Урал - "каменный пояс" земли Русской
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Будникова Екатерина Тимуровна

Цели урока:

·         Образовательные – познакомить учащихся с уникальностью  ПТК Урала и сравнить его с Кавказом.

·         Развивающие – продолжить развитие умения определения географического положения; совершенствовать обобщенный картографический приём чтения условных знаков.

·         Воспитательные– формировать интерес к изучаемой теме; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие с применением компьютера.

Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, эвристическая беседа, сообщения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме "Урал — каменный пояс земли Русской"

Цели урока:

  • Образовательные – познакомить учащихся с уникальностью  ПТК Урала и сравнить его с Кавказом.
  • Развивающие – продолжить развитие умения определения географического положения; совершенствовать обобщенный картографический приём чтения условных знаков.
  • Воспитательные– формировать интерес к изучаемой теме; экологическое мышление; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, изучение нового материала.

Вид урока: урок-путешествие с применением компьютера.

Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, эвристическая беседа, сообщения

Средства обучения: атласы,   слайды, компьютер , интерактивная доска.

Понятия: Урал, названия минералов и горных пород.

Номенклатура: Месторождения железных руд – Магнитогорское, Качканорское, медных руд – Красноуральское, Гайское, золота – Березовское, асбест – Баженовское, соли – Верхнекамское, Соль-Илецкое, нефть – Ишембайский.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы:
3.1 .Географическое положение
3.2. Рельеф, геологическое развитие
3.3. Климат 
3.4. Внутренние воды
3.5. Природные ресурсы
4. Закрепление и вывод.
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Кроссворд. Определить ключевое слово (Уральские горы).

(Слайд 1)

3. Изучение новой темы

В вашей цепочке знаний звено о горах Кавказа уже имеется (Слайд 2 – изображение цепочки). Продолжим изучение гор. “Лучше гор могут быть только горы…” – эпиграф сегодняшнего урока. Тема: “Урал – каменный пояс Русской земли”.Давайте запишем тему в свои рабочие тетради. И целью нашего урока будет  Познакомиться с уникальностью ПТК Урала. Поговорить об особенность ГП, происхождения Уральских гор.(Слайд 3 – тема урока).
Учитель: Ребята, что вы знаете об Урале? (Горная странаграница между Европой и Азией) (Слайд 5).

И первое, о чем мы с вами должны поговорить, о происхождении названия данного Природно-территориального комплекса. И поподробнее об этом нам расскажет Даша Куртина.

1. Название горы.  

Даша: У античных авторов эти горы именовались Рифейскими, , арабы – Мургаром.  “Каменный пояс Русской земли” – так называли Урал до 18 века. Сами обитатели гор именовали их “Камнем” и “Земным поясом”.  Название Урал впервые появляется в работах русского историка и географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия. Что же означает это слово: “Ур” по мансийски, а “урэ” по эвенкийски означает “гора”, по тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради). Урал, который имеет длину 2000 км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.

УЧИТЕЛЬ: спасибо, Даша. Добавлю, что название "Урал" появляется только в XVII в. в работах выдающегося государственного деятеля, историка, географа В.Н.Татищева. В переводе с тюркского языка Урал означает "пояс", " золотой шов"

(В городах, основанных Татищевым, созданы памятники этому интересному человеку - сподвижнику Петра I (показ памятников)

Уникальность географического положения Урала отмечают многие ученые-исследователи, путешественники:

известный геолог профессор Московского университета Г. Е. Щуровский в середине прошлого века отметил: "Уральский хребет по своему географическому положению представляет необыкновенное явление. Это отдельная стена, длинная и узкая, возрастающая посреди обширных равнин, непосредственно прилегающих к его подошве"

Известный журналист Леонид Парфёнов по идее писателя Алексея Иванова создал новый фильм об Урале. О значении Урала в рекламе фильма сказано:

"Урал - всегда место встречи: Европы с Азией, Руси с Сибирью, христианства с исламом и язычеством, славян с тюрками и финно-уграми. Здесь контакт двух явлений неизменно порождает третье, получившееся из первых двух. Такова "уральская матрица"

Давайте поподробнее поговорим о  географическим  положении  Урала.

