Рабочая программа по географии на ступень обучения 10-11 классы
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Лобанова Екатерина Геннадьевна

Рабочая программа по географии составлена на курс 10-11 класса с учетом всех общеобразовательных требований. Вид контроля учащихся представлен практическими работами и тестированиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_kl.docx71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 73»

Рассмотрена

на заседании

Методического совета

МОУ «СОШ №  73»

Протокол № ____

от «___»_________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ №  73»

_____________/______________/

ФИО

 «____»____________200___г.

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ № 73»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ______

от «_____»_______200___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

(название предмета)

в 10-11 классах 

(класс или уровень обучения)

Лобановой Екатерины Геннадьевны, (без категории)

(Фамилия Имя Отчество, квалификационная категория разработчиков)

2015

(учебный год или год разработки Программы)


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
  • развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
  • вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.  

Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов,  которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов.  Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит из введения и 8 разделов: «Современная политическая карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира»,  «Современные глобальные проблемы человечества».



Календарно – тематическое планирование

по предмету «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока,

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Виды контроля

Д/З

Дата

план

факт

Введение – 1 час

1

Методы географических исследований

Положение географии в системе наук. Географическая карта – особый источник информации. Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно - координированных географических данных.

Знать/понимать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам  информации;

Географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических  объектов, процессов и явлений.

Раздел 1. Политическая карта мира  - 4 часа.

2

Многообразие стран

Политическая карта мира, изменения на ней в новейшее время. Многообразие стран современного мира, их основные группы. Государственный строй стран, формы правления. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль России в современном мире.

Знать/понимать: основные географические понятия и термины.

Пр.р. №1. Типы стран современного мира

3

Международные отношения и политическая карта

4

Государственный строй

5

Политическая география

Пр.р. №2: Характеристика ПГП страны

Раздел 2. Природа и человек в современном мире. – 6 часов

6

Взаимодействие природы и общества

Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами.

Особенности использования разных видов природных ресурсов. Рационально е и нерациональное природопользование. Причины и последствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.

Знать/понимать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов; процессов и явлений;

Оценивать и объяснять: Ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Пр.р. №3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

7

Минеральные и земельные ресурсы

8

Водные и биологические ресурсы

9

Ресурсы Мирового океана

10

Загрязнение окружающей среды

11

Географическое ресурсоведение и геоэкология

Тестирование 1

Раздел 3. Население мира – 7 часов.

12

Численность и воспроизводство населения

Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи.  География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

Знать/понимать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику;

различия в уровне и качестве жизни населении, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации

Уметь: определять и сравнивать  по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов,  процессов и явлений;

Оценивать и объяснять демографическую ситуации, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения

13

Типы воспроизводств населения

14

Структура населения

Пр.р. №4: Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения

15

Этнический и религиозный состав населения

16

Размещение и миграции населения

17

Городское население

18

Сельское население

Тестирование 2

Раздел 4.  НТР и мировое хозяйство – 6 часов.

19

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция. Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством.

Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отр.

Оценивать территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

20

Производство и управление

21

Современное мировое хозяйство

22

Отраслевая структура мирового хозяйства

23

Территориальная структура мирового хозяйства

24

Факторы размещения.

Тестирование 3

Раздел 5.  География мирового хозяйства – 11 часов.

25

ТЭК. Электроэнергетика

Мировое хозяйство и этапы его развития. Основные центры мирового хозяйства

Международное географическое  разделение труда.

Экономическая интеграция. Интеграционные группировки.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства, основные промышленные и сельскохозяйственные районы.

География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.

География внешней торговли.

Виды международных экономических отношений.

Россия в мировой экономике.

Знать: Географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства , размещения его основных отраслей.

Оценивать и объяснять:

территориальную концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять: разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально- экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.

26

Горнодобывающая промышленность

27

Металлургия, машиностроение, химическая промышленность

28

Лесная и деревообрабатывающая промышленность

Пр.р. №5: Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности

29

Особенности с/х и рыболовства

30

География растениеводства

31

География животноводства

Пр.р. №6: Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур.

