Тема урока: «Реки Республики Коми. Выявление зависимости основных характеристик реки от рельефа и климата»
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Опонасенко Марина Викторовна

Методическая разработка урока географии.

Цель урока:

Закрепление знаний о зависимости основных характеристик реки (режим, питание реки, уклон, падение) от рельефа и климата на примере использования краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reki_respubliki_komi.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»

169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Мира, д.1

(82151) 3-49-57

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42» г. ВОРКУТЫ

169926, Республика Коми, г. Воркута, пос. Северный, ул. Юго-Западная, д.5

(82151)5-47-00

Номинация:  «Методические разработки по предметам»

Тема урока:

«Реки  Республики  Коми.  

Выявление  зависимости  основных  характеристик  реки

 от  рельефа  и  климата»

Методическая разработка урока географии,

8 класс

                                                                                                     Автор:

                                                                                                          Опонасенко Марина Викторовна,

                                                                                                     учитель географии

                                                                                                     МОУ «СОШ № 42» г. Воркуты

                                                                                                               Адрес: 169926, Республика Коми,

                                                                                                      г. Воркута, пос. Северный,

                                                                                                      ул. Цементнозаводская, 8-22

                                                                                                      (82151) 7-46-35

 

ВОРКУТА

2010

Реки  Республики  Коми.  

Выявление  зависимости  основных  характеристик  реки

 от  рельефа  и  климата

Цель  урока:

 Закрепление знаний о зависимости основных характеристик реки (режим, питание реки, уклон, падение) от рельефа и климата на примере  использования краеведческого материала.

Задачи урока:

1. Закрепить  знания  основных  понятий  темы:  исток, устье,  уклон,  падение,  бассейн,  режим  реки,  типы  питания; на примере рек республики Коми закрепить знания о зависимости  основных характеристик реки от рельефа и климата; рассмотреть  вопросы использования  рек  республики  и  их  охраны.

2. Развивать  у учащихся навыки  работы  с  тематическими  картами,  таблицами,  диаграммами;  учить  анализировать  их и делать выводы, используя полученные  знания.    

3. Воспитывать  у учащихся любовь  к  родному  краю,  бережное  отношение  к  природе  Севера; способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности,  используя краеведческий материал, поэзию коми поэтов.

Тип  урока:  Урок – практикум.

Оборудование  урока:

Физическая  карта  Республики  Коми.

Географические  атласы  Коми.

Карта урока (каждому ученику).

Презентация урока.

Подготовительный этап  урока:

1. Подбор учащимися  стихов поэтов коми края о реках.  Отбор стихов для проведения урока.

2. Предварительное знакомство с реками по  физической карте  Республики Коми.

2. Подготовка  сообщения на тему  «Использование  рек  Коми».

  План урока:

  1. Организационный момент. Цели и задачи урока.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Основная часть урока (практикум).

а) Определение морских бассейнов, в которые впадают реки Республики Коми.

б) Определение питания и режима  рек Республики Коми. Вывод о влиянии климата на режим и питание рек.

в) Определение  уклона и падения  рек Республики Коми. Вывод о зависимости уклона, падения, скорости реки от рельефа.

4.   Использование и охрана рек Республики Коми.

5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Технологическая карта урока

Реки  Республики  Коми.

Выявление  зависимости  основных  характеристик  реки

 от  рельефа  и  климата.

План

урока/

время каждого этапа урока

Цель

Деятельность учителя на уроке  / функции преподавателя

Деятельность

учащихся на уроке / форма работы

Педагогические техники /

формируемые компетенции

1

3 мин.

Ознакомление учащихся с планом работы на уроке, картой урока

Знакомит с целью урока, планом работы  учащихся  на уроке,  картой урока /

организаторская

Знакомятся с целями урока (презентация), изучают карту урока /
коллективная

-

2

5 мин.

Закрепление основные понятий темы «Реки».

 Пояснения к выполнению географического  диктанта и проведению самопроверки /

контролирующая

Выполнение теста. Самопроверка с использованием «ключа» /

индивидуальная

Географический диктант /

Учебно-познавательные.

            3

2 мин.

Ознакомление с схемой выполнения практической части урока

 Знакомство  с  основными частями схемы урока/

информационная

Знакомятся с блок-схемой (презентация) /

коллективная

Информационные

а)Определение морских бассейнов, в которые впадают реки Республики Коми.

8 мин.