2. Определяем географическое положение Уральских гор. Для этого вспомним план определения географического положения. (Работа учащихся с атласами и интерактивной картой)
1) На каком  материке и в какой его  части находятся?
2) В  каком  направлении вытянута Уральские горы?

3) Какова протяженность данной формы рельефа?

4) Определить наибольшие и преобладающие высоты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ!!!!!!

  • Уральские горы протянулись от побережья арктического Карского моря до степей Казахстана вдоль 60°в.д.
  • Протяжённость Уральских гор с юга на север 2 тысячи километров, а с запада на восток от 50 до 150 километров.
  • С запада к Уралу подходит Русская равнина, а с востока – Западно-Сибирская равнина. Урал – граница между Европой и Азией.
  • Уральские горы сравнительно невысоки: всего лишь несколько вершин достигают высоты 1,5 тысяч метров над уровнем моря, а самая высокая из них (гора Народная) – 1895 метров.

(запишите  в  тетрадь)

3. Рельеф и геологическое развитие .

. Тектоническое строение.

Переходим к следующему блоку.

Откройте тектоническую карту в атласах. На карточке № 2 дан профиль тектонического строения Уральских гор от В.-Европейской равнины до З.-Сибирской. Используя карту атласа подпишите названия тектонических областей. Обсудите задание в группах и приступайте к работе. (Дается слово нескольким группам для проверки работы.).

- А теперь давайте проверим.

Вывод: какая складчатость лежит в основании Уральских гор? 1 группа

Части каких платформ заходят на территорию района?  2 группа

С чем связан горный рельеф данной формы рельефа?  3 группа

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ!!!!!! Урал находится между двумя тектоническими структурами: Русской … и Западно-Сибирской … 
Урал был образован в древнем палеозое – в герцинском периоде, в мезозое почти полностью был разрушен. В неогене – четвертичное время отдельные блоки были подняты. Потом опять выветривание. Разрушение гор раскрывало богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки.

Уральские горы образовались в эпоху герцинской складчатости палеозойской эры, поэтому они древние. Но в последующие годы - мезозойскую и кайнозойскую эры они разрушались и были почти разрушены. В эпоху альпийской складчатости кайнозойской эры горы испытывали глыбовые вертикальные движения. Так горы возродились и стали складчато-глыбовыми.

От Русской платформы горы отделены краевым прогибом. Западные склоны сложены осадочными породами, а водораздельный хребет и восточные склоны - магматическими и метаморфическими породами.

(Рассказ учителя) (Слайд 8)

В связи со сложной геологической историей Урала и сформировалось такое разнообразие полезных ископаемых. Основное богатство Урала - руды металлов: железа, никеля, хрома, меди, цинка, серебра, золота и т.д.

Об этом  очень  хорошо  написал Н. Заболоцкий в свом стихотворении «Урал»

":В тот день она рассказывала детям 
О нашей родине. И в глубину времен, 
К прошедшим навсегда тысячелетьям 
Был взор ее духовный устремлен. 
И дети видели, как в глубине веков, 
Образовавшись в огненном металле, 
Платформы двух земных материков 
Средь раскаленных лав затвердевали. 
В огне и буре плавала Сибирь, 
Европа двигала свое большое тело, 
И солнце, как огромный нетопырь, 
Сквозь желтый пар таинственно глядело. 
И вдруг, подобно льдинам в ледоход, 
Материки столкнулись. В небосвод 
Метнулся камень, образуя скалы; 
Расплавы звонких руд вонзились в интервалы 
И трещины пород; подземные пары, 
Как змеи, извиваясь меж камнями, 
Пустоты скал наполнили огнями 
Чудесных самоцветов. Все дары 
Блистательной таблицы элементов 
Здесь улеглись для наших инструментов 
И затвердели. Так возник Урал".

