Урок географии 5 класс по теме "Географическая карта"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Тема урока

Географическая карта

Автор учебника

И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин

Цели урока

Сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и делать выводы. Отработать навык работы с атласом и контурной картой.

Задачи урока

Обучающие: сформировать представление о видах географических карт; определить роль карт в жизни людей; сформировать умение определять северное, южное, западное и восточное полушария; сформировать умение показывать на картах нулевой, 180 меридианы, параллели; распознавать условные знаки географических карт; сравнивать план местности и карту;

учить выражать свою мысль;

учить анализировать, создавать образы, понятия.

Развивающие: создавать условия для развития психологических особенностей учащихся: памяти, мышления, внимания;

создать условия для развития у учащихся познавательного интереса;

создать условия для развития у учащихся монологической речи ;

развивать умения учащихся работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом, контурной картой;

способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных этапах урока.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру;

воспитывать у учащихся культуру слушателя;

воспитывать культуру общения с одноклассниками.

Участвовать в формировании позитивного общения «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Планируемые результаты:

Предметные:

 

 

 

 

Метапредметные:

Личностные:

 

 

 

 

 

Познавательные:

 

 

 

Регулятивные:

 

 

Коммуникативные:

 

Формирование понятий: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор». Формирование предметных умений читать условные знаки географических карт, находить и показывать на картах параллели и меридианы, полушария Земли.

 Формирование эмоционально-ценностного отношения к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала.

Умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи.

Овладение навыками применения географических знаний в различных жизненных ситуациях.

Добывать новые знания, извлекать информацию, учиться работать с разными источниками информации, (учебник, атлас),  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 Самостоятельно формулировать тему, цели урока;

умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.

способность работать в паре (в атмосфере сотрудничества)

 

Используемые технологии

Методы обучения

По уровню активности: активные методы (работа с атласом, контурной картой)

По источнику получения знаний: словесные (рассказ учителя, диалог «учитель-ученик», наглядные (мультимедийная презентация;

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстрационный (информация на слайдах); проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации;

практическая работа.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Учебник, атлас География 6 класс, контурная карта 5 класс, раздаточный материал, презентация, РТ.

 

 

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку

Мультимедийная презентация учителя, индивидуальный раздаточный материал.

Используемая литература, источники информации.

План и карта: учебное пособие / Н. Н. Петрова, Е.Е. Гусева, Т. В. Лиховат. – М. :Дрофа, 2004. (Темы школьного курса).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskaya_karta.docx23.43 КБ
Файл geograficheskaya_karta.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Географическая карта. 5 класс

Цели и задачи:

сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор».  Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты. Познакомить с условными знаками карты, масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: ПК, презентация, карта полушарий, атласы География 6 класс (Дрофа), РТ, карточки для игры «широта и долгота»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала

урока

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя

Мотивация учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Чтобы узнать какая сегодня буде тема урока, нам необходимо отгадать загадку.

     Стены без людей,

     Города без домов,

     Леса без деревьев,

     Моря без воды.        (гео. карта)

  • Её с собой берёт геолог,
  • Турист, водитель, археолог.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

Подготовка класса к работе

Слайд 1

Отгадывают загадку

Географическая карта (Слайд 2)

Записывают дату и тему урока в тетради

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Ответы учащихся, что они надеются получить от этого урока, формулируют цели.

Ответы: учебник, атлас, контурная карта, рабочая тетрадь, презентация.

Изучение нового материала

Какие карты вы знаете, с какими приходилось работать на уроках Окружающего мира?

Какую роль играют карты в жизни людей?

Что называется географической картой?

Чем карта отличается от плана?  (Слайд 3)

Сравнить план и карту

  • 1.По величине изображаемой территории;
  • 2.По масштабу (крупнее, мельче);
  • 3. По степени подробности изображения;
  • 4. По условным обозначениям;
  • 5. Наличие градусной сетки.

Какую информацию мы можем получить «читая» физическую карту России?