32

География транспорта

33

Водный и воздушный транспорт

34

Всемирные экономические отношения

35

Повторение

Тестирование 4


Календарно – тематическое планирование

по предмету «Экономическая и социальная география мира» для 11 класса

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока,

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Виды контроля

Д/З

Дата

план

факт

Введение (1 час).

1

Понятие о географическом регионе

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.

Раздел 1. Региональная характеристика мира (31)

Тема 1. Зарубежная Европа (6 часов)

2

Географическая картина Зарубежной Европы

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику

3

Население Зарубежной Европы

4

Хозяйство Зарубежной Европы

Пр.раб №1. Составление экономико-географического обоснования размещения двух-трёх отраслей промышленности в одной из стран.

5

Транспорт

6

Географический рисунок расселения и хозяйства

7

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

Тестирование 1

Тема 2. Зарубежная Азия (9 часов)

8

Географическая картина Зарубежной Азии

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Азии;

9

Население Зарубежной Азии

10

Хозяйство Зарубежной Азии

11

Субрегионы Зарубежной Азии

12

Хозяйство Китая

Пр.раб №2 Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Объяснение причин.

13

Япония. Значение Токио

14

Хозяйство Японии

15

Хозяйство Индии

16

Обобщение по теме «Зарубежная Азия»

Тестирование 2

Тема 3. Австралия и Океания (1час)

17

Географическая картина Австралии и Океании.

Пр.раб №3. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.

Тема 4. Африка (4 часа)

18

Географическая картина Африки

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения,природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Африки;

19

Хозяйство Африки

20

Деление Африки на субрегионы

21

ЮАР

Пр.раб №4Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.

Тема 5. Северная Америка (7 часа)

22

Географическая картина Северной Америки

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения,природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Северной Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Северной Америки.

23

США

24

Хозяйство США

25

Промышленность США

Пр.раб № 5. Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем.

26

Макрорегионы США

27

Канада

28

Зачёт  по теме «Северная Америка»

Тема 6 «Латинская Америка» (4)

29

Географическая картина Латинской Америки

Бразилия – тропический гигант.

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; составлять комплексную географическую характеристику стран Латинской Америки.

30

Население Латинской Америки

31

Хозяйство Латинской Америки

Пр.раб № 6.Составление программы освоения новой территории (Амазонии или др.) с перспективой её экономического развития в 21в.

32

Бразилия

Тестирование 3

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

33

Понятие о глобальных проблемах человечества

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая сырьевая, демографическая продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле

Сопоставлять географические карты различной тематики; уметь находить применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета

34

Глобальные прогнозы

Заключение. Мир в XXI в. (1 час)

35

Итоговый урок. Мир в XXI века


Содержание тем учебного курса

Курс «Экономическая и социальная география мира» рассчитан на 35 ч (из расчета 1 академический час в неделю) для изучения в 10 классе общеобразовательной школы. Он предназначен для изучения современной политической карты, географии природных ресурсов, населения, НТР и отраслей мирового хозяйства.

10 класс

Учебно-тематический план

Тема

Наименование урока

Количество часов

Практические работы

Тестирования

Введение (1)

Введение. Методы географических исследований.

1

1. Политическая карта мира (4)

Многообразие стран современного мира.

1

1

Международные отношения и политическая карта мира.

1

Государственный строй стран мира.

1

Политическая география.

1

1

2. Природа и человек в современном мире (6)

Взаимодействие природы и общества.

1

1

Минеральные и земельные ресурсы.

1

Водные ресурсы суши, биологические ресурсы.

1

Ресурсы Мирового океана

1

Загрязнение окружающей среды.

1

Географическое ресурсоведение и геоэкология.

1

1

3. Население мира (7)

Численность и воспроизводство населения.

1

Типы воспроизводств населения

1

1

Структура населения

1

1

Этнический и религиозный состав населения.

1

1

Размещение и миграции населения.

1

Городское население. Урбанизация.

