Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.
консультация по географии на тему

Школьный проект - это исследовательская работа, которую ты выполняешь сам под руководством учителя (руководителя проекта). Какие бывают проекты, как работать над проектом, как оформить проект, что такое "продукт" проектной деятельности? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в данной статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рекомендации для учащихся66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как создать школьный проект. Рекомендации для учащихся.

Что такое проект и зачем он нужен?

Персональный проект – это твой проект, который ты делаешь сам. В котором ты можешь проявить все свои знания и умения, применить их к достижению избранной тобой цели.

Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем («проект» в буквальном переводе с латинского – брошенный вперед, в будущее).

Проект также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т.д.) для создания какого-либо продукта.

Таким образом, проект содержит в себе объяснение и конкретный способ осуществления цели, которую вы перед собой поставили.

Проект – это способ проявить себя: показать свои знания и умения, свои мечты и желания, способ показать себе и другим то, что ты хочешь изменить в окружающем тебя мире, способ правильно организовать свою работу.

Метод проектов – это самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под руководством учителя, направленная на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или интеллектуального  продукта.

Чему можно научиться, работая над проектом:

  • Видеть проблемы в окружающей жизни;
  • Отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  • Генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия;
  • Запрашивать и находить недостающую информацию;
  • Выдвигать гипотезы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Взаимодействовать с любым партнёром;
  • Проектировать процесс и изделие (продукт);
  • Планировать деятельность, время, ресурсы;
  • Принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • Вести дискуссию;
  • Отстаивать свою точку зрения;
  • Находить компромисс;
  • Уверенно держать себя во время выступления;
  • Использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • Отвечать за незапланированные вопросы;
  • Анализировать и оценивать собственную деятельность

Типы проектов:

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом)такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

2. Творческий проект, в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

3. Практический (практико-ориентированный) проект, в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие Результат – представление исследовательской работы (презентация, отчет, доклад. реферат и т.п.)

5. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе, и пр.).

По продолжительности выполнения проекты бывают: 

1, Минипроект-  в течение урока

2. Краткосрочный – 1-5 уроков

3.. Среднесрочный – 1-2 месяца

4. Долгосрочный – до 1 года

Как планировать работу над проектом?

Проект – это «пять П»:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчёты и другое.

Что такое «продукт» проектной деятельности?

Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным – от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Примеры продуктов проектной работы по географии:

  • WEB – сайт
  • Атлас. Карта
  • Видеофильм
  • Стенд, выставка
  • Газета, журнал
  • Справочник
  • Игра
  • Коллекция
  • Модель
  • Мультимедийный продукт
  • Оформление кабинета
  • Прогноз
  • Научно-исследовательская работа (отчет)
  • Учебное пособие
  • Экскурсия
  • Путеводитель
  • Памятка
  • Рекламный проспект (буклет)
    Возможны и другие варианты продукта.

Как подготовиться к защите проекта?

После того как продукт будет изготовлен, нужно подготовиться к защите вашей проектной работы. К продукту должен прилагаться «План презентации». Он должен включать следующие элементы:

  1. Титульная страница (название проекта и его автор);
  2. Оглавление;
  3. Указание проблемы, которую ты пытался решить;
  4. Формулировка цели твоей работы, связанной с проблемой. Перечисление задач работы;
  5. Указание источников информации, которыми ты пользовался;
  6. Рассказ о результатах работы. Описание продукта и его достоинств;
  7. Определение тех, кому продукт будет интересен и полезен;
  8. Перечисление того, чему ты научился в ходе работы над проектом.

Если вы работали в группе, распределите роли (кто о чём будет рассказывать). Проверьте, чтобы ваш рассказ не занимал больше 5-7 минут. Подготовьте презентацию Power Point, которая поможет выступить на защите более успешно.

Как оценивается проект?

  1. Содержательность проекта (полнота раскрытия темы, глубина исследования проблемы)
  2. Оригинальность реализации цели (творческий подход)
  3. Социальный аспект проекта (реализация, перспектива использования);
  4. Оформление продукта (эстетическое решение, качество выполнения продукта)
  5. Представление результатов (логика изложения и грамотность речи, умение держаться перед аудиторией)
  6. Ответы на вопросы (полнота, корректность, чёткость)

При выставлении оценки учитываются:

  1. Умение планировать свою работу (самостоятельно планирует, планирует с помощью учителя, работу планирует учитель)
  2. Инициативность и творческий подход при работе над проектом (сам выдвигает идею и творчески её реализует, творчески реализует чужую идею, реализует идею по заданному плану)
  3. Самостоятельность при выполнении работы (самостоятельно выполняет работу в полном объеме, самостоятельно выполняет работу не в полном объеме, выполняет работу с помощью руководителя)
  4. Способность оценивать процесс и результат своей работы (оценивает самостоятельно, оценивает с помощью учителя, не умеет оценивать деятельность)

Как самому оценить свою работу?

