Урок географии "Форма и размеры Земли"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Учитель: Шляпкина Елена Викторовна
Класс: 5 «А»
Тема урока: «Форма и размеры Земли»
УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана – Граф, 2012
Учебник: А.А.Летягин «География. Начальный курс: 5 класс», М. - ИЦ « Вентана-Граф», 2013 г.
Дата проведения урока: 08.10.2014 г.
Цель: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.
Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, группах.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, влияние формы и размеров Земли на процессы, происходящие на планете. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок-практикум
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии в 5 классе (ФГОС). УМК А.А. Летягин, ИЦ "Вентана-Граф" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 8
городского округа Октябрьск Самарской области
Форма и размеры Земли
урок географии
5 «А» класс
Подготовила:
учитель географии
первой категории
Елена Викторовна Шляпкина
2014 год
Учитель: Шляпкина Елена Викторовна
Класс: 5 «А»
Тема урока: «Форма и размеры Земли»
УМК: Программа: 5-9 классы, авторы-составители: А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. – М.: Вентана – Граф, 2012
Учебник: А.А.Летягин «География. Начальный курс: 5 класс», М. - ИЦ « Вентана-Граф», 2013 г.
Дата проведения урока: 08.10.2014 г.
Цель: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.
Задачи:
- обучающие: углубить знания о планете Земля;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах, группах.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, влияние формы и размеров Земли на процессы, происходящие на планете. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок-практикум
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР
http://www.youtube.com/watch?v=2Ix_Hr_voUA
http://www.youtube.com/watch?v=fsu5b_EbYu8.
Технологическая карта урока
№ п/п | Деятельность | |
учителя | учеников | |
| ||
Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли» | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Земля, как и другие планеты Солнечной системы, всё время находится в движении:…(вокруг Солнца) и…(вокруг своей оси). Что нам неизвестно о форме и размерах Земли? Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует | Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
Создание проблемной ситуации | Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (просмотр видеофрагмента «Смена времён года на Земле») http://www.youtube.com/watch?v=2Ix_Hr_voUA - Вспомните, почему на Земле происходит смена времён года? Влияет ли форма Земли на смену времён года? Как? | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) |
Целеполагание Формулирование задач урока | Объявление темы урока. - Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой – сначала появляется мачта, а потом корпус? Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. - Что вам известно о форме и размерах Земли? - Вспомните, что такое экватор? Ось Земли? Полюсы Земли? | Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) Цель записывается на доске и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К) Опираясь на предыдущие знания, формулируют определение понятий «экватор», «земная ось», «полюс» с помощью учителя. (П, Р, К) |
| ||
Изучение нового материала | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в учебнике и атласе и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли. | Работают с учебником и атласом: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П, Р) Сравнивают представления разных народов о форме и размерах территории, на которой они проживают. Приводят примеры наблюдений, подтверждающих шарообразность Земли. Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). |
ΙΙΙ. Этап закрепления и первичной проверки | ||
Рефлексия содержательная Применение полученных знаний на практике Физкультминутка Первичная проверка умений | Просмотр видеоролика «Форма Земли». http://www.youtube.com/watch?v=fsu5b_EbYu8 Географическая игра «Снежный ком». Составьте рассказ из предложений, придуманных каждым учеником класса. Подготовьте по одному предложению о том, что узнали на уроке. При составлении рассказа опирайтесь на темы:
Стимулирует активное участие всех детей к решению практической задачи. Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. Предлагает ученикам встать из-за парт. - Пусть каждый представит себя маленькой планетой. Покажите руками, где у вас экватор? (ставит руки на пояс) Северный полюс? (делая круговое движение вверх, ставит пальцы рук на голову) Южный полюс? (приседая, опускает руки вниз) Поставьте руки на «экватор» и повернитесь вокруг «своей оси». Тестирование. Стрелками укажите соответствующие размеры Земли.
| Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего ученика. Выполняют задание 6 на с. 18 учебника. Объясняют, анализируют, формулируют. (П,Р,К) Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) Повторяют движения вместе с учителем. Письменно выполняют тест и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-А, 2-В, 3-Б, 4-Г. (П, Р, К) |
IV. Рефлексивный этап урока | ||
Рефлексия деятельности | Приём «Закончи фразу». Продолжите следующую фразу: «Чтобы определить форму и размеры Земли и определить, как форма Земли влияет на происходящие на ней процессы, мы на уроке…» | Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. (Р,К) Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) |
Рефлексия эмоционального состояния | Приём «Пять пальцев».
М(мизинец) – мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил? Б (безымянный) – близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроение: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа? У (указательный) – услуга, помощь: как я сегодня помог другим? Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие? | Знакомятся с новым приёмом рефлексии. Обводят ладошки, указывают необходимые данные и прикрепляют их на доске. Анализируют своё эмоциональное состояние. (Л, Р, К) |
V. Объяснение домашнего задания | ||
Обязательное задание Дополнительное задание (по желанию и на выбор) | Найдите в тексте параграфа (§3, с.16-17) определения основных понятий и выпишите их в тетрадь.
| Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определания. Изучают детские энциклопедии, географические словари и интернет-ресурсы. Подбирают необходимый материал для презентации. Создают слайды в программе Power Point. |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...
Разработка урока "Форма и размеры Земли"
Разработка урока географии в 5 классе на тему "Форма и размеры Земли" по ФГОС с применением ИКТ....
План урока Форма и размеры Земли
Форма и размеры Земли...
Урок "Формы и размеры Земли" в 5 классе
Технологическая карта урока №12 в 5 классе по УМК Л.Е. Савельевой И.И., Бариновой, В.П. Дроновой. - Изд. «Дрофа». Содержит планируемые образовательные результаты, структуру, ход урока и приложен...
Конспект урока Формы и размеры Земли
Цель данного урока : сформировать у учащихся представления о форме и размерах Земли...