Большинство рудных ископаемых добывается на восточном склоне.

Давайте по карте познакомимся с основными месторождениями. (по одному будут выходить к карте и будут с помощью магниток и усл.обозначений показывать месторождения по группам)

Месторождения железных руд: Магнитогорское, Высокогорское, Качканарское, Бакальское, Халиловское.

Месторождения медных руд: Красноуральское, Гайское, Сибаевское.

Месторождение золота: Березовское.

Так же добывают бокситы, марганец, на Северном и Среднем Урале - платину.

В Предуралье и в краевом прогибе есть месторождения нерудных полезных ископаемых: асбеста - Баженовское; калийных и каменной солей- Верхнекамское, Соль-Илецкое, Усольское; нефти - Ишимбай; алмазов и каменного угля.

Славится Урал драгоценными и поделочными камнями: малахитом, яшмой, аметистами, изумрудами, горным хрусталем, александритом. (показать коллекцию самоцветов)

Далее делается вывод: Урал - один из уникальнейших районов России, богатый полезными ископаемыми, что связано с геологическим строением и историей формирования гор.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Природные ресурсы Урала

Советский поэт Александр Твардовский написал:

Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец…

ГП и рельеф влияют на разнообразие природных ресурсов.

Назовите виды природных ресурсов. Как вы думаете, какие из них есть на Урале?

- Много лесов на Северном Урале.

- Средний и южный Урал недостаточно обеспечены водными ресурсами. А почвенные и агроклиматические ресурсы этих частей Урала благоприятны для земледелия.

 (Слайд 12)

4. Мозговой штурм: Почему именно этот регион получил столь высокое звание: “Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?” (Выслушиваются мнения учеников)

Урал – подземная кладовая страны, здесь найдено около одной тысячи разновидностей минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых. 
Основное богатство Урала – руды, причем комплексные, с примесью титана, ванадия, никеля, хрома, а медные руды с примесью цинка, золота, серебра.
Северный Урал богат лесными ресурсами, Южный – почвенными, агроклиматическими, но здесь не хватает водных ресурсов. Урал богат рекреационными ресурсами. (Слайд 13)
Туристов привлекает не только красивые места, живописные озера, но и единственный Ильменский минералогический заповедник. 
(Презентация учащегося)

5. Выводы. Возвращение к цели урока. Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. И под конец нашего урока я хотела бы попросить вас еще немного поработать с контурной картой.
У вас на столах лежат листы а3. Фрагменты контурной карты.
Я попрошу вас собрать контурную карту Уральских гор, обозначить границы ПТК, подписать найдите 
основные части Уральских гор и отметьте на к.к. Найдите самую высокую вершину.

6. Рефлексия. Путешествие окончено. Оно вам понравилось? Что узнали?

7. Домашнее задание (слайд 15)

1. Прочитать параграф 37, отметить в контурных картах.
2. Составить кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Урал. Каменный пояс Русской земли"

Комбинированный урок и использованием развивающих технологий....

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал-каменный пояс Земли русской"

Конспект урока по географии в 8 классе на тему " Урал- каменный пояс Земли русской."...

конспект урока "Урал - каменный пояс Русской земли"

Конспект урока географии "Урал - каменный пояс Русской земли" для 8 класса...

Урал -"каменный пояс земли Русской"

Ответьте на вопросы кроссворда по теме "Урал - "каменный пояс земли Русской"...

Урал- "каменный пояс" русской земли

Урал- "каменный пояс" русской земли...

ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ ЮЖНОГО УРАЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ: ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Аннотация: В статье представлен дидактический материал по лингвистическому краеведению, который нашёл своё применение в процессе реализации регионального компонента в преподавании русского языка в ко...