Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства.
статья по географии на тему

Усачева Ольга Алексеевна

       Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_kraevedcheskoy_uchebno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства.

Усачева О.А.учитель географии ГБОУ СОШ№2 с. Обшаровка,м.р.  Приволжский, Самарской области.

                                                     Чувство Родины нужно заботливо

выращивать, прививать духовную оседлость.

Если не будет корней в родной стороне —

будет много людей, похожих на иссушенное

                                                        растение перекати-поле...

Д. С. Лихачев

       Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мыслители России. Они писали, что человек, не помнящий прошлого, обречен жить без будущего, ибо между прошлым и будущим существует неразрывная связь.

      История Самарской области и нашего села  многогранна и интересна, насыщена событиями, богата талантливыми, героическими и знаменитыми земляками. Но есть много неизученного, что вызывает споры и вопросы, поэтому так актуальна и необходима научно-исследовательская деятельность.

     В основе исследовательской деятельности лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Это выражается в мотивационном изучении реальности путём практического взаимодействия, в самостоятельной постановке исследовательских целей, изобретении новых способов и средств их достижения, получению разнообразных, в том числе неожиданных, не прогнозируемых результатов исследования и их дальнейшее использование.

      Цель научно-исследовательской деятельности - изучение поставленных и выявленных проблем истории родного края, анализ, систематизация, обобщение, полученных результатов, их оформление, выступление на всероссийских, региональных краеведческих научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, выставках. Обобщение материала с целью написания учебно-методических пособий по краеведению и этнографии, экскурсий, разработки занятий по данным курсам.

Задачи:

  • интеллектуальное развитие личности и создание системы стимулирования проявления исследовательских способностей детей;
  • обеспечить “поля выбора”, возможностей “первой пробы” в раннем профессиональном образовании;
  • поддержка исследовательского, поэтапного раскрытия способностей ребенка к персонализации, через создание краеведческих программ, методик, образовательных технологий;
  • индивидуальный подход к сфере заинтересованности каждого воспитанника.

            Исследовательская деятельность осуществляется через направления: поисково-исследовательские задания, музейную работу, изучение краеведческого материала в туристических объединениях, проведение календарных мероприятий учреждения по краеведению и этнографии и работу Военно-патриотических клубов.

Поисковые задания являются важным направлением исследовательской деятельности. Они разрабатываются на основе тематики Всероссийских и региональных туристско-краеведческих программ.

Разработаны и предложены для поисковой работы задания по темам:

  1. «Топонимика нашего села»
  2. «Детство, опаленное войной»
  3. "Ветераны ВОВ в памяти нашей
  4. «Мемориальные и памятные места ВОВ  в Самаре»
  5. "Труженики тыла нашего села"
  6. «Народные праздники, традиции, обряды, сказания и легенды  Самарской области»

Для успешного выполнения поисковых заданий  можно использовать формы работы:

- семинары,

- круглый стол;

- практикумы;

- участие в мероприятиях.

    Данная кропотливая работа дисциплинирует, развивает творческий потенциал, любознательность, терпение, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою малую Родину.

Музееведение

Собранный поисковый материал, в учебных заведениях, в дальнейшем служит отправной точкой для создания экспозиций школьных музеев.

Школьным музеям необходимы методички и памятки: “Правила оформления экспозиции музея”, “Рекомендации по сбору информации и экспонатов”, “Работа с экспозициями боевой славы”, “Обследование школьной экспозиции”, “Работа в архиве музея”, “Сбор и хранение экспонатов”, “Как опросить ветерана войны”.

Экскурсионная работа

       Важным направлением исследовательской работы является разработка экскурсий и подготовка экскурсоводов из числа ребят, как для школьных музеев, так и городских экскурсий. Это становится возможным благодаря обширному краеведческому материалу, который собран в ходе научно-исследовательской работы.

Этнографический  поиск.

     В летнее время можно проводить этнографические экспедиции, где собирать экспонаты по родному краю.

   Сохранившиеся старинные предметы быта, утварь наших предков, народные костюмы, материал по самарским народным промыслам. Экспонаты можно использовать на краеведческих и этнографических занятиях и мероприятиях.

    Военно-патриотическое движение .

    Важнейшим направлением исследовательской деятельности является военно-патриотическая работа . Ребята заслушивают и записывают военные воспоминания ветеранов, рассказы очевидцев военных событий. Воспитанники  отчитываются  о своей исследовательской поисковой работе перед ветеранами ВОВ.

    В рамках этой работы исследователи установливают имена павших воинов, воинские части и соединения, которые вели бои в наших местах.

Для достижения конкретного результата ведется большая кропотливая работа с архивами, делаются запросы в военкомат, находимо   записывать  в ходе походов и экспедиций воспоминания очевидцев, ветеранов.    

    Воспитанникам представляется широкое поле деятельности для научного исследования, которое дает им возможность реализовать полученные знания в конкурсах, самостоятельных краеведческих исследованиях и экскурсиях, показать свою любовь к родному краю, например, в благоустройстве памятников истории и культуры, экскурсоводческой, музейно-поисковой, экспедиционной работе.

     Приобретённый опыт исследования в дальнейшем будет использован воспитанниками “во взрослой жизни”: институте, будущей профессиональной и научной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...

Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогиче...

Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство

Оценка уровня готовности педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики. Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ. Основные направления работы с учащимися с...

Положение об организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования

Локально-нормативный акт школы, регламентирующий организацию проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС среднего общего образования...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...

“Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ФГОС.”

Одним из основных пунктов реализации ФГОС является организация проектной деятельности в школе. При разработке Основной образовательной программы школы в содержательный раздел включена Программа разви...