Внимательно рассмотреть условные обозначения на карте.

Виды карт

Внимательно рассмотрите карты атласа 6 класс с. 14-15, 16-17, 20-21

Заполните таблицу. Слайд № 4

карта

Какую информацию содержит

Карта полушарий

Политическая карта

Физическая карта мира

Проверка задания, ответы учащихся.

Слайд № 5 Выполнение задания (устно)

На картах есть градусная сеть, образованная пересекающимися линиями.

Линии, соединяющие два полюса, называются меридианами.            Слайд №6

Покажите меридианы на карте полушарий.

Работа в контурной карте. С.10-11

Найдите и выделите цветным карандашом на контурной карте нулевой меридиан

Нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан делит Землю на два полушария: западное и восточное. Найдите и выделите 180 меридиан.

От нулевого меридиана к западу до 180 ого –западное полушарие. К востоку от нулевого меридиана до 180- восточное полушарие.

Западное полушарие заштрихуйте зеленым карандашом, восточное полушарие - коричневым. Какое направление показывают меридианы?

Горизонтальные линии, с которыми пересекаются меридианы, называются параллели.

Найдите самую длинную параллель. Как она называется? Обведите экватор простым карандашом. Экватор делит поверхность Земли на два полушария: северное и южное.

Южное полушарие заштрихуйте красным карандашом, северное - синим.

Какое направление показывают параллели?

Равны ли по длине параллели? Почему?

Где находятся самые короткие параллели?

Ответы учащихся.

Карта полушарий, политическая карта мира, физическая карта мира и т.д.

Прочитать определение в учебнике на с. 85

Ответы учащихся.

На плане изображен небольшой участок местности, крупнее масштаб, отличаются условные знаки…

Подробнее изображение.

На плане нет градусной сетки.

Работа с атласом 6 класса с.16-17

Ответы учеников: название рек, морей, гор…

Задание №3 в рабочей тетради с.44

Заполнение таблицы

Самопроверка выполненного задания.

Из списка объектов и явлений называют объекты, которые можно найти на карте.

Работа с картой полушарий. Атлас 14-15 (6 класс)

Работа в парах.

Показывают друг другу меридианы.

Работа в контурной карте.

Обводят цветным карандашом нулевой меридиан.

Обводят цветным карандашом 180 меридиан.

Заштриховывают западное и восточное полушария цветными карандашами.

С-Ю

Экватор

Показывают друг другу экватор на карте.

Обводят экватор на контурной карте.

Заштриховывают северное и южное полушария.

З-В

Нет

Возле полюсов

Первичная проверка усвоения знаний

Выполнить задание №3 в контурной карте на с.10.

Необходимо подписать и подчеркнуть одной чертой название материка, расположенного во всех четырех полушариях Земли.

Подписать и подчеркнуть двумя чертами название материка, расположенного только в Южном и Восточном полушариях.

Подписать и подчеркнуть волнистой линией материк, расположенный только в Северном и Западном полушариях.

Проверка выполненного задания.

Выполнение задания.

Подписывают и подчеркивают название материка - Африка.

Подписывают и подчеркивают

название материка - Австралия.

Подписывают и подчеркивают

название материка – Северная Америка.

Выходят к доске и показывают на карте полушарий материки, согласно заданиям.

Контроль и самопроверка знаний

Игра «широта и долгота»

1 вариант-широта

2 вариант – долгота. Учитель называет и показывает объект, учащиеся поднимают карточки с буквами С.Ш., Ю.Ш. и В.Д. и З.Д.

Затем меняются варианты

1 вариант поднимает карточки долготы

2 вариант поднимают карточки широты.

  1. Учитель показывает на карте полушарий столицу нашей Родины.
  2. Показывает и называет остров Мадагаскар и т.д.

Слайд №7

Учащиеся поднимают карточки

1 вариант поднимает карточку с буквами С.Ш

2 вариант-В.Д.

1 вариант- Ю.Ш.

