Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Урок по географии 5 класс, "География- наука о Земле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no3_geografiya_-nauka_o_zemle_5_klass.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  №3 (5 класс)

Тема: География- наука о Земле.

Цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.

Планируемые результаты: Зарождение науки о Земле. Система географических наук.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Предметные результаты обучения: Определять понятие «география». Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками, объяснять для чего изучают географию

Метапредметные результаты  обучения:

Познавательные УУД:Уметь выявлять различия двух частей географии.

Регулятивные УУД:формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Коммуникативные УУД:выделять главную мысль в тексте параграфа ( смысловое чтение)

Оборудование: физическая кapтa, полушарий, презентация

Образовательный аспект:Проверить степень усвоения материала, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект:Способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!  С каким настроением вы пришли на урок географии?

Приветствуют друг друга

Показывают смайлик настроения

II. Проверка изученного материала.

Географический диктант.

  1. Какое общее название имеют науки о природе?
  2. Что  в переводе с греческого обозначает «логос»? (наука, учение)
  3. Эта наука изучает происхождение , строение и движение небесных тел? (астрономия)
  4. Наука о веществах и их превращениях? (химия)
  5. В переводе с греческого языка эта наука означает учение о живых организмах. О какой науке идёт речь? (биология)
  6. Наука , изучающая разнообразные явления природы? (физика)
  7. Эта наука возникла как часть биологии. Сейчас это самостоятельная наука о природном доме человечества? (экология)
  8. Эта наука описывает нашу планету и в переводе с греческого означает «землеописание»? (география)

Ответы учащихся в тетрадях:

  1. Ествественные
  2. Наука, учение
  3. Астрономия
  4. Химия
  5. Биология
  6. Физика
  7. Экология
  8. География.

Критерии оценивая:

«5» - 8 баллов

«4»- 6-7 баллов

«3» - 4-5 баллов

«2» -  менее трёх баллов.

III. Мотивация к учебной деятельности.

Загадка.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все - и млад, и стар,

Что она - большущий шар.

1. О чем идет речь в этой загадке?  (Фото Земли из космоса.)

2.Вопросы учителя:

  • Вот вид Земли из космоса. Какая она?
  • Кто впервые увидел Землю из космоса?

3.  Учитель читает стихотворение.

Я Землю сравнил бы с моей Головой:
Как наша планета – лесами,
Покрыта местами она бородой,
Усами и волосами.
Мой взгляд называют бездонным не зря:
Глаза, как озера,
И даже – моря...
Бывает, что слезы щекою
Оттуда сбегают рекою.
А гордый мой нос – он подобен хребту,
И тянется горною цепью ко рту.
А эти чудесные уши –
Как часть неизвестная суши!
Все части лица моего не пусты:
Его поднесешь к микроскопу –
И Азии где-то заметишь черты,
А где-то увидишь Европу!
Кругла, как земля, голова у меня,

И так же она хорошеет,
И так же меняется день ото дня,
И вертится.
Только на шее...
Ну, в общем, всем ясно,
Что наша планета
Сходство имеет.

С портретом поэта.

Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы.

4. Все это изучает наука?

Отвечают на вопросы.

Слушают рассказ учителя.

IV.  Самоопределение( целеполагание)

Упражнение на целеполагание.

Вопросы:

Что такое география и какие науки входят в «семью» географических наук?

Какие разделы есть в географии?

Чем различаются эти два раздела географии?

Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать?

В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса.

Это цели урока, написать на доске.

Перед каждым учеником табличка. Написать слова «ДА» или «НЕТ» в начале урока и в конце урока.

Знаю

Узнал

Какие науки входят в «семью» географических наук?

нет

да

Какие разделы есть в географии ?

нет

да

Чем различаются два раздела географии?

нет

   да

V. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель:

Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию.

-Что означает «география» в переводе  с древнегреческого?

-Как появилась наука география?

-Почему география долгое время была описательной наукой?

-Чем занимается современная география?

Физкультминутка.Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Ежик по лесу бежал раз-два, раз-два,

Листьями в траве шуршал раз-два, раз-два

Прибежал и потянулся раз-два, раз-два.

А потом в клубок свернулся раз-два, раз-два

Учитель: География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?»  (Слайд Эратосфен)

Учитель: Что такое современная география?

Учитель: Какую географию вы будете изучать?

Работа в парах.  Задание прочитать текст стр. 18-21  и проанализировать   рис.1 2

Учащиеся, используя текст учебника, §3  отвечают на вопросы.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Учащиеся работают с рис.12  «Семья » географических наук и текстом учебника

Отвечают на вопросы.

VI. Первичное усвоение новых знаний.

Задание. Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы.

Называют и аргументируют профессии.

VII.Первичное закрепление.

Ответить на вопросы в конце параграфа. 3

Отвечают на вопросы самостоятельно, задавая их друг другу.

IX. Подведение итогов урока.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-Что еще нужно сделать?

-Где можно применить новое знание?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

-Над чем еще нужно поработать?

-Наш урок подходит к концу.

Выставление отметок.

Отвечают на поставленные вопросы.

IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Д.з. §3; сообщения в тетради или в виде презентаций о науках составляющих «семью»  географических наук.

-Спасибо за работу на уроке!

Учащиеся внимательно слушают.

  1. Всем:  §3

 По желанию: сообщения об одной из наук о которых узнали на уроке.

X.Рефлексия.

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока? Покажите смайлик настроения.

Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок в 9 классе (география+история)"Экономика Сибири:прошлое и настоящее"

Тип урока бинарный, поэтому присутствуют практически все основные этапы урока. Предложенная модель урока  позволяет учащимся с помощью  различных источников информации выявить значимос...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 8 КЛАССЕ (география и история СПБ)...

Конспект урока по географии на тему: "Слои «твёрдой» Земли", 5 класс.

Сформировать представления о внутреннем строении Земли....

Конспект урока по географии. " Форма, размеры и движение Земли " 5 кл.

1. ФИО: Трунина Надежда Ивановна, учитель географии, МКОУ СОШ № 2 Г. Суровикино Волгоградской обл.2. Предмет: география3. Класс: 54. Тема урока: «Форма, размеры и движение Зем...

открытый урок по географии 7 класс тема рельеф Земли

открытый урок по географии 7 класс тема рельеф Земли...

Урок по географии по теме: "Вода на Земле"

Описывается значение и структура гидросферы....