Определение  морских бассейнов, в которые впадают реки Коми, определение  бассейна, в который  несут свои воды большинство рек республики; развитие навыков работы с географическими картами

Пояснения к выполнению практического задания, заполнения карты урока/

организаторская,

контролирующая

Учащиеся в парах выполняют практическое задание, данные заносят в  карту урока.  Делают вывод./

Работа в парах

Практикум /

Коммуникативные, учебно-познавательные

б) Определение питания и режима  рек Республики Коми. Вывод о влиянии климата на режим и питание рек.

8 мин

 Закрепление знаний о режиме и питании рек; формулирование  вывода о зависимости питания и режима реки от климата; развитие навыков работы с диаграммами.

Пояснения к выполнению практического задания, заполнения карты урока. /

организаторская,

контролирующая

Работа в парах с диаграммой (презентация).

Данные заносят в  карту урока.  Делают вывод.

Работа в парах

Практикум /

Коммуникативные, учебно-познавательные

в) Определение  уклона и падения некоторых рек Республики Коми. Вывод о зависимости уклона, падения, скорости реки от рельефа.

8  мин.

Закрепить знания о понятиях уклон и падение на примере рек Коми; развивать навыки работы со статистическим материалом.

Пояснения к выполнению практического задания, заполнения карты урока. /

организаторская,

контролирующая

Работа в парах с таблицей (презентация).

Данные заносят в  карту урока.  Делают вывод.

Работа в парах

Практикум /

Коммуникативные, учебно-познавательные

4.Использование и охрана рек Республики Коми.

8  мин.

Ознакомление учащихся с практическим использованием рек республики, проблемами их  охраны; развитие умений делать публичный доклад, оппонировать.

Организация прослушивания доклада /

организаторская

Выступление учащихся, оппонирование /

индивидуальная

Индивидуальные выступления учащихся с использованием ИКТ/

Коммуникативные, инфомацион-ные, учебно-познаватель-ные

5.   Подведение итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.

Подведение итогов урока; повторение  основных выводы; определение  активных участников урока.

Оценка уровня качества усвоения материала./

аналитическая, контролирующая.

Обобщают и делают выводы по итогам урока./

фронтальная

Учебно-познавательные


Реки  Республики  Коми.

Выявление  зависимости  основных  характеристик  реки

 от  рельефа  и  климата.

Выполнил (а)________________________________________________

План урока

Задание

Выполнение задания

Итог, вывод

1. Цели урока

-

-

2. Географический диктант «Как называется?»

Выбери цифру, соответствующую понятию.

1. Превышение  истока  над  устьем?

2. Место,  откуда река  берёт  своё  начало?

3.Значительное  увеличение  водности  реки,  вызывающее  на  длительный  срок  подъём  уровня  воды?

4. Быстрый  и  кратковременный  подъём  уровня  воды  в   реке,  как  правило  в  результате  сильных  дождей?

5. Отношение  падения  реки  к  её  длине?

6. Период  низких  уровней  воды  в  реке?

7. Конечный  участок  реки  в  месте  впадения  её  в  другую  реку,  озеро  или  море?

8. Характер  поведения  реки  во  времени?

9. Нижняя  терраса  реки, регулярно  затопляемая  во  время  весеннего  половодья?

10. Пополнение  рек  поверхностными  или  подземными водами?

1.  Питание

2.  Падение

3.   Устье

4.  Уклон

5.  Исток

6.  Межень

7.  Паводок

8.  Режим  реки

9. Пойма

10. Половодье

Ответы:

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

Итог самопроверки:

Определил (а) верно ____________             понятий.

3.а. Определение морских бассейнов, в которые впадают реки Республики Коми.

        Используя  карту  географического  атласа  Коми  на  стр.  8,  атлас географии России на стр. 38, определить  к  бассейнам  каких  морей относятся  следующие реки Коми: Печора, Уса, Цильма, Ижма, Вычегда, Сысола,  Мезень,  Вашка,  Луза, Ижма, Юг, Илыч.                

Данные занесите в таблицу.  

Морской бассейн

Реки

% от территории республики

Баренцево море

67%

Белое море

32%

Каспийское

Летка, Березовка

1%

Вывод: большинство рек Коми несут свои воды в ____________

__________________.

Самой большой рекой республики является __________

3. б. Определение питания и режима  рек Республики Коми.

Используя  диаграмму (презентация),  определить  преобладающие  типы  питания  рек  Коми  и  в  какие  месяцы  этот  тип  питания  преобладает.

Данные занесите в таблицу.

Тип питания

Месяцы, в которые этот тип питания преобладает

Вывод

Преобладающим типом питания для рек Коми является ___________________

По режиму реки Коми  ____________________

На питание и режим рек влияет_______________

3.в.  Определение  уклона и падения  рек Республики Коми.

Используя  данные  таблицы (презентация),  определить  уклон  и  падение  некоторых  рек.  Данные  занесите  в  таблицу.

Река

Длина реки (км)

Высота истока

(м)

Высота устья

(м)

Падение

(м) 

Уклон

(см/км)

Печора

1809

1087

0

Уса

565

1240

200

Вычегда

1130

290

100

Вывод:

Уклон и падение реки зависят от

_________________

4. Использование и охрана рек Республики Коми.

Подготовить вопрос выступающему.

5. Итог урока.

Рефлексия.

Определи для себя результативность урока.

Поставь +  или -

1. Урок был интересен.

2. Закрепил(а)  теоретические знания о реках.

3. Получил(а)  практические навыки работы с картами, таблицами, диаграммами.

4. Выступления учащихся были интересными и познавательными.

-


Конспект урока

Реки  Республики  Коми.

Выявление  зависимости  основных  характеристик  реки

 от  рельефа  и  климата. (слайд 1)

 1. Организационный момент. Знакомство  учащихся  с  целью  и  задачами  урока (слайд  2) .

  2.  Актуализация  знаний  учащихся  проводится  в  форме  географического  диктанта  по  основным  понятиям  темы. В картах урока учащиеся выставляют только цифры с правильным ответом.

Географический диктант .

1. Превышение  истока  над  устьем?

2. Место,  откуда река  берёт  своё  начало?

3. Значительное  увеличение  водности  реки,  вызывающее  на  длительный  срок  подъём  уровня  воды?

4. Быстрый  и  кратковременный  подъём  уровня  воды  в   реке,  как  правило  в  результате  сильных  дождей?

5. Отношение  падения  реки  к  её  длине?

6. Период  низких  уровней  воды  в  реке?

7. Конечный  участок  реки  в  месте  впадения  её  в  другую  реку,  озеро  или  море?

8. Характер  поведения  реки  во  времени?

9. Нижняя  терраса  реки, регулярно  затопляемая  во  время  весеннего  половодья?

10. Пополнение  рек  поверхностными  или  подземными водами?

1.  Питание

2.  Падение

3.   Устье

4.  Уклон

5.  Исток

6.  Межень

7.  Паводок

8.  Режим  реки

9. Пойма

10. Половодье

                         Ключ  к  диктанту.  (слайд 3)  Проводится  в  форме  самопроверки.  

2,  5,  10,  7,  4,  6,  3,  8,  9,  1

  3. а        Используя  карту  географического  атласа  Коми  на  стр.  8,  атлас географии России на стр. 38, определить  к  бассейнам  каких  морей относятся  следующие реки Коми: Печора, Уса, Цильма, Вычегда, Сысола,  Мезень,  Вашка,  Луза, Ижма, Юг, Илыч.                

Данные занесите в таблицу в карте урока.

Морской бассейн

Реки

% от территории республики

Баренцево море

Печора

 Уса, Илыч, Цильма, Ижма - притоки Печоры

67%

Белое море

Вычегда, Юг, Луза, Сысола  – притоки Сев. Двины Мезень

 Вашка – приток Мезени

32%

Каспийское

Летка, Березовка

1%

 Вывод:  Большинство  рек  Коми  несут  свои  воды  в Баренцево море, а  самой  крупной рекой  является   Печора.  (слайд 4)

Серебро  Печоры.

Снова  даль  неоглядную  вижу,

Над  обрывом  замру  не  дыша.

Вновь сюда  на  серебряных  лыжах

Легкокрылая  рвётся  душа.

Белизной  ослепляют  просторы,

Рассыпаются  солнца  лучи.

Серебристым  сияньем  Печора,

Словно  в  юности,  кровь  горячит.                      А.  Ванеев.  (слайд 5)

Республика  Коми  отличается  относительно  большой  густотой  рек.  По  последним  данным,  в  республике  насчитывается  свыше  3,6  тысяч  рек  и  речек  длиной  более  10  км.  Общая  их  длина  более  84  тыс  км.  Густота  речной  сети – 0,2 км / кв. км.

 Какие  географические  характеристики  рек  описали  поэты  в  своих  стихах:

а)  Ждут  её  льдов  плавучие  горы,      б)  Словно  радуясь погодке,

    Ждут  бураны  её  и  туманы,                 Плыть  по  Илычу  на  лодке,

    Но  никто  не  удержит  Печоры            Плыть, чтоб вслед волна бежала,

    В  устремленье  её  к  океану !               От  истока,  от  Урала .

                            А.  Ванеев.                                             С.  Попов.

 (  речь  идёт  о  понятиях  устье   и  исток  реки ).

3.б. Используя  диаграмму (слайд 6),  определить  преобладающие  типы  питания  рек  Коми,  в  какие  месяцы  этот  тип  питания  преобладает.

Данные занесите в таблицу.

Тип питания

Месяцы, в которые этот тип питания преобладает

Снеговое

апрель,  май,  июнь.

Дождевое

июль,  август, сентябрь, октябрь, ноябрь.

Подземное

декабрь, январь, февраль.

 Вывод: Преобладающим типом питания для рек Коми является снеговое.

По режиму реки Коми это реки с весенним половодьем.

На питание и режим рек влияет климат.

           Главная  причина, влияющая  на  питание  и  режим  рек – это климат.  Расположение  республики  в  северных  широтах  определяет  суровость  климатических  условий,  а  следовательно  позднее  половодье.

Сейчас нами был сделан вывод, который в свое время сделал ученый климатолог А.Воейков:  «Реки – продукт климата»!

 

 Нет  беды  в  обновлении  вечном  природы,

Невесёлые  думы  гони!

Не  навеки  умолкли  шумливые  воды –

Это  просто  уснули  они.

Дай  реке  отдохнуть!

Не  буди  её!  Тише!

Усмири  нетерпенье  своё!

Наклонись –

И тогда  ты  услышишь

Сам  биение  сердца  её.    

                                          А.  Ванеев. (слайд 7)

 3.в.  Используя  данные  таблицы,  определить  уклон  и  падение  некоторых  рек.  Данные  занесите  в  таблицу.

Река

Длина (м)

Исток (м)

Устье (м)

Падение (м)

Уклон (см/м)

Печора

1809

1087

0

1087

60

Уса

565

1240

200

1040

108

Вычегда

1130

290

100

190

16

Какая  река  имеет  самый  большой  уклон,  какая  - самый    маленький?   От  чего  зависят   уклон  и  падение  рек?

Вывод:  Уклон  и  падение  рек  зависит  от  рельефа.  (слайд 8)

На  Вычегде.

Если  ветер  гонит  в  небе  стаи

Низких  крутобоких  облаков,

На  реке  так  чётко  проступают

Все  следы  прошедших  катеров.

                                               Но  сегодня  ветер  гонит  тучи,

                                               Рассердившись,  пенится  волна,

                                               И  у  каждой  отмели  и  кручи

                                               Всей  реки  история  видна.

Сколько  их,  то  узких,  то  широких

На  воде  оставлено  дорог !

Долго  этой  тайнописи  строки

Я  прочесть  на  Вычегде  не  мог !              

                                                             Ю.  Поляков.

4.   Значение  рек  Республики  Коми  (Выступления  учащихся).

Я  сегодня  вышел  рано-рано;

Потянуло  снова  на причал.  

Жду,  когда  из  редкого  тумана

«Здравствуй,  Солнце,» - чайки  прокричат.

                                      Но  не  слышно  чаек.  Над  Печорой

                                      Гул  стоит  от  множества  судов.

                                      Здесь  ли  наши  прадеды-поморы

                                       Промышляли  голубых  песцов?

Сколько  флагов  ветерок  полощет?

Сколько  государств  на  якорь  встало?

Выросла  из  мачт  густая  роща,

Чтоб  пройти  её  и  суток  мало !

                                       Вот  и  чайки… Кружат  над  судами,

                                       Словно  им  поручена  охрана,

                                       Лес,  который  заготовлен  нами,

                                       Моряки  доставят  разным  странам.

Пусть  приходят  в  гости,  за  советом.

Не  смолкай  над  рейдом «Майна!» ,  «Дует  с  юга  тёплый  русский  ветер,

Ветер  мира !!!

                           В.  Журавлёв-Печорский.

      Испокон  веков  реки  в  Коми  были  основными  путями  сообщения  между  населёнными  пунктами.  Деревни  и  сёла  строили  по  берегам  крупных  и  малых рек.  Только  с  появлением  железных  и  шоссейных  дорог  возникают  посёлки  в  стороне  от  рек.

     С  ранней  весны  и  до  поздней  осени  по  крупным  река  Печоре  и  Вычегде  плывут  плоты  к  железнодорожным  станциям  и  лесопильным  заводам.  К  крупным  рекам  лес  доставляется  из  самых  отдалённых  мест  по  маленьким  речушкам,  которых  в  республике  очень  много.  По  рекам  плывут  самоходные  баржи  с  грузом  и  быстроходные  теплоходы  с  пассажирами.  Перевозить  грузы  по  реке  дешевле:  ведь  это  уже  готовая  дорога,  на  ней  не  нужно  вырубать  лес,  выравнивать  путь  и  укладывать  шпалы  и  рельсы (слайд 9).

     Человек  издавна  научился  использовать  силу  падающей  воды.  Поперёк  рек  делались  запруды,  вода  в  таких  местах  поднималась  и,  падая  с  высоты.  Вращала  мельничные  колёса  и  колёса  водокачек.  Горное  течение  верховий  многих  рек  республики  позволяет  строить  на  них  гидроэлектростанции.

     Фабрики  и  заводы,  города  и  сёла  используют  огромное  количество  воды.  Она  нужна  людям  для  питья,  приготовления  пищи,  для  разных  бытовых  нужд. А   там,  где  добывают  нефть,  по  берегам  рек  часто  можно  встретить  буровые  вышки (слайд 10). По  берегам  рек  раскинулись  красивые  леса, чаще  встречается  зверьё.  Воды  рек  богаты  ценными  промысловыми  видами  рыб:  хариус,  сиг,  ряпушка,  пелядь  и  др.  А  ещё  реки – любимое  место  отдыха  северян (слайд 11).  И  как  только  коротким летом  выдаётся  солнечный  денёк,  люди  выходят  на  речку,  где  можно  отдохнуть  душой,  любуясь  её  строгой  северной  красотой;  вдохнуть  свежий  речной  воздух,  пообщаться  с  семьей  и  друзьями.

         Но  большое  потребление  воды  приводит  к  обильному  её  загрязнению.  Даже  в  районе Воркуты  в  водоохранной  зоне (200 м  от  реки)  построены  основные  её  предприятия,  совхозы.  Вот  поэтому,  как  и  всякое  народное  богатство,  воду  необходимо  беречь  и  охранять (слайд 12)

                                 Ибо  грязен  и  сер

                                  Стал  Дунай  голубой,

                                  Волны  Волги –

                                  Под  плёнкой  мазута.

                                  И  Печора уже  

                                  Нас встречает  водой

                                  Не  студёно-прозрачной,

                                  А  мутной !

Люди !

Вспомните !

Будет  и  завтрашний  день !

Не  пора ли  нам  остановиться,

Не  пора ли  отбросить  беспечность  и  лень?

…Неужели  такое  случится,

Что  ладонь  погрузивши

В  родную  Мезень,

Из  неё  мы  не  сможем

Напиться!                      

                                   А. Ванеев. (слайд 13)

5.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подводя  итоги  урока,  напомним  ещё  раз, что  основные  характеристики  рек  зависят  от  климата  и  рельефа.  Климат  определяет  преобладание  снегового  типа  питания  рек  Коми, их  длительный  ледовый  покров,  раннее  замерзание  и  позднее  половодье.  А  рельеф  влияет  на  уклон  и  падение  рек.  Реки Коми берут начало на равнинах или в горах. Чем выше исток реки, тем больше будет ее уклон.

Рефлексия (заполнение карты урока).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок Устройство персонального компьютера и его основные характеристики

1.      Цель  урока: освоить основные характеристики устройств компьютера...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Конспект урока на тему: "Промысловые рыбы Республики Коми"

Данный конспект урока направлен на создание условий для формирования знаний  учащихся о промысловых рыбах РК, их использовании....

конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)

Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...

Презентация на тему: "Хищные птицы Республики Коми"

Презентация подготовлена к уроку биологии в 8 классе. Использован материал из Красной Книги Республики Коми....

Презентация на тему: "Музыкальные инструменты Республики Коми"

Открытый урок по предмету «Слушание музыки» на тему: «Национальные традиции и культура Республики Коми» был проведён в рамках подготовки к 100 – летнему юбилею Коми края....