Конспект урока по географии для учащихся с ОВЗ "План и масштаб"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

 Интегрированный урок,  ориентирован на  учащихся 6-х классов с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_i_masshtab_1.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Кировска»

План и масштаб

интегрированный урок

предмет: география, математика

6 класс

для детей с интеллектуальными

нарушениями

Составители:

Зинковец Надежда Александровна, учитель географии и биологии,

1 квалификационная категория

Здор Татьяна Николаевна,

учитель математики,

1 квалификационная категория

2016 г.

Пояснительная записка

Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор обучающихся с интеллектуальными нарушениями об окружающем мире.

Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мышления. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

Курс географии имеет много смежных тем с историей, естествознанием, с рисованием и черчением, с русским языком, с математикой и другими школьными предметами.

Математика в коррекционных классах для детей с интеллектуальными нарушениями является одним из основных учебных предметов.

Задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

  • дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся коррекционных классов и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
  • воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Большое внимание при этом уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании.

Интеграция предметов географии и математики обусловлена тем, что мышление обучающихся с интеллектуальными нарушениями зачастую конкретно, а подобные уроки позволяют им не только увидеть тесную взаимосвязь школьных предметов с жизнью, но и учат на практике использовать свои умения.

Цель урока: дать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие  о том,  как  используется план в практической деятельности человека.

Задачи урока:

  • Образовательная:  формировать умение читать различные записи масштаба, применять  понятие «масштаб» для определения  размера объектов по плану  и для составления плана крупных объектов, закрепление мер длины;                           
  • Воспитательная:    воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении измерительных и чертежных работ.
  • Коррекционно-развивающая:  развивать логическое мышление на основе перевода размеров объектов  необходимый масштаб; коррегировать пространственную ориентировку на основе упражнений в составлении плана объектов.                            

Словарная работа:  масштаб.

Тип урока: интегрированный (география, математика).

Возраст детей: 11 – 12 лет (6 класс)

Оборудование: 

  • Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, учебник географии для 6 кл.,
  • Т. М. Лифанова, рабочая тетрадь по географии,
  • презентация "План и масштаб";
  • Мультимедийное оборудование
  • сигнальные карточки (приложение 1),
  • ластики  прямоугольной формы по количеству учеников,
  • индивидуальные карточки (приложения 2, 3).

Ход урока.

I  Организационный момент. 

Сегодня на уроке географии мы будем использовать математические знания. А так как математика любит точность, давайте будем ей соответствовать и проверим принадлежности, необходимые для урока (учитель называет учебные принадлежности: учебник, рабочая  тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка, ластик, карточки для индивидуальной работы; ребята проверяют их наличие). Все на месте, начинаем урок.

II  Повторение изученного.

1. Фронтальный опрос.

- Что изучает география? (земную поверхность, природу, население и его хозяйственную деятельность)

- Какой раздел начали изучать? (План и карта)

- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Рисунок и план предмета)

- Посмотрите на слайд? (слайд 2).

- Что изображено на листе? (рисунок).

- Как изображаются предметы на рисунке? (так, как видим их перед собой или  сбоку).

- Выберите  из трех геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг) ту, которая является планом стакана?

- Что является  планом предмета? (вид предмета сверху).

Демонстрация  рисунков предметов (Слайд 3), учащиеся в ответ показывают  сигнальную карточку с  планом этого предмета (Приложение 1).

- Что я показывала? (рисунки предметов).

- Что показывали вы? (план предметов).

Рассмотрите  рисунок 72, стр. 71.

            - Какое изображение является рисунком, а какое планом?

  - Сравните рисунок и план. Чем они различаются?  (рисунок от плана    отличается тем, что на рисунке мы показываем  предметы так,   как мы их видим перед собой или сбоку, а на плане предметы изображены сверху).

          - Рассмотрите фото школы (Слайд 4), все ли на нем  можно увидеть?  (На фотографии школы  мы видим  то, что  находится на первом плане, а  что расположено сзади, мы не знаем, так как не видим местность позади здания).

  - Что нужно сделать, чтобы увидеть всю школу? (Для того чтобы увидеть всю школу, надо посмотреть на нее сверху с самолета,  а лучше сделать фотографию).

- Для чего нужен план?

2. Индивидуальная карточка (Приложение 2).

Вставьте  пропущенные слова в текст:

На рисунке предметы изображают так, как мы видим их ___________(перед собой или сбоку).

На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ________  (сверху).

III.  Сообщение теоретических сведений.

     Сегодня на уроке я расскажу вам об использовании плана в практической деятельности человека. Мы начнем учиться чертить план, а для этого нам пригодятся знания о мерах длины,  которые вы получили на уроках математики. Познакомимся с различными записями масштаба на плане.

Но прежде, чем перейти к изучению новой  темы проверим, как вы усвоили меры длины. Поставьте знак + в соответствующей графе таблицы. (Слайд № 5)

Высказывание

Да

Нет

Килограмм – единица длины.