Завершая проект необходимо самому оценить свою работу. Это поможет в будущем избежать ошибок, работать более успешно и добиться лучших результатов.

Постарайся поставить себе отметку за каждый критерий. Не забудь подобрать аргументы (доказательства) в подтверждение своих выводов.

Критерии самооценки:

  • Содержательность и полезность проекта;
  • Качество продукта;
  • Самостоятельность и творчество в работе;
  • Выступление на защите

Как создать проект

Проект может выполняться в индивидуальном порядке либо парой или группой школьников. Для его создания отводится определенное время, за которое надо решить конкретную проблему, выходящую за рамки учебной дисциплины. Результатом поисковой деятельности и анализа полученных данных может стать стенгазета, презентация, мультфильм, выставка, иллюстрированная книга, карта местности и так далее.

Работу над проектом можно разделить на четыре этапа: подготовительный, ориентировочный, организационный и продуктивный.

                                               Подготовительный этап.
Сначала выберите тему исследования и конкретизируйте ее. Важно выбирать те темы, которые интригуют и вызывают непроизвольный интерес у учащегося. Чем уже будет тема исследования – тем лучше. Так, тема «Народное творчество» будет слишком обширной – вы не сможете объять необъятное даже при помощи родителей. Пусть это будет более конкретная тема, например, «Народные промыслы Русской равнины».

                                                        Ориентировочный этап.
Определите цели и задачи исследования. Вы должны четко знать, что  проектируете и для чего. В той же теме «Народные промыслы Русской равнины» целью может быть: показать, что в настоящее время ремесла не забыты. Соответственно, задачами исследования будут:
- изучить информацию о народных ремеслах в городах и селах Русской равнины;
- выявить характерные особенности ремесел.

                                                Организационный этап.
Самый большой объем работ предстоит именно на этом этапе. Нужно для начала составить план работы, собрать всю нужную информацию из различных источников: фильмы по теме, книги, наблюдения, интернет-ресурсы, интервью и так далее. В процессе работы следует изучить кратко историю вопроса, выявить интересные малоизвестные факты, которыми вы позже сможете поделиться с другими. Это очень подогревает интерес к работе над проектом.

                                                   Оформление работы.
Это продуктивный этап. Школьник вместе с товарищами (если проект создается группой) и при помощи родителей (если есть в этом необходимость) оформляет работу, подготавливается к защите и к возможным вопросам. Оформление должно быть максимально наглядным – с иллюстрациями, презентациями и так далее. Безусловно, родительская помощь важна, но ученик сам должен проделать всю работу, чтобы успешно представить свой проект.


Как написать проект

  1. Вопрос.  Прежде чем приступать к написанию школьного проекта, задайте себе вопрос, ответ на который вы хотите найти по мере вашего исследования (сформулируйте гипотезу). К основному вопросу сформулируйте несколько уточняющих. Помните, что в грамотно поставленном вопросе содержится уже половина ответа.

  1. План проекта. Составьте для себя план проекта. Отметьте хотя бы в общих чертах, что вам потребуется для исследования, как это найти и как должен выглядеть результат.

  1. Материал.  Соберите материал, по которому вы будете проводить исследование. Это могут быть книги, статьи из научных журналов и др. Учтите, что по этому материалу вы потом будете составлять библиографию, поэтому сразу записывайте, какую информацию и из каких источников вы берете.

  1. Введение. У любого хорошего проекта должно быть введение, вступительная часть. Во введении напишите, какую проблему вы предлагаете рассмотреть, и почему она актуальна. Кратко оговорите и предпосылки проблемы - то, какие обстоятельства вызвали ее появление.

  1. Черновик. Попробуйте написать сначала черновик вашего школьного проекта. На начальных этапах можно не думать о логической структуре всего проекта в целом, но каждое высказанное вами утверждение должно быть аргументировано.

  1. Объединение и детализация. Теперь попытайтесь выстроить созданный вами материал (пока еще «сырой») в единую четкую структуру. Составьте более подробный план проекта. Опорные пункты вынесите в содержание.

  1. Заключение. В заключении расскажите о том, каких результатов вы достигли, проводя исследование. Сформулируйте основные выводы. Кратко резюмируйте, каким образом проект помогает решить заявленную в самом начале проблему.