1

Сельское население.

1

1

4.  НТР и мировое хозяйство (6)

Научно-техническая революция

1

Производство и управление.

1

Современное мировое хозяйство

1

Отраслевая структура мирового хозяйства

1

Территориальная структура мирового хозяйства

1

Факторы размещения.

1

1

5. География мирового хозяйства (11)

География промышленности. ТЭК.

1

Электроэнергетика. Горнодобывающая промышленность.

1

Металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

1

Лесная и деревообрабатывающая промышленность.

1

1

Особенности с/х и рыболовства.

«Зеленая революция»

1

География растениеводства.

1

География животноводства.

1

1

География транспорта.

Сухопутный транспорт.

1

Водный и воздушный транспорт.

Транспорт и окружающая среда.

1

Всемирные экономические отношения.

1

1

Повторение

1

1

Всего часов

35

Введение (1 час)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения.   Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.  Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Практическая  работа: Анализ карт различной тематики.

Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

 Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.  

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации: ООН, ОБСЕ, ЛАГ, ОАГ, НАТО. Страны - члены НАТО. Движение Неприсоединения. Неприсоединившиеся и нейтральные страны. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.

Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света. Сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет».

Практические работы: 1. Типы стран современного мира. 2. Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)

Раздел 2. Природа и человек в современном мире  (6 часов)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира.  Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практическая работа: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Творческое задание: проект «Загрязнение Мирового океана»

Раздел 3.  Население мира (7часов)

Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.  

 Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.  

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы: 1.Объяснение  процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.             2. Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения.                 3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

Творческое задание: проект «Продовольственные проблемы человечества»

Раздел 4. НТР и  мировое хозяйство (6 часов)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период  НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.  Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Раздел 5. География мирового хозяйства (11 часов)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Практические работы: 1. Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности. 2. Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур. 3. Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих географию ВЭО.

Творческое задание: проект «География транспорта».

11 класс

Учебно-тематический план

Тема

Наименование урока

Количество часов

Практические работы

Тестирования

Введение (1 час)

Понятие о географическом регионе.

1

Раздел 1. Региональная характеристика мира (31)

Тема 1. Зарубежная Европа (6 часов)

Географическая картина Зарубежной Европы.

1

Население Зарубежной Европы.

1

1

Хозяйство Зарубежной Европы.

1

1

Транспорт. Отрасли непроизводственной сферы

1

Географический рисунок расселения и хозяйства.

1

1

Субрегионы и страны Зарубежной Европы.

1

1

Тема 2. Зарубежная Азия (9 часов)

Географическая картина Зарубежной Азии.

1

Население Зарубежной Азии.

1

Хозяйство Зарубежной Азии.

1

Субрегионы Зарубежной Азии

1

Хозяйство Китая

1

1

Япония

1

Хозяйство Японии

1

1

Хозяйство Индии

1

1

Обобщение по теме «Зарубежная Азия»

1

1

Тема 3. Австралия и Океания (1час)

Географическая картина Австралии и Океании.

1

1

Тема 4. Африка (4 часа)

Географическая картина Африки.

1

Хозяйство Африки

1

Деление Африки на субрегионы

1

ЮАР

1

1

Тема 5. Северная Америка (7 часа)

Географическая картина Северной Америки

1

США

1

Хозяйство США

1

Промышленность США

1

1

Макрорегионы США.

1

1

Канада

1

Зачёт  по теме «Северная Америка»

1

Тема 6. Латинская Америка (4 часа)

Географическая картина Латинской Америки.

1

Население Латинской Америки.

1

Хозяйство Латинской Америки.

1

1

Бразилия – тропический гигант.

1

1

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах человечества.

1

1

Глобальные прогнозы

1

Заключение. Мир в XXI в. (1 час)

Итоговый урок. Мир в XXI века

1

Всего часов

35

Введение (1 час).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира.