2 вариант поднимает таблички с буквами В.Д

Отвечают какими буквами обозначены: экватор, параллель, меридиан

Подведение итогов урока. Рефлексия

Какие цели мы ставили себе в начале урока?

Смогли мы их достичь? Все ли нам удалось?

Слайд № 8

  • Что вы узнали нового?
  • Что показалось интересным? Почему?
  • Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
  • О чем хотели бы узнать на следующем уроке?

Подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы.

Информация о домашнем задании

§18

Вопросы  с.87

к/к с.8-9, придумать свои примеры с.9

Записывают д/з в дневники



Предварительный просмотр:

Географическая карта. 5 класс

Цели и задачи:

сформировать понятия: «географическая карта», «градусная сеть», «меридиан», «начальный меридиан», «параллель», «экватор».  Создать условия для развития познавательных интересов, умения сравнивать и находить отличия плана местности от карты. Познакомить с условными знаками карты, масштабом, градусной сетью, параллелями и меридианами.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: ПК, презентация, карта полушарий, атласы География 6 класс (Дрофа), РТ, карточки для игры «широта и долгота»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала

урока

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя

Мотивация учебной деятельности

Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Чтобы узнать какая сегодня буде тема урока, нам необходимо отгадать загадку.

     Стены без людей,

     Города без домов,

     Леса без деревьев,

     Моря без воды.        (гео. карта)

  • Её с собой берёт геолог,
  • Турист, водитель, археолог.

О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

Подготовка класса к работе

Слайд 1

Отгадывают загадку

Географическая карта (Слайд 2)

Записывают дату и тему урока в тетради

Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний

Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

Какие средства нам помогут достичь этих целей?

Ответы учащихся, что они надеются получить от этого урока, формулируют цели.

Ответы: учебник, атлас, контурная карта, рабочая тетрадь, презентация.

Изучение нового материала

Какие карты вы знаете, с какими приходилось работать на уроках Окружающего мира?

Какую роль играют карты в жизни людей?

Что называется географической картой?

Чем карта отличается от плана?  (Слайд 3)

Сравнить план и карту

  • 1.По величине изображаемой территории;
  • 2.По масштабу (крупнее, мельче);
  • 3. По степени подробности изображения;
  • 4. По условным обозначениям;
  • 5. Наличие градусной сетки.

Какую информацию мы можем получить «читая» физическую карту России?

Внимательно рассмотреть условные обозначения на карте.

Виды карт

Внимательно рассмотрите карты атласа 6 класс с. 14-15, 16-17, 20-21

Заполните таблицу. Слайд № 4

карта

Какую информацию содержит

Карта полушарий

Политическая карта

Физическая карта мира

Проверка задания, ответы учащихся.

Слайд № 5 Выполнение задания (устно)

На картах есть градусная сеть, образованная пересекающимися линиями.

Линии, соединяющие два полюса, называются меридианами.            Слайд №6

Покажите меридианы на карте полушарий.

Работа в контурной карте. С.10-11

Найдите и выделите цветным карандашом на контурной карте нулевой меридиан

Нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан делит Землю на два полушария: западное и восточное. Найдите и выделите 180 меридиан.

От нулевого меридиана к западу до 180 ого –западное полушарие. К востоку от нулевого меридиана до 180- восточное полушарие.

Западное полушарие заштрихуйте зеленым карандашом, восточное полушарие - коричневым. Какое направление показывают меридианы?

Горизонтальные линии, с которыми пересекаются меридианы, называются параллели.

Найдите самую длинную параллель. Как она называется? Обведите экватор простым карандашом. Экватор делит поверхность Земли на два полушария: северное и южное.

Южное полушарие заштрихуйте красным карандашом, северное - синим.

Какое направление показывают параллели?

Равны ли по длине параллели? Почему?

Где находятся самые короткие параллели?

Ответы учащихся.

Карта полушарий, политическая карта мира, физическая карта мира и т.д.

Прочитать определение в учебнике на с. 85

Ответы учащихся.