  1. Библиография. В библиографии укажите источники, которыми вы пользовались при написании школьного проекта. Для книг указывайте название, автора, издательство, год выпуска. Сейчас можно размещать в библиографии и ссылки на интернет-ресурсы.

Тайм-аут.  Отложите проект на некоторое время. Это может быть день, два или даже неделя - зависит от того, сколько времени у вас в наличии. Позвольте себе отдохнуть от своего проекта. Затем возвращайтесь к нему снова. Внимательно перечитайте проект. Возможно, что-то вам захочется из него убрать, а о чем-то рассказать поподробнее. Исправьте ошибки и неточности. Затем отдавайте проект на проверку вашему учителю


Как выбрать тему?

Выбирайте актуальные темы. Пишите о том, что вызывает вопросы и споры, о том, что всегда на слуху и часто подвергается сомнениям. Это хороший способ не только сделать успешный проект, но и быть человеком, подкованным в массово обсуждаемых вопросах.

Посмотрите аналитику Google или Яндекс. Проанализируйте, что чаще всего люди ищут в интернете. Когда у человека появляется вопрос, первое, куда он пойдет за ответом - интернет. Пользуйтесь этим, старайтесь связывать тему проекта с часто запрашиваемыми вещами.

Проанализируйте книги и ресурсы, которые вам доступны. Чтобы понять, способны ли вы написать и раскрыть выбранную тему проекта, посетите библиотеки, посмотрите в интернете, какие есть книги на эту тему и официальные ресурсы, связанные с вашим проектом. Выясните все, что у вас имеется и попробуйте поставить план вашей работы, если бы вы её взяли. Если он полностью подходит под поставленные перед вами рамки, смело беритесь за эту тему. Если же у вас возникают затруднения с поиском материала, лучше от темы отказаться.

Многое будет зависеть от вашего личного интереса к поднятой проблеме. Если тема заинтересует вас, то и вы сможете заинтересовать ей публику.


Как оформить проект?

Классический проект не требует особых сложностей в оформлении. Главное - соблюсти требования к оформлению титульного листа проекта. Напишите заглавными буквами название вашего учебного заведения, затем посередине листа формата А4 напишите тему проекта и ниже с левой стороны вашу фамилию, инициалы. В самом конце листа посередине можно указать год.

Выработайте единый стиль проекта и его композицию. Например, оформите каждый лист проекта рамочкой, выберете нестандартный шрифт, если тема проекта посвящена искусству, например. Каждый новый раздел проекта можно сопровождать рисунком, схемами, таблицами, картами, диаграммами, отображающими  его суть. Не забудьте правильно подписывать схемы, таблицы, рисунки, соблюдайте нумерацию изображений, начиная с первого листа.

На последней странице вашего проекта напишите список дополнительных материалов, к которым вы обращались в процессе написания работы. Знайте, что чем больше источников, тем более объективным и интересным для слушателей будет ваш проект.


http://www.kakprosto.ru/kak-40503-kak-oformit-proekt-po-teme#ixzz3ypBIHSEo

http://www.kakprosto.ru/kak-73310-kak-sozdat-shkolnyy-proekt#ixzz3yp9V8KTX

http://www.kakprosto.ru/kak-40448-kak-vybrat-temu-proekta#ixzz3ypALDBre

http://www.kakprosto.ru/kak-97275-kak-napisat-shkolnyy-proekt#ixzz3yp9sNjQr

http://nou-inesnec.ru/school/project                                      http://pedagogie.ru/klasifikacija-proektov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создаем Школьную газету 21 века в проекте "И это все о нас..."

Курс создания школьной газеты «И это все о нас…» является предметом по выбору учащихся 9-11-ых классов. Он рассчитан на 240 часов, которые проводятся в течение 2 лет (по 4 часа в неделю). Курс позволя...

Как создать портфолио. Методические рекомендации.

Портфолио как средство оценки и профессионального развития участников образовательного процесса...

Создаем Школьную Службу примирения

Наконец и у нас в Саратовской области стали создавать службы примирения (медитации) Хотелось бы обсудить необходимость, возможности  и типичные ошибки при создании....

Как создать школьный хор

Ставя перед собой задачу создать хор, следует прежде всего определить, что это будет за коллектив, какой контингент учащихся в возрастном и количественном отношении он будет охватывать в настоящее вре...

Создаем школьную службу примирения

Решать конфликты не кулаками, не оскорблениями, а мирным путем, путем переговоров надо учить с раннего детства. С этой целью во многих школах России уже организуются ШСП – или медиации. Мы предлагаем ...

Создаем школьный музей.

Ура! Мы наконец-то торжественно открыли наш музей! Музей имени академика Литвинова, ученого, имя которого присвоено нашей школе!...