Раздел 1. Региональная характеристика мира (31 час)

Зарубежная Европа. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран

Практические работы: Характеристика проблем природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы; Составление экономико-географического обоснования размещения двух-трёх отраслей промышленности в одной из стран; Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «Большой семерки»

Зарубежная Азия. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Практические работы: Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Объяснение причин; Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии; Оценка предпосылок для развития промышленности и хозяйства Индии.

Австралия и Океания. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Практические работы: Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза.

Африка. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Практические работы: Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития.

Северная Америка. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Практические работы: Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем; Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности быта и жизни людей.

Латинская Америка. Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Практические работы: Составление программы освоения новой территории (Амазонии или др.) с перспективой её экономического развития в 21в.

Раздел 2. Глобальные проблемы человечества (2 часа)

Глобальные проблемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая сырьевая, демографическая продовольственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле

Заключение. Мир в XXI в. (1 час)

Практические работы: разработка проекта решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других (известных учащимся) областях научных знаний.


Требования к уровню подготовки учащихся, учащихся по данной программе 

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;      
  • традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования; геоинформационные системы (ГИСы)  и др.;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения  и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
  •  численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  • различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;
  • основные направления внешних и внутренних миграций;
  • проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;
  • географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;
  • географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
  • прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Перечень учебно-методического обеспечения

Состав УМК:

(для обучающего)

  1. Максаковский В.П.  Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и  социальная география мира». М.: Просвещение, 2010.
  2. Атлас по географии. 10 класс. Изд-во «ДИК» при участии ООО «Дрофа».2011.
  3. Контурные карты по географии. 10 класс. Изд-во «ДИК» при участии ООО «Дрофа».2011.

(для учителя)

  1. Баранчиков Е.В. –Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс.  – М.: Экзамен, 2006.
  2. Ануфриева О.И. Поурочные планы по уч. В.П. Максаковского (в 2 ч.) - Волгоград: Учитель, 2004.
  3. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 10 класс. М.: ВАКО, 2013. 320 с.
  4. Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д.  Поурочные разработки. 10-11 кл.: пособие для учителей ОУ – Просвещение, 2009 (Полярная звезда)

Список литературы

  1. Максаковский В.П.  Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений: «Экономическая и  социальная география мира». М.: Просвещение, 2011.
  2. Географическая энциклопедия:  Страны мира.
  3. Экономическая и социальная география мира: 10 класс.  Атлас. - М.: Картография, 2013.
  4. Страны мира (справочные сведения + таблицы).
  5. Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.
  6. Баранчиков Е.В. –Тесты к учебнику В.П. Максаковского, 10 класс.  – М.: Экзамен, 2006.
  7. Сиротин В.И. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации - М.: Дрофа, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике средней ступени обучения

Рабочая программа  по  информатике для 11 класса разработана на основе:Программы курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» общеобразовательного курса (профильный уровен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Ступень обучения - 5- 9 класс ФГОС основного общего образования Количество часов 510 ч (3 урока в неделю) базовый (базовый, профильный)

1. Пояснительная записка.  Рабочая программа по  физической культуре  для 5 - 9 классов разработана на основе:- Примерной программы по физической культуре 5-9 классы. В.И. Ляз, А.А, Зда...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 5-9 классы(ФГОС)

В программе реализуются идеи формирования географической культуры, обучения школьников географическому языку и использованию различных источников географической информации-системы спутниковой информац...

Рабочая программа по географии на ступень обучения 7-9 классы

Планирование курса по географии для 7-9 классов составлено на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы ...

Рабочая программа по географии (8 вид обучения) 9 класс

В содержании программы выделены два основных блока:1.Общая географическая характеристика России (история исследования и освоения России, ее природа, население, ресурсы и народное хозяйство).2.Характер...

Рабочая программа по биологии на ступень обучения (ФГОС, 5-9 классы).

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС по УМК Пасечника (линия "Вертикаль")....

Рабочая программа внеурочной деятельности "По ступеням финансовой грамотности" (7 класс)

Согласно федеральным государственным образовательным стандартам в начальной, основной и старшей школе экономическое образование реализуется как составляющая базовых учебных предметов и как одно из нап...