рабочая программа по географии 8 класс Природа России по учебнику Алексеева
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Белянина Елена Васильевна

рабочая программа для 8 класса содержит пояснительную записку, перечень нормативных документов, список литературы, требования к уровню подготовки учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • разбитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
  • ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Нормативные документы

 Рабочая программа составлена  на основе  ФЗ от 29.12.12г.  №273 «Об образовании в Российской Федерации»,  приказа МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования», приказа МО РФ от 31.03. 14 г № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год», приказа ОУ от 26.06.14 № 184 «Об утверждении основной» общеобразовательной программы ОУ», приказа ОУ от 08.11.11 №274 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (модулей)»,примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и расчета 2 -х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов .

Требования к уровню подготовки

1. Знать/ понимать:
 предмет изучения географии России;
 основные средства и методы получения географической информации:
 субъекты Российской Федерации;
 пограничные государств;
 особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
 границы часовых поясов:
 основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
 климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
 распределение рек страны по бассейнам океанов;
 основные области современного оледенения и крупные ледники:
 зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
 основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
 важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные:
 народы, наиболее распространенные языки, религии;
 примеры рационального и нерационального размещения производства;
 объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
 районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
 экологически неблагополучные районы России:
 маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Уметь:
определять (измерять):
 географическое положение объектов;
 разницу в поясном времени территорий;
 погоду по синоптической карте;
 параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

описывать:
 географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
 образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
 особенности быта и религии отдельных народов.

объяснять:
 роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем
 страны;
 влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
 образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
 образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
 влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
 как составляют прогноз погоды;
 распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
 почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
 причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
 разнообразие природных комплексов на территории страны;
 различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского расселения;
 изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;
 особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
 роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
 уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
 причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
 особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;
 объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление»; «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ": «агломерация»; «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»; «кооперирование'; «комбинирование»; «топливно-энергетический баланс»; «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства.

оценивать и прогнозировать:
 природно-ресурсный потенциал страны, региона;
 экологическую ситуацию в стране, регионе
 изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
 изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
 развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 ориентирования на местности, определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
 определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
 решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшении.: принятии. необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф;
 проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
• Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
• Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу;
Коммуникативные:
• Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
• Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации;
Учебно-познавательные:
• Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
• Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка;
• Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решения задач;
• Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

Учебно - тематическое планирование

№ раздела

название раздела

Кол часов

№ темы

название темы

Кол-во часов

1

Введение

1

1

Зачем мы изучаем географию россии

1

2

Пространства России

9

1.

Географическое положение и границы России.

5

2

Формирование территории России

4

3

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

10

1

Рельеф  России и Липецкой области

5

2

Недра России

5

4

Климат России

9

1

Климат России

9

5

Внутренние воды России

6

1.

Реки

2

2

Озёра, болота, ледники

2

3

Водные ресурсы

2

6

Почвы и почвенные ресурсы

4

1

География почв

4

7

Живая природа

5

1

Живая природа

5

8

Природно-хозяйственные зоны

8

1

Природные зоны

8

9

Человек и природа

4

1

Природопользование

2

2

Охрана природы

2

10

Население России

11

1

Численность и воспроизводство населения

2

2

Национальный состав

2

3

Миграции населения

1

4

Трудовые ресурсы

2

5

Городское и сельское население страны

4

11

Повторение

3

1

Повторение и обобщение изученного за год

3

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
8 класс
(70 ч, 2 часа в неделю)

ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России. Источники географических знаний.

Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (9 ч)

Тема 1. Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Тема 2.Пространства России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практическая работа №1 (итоговая): Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

Практическая работа №2 «Ознакомление с тематическими картами атласа. Решение простейших задач по картам»
Практическая работа №3 (итоговая): Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

Тема  3. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (10 ч)
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Липецкой области.

Практическая работа №5 : «Установление  язи между тектоническими структурами, формами рельефа, полезными ископаемыми на примере отдельных территорий.

Тема 4. Климат и климатические ресурсы (9 ч)
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат Липецкой области.

Практическая работа №6 (итоговая): Определение по картам закономерностей распределения суммарной радиации и коэффициента увлажнения в различных районах страны. Работа с синоптической картой.


Тема 5. Внутренние воды России (6 ч)
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Особенности российских рек. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы Липецкой области.

Практическая работа №7 (итоговая): Составление характеристики реки по типовому плану. Комплексная характеристика реки Дон и его притоков

ПРактическая работа № 8 : Обозначение на контурной карте рек, озёр, заболоченных территорий и территорий с многолетней мерзлотой


Тема 6. Почва и почвенные ресурсы (4 ч)
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема 7. Живая природа (3 ч)
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. (трениров.)

