Конспект урока по географии ФГОС 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Конспект урока с технологической картой и презентацией по теме "Южно-Африканская республика" 7 класс.ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx87.13 КБ
Office presentation icon yuar_7_klass.ppt371.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По географии в 7  классе.

Учитель : Тынянов Николай Петрович.

Школа: ГБОУ СОШ с.Шилан.

Тема урока: Южно-Африканская республика.

Цель урока: формирование интеллектуальной культуры личности обучающихся на основе осмысления знаний о географическом положении, природно-ресурсном потенциале и социально-экономическом устройстве Южно-Африканской республики.

Планируемые образовательные результаты: по окончанию изучения данной темы обучающиеся смогут:

- называть и показывать на карте географическое положение ЮАР; 

- давать краткую характеристику экономико-географическому положению ЮАР, характеристику природно-ресурсного потенциала экономики ЮАР;

- перечислять основные особенности населения ЮАР;

- смогут высказывать свое мнение, формулировать вопросы и называть 3-4 утверждения, доказывающие уровень развития страны.

Программные требования:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- осуществляет групповое взаимодействие;

- дает оценку и взаимооценку.

- оценивает особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- оценивает положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов;

-  выдвигает гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в -географической оболочке.

- сопровождает выступление презентацией;

- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации;

- описывает на карте положение и взаимоположение географических объектов;

- объясняет особенности компонентов природы отдельных регионов.

Программное содержание: многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран( по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

Мировоззренческая идея: взаимосвязь природно-ресурсного потенциала, социально-экономического развития страны со всем миром и обществом в целом в контексте глобальных проблем человечества.

Основные понятия: урбанизация, бушмены, буры, колония, отраслевая структура хозяйства.

Географические объекты: крупные промышленные центры Йоханнесбург, Претория, Кейптаун. Драконовы горы, мыс Доброй Надежды.

План изучения нового материала:  1) общая географическая характеристика ЮАР;

                                                                2) историческое развитие ЮАР;

                                                                3) население ЮАР;

                                                                4) промышленность и сельское хозяйство ЮАР.

Технология: развитие критического мышления.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Вид урока: нетрадиционный, урок-путешествие.

Мизансцена урока: обучающиеся делятся на 3 группы по 5 человек.

Оборудование урока: учебник В.А. Коринская «География материков и океанов7 класс», медиапроэктор, ноутбук, интернет, физическая карта Африки, политическая карта Африки, атласы по физической географии материков и океанов 7 класс.

Домашнее задание: § 34, контурная карта стр. 4 задания 1-5.

Технологическая карта урока.

Результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия «ВЫЗОВ» 10 мин.

- проявляет интерес к изучаемой теме

- формулирует цель предстоящей деятельности;

- планирует предстоящую деятельность

- владеет способами сотрудничества

- Что мы знаем о Южно-Африканской республике?

- На нашем уроке мы с вами отправимся в путешествие в ЮАР с помощью презентационных слайдов и текстовой информации, дающие нам картину этой страны.

Работа с заполнением таблицы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион Южная Африка?

Каков расовый состав населения ЮАР?

Какая площадь государства ЮАР?

Кто является коренными жителями ЮАР?

Какова численность населения ЮАР?

Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики?

Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское).

Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий?

Какие основные виды деятельности жителей ЮАР?

Фронтально  на листах А4 формата

 (приложение 1)

Работа письменно в тетрадях

Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ» 15 мин.

- создает письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации.

- выделяет основные смысловые единицы текста

- осознаёт своё знание и незнание

Чтение текста с маркировкой

- Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы?

Приём «ИНСЕРТ»

«v» – уже знал     «-» -  думал иначе

«+» - новое           «?» - не понял, есть вопросы

Беседа по тексту

- Что мы уже знали о Южно-Африканской республике? В чём наши знания и информация в тексте совпали?

- Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?

- Какие наши знания оказались ошибочными?

- Что осталось непонятным, требует уточнения, объяснения, конкретизации?

Работа в группах по направлениям : географы, этнографы, экономисты. Самостоятельное чтение текста

Раздаточный материал (приложение 2), источник интернет.

По ходу чтения карандашом

фронтально

Стадия «РЕФЛЕКСИЯ» 10 мин.

- графически оформляет  результаты работы с текстом

 - называет какие страны входят в регион Южная Африка

- сопровождает выступление презентацией;

- показывает местоположение ЮАР

- называет площадь и численность населения ЮАР

- объясняет какое население преобладает в ЮАР

- даёт определение понятиям

- рассказывает о расовом составе населения ЮАР

- рассказывает о основных видах хозяйственной деятельности жителей ЮАР

- обосновывает собственное отношение к экономическому и социальном развитию ЮАР

Практическая работа: заполнение кластера

- Что мы теперь знаем о ЮАР?

- Каково географическое положение ЮАР?

- Какова численность населения ЮАР?

- Каков расовый состав населения?

- Кто такие бушмены и готтентоты?

- Какое население преобладает городское или сельское?

- Что такое урбанизация?

- Какие особенности культуры народов населяющих ЮАР?

- Каков ресурсный потенциал ЮАР?

- Какие основные направления хозяйства развиты в ЮАР?

- Оцените к какому типу развития относится ЮАР? Индустриальному или аграрному?

- Для чего нам необходимо знать развитие стран в различных регионах мира?

- Какая существует взаимосвязь между развитием экономики и такой глобальной проблемой человечества как экологическая?

Практическая работа: представление презентации

Практическая работа: составление синквейна

Южно-Африканская республика

развитая, промышленная

производят, добывают, прогрессируют

ЮАР самая развитая страна Африки

Общественный прогресс

самостоятельно

иллюстрации на слайдах и в учебнике

 

Подведение итогов урока: содержательная оценка и взаимооценка

Приложение 1.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Какие страны входят в регион Южная Африка?

Каков расовый состав населения ЮАР?

Какая площадь государства ЮАР?

Кто является коренными жителями ЮАР?

Какова численность населения ЮАР?

Как связано колониальное прошлое ЮАР и развитие ее экономики?

Какое население преобладает в ЮАР? (сельское или городское).

Как зависит взаимосвязь изменения климата и рост промышленных предприятий?

Какие основные виды деятельности жителей ЮАР?

Приложение 2.

1 группа. Географы.

Географическое положение Южно-Африканской республики.

Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф: Капские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.

Карта

2 группа. Этнографы.

Численность – 44 млн. человек (2007 г.). Плотность населения – средняя 36 чел/кв. км (на юге – до 100) человек/кв.км. Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей. Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей. Женщин больше, чем мужчин. Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований. Уровень урбанизации – до 60 %. Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

3 группа. Экономисты.

ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого). ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента. ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Производство электроэнергии 240 млрд. кВт·ч (2005). Хозяйственный облик страны определяют:

- горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год);

- чёрная металлургия, работающая на собственном сырье;

- машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение;

- химическая промышленность.

ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.

В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др.

Приложение 3.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Южно-Африканская республика

Слайд 2

ЮАР Государство Южной Африки. Площадь – 1223 тыс. кв. км. Столица – г. Претория. Резиденция парламента находится в Кейптауне. Административно-территориальное деление: 9 провинций. Глава государства – президент. Законодательный орган – двухпалатный парламент (Сенат и Национальное собрание). Денежная единица – южноафриканский рэнд.

Слайд 3

История ЮАР Первоначальное население – бушмены и готтентоты, а также банту. В 1652 г. нидерландская Ост-Индская компания основала на территории современной ЮАР Капскую колонию, господствующее положение в которой заняли нидерландские колонисты – буры. После захвата Капской колонии Великобританией (окончательно в 1806 г.) большая часть буров оставила ее, основав на захваченных у африканского населения землях республику Трансвааль и Оранжевое свободное государство. В результате англо-бурской войны 1899-1902 бурские республики были захвачены Великобританией. В 1910 г. английская колония и бывшие бурские республики объединены в доминион Южно-Африканский Союз (ЮАС). В стране был установлен режим расовой дискриминации и сегрегации неевропейского населения. В 1959 началось создание бантустанов. В 1960-90 гг. на нелегальном положении находился Африканский национальный конгресс (АНК; основан в 1912 г.).

