Программа кружка "Экологическая деятельность"
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Информационная карта
Продолжительность освоения программы 1 учебный год
Возрастной диапазон начала освоения программы 15–17 лет
Образовательная область: эколого-географическая
Уровень освоения программы: углубленный
Тип программы: ориентационная
Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации
Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегративная
Пояснительная записка
Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.
Актуальность программы экологического направления определяется изменившимися социально-экологическими условиями в обществе. Антропогенная нагрузка на природную среду и возникающие в связи с этим экологические проблемы требуют разработки путей их решения. Одним из приоритетных направлений оптимизации природоохранной деятельности является изменение сознания людей и системы ценностей в обществе. Формированию экологического мышления способствуют знания о системах взаимосвязей в окружающей среде. В соответствии со спецификой естественнонаучных предметов одной из важнейших форм изучения экологических проблем является исследовательская деятельность.
Работа объединения, реализующая данную дополнительную образовательную программу, заключается в организации исследовательской деятельности в сфере образования среди учащихся по различным естественнонаучным направлениям, а именно:
- экология (общая экология, промышленная экология и др.);
- экологическая география;
- география и экология РО;
- биология;
- география
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления
Целью предлагаемой дополнительной образовательной программы является создание условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных, творческих способностей, формирования знаний и умений для понимания биосферных процессов, экологического и географического мышления, умений ориентироваться в природной среде.
Разработанная адаптированная программа рассчитана на один год и предусматривает как теоретические занятия в сфере географического и экологического образования, так и научно-практические исследования обучающимися. Курс рассчитан на 144 часа без учета комплектования групп, из которых 50% отводится на теоретические занятия и 50% - на практические. После того, как учащийся получит необходимые базовые знания и навыки научной работы, наступает новый этап программы, заключающийся в индивидуальной работе по конкретным исследовательским проектам.
Исходя из цели, адаптированная программа призвана решать следующие задачи:
- формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, о глобальных проблемах человечества;
- формирование умений работать с разнообразными источниками эколого- географической информации;
- привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;
- развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);
- развить творческие и коммуникативные способности учащихся;
- научить правильно оформлять результаты работы и представлять их;
- знакомство и приобретение простейших навыков работы по оценке экологического состояния помещений, природных и антропогенных ландшафтов;
- формирование нового ценностного отношения школьников к природе, экологического стиля мышления;
- воспитать экологическое мировоззрение и культуру;
-подготовка исследовательских работ для участия в научно-практических конференциях ;
-подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, географии, охраны природы, здравоохранения.
Данная программа предусматривает применение проектного подхода в обучении. Проектная деятельность позволяет педагогу эффективно использовать современные образовательные технологии и реализовать вариативность обучения.
Данная программа составлена на основе программно-методических материалов по географии (факультативного курса экологической географии (геоэкологии). Автор В.И.Сиротин (Москва. «Дрофа»,2004г.), а также на основе программно-методических материалов по экологии. Автор В.Н.Кузнецов (Москва. «Дрофа.2000г.)
Участниками образовательного процесса в объединении являются учащиеся в возрасте от 14 до 17 лет. Комплектование групп проводится в соответствии с установленными нормами. В зависимости от содержания и особенностей работы группы руководитель проводит занятия одновременно со всеми учащимися, по подгруппам - индивидуально. составом группы, по подгруппам - индивидуально.
Занятие групп проводятся не более 2-х раз в неделю по 2 урочных часа с обязательными перерывами через каждый час. Расписание занятий групп составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей с учетом режима работы школы.
В процессе обучения детей в объединении по данной программе применяются репродуктивные, исследовательские, экспериментальные, креативные, частично-поисковые и поисковые формы и методы работы. Основными формами занятий являются традиционные, групповые и индивидуальные консультации. Формой подведения итогов являются ученические чтения и научно-практические конференция различного уровня.
К концу 1 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- глобальные проблемы, в том числе экологические проблемы человечества;
- экологический потенциал ландшафтов;
- экосистемы, равновесие экосистем;
- городские и промышленные экосистемы;
- особенности природы РО;
- экологические функции лесов, болот;
- Особо охраняемые природные территории;
- о Красной книге РО и России;
- о принципах рационального природопользования;
- о биосфере как глобальной экосистеме.
Уметь:
- применять полученные теоретические знания в повседневной жизни;
- работать с разнообразными источниками эколого – географической информации;
- оценивать экологическое состояние окружающей среды: рабочего места, классного помещения, микрорайона, природных объектов;
- анализировать экологические и географические карты;
- решать простейшие экологические задачи;
- применять знания экологических правил при анализе различных видов хозяйственной деятельности.
