Адаптированная рабочая программа
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Адаптированная рабочая программа 2015-2016 гг: георафия 8 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_po_geografii_8_klass.doc223 КБ

Предварительный просмотр:


Ростовская область, Обливский район, х. Солонецкий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Солонецкая средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Солонецкой СОШ

Приказ от______________№______

__________Е.В.Григорьева

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По географии, курс естествознания

Основное общее образование, 8 класс

Количество часов       ____70____

Учитель   _Арженовскова Татьяна Ивановна___

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по географии под редакцией И.В. Душиной.-М.: «Дрофа»,

                             

                                                Пояснительная записка.

Изучение учебного предмета «География» для учащихся 8-х классов осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.12 п. 5, 7; ст. 28 п. 3.6.; ст. 34 п. 1.3., 1.5., 4; ст. 35);
  2. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.02.2010 №271).
  3. "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312).
  4. Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) Приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03. 2004г.
  5. Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М.: «Дрофа», 2009 г.

Актуальность программы определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся. Курс «География России. Природа» – это третий по счету школьный курс географии. В содержании курса дан общий обзор природы России. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса формируются представления о характере природно-территориальных комплексов России. География России формирует в основном представления учащихся о целостности дифференцированности региона и связях между ее отдельными компонентами.

Программа рассчитана на обучение курса географии обучающихся 8 класса. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у обучающихся в 6-7 классах при изучении «Начального курса географии» и «Географии материков и океанов». Рабочая программа по географии для 8 класса к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа» (70 часов, 2 часа в неделю) конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Всего проводится за учебный период – 8 оценочных практических работ. После каждого раздела- обобщающее повторение разноуровневого характкра. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и

воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

Цель курса: сформировать знания о родной стране и подвести учащихся к пониманию своего места в стране и в мире.

Задачи:

Образовательные:

  • Овладение системой комплексных географических знаний о своей стране.
  • Формирование представления о географических особенностях природы разных территорий, о России во всем ее географическом многообразии и целостности.
  • Формирование знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Развивающие:

  • Развитие познавательного интереса учащихся к происходящим в природе и обществе процессам и явлениям.
  • Развитие географического мышления для ориентации в проблемах современного мира и решения жизненных и профессионально ориентированных задач.

Воспитательные:

  • Воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране.
  • Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Валеологические:

  • Создание комфортной обстановки, которая способствует эффективной работе ученика, его творческому самовыражению.
  • Создание условий, способствующих сохранению и укреплению его здоровья (средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности, обстановка, гигиенические условия в классе и т. д).

                               Условия реализации программы.

Успех обучения определяется не только содержанием учебного материала и формой его подачи, но и методами и средствами обучения. Многое зависит от учебно-методического комплекса, используемого в преподавании курса.

Педагогические технологии и методы, предлагаемые для изучения программы адекватны возрастным особенностям школьников.

Организация образовательного процесса

В связи с разработкой новой концепции образования, стандартов, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения,  основанные на деятельностном  подходе появилась необходимость обновления и совершенствования методов, средств и форм организации обучения. При изучении курса «Природа России» целесообразно использование элементов следующих педагогических технологий:

  • 1. Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два направления:

А) Направление дифференциации – создание дифференцированных групп в классах. Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем.

Б) Направление дифференциации сложности заданий. Школьникам предлагаются задания, различающиеся по уровню сложности. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях.

  • 2. Технология формирования приемов учебной работы (технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная в виде планов описаний и характеристик географических объектов.
  • 3. Технология листов опорных сигналов (логических схем – опорных конспектов – лог или лос). Логические схемы учат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок.
  • 4. Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические знания. Например, заполнение таблиц, также работа с атласами, контурными картами.
  • 5. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребёнка путём согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
  • 6. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.

Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса «Природа России» предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных и практических), но и методов, которые различаются характером познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления её отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем.

                  Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.

Всего – 70 часов, в неделю – 2 часа. 

  Содержание   данной учебной программы

 Содержание тем учебного курса

1. Введение. Что изучает физическая география России? Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Россия на карте часовых поясов. Время. Как осваивали и изучали территорию России. Исследование территории России в XVIII – XIX вв. и в советские годы. 6 часов.

2. Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы. Особенности геологического строения и тектонических структур. Главные черты рельефа России. Минеральные ресурсы России. Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере. 6 часов.

3. Климат и климатические ресурсы. Факторы, влияющие на климат России. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Типы климатов России. Климатические ресурсы. 6 часов.

4. Внутренние воды и водные ресурсы. Реки России. Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота. Водные ресурсы.  Опасные явления связанные с водами. 4 часа.

5. Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие Закономерности распределения почв. Почвенные ресурсы России. 4 часа.

6. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России. 4 часа.

7. Природные комплексы России. Природное районирование. Моря, как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктическая пустыня, тундра, лесотундра. Лесные зоны России. Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. 7 часов.

8. Крупные природные районы России. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ.  Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской  равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России. 19 часов.

9. Региональный компонент 10 часов. География Ростовской области

10. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России. 4 часов.

Программа предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д.), проведение интегрированных уроков.

Например: Исторический принцип создаёт предпосылки для установления межпредметных связей с историей в теме «История заселения и освоения территории России».

Связь с биологией прослеживается при изучении следующих тем: «Растительный и животный мир России», «Образование почв и их разнообразие», «Природные зоны России».

Связь с экологией проявляется при изучении раздела «Человек и природа».

Формы контроля.

Формы текущего контроля:

Контроль уровня усвоения содержания образования является неотъемлемой составной частью процесса обучения.

Основным видом проверки остаётся индивидуальный устный опрос, когда ученик имеет возможность доказательно и логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с настенной картой.

В процессе фронтального устного опроса работает большинство учащихся, где на первый план выходит общая активность учащегося, а не уровень усвоения учебного материала.

При фронтальной письменной работе допускается использование атласа и учебника.

Индивидуальная письменная работа предполагает самостоятельную работу учащегося с дополнительной литературой, реферирование и последующую защиту.

Итоговый контроль предполагает проведение в конце учебного года проведение итоговой контрольной работы и устного зачёта за курс «География: природа России».

Работа со слабоуспевающими учащимися

Работа со слабоуспевающими учащимися в школе необходима, так как у таких ребят слабо наработаны общеучебные умения и навыки за предыдущие годы обучения, отсутствуют навыки самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях.

Цель: повышение уровня обученности и качества обучения отдельных учеников, повышение мотивации и ликвидирование пробелов в знаниях, формировать умение работать с атласом и контурной картой.

При работе со слабоуспевающими детьми придерживаться следующих правил:

  • При опросе слабоуспевающим ученикам давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
  • По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал.
  • При опросе создавать ситуации успеха.
  • Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  • В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности.
  • В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
  • В ходе самостоятельной работы давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.

На уроках географии со слабоуспевающими учениками использовать личностно - ориентированный подход, обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, домашняя работа по выбору. С новым материалом знакомить постепенно, использовать образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности.

Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому практиковать для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организовать систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагать карточки консультации, давать задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

Ожидаемые результаты.

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть и (или) показывать:
  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации;
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государства;
  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов;
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны по бассейнам океанов;
  • основные области современного оледенения и крупные ледники;
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  • примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России;
  • маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;  

                            Оценочные практические работы

  1. Характеристика географического положения России. ( Сравнение ГП России с ГП других стран.  Наносить на контурную карту границы РФ, выделять крайние точки.)
  2. Определение поясного времени для разных пунктов России. (Решение простых задач с использованием атласа).
  3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. (Показывать и наносить крупные формы рельефа, полезные ископаемые).
  4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. (Называть погоду по основным показателям).
  6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
  7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования. (Составление письменного ответа по плану).
  8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

                 Перечень обязательной географической номенкл   8 класс

                                     Тема: «Географическое положение»России”

     Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

    Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

     Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

        Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

           

                      Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

                   Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

                            Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.


                                                                         Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание, контрольные и практические мероприятия

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

§§

РТ Сиротин

РТ Баринова

 К/К

По

плану

факту

ВВЕДЕНИЕ (6 ч.)   Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны определять географическое положение России; показывать пограничные государства, моря омывающие Россию; иметь представление о различных источниках географической информации и методах получения географической информации; определять поясное время.

                                                               

1

Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации.

1

с.3-6

ИНП ГП России

2

Географическое положение России.

1

§1

РТ с.6 З.:1-3

К/К с.34-35 З.:1-3

РТ с.4-9 З.:1-10

К/К с.1 З.:1,3

Эл. энциклопедия Россия, видеофильм «Физическая география России»

3

Моря, омывающие территорию России.

1

§2

К/К с.34-35 З.:4

РТ с.9-12 З.:1-4

К/К с.1 З.:2,4

ИНП Физическая карта России, физическая карта России

4

Россия на карте часовых поясов.

1

§3

РТ с.7-8 З.:1-4

К/К с.36-37 З.:1-4

РТ с.12-13 З.:1-7

Ж.Верн «Пять недель на воздушном шаре», «Вокруг света в 80 дней»

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

§4сообщ.

