Урок географии в 5 классе в рамках ФГОС "От плоской Земли к земному шару".
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Савина Анна Анатольевна

Урок № 3 «От плоской Земли к земному шару»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка домаш-него задания

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним. Тест (рабочая тетрадь).

 

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы.

  Проб-лемная ситуация и актуа-лизация знаний

 

 Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация). Слайд 3. Вспомните!

Слайд 4. Глаза иногда нас обманывают, и мы не сразу понимаем, что именно перед нами. На этом основана работа фокусников. Но для того, чтобы стать жертвой обмана зрения, нам не нужны фокусники. Достаточно выйти на открытое пространство и оглядеться. Перед собой мы видим обширную плоскость. Что это?

Мы то умные, мы знаем, что эта линия условная и дойти до нее не возможно!!! А в древности люди ее боялись, они предполагали, что за этой линией черная дыра и все корабли падают в нее. Как называется линия до которой невозможно дойти? Отгадайте загадку. Слайд 5.

А так ли на самом деле? Правда ли что за горизонтом чёрная дыра?

Давайте вместе попробуем составить план нашего урока. На какие вопросы мы сегодня должны ответить? Какие вопросы есть у вас?

 

 

 

Слайд 6.

Сегодня мы узнаем, какую форму имеет Земля.

Почему в древности люди считали Землю плоской.

Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

 

 

 

Читают текст. Анализируют прочитанное.

 

 

 

 

Высказывают предположения. Лучшее предположение: горизонт, линия горизонта.

Высказывают предположения. Лучшее предположение: нет. За линией горизонта продолжение земной поверхности. Ведь Земля круглая.

 

Задают вопросы: Какую форму имеет Земля?

Почему люди в древности считали, что земля плоская?

Кто и почему, говорил, что земля имеет форму шара?

 

Поста-новка учебной задачи и открытие новых знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

 

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

 

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

 

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

1. Обсуждение и выдвижение гипотез (презентация).

Слайд 7.  Рассмотрите рисунки и  как в древности люди представляли себе нашу Землю? 

 

 

 

 

 

Слайд 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9. Работа с дополнит. текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка для глаз.

Слайд 10. Первый шаг к истине

На самом деле эти представления соответствуют действительности?

- Предположите тему урока (презентация).

Слайд 11. Итак, тема нашего урока: «От плоской Земли к земному шару».

Слайд 12.

- Предположите задачу нашего урока.

- НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях о Земле древних людей и современной географии.

2. Выход на новое знание.

И так долгое время люди считали, что Земля плоская. Древним людям никто не мог рассказать о том, какую форму имеет наша планета. Вот и приходилось им до всего доходить своим умом. Многие ученые изучали истинную форму Земли. Но мы остановимся на трех древнегреческих ученых, каждый из которых внес немалый вклад в изучение планеты.

Слайд 13. Задание 1. Прочитайте внимательно текст на стр. 17-18. Составьте краткий пересказ по плану:

1. Имя ученого.

2. Его представления о форме Земли.

3. Какие доказательства о шарообразности Земли высказывал ученый. Слайд 14-16.

Итак, постепенно люди установили, что живут на поверхности шара. И при этом никто не совершил ни одного кругосветного путешествия. До этого оставалось почти 2 тыс. лет.

Слайд 17.

- Вспомните, а какая задача нашего урока? (презентация).

- Каковы различия в представлениях о форме Земли древних людей и современных?

 

 

Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

 

Высказывают предположения.

Древние греки  Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу. 

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

 

Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо — небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна — ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

 

 

 

 

Высказывают предположения о теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с текстом в учебнике.

После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают. Высказываются.

Лучшее предположение: древние люди считали, что Земля плоская, а сейчас известно, что Земля – это шар.

Рефлек-сия

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

- воспроизводить информацию о форме Земли.

 

1. Закрепление новых знаний (презентация). Слайд 18.

- Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель?

- Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара?

- Почему в древности люди считали Землю плоской?

- Какую форму имеет Земля? Как древние люди представляли форму Земли?

Слайд 19

2. Самостоятельное применение знаний (презентация).

- Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли.
- Какое событие 16 века доказало шарообразность нашей планеты?
- При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом?
- Какое событие 20 века окончательно доказало шарообразность Земли?

3. Вывод по уроку.

- Что нового узнали на уроке?

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

4. Выберите одну фразу для соседа по парте

•      Ты молодец.

•      Я доволен твоей работой на уроке.

•      Ты мог бы работать лучше.

5. Выставление отметок.

 

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют вывод.

 

 

Оценивают  работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

Домаш-нее задание

 

Домашнее задание.

1. Стр. 18, читать.

2. Решить задачу.

3. Конспект знать.

4. Заполнить дневник погоды.

Записывают в дневник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezen.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомните 1.Что такое планета? 2. Какую форму имеют планеты?

Слайд 2

1. Какую форму имеет Земля. 2. Почему люди в древности считали, что Земля плоская. 3.Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара

Слайд 3

Цель урока Формирование представлений о форме Земли.

Слайд 4

Плоская планета На большом открытом пространстве мы видим обширную плоскость.

Слайд 5

ЗАГАДКА Он и летом, и зимой Между небом и землёй. Хоть всю жизнь к нему иди — Он всё будет впереди. Бежать, бежать – не добежать, Лететь, лететь – не долететь

Слайд 6

Вы узнаете Какую форму имеет Земля. Почему в древности люди считали Землю плоской. Кто и почему говорил, что Земля имеет форму шара.

Слайд 7

Древние греки

Слайд 8

Древние индийцы

Слайд 9

Жители Вавилона

Слайд 11

Первый шаг к истине До истины было еще далеко, но первый шаг был к ней сделан

Слайд 12

От плоской Земли к земному шару

Слайд 13

НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях о Земле древних людей и современной географии.

Слайд 14

План работы с текстом 1. Имя ученого. 2. Его представления о форме Земли. 3. Какие доказательства о шарообразности Земли высказывал ученый.

Слайд 15

Шар – это красиво! Пифагор - первый математик, считал шар самой красивой фигурой

Слайд 16

Лунное затмение Аристотель – философ, доказал шарообразность Земли Федорова 102-350-859

Слайд 17

Эратосфен – ученый, первым вычислил размеры земного шара Длина окружности по Эратосфену -39690 км Современные измерения окружности Земли – 40075 км

Слайд 18

НАША ЗАДАЧА: выявить различия в представлениях о Земле древних людей и современной географии.

Слайд 19

Проверка знаний нового материала Почему люди в древности считали, что Земля плоская? Как в Древней Индии представляли строение и форму Земли? Кто из ученых древности рассчитал размеры земного шара? Какие доказательства шарообразности Земли привел Аристотель? При какой еще форме Земли возможно постепенное исчезновение корабля за горизонтом? Какое событие XX века окончательно доказало шарообразность Земли?

Слайд 20

Ю.А. Гагарин

Слайд 21

Слайд 22

Домашнее задание §3, вопросы на с.19 Проделать опыт по получению тени, наблюдения записать в таблицу Вести дневник наблюдений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по географии 5 класс на тему "От плоской Земли к земному шару"

Тестовая работа к параграфу №3 учебника географии Е.М.Домогацких 5 класс по ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 кл. ФГОС От плоской Земли к земному шару

География(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована...

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"

Урок по ФГОС "От плоской Земли к земному шару"...

Технологическая карта урока "От плоской Земли к земному шару".

Технологическая карта урока по географии в 5 классе по учебнику Е.М.Домогацких...

Презентация к уроку географии "От плоской Земли к земному шару".

Презентацию можно использовать на уроке в 5 классе при изучении темы "От плоской Земли к Земному шару". В данной работе рассказывается о том, какой представляли нашу планету древние жители. А так же о...

Урок географии в 5 классе " От плоской Земли к земному шару"

Методическая разработка урока географии в 5 классе " От плоской Земли к земному шару " к учебнику Е.М. Домогацких. На уроке формируются знания о форме Земли, обучающиеся знакомятся с развитием предста...

«От плоской Земли к земному шару»-разработка урока географии в 5 классе

«От плоской Земли к земному шару»-разработка урока географии в 5 классе по учебнику Домогацких Е.М.и Алексеевский Н.И...