Иметь навыки:
- коммуникативности;
- заботливого обращения с природой;
- самостоятельно планировать исследовательскую деятельность;
- публичного выступления перед аудиторией.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения по предлагаемой программе к концу учебного года учащийся должен овладеть базовыми знаниями по геоэкологии, методикой работы с научной литературой, методикой экспериментальных исследований, статистической обработкой данных, требованиями к оформлению научной работы и публичной защите творческой работы. В результате учащийся должен уметь грамотно и научно обоснованно построить научные исследования в любой естественнонаучной области и оформить соответствующую научную работу.
Итогом работы объединения являются:
- участие обучающихся в научно-практических конференциях городского, районного, регионального, Всероссийского и международного масштаба;
- открытые занятия для педагогического коллектива, родителей, общественности.
Примерный учебно-тематический план объединения «ГЕОЭКОЛОГИЯ»
№ | Наименование тем и разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1 | Раздел Планетарные эколого-географические проблемы | 26 | 12 | 14 |
1. Предмет и задачи геоэкологии | 2 | 2 | - | |
2. Глобальные проблемы человечества | 8 | 2 | 6 | |
3. Концепция устойчивого развития мира | 4 | 2 | 2 | |
4. Международное законодательство и организации экологической направленности | 2 | 2 | ||
5. Особо охраняемые природные территории | 4 | 2 | 2 | |
21 | 15 | 6 | ||
6. Эколого-географические проблемы материков и океанов | 6 | 2 | 4 | |
2 | Раздел Эколого-географические проблемы России | 34 | 8 | 26 |
Естественные экосистемы России и их использование | 10 | 2 | 8 | |
Экологический потенциал ландшафта | 6 | 2 | 4 | |
Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта | 8 | 2 | 6 | |
Городские и промышленные экосистемы | 10 | 2 | 8 | |
3 | Раздел Эколого-географические проблемы РО | 50 | 16 | 32 |
Эколого-географические карты, атласы | 4 | 2 | 2 | |
Особенности природы РО | 10 | 4 | 6 | |
Эколого-географическая обстановка | 12 | 4 | 8 | |
Загрязнение поверхностных вод | 10 | 2 | 8 | |
Мониторинг ОПС | 6 | 2 | 4 | |
Особо охраняемые территории РО | 6 | 2 | 4 | |
4 | Раздел Научно-исследовательская деятельность | 32 | 14 | 18 |
Работа с литературой Методика экспериментальной работы Статистическая обработка результатов Наглядное представление результатов Оформление научной работы | 4 10 6 6 6 | 4 4 2 2 2 | - 6 4 4 4 | |
5 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
ИТОГО: | 144 | 54 | 90 |
Содержание программного материала
1год обучения
Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. План работы объединения. Режим работы объединения. Правила поведения. Вводный инструктаж по ТБ. Значение экологического образования.
Раздел 1. Планетарные эколого-географические проблемы
Тема 1.Предмет и задачи геоэкологии.
Теория: Термин «экология». Знакомство с главными объектами изучения: экосистемы, биоценоз, биосфера. Термин «геоэкология». Знакомство с предметом и задачами геоэкологии.
Тема 2.Глобальные проблемы человечества.
Теория:
Основные понятия о глобальных проблемах человечества. Экологические проблемы: глобальное потепление климата, сокращение биоразнообразия, истощение озонового слоя, загрязнение вод Мирового океана и их эколого-географические аспекты.
Практические занятия:
- Выявление причин глобальных проблем человечества;
- Выявление экологических проблем области;
- Работа с эколого-географическими картами, атласом области.
Тема 3.Концепция устойчивого развития.
Теория: Информация о Концепции устойчивого развития. Знакомство с «Повесткой дня на 21 век» (Конференция ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию).
Практические занятия:
- Подготовка сообщений, работа с дополнительной информацией.
Тема 4. Международное законодательство. Организации экологической направленности.
Теория: Знакомство с основными принципами международного экологического сотрудничества. Подробно рассматриваются организации экологической направленности: Гринпис, ЮНЕП, ФАО, МСОП, ЮНЕСКО.
Тема 5. Особо охраняемые природные территории
Теория: Понятия «Особо охраняемые природные территории», природные заповедники, природные заказники и памятники природы, национальные природные парки. Знакомство с объектами Всемирного наследия.
Практические занятия:
- Работа с картами «Биосферные заповедники».
Тема 6.Эколого-географические проблемы материков и океанов.
Теория: Рассматриваются экологические проблемы материков: гибель лесов, опустынивание, нефтяное загрязнение, озоновые дыры и их эколого-географические аспекты. Энерго - сырьевые проблемы и пути оптимизации их освоения в Мировом океане и на суше. Проблема народонаселения и продовольствия разных материков и пути их преодоления.
Практические занятия:
1.Изучение эколого-географических проблем и выявление их причин;
2. Составление экологических прогнозов.
Практические занятия:
Проводятся занятия по выявлению причин глобальных проблем человечества, в том числе экологических. Работа по эколого-географическим картам, выявление критических в экологическом отношении регионов. Проводятся экологические игры по соответствующим темам. Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды.
Методическое обеспечение:
Эколого-географические карты, карточки для экологических игр, видеофильм «Экология», «Жить или не жить».
Формы занятий:
Традиционные, игровые, групповые занятия, индивидуальные исследования.
Форма подведения итогов:
Собеседование, диспуты.
Раздел 2.Эколого-географические проблемы России
Тема 1. «Естественные экосистемы и их использование»
Теория:
Основные положения учения о биосфере В.И. Вернадского. Понятие об экосистеме, о компонентах экосистемы, Типы экосистем, экологические сукцессии. Знакомство с экологической нишей. Экологическое равновесие. На примере естественных экосистем рассматриваются принципы их рационального использования.
Практические занятия:
- Проведение практических исследований экосистем;
- Определение загрязнения почвы;
- Определение загрязнения воздуха;
- Определение загрязнения воды.
Тема 2. Экологический потенциал ландшафта.
Теория: Понятие о ландшафте. Экологический потенциал ландшафта.
Практические занятия:
- Экологическая оценка пришкольной территории;
- Экологическая оценка зеленых растений в посёлке;
Тема3. Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта.
Теория: Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта: влияние климата на здоровье людей, водообеспеченнность и качество природных вод, обводненность ландшафтов. Экологическая роль живых организмов.
Практические занятия:
1.Оценка экологического состояния воды и водных объектов;
2. Оценка экологического состояния почвы и рельефа;
3. Оценка экологического состояния воздуха;
Тема 4.Городские и промышленные экосистемы.
Теория: Общая характеристика городских экосистем. Понятие об урбанизации. Функциональные зоны городов: промышленная, селитебная, лесопарковая. Особенности промышленного загрязнения. Квартира как экосистема.
Практические занятия:
- Изучение сельскохозяйственной, парковой зон. Работа с картой посёлка.
- Наглядное представление результатов эксперимента;
- Биондикация состояния окружающей среды;
- Наглядное представление результатов.
Практические занятия:
Проводятся простейшие физико-химические исследования почвы, воды и воздуха, как основы экосистемы. Экспериментальные исследования процесса фотосинтеза. Изучение экологических систем на примере аквариума. Экологическая оценка пришкольной территории. Выявление источников загрязнения квартиры. Работа по эколого-географическим картам с целью изучения рационального использования экосистем.
Методическое обеспечение:
Географические карты, образцы элементов биосферы, карточки для экологических игр по имитации экологических систем, таблицы по экологии,
видеофильм «Экосистемы».
Формы занятий:
Традиционные, научно-исследовательские как индивидуальные, так и групповые, игровые.
Форма подведения итогов:
Собеседование, индивидуальные задания по изучению экосистем.
Раздел 3.Эколого-географические проблемы РО
Тема 1. Эколого-географические карты, атласы.
Теория: Знакомство с картами, атласом области.
Практические занятия:
1.Изучение атласа «Природа и экология РО»;
2. Работа с картами атласа.
3.Статистическая обработка результатов.
Тема 2. Особенности природы РО.
Теория: Знакомство с особенностями природы: геологическое строение, рельеф, климат, воды, почвы РО.
Практические занятия:
1.Работа с географическими картами, изучение микрорельефа;
2.Работа с картами атласа округа: анализ климатических карт;
3.Работа с картами: изучение водных объектов.
Тема 3.Эколого-географическая обстановка РО.
Теория: Эколого-географическая обстановка области: состояние лесных и степных экосистем, загрязнение атмосферного воздуха, качество поверхностных и подземных вод. Знакомство с экологическими функциями лесов, растительного покрова, степей. Видовое разнообразие степей.
Практические занятия:
1.Составление вопросов для социологического опроса;
2.Проведение социологического опроса по проблемам экологии;
3. Выявление причин проблем области;
4.Оценка экологической обстановки области.
Тема 4.Загрязнение поверхностных вод.
Теория: Использование водных ресурсов РО. Проблема загрязнения поверхностных вод области.
Практические занятия:
- Выявление причин загрязнения вод и водных объектов;
- Определение загрязнения воды на р.Юле;
- Определение качества питьевой воды;
- Наглядное представление результатов.
Тема 5. Мониторинг окружающей природной среды.
Теория: Понятие о мониторинге ОПС, о службах и системах мониторинга. Знакомство с основными задачами экологического мониторинга.
Практические занятия:
1.Региональный мониторинг;
2.Изучение служб и систем мониторинга района;
3.Анализ наблюдений за погодой своей местности.
Тема 6. Особо охраняемые территории РО.
Теория: Знакомство с особо охраняемыми территориями РО. Государственные заповедники, заказники. Общественные организации по охране ОПС.
Практические занятия:
1.Изучение материалов по ООПТ области;
2.Составление материалов к экологическому стенду «Спасти и сохранить».
Практические занятия:
Занятия по навыкам мониторинга за параметрами окружающей среды. Выявление причин загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод. Практическая работа по изучению особо охраняемых территорий региона. Экскурсия в этнографический музей.
Методическое обеспечение:
Таблицы по экологии, слайды, атлас «Природа и экология РО», статистический материал.
Формы занятий:
Традиционные, индивидуальные.
Форма подведения итогов:
Собеседование, индивидуальные задания по изучению ООПТ.
Раздел 4. Научно-исследовательская деятельность.
Теоретические сведения:
Лекционный материал по особенностям работы с научной литературой, обобщенные методики научных исследований в области естествознания, работы и достижения известных ученых, теория статистических методов в научном познании мира, особенности в оформлении научной статьи.
Практические занятия:
Работа с научной литературой, формирование литературного обзора по исследуемой теме, статистическая обработка экспериментальных данных на компьютере, оформление научной работы.
Методическое обеспечение:
Методические материалы Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», методики статистической обработки данных, программное обеспечение, тезисы докладов молодых исследователей.
Формы занятий:
Традиционные, групповые и индивидуальные консультации, креативные.
Форма подведения итогов:
Ученические чтения и научно-практические конференции различного уровня.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Подводятся итоги работы учащихся за год, планирование индивидуальной научно-исследовательской работы учащихся на следующий учебный год; проведение экологического слета «Спасти и сохранить».
Календарный план учебно-воспитательной работы 1 года обучения
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Вводное занятие | 2 | 2.09 |
Тема 1.Предмет и задачи геоэкологии. | 26 | ||
3-4 | Предмет и задачи геоэкологии | 4.09 | |
5-6 | Глобальные проблемы человечества | 9.09 | |
7-8 | Выявление причин глобальных проблем человечества | 11.09 | |
9-10 | Выявление экологических проблем области | 16.09 | |
11-12 | Работа с эколого-географическими картами, атласом области | 18.09 | |
13-14 | Концепция устойчивого развития мира | 23.09 | |
15-16 | Подготовка сообщений, работа с дополнительной информацией | 25.09 | |
17-18 | Международное законодательство и организации | 30.09 | |
19-20 | Особо охраняемые природные территории | 2.10 | |
21-22 | Работа с картами «Биосферные заповедники» | 7.10 | |
23-24 | Эколого-географические проблемы материков и океанов | 9.10 | |
25-26 | Изучение эколого-географических проблем и выявление их причин | 14.10 | |
27-28 | Составление экологических прогнозов | 16.10 | |
Раздел Эколого-географические проблемы России | 34 | ||
29-30 | Естественные экосистемы России и их использование | 21.10 | |
31-32 | Проведение практических исследований экосистем | 23.10 | |
33-34 | Определение загрязнения почвы | 28.10 | |
35-36 | Определение загрязнения воздуха | 30.10 | |
37-38 | Определение загрязнения воды | 6.11 | |
39-40 | Экологический потенциал ландшафта | 11.11 | |
41-42 | Экологическая оценка пришкольной территории | 13.11 | |
43-44 | Экологическая оценка зеленых растений в посёлке | 18.11 | |