док. фильм «История географических открытий»

6

Итоговый урок по теме.

1

Географич. диктант

РАЗДЕЛ I.  ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ  (24 ч.)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.)

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям; показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых; объяснять закономерности их размещения; приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов; делать описания отдельных форм рельефа по картам.

7

Особенности рельефа России.

1

§5

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.14 З.:1

К/К с.2-3 З.:4

8

Геологическое летоисчисление

1

§6

РТ с.9-10 З.:1-2

К/К с.38-39 З.:1

РТ с.15-17 З.:3,4

К/К с.2-3 З.:1-3

Геологическая карта России

9

Геологическое строение территории нашей страны.

1

§6

ИНП Геологическая карта России, таблица № 5 «Геохронологическая таблица», Геологическая карта России

10

Минеральные ресурсы России.

1

§7выуч. Табл.

К/К с.40-41 З.:1-4

РТ с.18 ,21-22 З.:5,10,12,14

К/К с.2-3 З.:5

ИНП Тектоника и минеральные ресурсы, карта Тектоника и минеральные ресурсы,

коллекция полезных ископаемых различных типов

11

Развитие форм рельефа.

1

§8

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.15-22 З.:2,6-9,11,13

12

Итоговый урок по теме.

1

Письм. работа

ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  (6 ч.)

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны называть факторы, влияющие на формирование климата России; определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов; давать описания климата отдельных территорий; используя карты, уметь определять температуры, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни.  

13

От чего зависит климат нашей страны.

1

§9

РТ с.23-30 З.:1-10

К/К с.4-5 З.:1-4

Климатическая карта России, видеофильм «Земля. Климат»

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

§9

таблица № 4 «Циклон, антициклон»

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

1

§10 с.60-63

ИНП Климатическая карта России

16

Типы климатов России.

1

§10 с.63-67

17

Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.

1

§11

ИНП Агроклиматические ресурсы России, Агроклиматическая карта России

18

Обобщающий урок по теме.

1

Зачет.

ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) 

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельным водным объектам; оценивать водные ресурсы.

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

§12

Презент.

К/К с.44-45

РТ с.31-36 З.:1-12

ИНП Водные ресурсы России

20

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

§13 Презент

Карта Водные ресурсы России

21

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

§14

Карта Водные ресурсы России

22

Обобщающий урок по теме.

1

Практикум. решение задач

ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства; приводить примеры рационального и нерационального использования почвенных ресурсов.

23

Образование почв и их разнообразие.

1

§15

РТ с.37-38 З.:1-7

ИНП Почвенные ресурсы России, Карты: Почвенная карта России, Земельные ресурсы России

24

Закономерности распространения почв.

1

§16

25

Почвенные ресурсы России.

1

§17

ИНП Земельные ресурсы России, Агроклиматическая карта России, Карты: Почвенная карта России, Земельные ресурсы России

26

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

1

Географ. лото

ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.) 

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры; объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и животных.

27

Растительный мир России.

1

§18сообщ

РТ с.39-40 З.:1-4

Карты: Растительность России, Зоогеографическая карта мира, гербарий растений природных зон Росси

28

Животный мир России

1

§18 сообщ

РТ с.40-42 З.:1-3

Карты: Растительность России, Зоогеографическая карта мира

29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

§19

проект

К/К с.46-47

К/К с.6

30

Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир».

1

§20

Самост. работа

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ  (26 ч.)

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ   (7 ч.)

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны показывать на карте крупные природные районы России; называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т.д.); давать комплексную физико-географическую характеристику; уметь отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории; оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей; выделять экологические проблемы природных регионов.
Карты: Ц.Россия, Урал, Поволжье, Европейский Юг, Европейский Север, З.Сибирь, Д.Восток, В.Сибирь

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

1

§21

РТ с.18-21 З.:1-4

РТ с.43-44 З.:1-3

32

Моря как крупные природные комплексы.

1

§22

презент

33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

§23 презент

РТ с.45-47 З.:1-4

34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

§24 презент

РТ с.48-49 З.:1-3

35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

1

§25 презент

РТ с.49-53 З.:1-4

36

Высотная поясность.

1

§26 презент

РТ с. 53 З.:1,2

37

Обобщение знаний по теме.

1

ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ  (19 ч.)

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

1

§27

К/К с.49,49,50

РТ с.54-59 З.:1-8

К/К с.7-8,12 З.:1-4

ИНП Центральная Россия, Центральная Россия физическая карта

39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

§28сообщ

Поволжье физическая карта, ИНП Европейский Юг России,    Европейский Юг России  физическая карта

40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

§29

41

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

1

§30 презент

К/К с.51

РТ с.59-64 З.:1-8

К/К с.9 З.:1-4

42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

§31реферат

43

Урал - „Каменный пояс“ земли Русской.