Тема 8. Природно-хозяйственные зоны (8 ч)
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природная зона своей местности. Ее экологические проблемы.

Практическая работа №9: Выявление по картам зависимостей между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Тема 9. Человек и природа (4 часа)

Природная среда, природные условия, природные ресурсы.

Рациональное природопользование природных ресурсов

Охрана природы и охраняемые территории. ООПТ Липецкой области. Заповедник  Галичья  гора и ВГБЗ.

Практическая работа №10 «Определение по картам атласа районов размещения природных ресурсов по территории страны и возможности их использования»


НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (11 ч)

Тема 1. Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Численность населения города Липецка и Липецкой области.

Тема 2. Национальный состав
Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Национальный состав Липецкой области.

Тема 3. Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения.  Города липецкой области. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения. Сельские поселения липецкой области.

Тема 4. Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Миграционная привлекательность Липецкой области.

Тема 5. Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.  Трудовые ресурсы Липецкой области.


Практическая работа  11: «выяснение закономерностей в размещении населения России»

Практическая работа  12 «Определение различий в расселении населения по территории России»

Литература

Учебник

География России. Природа и население. 8 кл. Под ред А. И. Алексеева. – М. Дрофа, 2012

Методическое пособие для ученика  Сиротин В.И. География России. 8 класс. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература
 География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.

 Барабанов В.В. География. 8 класс. 36 диагностических вариантов – М.: Нацио-нальное образование, 2012.
 Барабанов В.В. География. Диагностические тесты. 8 класс. – М.: Национальное -задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой - М.: Экзамен, 2011.
 Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.
 Баринова И.И. -Дидактические карточки-задания: 8 кл. - М.: Генжер, 1998.
 Бургасова Н.Е и др. Тематический контроль. География. 9 класс. Учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2011.
 Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл. – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
 Евдокимов В.И. - Тесты по географии России к учебнику В.П. Дронова - М.: Экзамен, 2009.
по географии. 9 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.
 Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.
 Моргунова Ю.А. – Тематический контроль, 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
 Николина В.В. – Мой тренажер, 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.
 Перлов Л.Е. – Сборник тестовых заданий для итоговой аттестации по географии Рос-сии – М.: Дрофа, 2008.
 Полякова Л.Н. – Сборник заданий и упражнений к учебнику под ред. Алексеева А.И. – М.: Экзамен, 2009.
 Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. К учебнику под ред. Алексеева «География России 8-9 классы» - М.: Экзамен, 2010.
 Полякова Л.Н. Сборник заданий и упражнений по географии. 9 класс. К учебнику под ред. Алексеева «География России 8-9 классы» - М.: Экзамен, 2010.
 Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. География. 8 класс: тестовые задания к учебнику В.Б. Пятунина, Е.А. Таможней – М.: Вентана – Граф, 2011.
 Хабибуллин Р.Х. – Дидактические карточки-задания, 8 кл. – М.: Экзамен, 2005.
 Чичерина О.В. – Контрольные и проверочные работы - М.: Экзамен, 2007.
 Чичерина О.В. – Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2009.
 Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2005.
Дополнительная литература
 Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ ЭНАС, 2005.
 Вагнер Б.Б. - Реки и озера Подмосковья (исторический путеводитель) – М.: Вече, 2007.
 Вагнер Б.Б. – Семь островов и архипелагов России – М.: Московский Лицей, 2004.
 Вагнер Б.Б. Семь озер России. - М.: Московский Лицей, 2003.
 Вагнер Б.Б. Семь рек России. - М.: Московский Лицей, 2003.
 Даринский А.В. - Туристские районы РФ и ближнего Зарубежья - СПб: 1994.
 Замятин Д.Н - Пространства России (хрестоматия) - М.: МИРОС 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7-9класс по учебнику Алексеева А.И."Академический школьный учебник"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного образования на базисном уровне, на основе программы под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Ли...

Рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексеева "География России"

Рабочая программа разработана на основе: Рабочая программа разработана на  основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования на базовом уровне, Примерной прогр...

рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"

рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Алексеева, Николиной, Липкина "Полярная звезда"...

рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")

рабочая программа по географии 9 класс по учебнику А.И. Алексеева ("Полярная звезда")...

рабочая программа по географии 8 класс к учебнику А.И. Алексееву

рабочая программа по географии 8 класс к учебнику  А.И. Алексеева...

рабочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева

абочая программа по географии 7 класс к учебнику А.И. Алексеева...