Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию
статья по географии на тему

целеполагание  в обучении это установление учениками и учителем  целей и задач обучения на  определенных его этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselepolaganie.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии: обучение целеполаганию

Целеполагание в обучении это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Поэтому очень важно, чтобы цель была связана со всеми остальными компонентами педагогического процесса. С чего же начинается процесс целеполагания? Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование. Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Например, на первых уроках географии  учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать. На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в изучении материала по предмету.

Алгоритм процесса постановки цели, осуществляемого педагогом при планировании обучения по своей дисциплине, включает следующие шаги:

- формирование целей обучения данной дисциплине на основе требований стандарта;

- конкретизация целей обучения с учетом особенностей класса, группы, каждого ученика и его личностного смысла в обучении, конкретных условий, средств и способов достижения;

-определение целей обучения по разделам, темам, модулям и т.д.;

- планирование целей конкретного занятия (задачи каждого этапа).

Эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Поэтому, цели должны быть:

- реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения);

- инструментальны, технологичны (определять конкретные действия по их достижению);

-диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результаты деятельности).

Рассмотрим  существующие в педагогической практике способы постановки целей, он определим степень их эффективности с точки зрения их направленности на конкретные результаты обучения.

Типичные способы постановки целей

Оценка эффективности способа

1.Определение целей через изучаемое содержание: «изучить явление…», «изучить теорему…»

Минус: не является инструментальным, не ясен результат

2.Определение целей через деятельность учителя: «ознакомить с…», «объяснить…» «рассказать о …»

Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат

3.Постановка целей через деятельность обучающихся: «решение задачи...», «выполнение упражнений…»

Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика

4.Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального личностного развития обучающихся: «формировать умения…», «развивать познавательную самостоятельность..»,  «формировать отношения…»

Плюс: обучение на уровне обобщенных целей.

Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов)

5.Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях обучающихся: «знает конкретные факты, правила, понятия», «понимает… и интерпретирует…», «умеет выполнять…», «применяет правило для…»

Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения.

Рассмотрим алгоритм постановки целей учебной деятельности и познакомимся с образцом действий по нему на примере темы: «Строение материковой и океанической земной коры ».

Алгоритм постановки целей учебной деятельности

Чтобы правильно поставить цели предстоящей учебной деятельности, в рамках выбранной или предложенной темы надо:

  1. Внимательно прочитать формулировку темы.
  2. Выделить слова и словосочетания (термины, понятия), встречаемые впервые, ранее незнакомые.
  3. Определить, знаете ли Вы точное значение этих слов и словосочетаний (терминов, понятий).
  4. Ответить на вопрос: какие новые знания (определения и значения каких понятий) необходимо будет усвоить в рамках процесса изучения данной темы?
  5. Ответить на вопрос: какие умения, связанные с применением этих новых знаний (понятий) необходимо будет усвоить в ходе предстоящей учебной деятельности?
  6. Выяснить, какие правила, алгоритмы, способы действий в рамках изучаемой темы  пока Вам неизвестны.
  7. Определить, какие новые знания (нормативные, оперативные)  необходимо усвоить в ходе изучения данной темы.
  8. Выяснить, какие новые умения, связанные с применением этих знаний (правил, алгоритмов, способов действий) необходимо выработать в ходе изучения темы.
  9.  Сформулировать цели Вашей предстоящей учебной деятельности, пользуясь категориями «знания», «умения», и указать при этом обязательно средства и способы контроля достижения каждой из названных целей («Эта цель может считаться достигнутой, если…»).

Итак, попробуем проделать все действия в соответствии с данным алгоритмом. (Учитель демонстрирует выполнение каждого шага алгоритма, по возможности вовлекая учащихся при этом в диалог и организуя попытки формулировать ответы, обращает внимание на фиксацию и воспроизведение ими правильных формулировок целей.)

1.Читаю тему «Строение материковой и океанической земной коры ».

2.Впервые встречаюсь со словосочетанием «материковая земная кора, океаническая земная кора ».

3.Точно не знаю.

4.Необходимо усвоить значение понятий«материковая земная кора, океаническая земная кора, земная кора».

5.Необходимо усвоить (или отработать, приобрести) умение определять, является ли данная земная кора материковой или океанической.

6.Не знаю последовательности действий (алгоритма) при выявлении различий.

7.Надо усвоить знание алгоритма выявления различий между строением  материковой и океанической земной коры, способы выявления различий.

8.Приобрести умение выявлять различия в строении, пользуясь знанием алгоритма и способов действия по нему.

9.Цели моей учебной деятельности по данной теме:

1) усвоить значение понятия «материковая земная кора, океаническая земная кора ».

2) выработать (усвоить) умение отличать материковую з.к от океанической з.к;

3) усвоить знание об алгоритме строения мзк, озк, способа действия по нему;

Как можно проверить достижение этих целей?  Первую цель можно считать достигнутой, если на уровне знакомства я смогу правильно воспроизвести определение понятия «материковая земная кора, океаническая земная кора ».а на уровне понимания смогу ответить на следующие вопросы: «к какому роду принадлежит данный класс объектов – земная кора, платформа?», «какие видовые признаки отличают ее?» и  «как они должны учитываться?»

Вторая цель может считаться достигнутой, если я смогу правильно отличить материковую земную кору  от океанической земной коры.   Третья цель будет считаться достигнутой, если на уровне знакомства я смогу воспроизвести этот текст алгоритма и описание способа действий по нему, а на уровне понимания смогу объяснить, почему нельзя менять местами шаги или пропускать тот или иной  шаг алгоритма.

Адекватные цели ученика в учебном процессе формируется только в результате направленной деятельности учителя.

Литература

1.Аствацатуров Г.О. Технология целеполагания урока /Г.О.Аствацатуровканд.ист.наук.-Волгоград: Учитель, 2009- 118с.

2.Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам: учеб.-методич. пособие /Ю.В.Агапов, Т.В.Васильчикова, Л.В.Мишакова. -Рязань, 2012.-218с.

3.Беловолова Е.А. География : формирование универсальных учебных действий : 5-9 классы: методическое пособие / Е.А. Беловолова.- М.: Вентана-Граф, 2014.-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Материал включает в себя текст к выступлению....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.

1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

Из опыта работы учителя географии по формированию УУД....

Формирование универсальных учебных действий на уроках географии

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно ориентированный,  системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся...

презентация "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии"

Презентация к аттестации учителей географии "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии". УУД логического типа....

Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе

Сегодня обучение должно иметь   системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...