1

§32 презент

К/К с.52

РТ с.65-70 З.:1-12

К/К с.10-11 З.:1-4

ИНП Урал, Урал физическая карта

44

Своеобразие природы Урала.

1

§33

45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

§34

46

Западносибирская низменность: особенности природы.

1

§35 презент

К/К с.53

РТ с.70-74 З.:1-10

К/К с.13 З.:1-4

ИНП Западная Сибирь, Западная Сибирь  физическая карта

47

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1

§36

48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

1

§37сообщ

К/К с.54

РТ с.74-82 З.:1-10

К/К с.14-15 З.:1-4

ИПН Восточная Сибирь,     Восточная Сибирь  физическая карта

49

Природные районы Восточной Сибири.

1

§38

50

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

§39

51

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

1

§40

52

Дальний Восток – край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.

1

§41

К/К с.55

РТ с.83-87 З.:1-9

К/К с.14-15 З.:1-4

ИНП Дальний Восток, Дальний Восток физическая карта

53

Природные комплексы Дальнего Востока. При-родные уникумы.

1

§42

Физическая карта России/Физическая карта России контурная

54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

§43инд.зад

55-56

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2

Урок-игра

РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  (10 ч.)

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны определять по карте особенности географического положения Ростова  и Ростовской обл.; называть и показывать основные формы рельефа; давать характеристику климатических особенностей; называть и показывать наиболее значительные реки и озера; называть основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира, особенно подлежащих охране; приводить примеры природоохранной деятельности; давать комплексную физико-географическую характеристику природных объектов.

57

Географическое положение Ростовской области.

1

§1

58

Тектоническое и геологическое строение территории Ростовской области.

1

§2

59

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

1

§3,4

60

Климат области.

1

§5

61

Внутренние воды и использование их человеком

1

§6

62

Почвы и природная зона области.

1

§7-10

63

Экологические проблемы области.

1

§6-10

64-65

Экскурсия.

2

66

Итоговый урок.

1

РАЗДЕЛ IV «Человек и природа»

Планируемые результаты подготовки учащихся:
Учащиеся должны объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей, на изменение природы под влиянием деятельности человека, значение географической науки в изучении и преобразовании природы, а также приводить соответствующие примеры.

67

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

1

§44

68

Антропогенное воздействие на природу.

1

§46

69

Рациональное природопользование.

1

§46

70

Экологическая ситуация в России.

1

§47

ИНП    Экологические проблемы России, карта Экологические проблемы России


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Оценка тестовых заданий.

  • Проводится с помощью коэффициента усвоения К.
  • К=А/Р
  • где А - число правильных ответов в тесте
  • Р - общее число ответов

Коэффициент К

Оценка

0,9-1

"5"

0,8 - 0,89

"4"

0,6 - 0,79

"3"

Меньше 0,6

"2"

Требования к устным ответам учащихся:

«3» - воспроизведение и запоминание материла различной степени сложности, ответы по вопросам к изученному без воспроизведения текста.

«4»- применение знаний в знакомой ситуации по образцу, связанной выполнением действий с чётко обозначенными правилами;

- измерять, объяснять. Составлять что-либо по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать.

«5» - применение знаний в незнакомой ситуации, творческое применение в качестве какой-либо обобщённой идеи;

- устно или письменно дать ответ на проблемный вопрос или выявить существенные признаки;

- высказывать суждения по проблемному вопросу, анализировать получаемую информацию, давать отзыв или рецензию, обосновывая, приводить свои примеры;

- искать необходимую информацию и проводить исследовательскую работу.

                           Используемый учебно-методический комплект

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2011-12.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.
  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2014.
  6. Атлас Ростовской области
  7. Н.В.Корнакова. Рабочая тетрадь. География ростовской обласи.2010-15г.г.
  8. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

                     

                                           

                                Оборудование

  1. Физическая карта полушарий
  2. Физические карты: Урал. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.
  3. Природа России.
  4. Почвенная карта России
  5. Карты мира и России (политическая и физическая).
  6. Политико-административная карта России
  7. Тектоническая, геологическая карты России
  8. Климатическая карта России
  9. Таблица «Природные зоны России».
  10. Интерактивные уроки. КиМ. География 8 класс.
  11. Раздаточный материал, карточки, гербарий, презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых.
  12. Компьютер.
  13. Интерактивная доска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена (специальность "Поварское и кондитерское дело")

Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», на...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...