+

3 м = 300 см.

+

2 м 64 см меньше, чем 300 см.

+

 Неверно, что  1 м = 10 дм.

+

Полкилометра меньше 560 м.

+

7 метров = 600см

+

1м = 100 см

+

2м = 190 см

+

 Сообщение темы урока «План и масштаб» (чтение темы несколькими учащимися с экрана, Слайд № 6).

- Что такое масштаб?

- Для чего люди используют масштаб?

- Можно ли изобразить большие предметы  в тетради, измерив их длину и ширину?

- Измерьте длину и ширину ученического стола. Можно ли его изобразить в тетради?

План нужен людям разных профессий. Пожарные имеют планы районов, городов, деревень, посёлков, служба газа — планы подземных газовых коммуникаций, служба водоканала — планы водопроводной и канализационной сетей. Есть планы у службы связи, у работников сельского хозяйства и лесников.

Имея на руках план-чертёж, можно решить, где строить новые города и посёлки, прокладывать линии электропередачи, телефонные кабели, трубы водопроводов и канализации, строить железные и шоссейные дороги,

Чертить план без точных измерений расстояний нельзя.

- Чем можно измерить размеры предметов, расстояние на местности?  (Линейкой, рулеткой, мерной лентой, шагами).  Расстояние на местности можно измерять специальными приборами.  

Чтобы сделать точный план, надо измерить  длину и ширину предметов, расстояния между ними.

Практическая работа, рабочая тетрадь стр. 56, №2.

У каждого ученика на парте лежит ластик прямоугольной формы. Ребятам предлагается самостоятельно начертить план ластика в тетради.   

- Что необходимо сделать, чтобы начертить план ластика в тетради? (Чтобы сделать точный план, надо измерить длину и ширину  ластика, построить прямоугольник с данными размерами, оказание помощи слабым ученикам).

- Сможете ли вы начертить план стола или шкафа так же, как план ластика? Почему?  (Прямоугольник такого размера  не уместится на листе бумаги)

Чтобы начертить большой предмет на листе бумаги, нужно уменьшить его размеры в одинаковое количество раз, то есть взять их в масштабе.

Что такое масштаб?

Формирование представление о масштабе 

Учитель:

- Берём лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной).

- Сгибаем его пополам. Что произошло с листом? (лист уменьшился в 2 раза. Сохранилась ли прямоугольная форма?)

- Ещё сгибаю пополам. Что произошло с листом? (уменьшился ещё. Во сколько раз? В 4 раза и т.д.)

- А изменилась ли форма? (форма осталось прежней)

- Вывод: Число, которое показывает, во сколько раз уменьшился предмет, при котором сохраняется форма, называется масштабом. Записывается так 1:2, 1: 4 и т.д.

Словарная работа. 

Откройте словарь и найдите определение  слова масштаб, прочитайте.

Масштаб — это число, которое показывает, во сколько раз расстояния на местности уменьшены при изображении их на плане. (Запись в рабочей  тетради, задание № 6, стр. 57)

Для того чтобы знать, во сколько раз уменьшены предметы и расстояния на чертеже по сравнению с действительными на местности, масштаб указывают в нижнем правом углу плана.

Его записывают:

Масштаб

1: 10

в 1см 100м

цифрами  1: 10

Говорят что масштаб чертежа  один  к десяти.

Это значит, что размеры уменьшены в 10 раз.

  1. цифра ми и словами  в 1см  100м 

Читается масштаб: «В 1 сантиметре 100 метров».

Это означает, что   100 метров в действительности на плане равны 1 сантиметру

  1. Иногда в углу плана можно увидеть шкалу с делениями и циф рами. Это тоже запись    масштаба,  она показывает,  что в 1 сантиметре 100 метров.

 Гимнастика для глаз.

  1. Движение глазами вверх и вниз, т.е. смотрим вверх, затем, не торопясь, переводим взгляд вниз и так 6 раз.  После чего моргаем веками, закрываем ладонями глаза не нажимая,  сильно и считаем до 5.
  2. Движение глазами влево и вправо, т.е. смотрим влево, затем не торопясь переводим взгляд вправо и так 6 раз. После чего моргаем веками, закрываем ладонями глаза не нажимая,  сильно и считаем до 5.
  3. Движение глазами по кругу по часовой стрелке,  6 раз. Моргаем веками, закрываем ладонями глаза, считаем до 5.
  4. Движение глазами по кругу против  часовой стрелки,  6 раз. Моргаем веками, закрываем ладонями глаза, считаем до 5.
  5. Рисование восьмерки по часовой стрелке. Моргаем веками, закрываем ладонями глаза, считаем до 5.
  6. Рисование восьмерки против часовой стрелки. Моргаем веками, закрываем ладонями глаза, считаем до 5.

Физминутка

Под веселые напевы повернемся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз. Вверх.

