Конспект урока по географии «Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Красикова Екатерина Олеговна

                     Цели  : -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,

              - расширить и закрепить знания о взаимодействии компонентов, показать закономерность их сочетания,

                        - изучить особенности природных зон: арктических пустынь, тундры и лесотундры,

              - развивать умения учащихся пользоваться тематическими картами как источником информации для характеристики природных зон,

               - продолжить формирование эстетического и нравственного отношения к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам рационального использования ресурсов каждой зоны,

               - развивать общегеографические и общеучебные умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1803.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры.»

Цели: -  систематизировать и углубить знания о природной зоне как природного комплекса,

              - расширить и закрепить знания о взаимодействии компонентов, показать закономерность их сочетания,

              - изучить особенности природных зон: арктических пустынь, тундры и лесотундры,

              - развивать умения учащихся пользоваться тематическими картами как источником информации для характеристики природных зон,

              - продолжить формирование эстетического и нравственного отношения к природе, чувства ответственности и личной сопричастности проблемам рационального использования ресурсов каждой зоны,

           - развивать общегеографические и общеучебные умения.

Знать: характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы.

Уметь: составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников.

Оборудование: настенные карты  природных зон России и климатическая карта, атласы для 8 класса.

Ход урока:

     1. Организационный момент – 1-2 мин.

Проверка готовности к уроку, постановка целей и задач урока, мотивация учения.

     2.     ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ ТЕМЫ

1.Что называется ПТК?

2. Какое значение имеет учение ландшафтоведение?

3.  Какие крупные ПТК выделяют на территории России?

4. Из каких компонентов природы состоит ПК моря?

5.Какие ПК называются антропогенными. Приведите примеры.

Ответы на вопросы

1.ПТК – это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определённой территории

2. Оно имеет большое практическое значение для различных видов хозяйственной деятельности человека. Без знания особенностей того или иного ПК не может быть и речи о рациональном использовании, охране и улучшении природной среды.

3. Локальный уровень – фация (луг, болото); региональный уровень (ПЗ и области); глобальный (географическая оболочка)

4. Подстилающая поверхность, вода, растительный и животный мир

5. Это ПК, изменённые в результате хозяйственной деятельности человека. Промышленные, водные, городские, сельскохозяйственные, лесные

     3. Введение нового материала с сопутствующим закреплением –

      Записываем в тетрадь план изучения природной зоны.

  1. ГП и природные рубежи.
  2. Своеобразие природной зоны, отличие от других зон (климат, почвы, растительный и

животный мир).

  1. Природные ресурсы и их влияние на развитие общества.
  2. Деятельность человека.

Задание по рядам:

- с помощью карт атласа и текста учебника охарактеризовать природную зону: I ряд – арктических пустынь, II ряд – тундры, III ряд – лесотундры    

Обмен информацией.

Презентация.

Заполнение таблицы

Природная

зона

Географичес

кое положение

Климатические

условия

Раститель

ность

почвы

животный мир

арктические пустыни

тундра

лесотундра

Дополнительный материал.

     Арктическая пустыня распространена на крайнем Севере занимает острова Арктики: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля. Полярная ночь на земле Франца Иосифа длится более 4 месяцев. Это настоящая ледяная, полярная страна. В полярную ночь на небе сияет холодная Луна. Все живое улетело отсюда на юг, либо улеглось в спячку. Весной распускаются среди камней у края ледников цветы. Они без запаха, но красивее нежных венчиков, этих неприхотливых растений, нет ничего на свете. Полярная пурга — страшна и жестока, она заставляет прижиматься к земле, поток комочков снежной пыли прерывает дыхание. Весной потоки талой воды несутся к берегу в море. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах свободных ото льда. Самым крупным хищником Арктики является белый медведь. Он не любит тепла... Толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Самцы не залегают в спячку, это делают только самки. Медведицы находятся в берлоге из снега всю зимнюю спячку. В ноябре-декабре у них рождаются медвежата, чаще два. К весне детишки подрастают, и, как только наступают светлые дни, медведица разрывает свою берлогу и выходит вместе с малышами. Живут белые медведи 30-40 лет. Белые медведи — хитрые и коварные охотники. У них отличное обоняние. Растительность состоит из лишайников (100 видов), мхов (80 видов), цветковых растений (37 видов). Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок. Весна и лето, настолько короткие, что некоторые растения начинают оживать прямо под снегом, а от ветров жмутся к земле, образуя формы подушек.

     Тундра расположена над мерзлыми грунтами, которые оттаивают летом лишь на 0,5-2 м. Вечная мерзлота охлаждает почву, а, значит, и воздух. Почвообразование замедлено. Вечная мерзлота сохраняется из-за тонкого снежного покрова, который к тому же выдувают сильные ветры с более возвышенных участков. Низкие температуры зимой способствуют промерзанию почвы, а короткое лето не позволяет почве оттаять на значительную глубину. Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народа саами означает «сопки» - невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Тундра красива дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становится желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья березки, и ивы. Карликовые березка и ива ведут себя так же, как и их «сестры» - береза и ива в лесной зоне России. «Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15-30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые. В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья невысоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10-15 см ствол голый.

В пограничной полосе между тундровыми и лесными типами растительности размещается лесотундра. В лесотундре встречаются одновременно лесные и тундровые растения. Леса своеобразны. Это светлые редколесья, в которых деревья отстоят одно от другого на большом расстоянии. Корневая система их сосредоточена в самом верхнем слое почвы. Лесотундра широко используется в качестве зимних пастбищ для северного оленя.  

Дополнительные вопросы:

- Какие компоненты взаимосвязаны в природной зоне?

- Почему на Земле существуют природные зоны?

- Почему лесотундру называют переходной зоной?

- Почему тундра безлесная?

- Почему в тундре так много озер и болот, хотя осадков выпадает немного?

     5. Окончание урока – 1-2 мин.   

Подведение итогов урока, выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Арктические пустыни, тундра, лесотундра"

Тестовое задание к уроку географии в 8 классе....

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Урок на тему с использованием ЭОР....

Анализ урока географии на тему «Природа Арктики. Арктическая пустыня. Тундра».

Цели и задачи урока:1.Познакомить учащихся с климатическими условиями арктической зоны, тундры.2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.3. Показать влияние д...

Технологическая карта урока географии "Природа арктических пустынь, тундры и лесотундры"

Представлена технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Материалы к уроку "Природа арктических пустынь_тундры и лесотундры"

в презентации ppt содержится дополнительный иллюстративный материал к уроку...

«Арктические пустыни, тундра, лесотундра»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КИНОУРОКА (УРОК В ШКОЛЕ) НА МАТЕРИАЛЕ ФИЛЬМА «ДЫХАНИЕ ТУНДРЫ» РЕЖИССЕРА МИХАИЛА ГОРОБЧУКА...