МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
методическая разработка по географии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Варламова Людмила Николаевна

   На занятиях применяю различные приемы, которые не дают ребенку быть пассивным наблюдателем. Урок всегда во всех классах начинаю с «разминки», вопросов повышенной трудности на логику, сообразительность, знание географической номенклатуры, которые быстро организуют класс и нацеливают на работу мысли. Первый ответивший, получает пятерку. Это повышает самооценку ребёнка, тренирует быстроту его реакции.

В середине урока в младших классах (до восьмого) провожу «интеллектуальную паузу» на 2-3 минуты, она дает возможность снять статическое напряжение, так как предполагает не только ответ на интересный вопрос, переключение внимания, но и динамическую разрядку. Разработано несколько вариантов таких «интеллектуальных пауз». Хочу поделиться наработками со своими коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_zanyatiyah_primenyayu_razlichnye_priemy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

    На занятиях применяю различные приемы, которые не дают ребенку быть пассивным наблюдателем. Урок всегда во всех классах начинаю с «разминки», вопросов повышенной трудности на логику, сообразительность, знание географической номенклатуры, которые быстро организуют класс и нацеливают на работу мысли. Первый ответивший, получает пятерку. Это повышает самооценку ребёнка, тренирует быстроту его реакции.

В середине урока в младших классах (до восьмого) провожу «интеллектуальную паузу» на 2-3 минуты, она дает возможность снять статическое напряжение, так как предполагает не только ответ на интересный вопрос, переключение внимания, но и динамическую разрядку.

     Разработано несколько вариантов таких «интеллектуальных пауз». Это происходит следующим образом: прошу класс встать, на сложенной вдвое плотной бумаге (конверте) написан короткий вопрос (например, в 8-ом классе «Самый высокий вулкан России?») К доске выходит выбранный ученик и встаёт спиной к классу. В это время пускаю по рядам «конверт» с вопросом. Примерно через полминуты ученик у доски, считая про себя до 5-10, говорит: «Стоп». Тот, из класса, у кого окажется конверт, читает вопрос и старается быстро (на счет 1,2,3) на него ответить. Если это ему не удаётся, за него может ответить ученик, стоящий у доски. Таким образом, у кого-то из двух, есть возможность получить пятёрку. «Конверт» может содержать не только вопрос, но и задание показать на карте какой-либо объект.   Все эти формы способствуют накоплению оценок, тренируют быстроту реакции, вызывают интерес к предмету, расширяют кругозор, активизируют ребенка.

      Главную задачу, как педагога, наряду с обеспечением качества знаний вижу в том, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы никто из них не оставался без внимания и как можно шире раскрыл свои возможности и таланты, и  все лучшие человеческие качества.

   Привожу не большое количество примеров вопросов «разминок» в разных классах:

6-ой класс:

  • Какой минерал состоит из остатков морских животных, живших миллионы лет назад? (Мел);
  • За какими линиями  на земном шаре можно наблюдать полярный день и полярную ночь? (Северный полярный круг)
  • Когда солнце бывает в зените у нас в Санкт-Петербурге?  (Никогда);
  • Назовите самый короткий день в году для жителей Аргентины. (22 июня);
  • Назовите направление, если азимут равен 3150. (ССЗ);
  • Какой пролив разделяет два материка, две страны, соединяет два океана, два моря? (Берингов пролив);
  • Почему город Рейкьявик считается самой чистой столицей в мире? (Потому что нет ТЭС, загрязняющих атмосферу).

7-ой класс:

  • Назовите три государства, лежащие в двух частях света: в Европе и Азии. (Россия, Казахстан, Турция);
  • Высшая точка этой старой горной системы в нашей стране 1895 метров? (Урал);
  • На территории, какой страны находятся два самых известных вулкана Везувий и Этна? (Италия);
  • 17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» достиг точки, о достижении которой мечтали многие отважные путешественники Ф.Нансен, Р. Амундсен, Г.Седов и другие? (Северный полюс);
  • Это государство называют «Страна тысячи озёр»? (Финляндия);
  • В каком полушарии, западном или восточном, лежит большая часть Западной Европы? (в восточном);
  • Этот город-миллионер на кельтском языке называют «Бале-Аха-Клеах» (Город над чёрной водой). В городе находится собор Сент-Патрик, в 17-м веке его деканом был Д.Свифт? (Дублин);
  • «Мистраль», «Сирокко», «Самум» - это?  (Ветры);
  • Какая страна гордится памятниками своей старинной архитектуры, таких городов, как Бухара, Хива, Самарканд? (Узбекистан).