И снова наклонись! Вправо, влево головою. Руки вверх, перед собою.

Топни правою ногой. Вправо шаг. На месте стой. Топни левою ногой. Влево шаг.

 На месте стой. Повернись направо к другу. Протяни ты другу руку.

 Под веселые напевы повернемся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз. Вверх.

И снова наклонись! Вправо, влево головою. Руки вверх, перед собою.

Топни правою ногой. Вправо шаг. На месте стой. Топни левою ногой. Влево шаг.

На месте стой. Повернись направо к другу. Протяни ты другу руку.

IV Закрепление изученного.

Ответы на вопросы.

  1. Для чего нужен план?
  2. Что надо сделать, чтобы план был точным?
  3. Что такое масштаб?
  4. Люди, каких профессий используют масштаб в  своей работе?
  5. Назовите виды масштабов?
  6. Откройте приложение на стр.5 и 11. Прочитайте масштаб. Какой масштаб крупнее?

Практическая работа, задание № 10, стр. 58.

Начертите  план  учительского  стола  в  масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:

  1. измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола.

Один ученик измеряет длину стола (100 см), другой ученик измеряет ширину стола (50 см)

     2.  Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10); Запишите ответы в тетради:

  длина стола на плане – 100 см, (100см: 10 =10 см),

            ширина стола на плане – 50 см, (50 см: 10 = 5 см).

     3.Начертите план в тетради: (сильные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, слабым оказывается пошаговая помощь) – Слайд № 7

а). Положите   линейку   горизонтально   на лист тетради;

б) от 0 вправо отложите отрезок,  равный длине стола на плане;

в) от начала первого отрезка вниз отложи те второй отрезок, равный ширине стола на плане;

г) достройте по линейке прямоугольник,

д) запишите масштаб. 

Итак, как чертить на плане большие предметы? (большие предметы надо чертить в уменьшенном  виде, для этого надо выбрать масштаб)

- Какой масштаб использовали при построении плана учительского стола? (в 1 сантиметре 10 сантиметров)

- Где на плане записали масштаб? (в нижнем правом углу плана)

Индивидуальные карточки – задания (Приложение 3).

1. На местности 100м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

2. На местности 200м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

3. На местности 300м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

4. На местности 400м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

5. На местности 500м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

6. На местности 600м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

Работа в рабочей тетради, задание № 11, стр. 58.

Определи настоящие размеры шкафа, прочитав чертеж.

V. Итоги урока. – Слайд № 8

Я понял (а)….

Я учился (ась)…

Я работал (а)….

VI. Оценки.

VII. Домашнее задание.

Читать стр.72-74, отвечать на вопросы.

Начертить план своей  комнаты. Масштаб: в 1 см – 1 м.

- Как вы будете выполнять задание?

Давайте составим алгоритм построения плана (слайд № 9)

  1. Измерить длину и ширину,
  2. уменьшить размеры,
  3. начертить план комнаты.

Литература:

  1. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. География. Учебник для 6  класса коррекционных образовательных  учреждений VIII  вида/М. «Просвещение» 2011г.
  2. Т. М. Лифанова. Рабочая тетрадь по географии 6 класс. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
  3. М.Н. Перова,  Г.М. Капустина. Математика. Учебник для 5 класса коррекционных образовательных учреждений VIII  вида/М.«Просвещение» 2015г

Приложение 1

Сигнальные карточки на каждого ученика

Приложение 2

Индивидуальные  карточки.

Вставьте  пропущенные слова в текст:

На рисунке предметы изображают так, как мы видим их _______________________________________________.

На плане предметы изображают так, как будто мы смотрим на них ____________________.

Приложение 3

Индивидуальные карточки – задания.

1. На местности 100м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

2. На местности 200м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

3. На местности 300м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

4. На местности 400м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

5. На местности 500м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.

6. На местности 600м. Масштаб в 1см - 100м. Начерти нужный отрезок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии для учащихся 5 класса. Подземные воды.

Разработка урока для учащихся 5 класса в рамках стандарта второго поколения....

Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Природные комплексы Русской равнины"

Цели и задачи урока:углубить знания о природных зонах, расширить представление о ПТК Русской равнины, рассмотреть особенности взаимосвязей природных компонентов в природных зонах. Продолжить формирова...

Конспект урока по географии для учащихся 8 класса "Реки России"

Цели урока:1.     Познакомиться с крупными речными системами России, определить их зависимость от климата и рельефа, сформировать понятия падение и уклон реки, расход воды и годово...

Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Масштаб".

Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему....

Конспект урока по математике в 6 классе на тему "Масштаб"

Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний. Урок проходит в форме игры...

Конспект урока по географии для учащихся 8 класса по теме: Австралия. Географическое положение, очертание берегов.

Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой).Урок подготовлен для детей имеющих легкие нарушения в развитии интеллекта.Цель:...

Интегрированный урок по географии и математики в 6 классе «Масштаб»

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики — соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету...