Технологическая карта урока географии в 5 классе «Мировой океан и его части»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление нового материала.

Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, 
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта 28.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока географии в 5 классе

Тема урока_ «Мировой океан и его части»

Тип урока_ изучение и первичное закрепление нового материала.

Задачи урока :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы, 
Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;
Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.

Методы обучения, используемые  на уроке:

словесные, наглядные, практические;

методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;

информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.

Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение упражнений, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. 

Основные понятия : океан, море, залив, пролив, течения.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.Организационный момент 

Цель: 
мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

Приветственное слово учителя:

- Здравствуйте ребята!!!

-Скажите, а вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда узнаете немного позже. 

Приветствуют учителя, 


Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

Постановка учебной цели.

- Дети когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? ( Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний ).

Вспомните, как люди путешествуют? (по суше, по морю)

Почему люди в древности плавали вдоль берегов? (мало знали о океанах)

Почему некоторые народы называют морскими?  (жили по берегам морей и океанов)

Приведите примеры морских народов?  (финикийцы, викинги)

Какие океаны были известны морским народам?  (Атлантический и Индийский)

В средние века этот океан называли Южное море? (Тихий)

Какое современное название носит Ледовитое море? (Северный Ледовитый океан)Вспомните, что такое гидросфера?                                                                             Что является основной частью гидросферы?
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.

Диалог с учителем.


Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации; 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.  Этап изучения новых знаний и способов действий


Поиск информации.

Физкульт-ка

-Давайте, определим тему нашего урока. Для этого закройте все глазки и послушайте мелодию. ( звуки шума моря и крик чаек).                                                                                                                -Открываем глазки, скажите,  что же вы представили под эту музыку? (Море, океан)
-Итак, тема нашего урока
« Мировой океан и его части». И в путешествие мы отправимся по Мировому океану.

Подумайте, какова цель нашего путешествия?                                      Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания?                                                                                                       Запишите тему урока в тетрадь.                                                                                                                          Вы узнаете:  

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры.

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга??

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться.

5. Почему вода в океане солёная.

Ответить на главный вопрос:                                    

  Имеет ли границы Мировой океан?


-Дети, а как вы думаете: На нашей планете «Земля» больше суши или воды?  ( воды) Обратите внимание на диаграмму.

Общая площадь поверхности Земли составляет 510 миллионов квадратных километров,  ¾ планеты - это вода361 млн. км.2                                                                                                    -Сколько же приходится на сушу?                                  (149 млн. км. 2)                                                               -Во сколько раз воды больше чем суши? (2.4)
-Как вы думаете, какие части Мирового океана мы посетим?

Посмотрите на карту океанов это ваш помощник! (моря, заливы, проливы).

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.
В сто морей тот великан, Он зовётся……..(океан)

-Ребята, слово “океан” означает “великая река, обтекающая всю Землю”, известно людям с древности. Древнегреческие ученые-географы считали, что Землю опоясывает быстрый могучий поток – Океан. У него нет ни начала, ни конца. В древнегреческих легендах об океане говорится, что он был сыном бога Урана (бога неба) и Геи (богини земли) и являлся одним из творцов мира. По своему могуществу он уступал только Зевсу. Океан женился на своей сестре Тефии, которая произвела на свет три тысячи рек и столько же океанид (морских нимф). Так Океан стал отцом всех морей, рек и источников.
-Современное понятие
“Океан – водное пространство земного шара вне суши” дает Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника.

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

-Сколько океанов на планете? (4, 5)
-Да ребята, чаще всего Мировой океан делят на четыре океана.

Каждая группа получает задание по изучению одного из океанов по плану., результаты занести в таблицу.   -Молодцы! Все с заданием  справились.

Поработаем с картой в атласе стр. 14-15.

– Почему на картах все океаны имеют разные оттенки синего цвета, с чем это связано? Учащиеся находят в легенде карты шкалу глубин, где каждому оттенку соответствует определенная глубина океана. Учитель поясняет, что для нанесения различных глубин океана используется способ послойной окраски.


-Итак, ребята, сколько всего океанов-4,

 Какой самый большой, самый маленький, самый тёплый, холодный?

-Ребята, а что такое «Реки без берегов», затрудняетесь, тогда обратитесь к тексту учебника стр.99 и прочтите отрывок из произведения» Дети капитана Гранта». ( Это течения)

- А мы продолжаем путешествие, а что бы понять, куда мы поплывём дальше. Отгадайте следующую загадку

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся,
Из него вода не пьётся, 
Потому что не вкусна-
И горька и солона          (Море)

-Ребята, объясните что значит ,День и ночь о берег бьётся( Волны)
А что является причиной волн? (ветер).
А почему вода не пьётся? (солёная) Это одно из свойств морской воды, в ней растворены почти все известные на Земле вещества, подробнее узнаете об этом в 6 кл.

 -Найдите в атласе любые моря и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию море. Море- часть океана , отделённая от него островами и полуостровами и отличающаяся от остальной части океана свойствами воды (температурой, солёностью) и особенностями растительного и животного мира.

-А кто знает какое море самое большое, глубокое? (Б-Саргасово-7 тыс км., глубокое - Филлипинское более 10 тыс .м)

-Отметили это море в контурных картах
-Ребята подготовили опережающее задание(сообщения Саргассовом море).

Встаньте пожалуйста.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.   

-Наше путешествие продолжается.  - Куда же мы движемся дальше?

-Для этого вновь загадка
.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота. (пролив)


Найдите в атласе любые проливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.  
Пролив - узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ

Найдите на карте проливы.

Определите, что они разделяют и что соединяют?

Что вы можете рассказать о нём?

 Нанесите на карту.

 Гибралтарский пролив

 пролив Дрейка

Беренгов пролив

 Магелланов пролив

-А наше путешествие продолжается и вновь загадка.

Он у моря - как язык

Он берега лизать привык,

И пляж в часы он вылизал на диво (залив)

Найдите в атласе любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.
Залив – часть водного пространства, глубоко вдающаяся в сушу.
Сравните с определением в учебнике.
Самый крупный залив - Бенгальский.                                                                                                                                      А чем отличается море от залива? (Залив это часть море, а море это часть океана, отличающее свойствами воды, растительным и животным миром.).

Слушают музыку.

Целеполагание.

Записывают в тетрадь


Работают с информацией, представленной учителем.


Отвечают на вопросы.

Работают с картой атласа.

Получение информации из текста учебника и дополнительной (информации раздаёт учитель.)
Представитель каждой группы показывает океан на карте, рассказывает о нём.
Другие ребята добавляют. По ходу рассказа составляется таблица. Работа с атласом.  Нанести на контурную карту.
(Название океана, площадь,  какие материки омывает, глубины, отличительные особенности).

Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

отгадывают загадку


слушают




 Формулируют собственное

мнение и аргументируют его.

Работают с текстом учебника

.


Привести примеры, показать на карте.

(машут руками)

(плавательные движения руками)

(ходьба на месте)





Отгадывают загадку.

Высказывают свои мнения сравнивают с определением в учебники и выписывают в тетрадь 

Работа в контурных.

Работа погруппам

Работа в контурных.

Отвечают на вопросы.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

Коммуникативные
Регулятивные УУД
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

4. Этап информации о домашнем задании

П.19. вопр стр.102, Отметить на контурной карте по 5 объектов Мирового океана.

По желанию Составить кроссворды по теме « Мировой океан»

Записывают д/з.

5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации

Цифровой диктант, -ответить на вопрос письменно( да-1,нет-0)

2-й по величине океан- Индийский

Тихий океан –самый неспокойный и грозный

Самый маленький океан- Южный

Марианский желоб расположен в Тихом океане

Узкое водное пространство. ограниченное берегами островов , материков   - это залив

Самый широкий в мире пролив-Дрейка

Реки в океане - это течения

Причина образования волн - ветер

Обменялись тетрадями и проверили друг друга.  0101100111

Воспринимают информацию.
сообщаемую учителем.
Выполняют задания
письменно в тетради
Осуществляют:
взаимопроверку

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания.

Личностные: формирование мотивации

Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном)

Познавательные: анализ, синтез.

6.Этап подведения итогов

Выставление оценок за урок

7.Этап рефлексии

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я приобрел…
я научился…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…

Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях.

Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии 5 класс "Мировой океан и его части"

Данный материал содержит информацию о Мировом океане: свойствах воды и его частях....

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане"

Технологическая карта урока географии "Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане" разработана для обучающихся со слуховой депривацией в условиях перехода на  СФГОС ОО....

Презентация к уроку географии по теме: "Мировой океан и его части"

Презентация подготовлена к уроку в 6 классе, для неслышащих детей....

Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.

Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...

Интегрированный урок географии и истории "Мировой океан и его части. Развитие мореплавания и кораблестроения".

Данный урок по типу - урок открытия новых знаний, по виду - интегрированный урок географии и истории. На уроке применяются методы технологии развития критического мышления....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан, его части"

формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы; - формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на ко...