На плане изображен небольшой участок местности, крупнее масштаб, отличаются условные знаки…

Подробнее изображение.

На плане нет градусной сетки.

Работа с атласом 6 класса с.16-17

Ответы учеников: название рек, морей, гор…

Задание №3 в рабочей тетради с.44

Заполнение таблицы

Самопроверка выполненного задания.

Из списка объектов и явлений называют объекты, которые можно найти на карте.

Работа с картой полушарий. Атлас 14-15 (6 класс)

Работа в парах.

Показывают друг другу меридианы.

Работа в контурной карте.

Обводят цветным карандашом нулевой меридиан.

Обводят цветным карандашом 180 меридиан.

Заштриховывают западное и восточное полушария цветными карандашами.

С-Ю

Экватор

Показывают друг другу экватор на карте.

Обводят экватор на контурной карте.

Заштриховывают северное и южное полушария.

З-В

Нет

Возле полюсов

Первичная проверка усвоения знаний

Выполнить задание №3 в контурной карте на с.10.

Необходимо подписать и подчеркнуть одной чертой название материка, расположенного во всех четырех полушариях Земли.

Подписать и подчеркнуть двумя чертами название материка, расположенного только в Южном и Восточном полушариях.

Подписать и подчеркнуть волнистой линией материк, расположенный только в Северном и Западном полушариях.

Проверка выполненного задания.

Выполнение задания.

Подписывают и подчеркивают название материка - Африка.

Подписывают и подчеркивают

название материка - Австралия.

Подписывают и подчеркивают

название материка – Северная Америка.

Выходят к доске и показывают на карте полушарий материки, согласно заданиям.

Контроль и самопроверка знаний

Игра «широта и долгота»

1 вариант-широта

2 вариант – долгота. Учитель называет и показывает объект, учащиеся поднимают карточки с буквами С.Ш., Ю.Ш. и В.Д. и З.Д.

Затем меняются варианты

1 вариант поднимает карточки долготы

2 вариант поднимают карточки широты.

  1. Учитель показывает на карте полушарий столицу нашей Родины.
  2. Показывает и называет остров Мадагаскар и т.д.

Слайд №7

Учащиеся поднимают карточки

1 вариант поднимает карточку с буквами С.Ш

2 вариант-В.Д.

1 вариант- Ю.Ш.

2 вариант поднимает таблички с буквами В.Д

Отвечают какими буквами обозначены: экватор, параллель, меридиан

Подведение итогов урока. Рефлексия

Какие цели мы ставили себе в начале урока?

Смогли мы их достичь? Все ли нам удалось?

Слайд № 8

  • Что вы узнали нового?
  • Что показалось интересным? Почему?
  • Могут ли полученные сегодня знания пригодиться в жизни?
  • О чем хотели бы узнать на следующем уроке?

Подведение итогов урока.

Ответы учащихся на вопросы.

Информация о домашнем задании

§18

Вопросы  с.87

к/к с.8-9, придумать свои примеры с.9

Записывают д/з в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

10-11 класс. Зачёт по карте. "Африка"

Африка. Зачёт по контурной карте Страны+столицы...

Практическая работа 6 класс "Определение по карте положение и высоту гор и равнин, географические координаты и высоту отдельных вершин."

Цель работы: формирование умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту; развитие умений определять географические координаты....

Практическая работа 9 класс " «Определение по картам закономерности в размещении отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения»."

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа....

Английский язык 2 класс "Атлас технологических карт"

Издание адресовано учителям, родителям и ученикам 2 класса,а так же преподавателям и студентам педагогических университетов для освоения педагогических технологий проектирования учебного процесса по п...

МАСТЕР-КЛАСС "Применение ментальных карт при анализе художественного произведения в старших классах"

Всем нам хорошо известно, что нежелание у ребенка читать вызвано не отрицанием самого процесса чтения, а неумением понять произведение, открыть его для себя. И каждый раз, переходя с детьми в 10 ...