8-ой класс:

  • На этих островах похоронен руководитель первой и второй Северных (Камчатских) экспедиций (1725-1742 г.г.)? (Командорские острова, В.Беринг.);
  • К бассейну, какого моря относится река Ангара? (Карского);
  • Мунку-Сардык (3491 м.) - самая высокая вершина какой горной системы? (Восточный Саян), а какой Кызыл-Тайга (3121 м.)? (Западный Саян);
  • Что изучает наука «Спелеология»? (Пещеры);
  • Куда идёт из Санкт-Петербурга фирменный поезд дальнего следования «Янтарь»? (Калининград);
  • В состав, какого архипелага входят острова: Комсомолец, Октябрьской революции, Большевик (Северная земля);
  • Какая возвышенность (кряж) является водоразделом между бассейнами рек Печора и Мезень? (Тиманский);
  • Название этого озера ледникового происхождения совпадает с названием крупного полуострова? (Таймыр);
  • Какой остров России лежит в двух полушариях? (О.Врангеля);
  • Куда следует из Москвы фирменный поезд под названием «Баргузин»? (в г. Иркутск);
  • К какому природному явлению относят такие «Фёны», «Бора», «Горнодалинные»? (Ветры);
  • Куда следует из Москвы фирменный поезд под названием «Жигули»? (до Самары).

9-ый класс:

  • Назовите город на северо-западе нашей страны, ровесник Санкт-Петербурга, являющийся столицей республики. (Петрозаводск);
  • В мае 1995 года от землетрясения был полностью разрушен небольшой город Нефтегорск, его координаты: 530 С.Ш. , 1430 В.Д. В каком субъекте Федерации расположен этот город? (Сахалинская область);
  • Самым высоким водопадом в России, горными, порожистыми реками славится этот субъект Федерации. (Водопад Кивач(11 м.), Карелия). Ход ваших рассуждений.
  • Каких породистых животных выводил граф Орлов (фаворит Екатерины ḬḬ) в своём имении? (Орловские рысаки);
  • В какой город из Санкт-Петербурга следует скорый поезд под названием «Соловей» (г. Курск).
  • Куда из Москвы следует фирменный поезд «Атаман Платов»? (Ростов на Дону);
  • В 1912 году Владимир Русанов был послан русским правительством на судне «Геркулес» для разведки месторождений каменного угля и подготовке их к эксплуатации на этих островах. Назовите архипелаг. (Шпицберген);
  • В узком ущелье, какой горной системы построена 245-ти метровая платина самой мощной ГЭС России? (Западный Саян. Саяно-Шушенская ГЭС);
  • Найдите ошибку: На угле Подмосковного угольного бассейна работает металлургический комбинат в городе Липецке. ( Бурый уголь не используют в металлургии);
  • Продолжите этот ряд названий: Парамушир, Онекотан, Расшуа, Симушир. ( Уруп, Итуруп, Кунашир).
  • Город в Центральной России, название которому дано из-за мощных, 200 метров, меловых отложений мезозойского периода. (г. Белгород).

10-й – 11-й класс:

  • Островная часть Норвегии, которую русские поморы, охотившиеся там, на морского зверя называли Груманд? (Шпицберген);
  • Название этого островного средиземноморского государства произошло от названия химического элемента, обозначающего металл? (Кипр);
  • Что общего между странами: Марокко, Свазиленд и Лесото? (Африканские монархии);
  • Эту страну называют «Медный чайник»? (Чили);
  • В какой европейской стране находится, пользующийся мировой известностью музей живописи Прадо? (Испания, Мадрид);
  • Страна попала в книгу рекордов Гиннеса в номинации: дефицит женщин, мужчины составляют 67,2% от всего населения. (Катар);
  • Столица, какого государства стоит на реке Потомак? (США , Вашингтон);
  •  Какой стране принадлежит крупнейшая морская нефтедобывающая платформа «Тролль»? (Норвегия);
  • Какую страну в мире называют: Монтенегро, а мы её зовем ……..? (Черногория);
  • Боливия лишена выхода к морю, где базируется её ВМФ? (на озере Титикака);
  • Река Одер, является пограничной рекой между этими государствами? (Германия и Польша);
  • Чертополох является символом этой части европейской страны. (Шотландия, Великобритания).
  • За победу в каком соревновании вручают «Серебряного бедуина»? (Гонка Париж-Дакар).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом

Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....

Некоторые методические приёмы работы учащихся в парах и группах.

Достаточно много учителей, применяющих на уроках работу учащихся в парах и группах, сталкивались с проблемой результативности такой работы. Здесь речь идёт не об оценках, а о разнице планируемых и пол...

Мастер - класс на тему: "Методические приёмы работы над некоторыми мелодическими, гармоническими и ритмическими аспектами джазовой музыки"

Цели и задачи мастер - класса  состояли  в том, чтобы заинтересовать детей практической работой над достижением результатов в работе над структурными сложностями джазовых произведений и озна...

Методическая разработка "Методические приёмы работы с исторической картой в условиях реализации ФГОС". Сборник материалов из опыта работы.

В сборнике приведены примеры методических приёмов работы с картой на уроках истории. Приведённые в сборнике примеры заданий, включающие в себя работу с картой, разработаны в соответствии с ФГОС. Все п...

Методические приёмы работы с детьми, страдающими алалией

Начальные этапы работы с детьми, страдающими алалией...

Применение активных приёмов учебной работы на уроках географии для детей с нарушениями слуха

Цель исследования заключается в определении способов эффективного использования наглядности для развития познавательной активности учащихся....