45-46 | Географические факторы формирования экологического потенциала ландшафта | 20.11 | |
47-48 | Оценка экологического состояния воды и водных объектов | 28.11 | |
49-50 | Оценка экологического состояния почвы и рельефа | 27.11 | |
51-52 | Оценка экологического состояния воздуха | 2.12 | |
53-54 | Городские и промышленные экосистемы | 4.12 | |
55-56 | Изучение сельскохозяйственной, парковой зон. Работа с картой посёлка | 9.12 | |
57-58 | Наглядное представление результатов эксперимента | 11.12 | |
59-60 | Биондикация состояния окружающей среды | 16.12 | |
61-62 | Наглядное представление результатов | 18.12 | |
Раздел Эколого-географические проблемы РО | 50 | ||
63-64 | Эколого-географические карты, атласы | 23.12 | |
65-66 | Изучение атласа «Природа и экология РО» | 25.12 | |
67-68 | Особенности природы РО | 8.01 | |
69-70 | Особенности природы РО | 13.01 | |
71-72 | Работа с географическими картами, изучение микрорельефа | 15.01 | |
73-74 | Работа с картами атласа округа: анализ климатических карт | 20.01 | |
75-76 | Работа с картами: изучение водных объектов | 22.01 | |
77-78 | Эколого-географическая обстановка | 27.01 | |
79-80 | Эколого-географическая обстановка | 29.01 | |
81-82 | Составление вопросов для социологического опроса | 3.02 | |
83-84 | Проведение социологического опроса по проблемам экологии | 5.02 | |
85-86 | Выявление причин проблем области | 10.02 | |
87-88 | Оценка экологической обстановки области | 12.02 | |
89-90 | Загрязнение поверхностных вод | 17.02 | |
91-92 | Выявление причин загрязнения вод и водных объектов | 19.02 | |
93-94 | Определение загрязнения воды на р.Юле | 24.02 | |
95-96 | Определение качества питьевой воды | 26.02 | |
97-98 | Наглядное представление результатов | 2.03 | |
99-100 | Мониторинг ОПС | 4.03 | |
101-102 | Изучение служб и систем мониторинга района | 9.03 | |
103-104 | Анализ наблюдений за погодой своей местности | 11.03 | |
105-106 | Особо охраняемые территории РО | 16.03 | |
107-108 | Изучение материалов по ООПТ области | 18.03 | |
109-110 | Составление материалов к экологическому стенду «Спасти и сохранить | 23.03 | |
Раздел Научно-исследовательская деятельность | 32 | ||
111-112 | Работа с литературой | 30.03 | |
113-114 | Работа с литературой | 1.04 | |
115-116 | Методика экспериментальной работы | 6.04 | |
117-118 | Методика экспериментальной работы | 8.04 | |
119-120 | Экспериментальная работа | 13.04 | |
121-122 | Экспериментальная работа | 15.04 | |
123-124 | Экспериментальная работа | 20.04 | |
125-126 | Статистическая обработка результатов | 22.04 | |
127-128 | Статистическая обработка результатов | 27.04 | |
129-130 | Статистическая обработка результатов | 29.04 | |
131-132 | Наглядное представление результатов | 4.05 | |
133-134 | Наглядное представление результатов | 6.05 | |
135-136 | Наглядное представление результатов | 11.05 | |
137-138 | Оформление научной работы | 13.05 | |
139-140 | Оформление научной работы | 18.05 | |
141-142 | Оформление научной работы | 20.05 | |
143-144 | Итоговое занятие | 2 | 25.05 |
ЛИТЕРАТУРА:
- Одум Э.Т. Экология (2 тома). Москва. М. – 1998 г.
- Экология ХМАО./ Под ред. В.В. Плотникова. Тюмень, 1997 г.
- Б.Е. Чижов. Лес и нефть ХМАО. Тюмень, 1998 г.
- В.М. Еськов. Современное естествознание. Практикум. Сургут, 1998 г.
- В.М. Еськов. Практический курс экологии. Сургут, 1998 г.
- В.М. Еськов, О.Е. Филатова. Курс лекций по экологии. Сургут, 2000 г.
- В.В.Бакулин и другие. География ХМАО. Экопрос, Москва,2000г.
- Харченко Р.А., Козлов А.Г. Справочник основных понятий и терминов по экологии и этологии. 1992 г.
- Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: экологические системы и биосфера. Москва, 1995 г.
- Консурская В.М., Верзилин Н.М. «В.И. Вернадский». М. 2004 г.
- В.А.Лось. Экология. Москва, «Экзамен», 2006г..
- Н.М.Чернова, В.М. Галушин. Основы экологии. Дрофа, Москва,2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Программа внеурочной деятельности в 5 классе. Кружок проектной деятельности "Книгочей"
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьникв умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Применяемый метод проектов усп...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...