или  подводного корабля, где бы Вы  хотели служить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по географии 5 класс

представляю технологическую карту урока географии 5 класс по ФГОС. тема урока"  как люди изучали Вселенную      ".в ходе урока использовались материалы электронного учебника п...

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

технологическая карта урока по географии на тему "Население Северной Америки" (7 класс, география)

Технологическая карта урока по географии на тему " Население Северной Америки"....

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»

Технологическая карта урока по географии на тему «Введение. География как наука. Ее роль и значение в системе наук»...

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"

Технологическая карта урока по географии на тему "География транспорта мира"...