Слайд 4

История ЮАР В 1961 г. правительство ЮАС объявило о выходе ЮАС из Содружества и провозгласило страну Южно-Африканской Республикой (ЮАР). В 1980-х гг. усилились выступления против апартеида. Правительство правящей Националистической партии пошло на отмену расистского законодательства; были легализованы политические партии, включая АНК и Южноафриканскую коммунистическую партию (основана в 1921 г.). В 1991 г. парламент отменил сегрегацию по месту жительства и владению землей, в 1993 г. правительство предприняло шаги по десегрегации образования. В апреле 1994 г. вступила в силу временная конституция. Первые многорасовые выборы в Национальную ассамблею состоялись в апреле 1994; в июне восстановлено членство ЮАР в Содружестве. Лидер АНК (партии большинства в парламенте) Н. Мандела избран президентом ЮАР.

Слайд 5

Географическое положение Страна находится на юге материка Африка. ЮАР занимает южную окраину Южно-Африканского плоскогорья, приподнятого по краям (Драконовы горы на востоке, отдельные вершины свыше 3000 м) и ограниченного крутыми склонами Б. Уступа. На юге – Капские горы. ЮАР – единственное на континенте экономически развитое государство. Граничит с развивающимися странами: Намибией, Ботсваной, Зимбабве, Мозамбиком, Свазилендом. На территории ЮАР находится анклав Лесото. ЮАР омывается водами Атлантического и Индийского океанов, расположена на пересечении морских путей из Азии, Австралии в Европу и Америку, что чрезвычайно выгодно.

Слайд 6

Природные условия На востоке – саванна, южнее 30°ю.ш. – субтропические леса и жестколистные вечнозеленые кустарники, на склонах гор – субтропические и муссонные леса; во внутренних районах опустыненная саванна, степи, кустарниковые полупустыни и пустыня Карру. Рельеф: Канские и Драконовы горы, на севере – равнины. Климат тропический и субтропический. Средняя температура января +18-27°С, июля +7-10°С. Осадков 1000-100 мм. Главные реки – Оранжевая, Лимпопо, Вааль. Почвы коричневые, серо-коричневые, желтозёмы, краснозёмы, красновато-бурые.

Слайд 7

Ресурсы Минеральные ресурсы очень богаты и разнообразны – запасы каменного угля, медной руды, золота, алмазов, урановой, марганцевой, хромовых руд, платины. Агроклиматические ресурсы благоприятны для выращивания хлопчатника, кукурузы, табака, винограда, сахарного тростника. Водные ресурсы: размещены неравномерно, обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения невелика – 0,5-2,5 тыс. кубометров за год. Земельные ресурсы: большая часть земель занята под пастбища, лишь на юге и востоке страны – обрабатываемые земли. Лесные ресурсы: леса занимают очень малую площадь и сильно вырублены, т.е. страна плохо обеспечена.

Слайд 8

Население Численность – 44 млн. человек (2007 г.); Плотность населения – средняя 36 чел/кв. км (на юге – до 100) человек/кв.км; Тип воспроизводства – II; рождаемость – 30-35, смертность – 5-10, естественный прирост – 25 человек на 1000 жителей; Большое количество зрелых (средних) возрастов, но велика доля и детей; Женщин больше, чем мужчин; Национальный состав – африканцы (79%; зулу, коса и др.), мулаты и метисы (11,2%), выходцы из Европы (14,6%), главным образом африканеры (буры) и англичане. Городское население 55,4% (1996). Официальный язык – африкаанс и английский. Религии – протестантизм, приверженцы местных традиционных верований; Уровень урбанизации – до 60 %; Уровень квалификации трудовых ресурсов – высокий (среди белого населения) и низкий (среди коренных жителей).

Слайд 9

Иоганнесбург, Кейптаун, Претория

Слайд 10

Экономика ЮАР можно назвать страной с двойственной экономикой. Ей присущи черты отчасти экономически развитого государства и в тоже время развивающейся страны (наследие колониального прошлого). ЮАР – индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития хозяйства, наиболее развитое в экономическом отношении государство Африки. На долю ЮАР приходится только 4% территории, около 6% населения, но 2/5 промышленной продукции, 4/5 выплавки стали, 1/3 длины железных дорог, 1/2 автомобильного парка континента.

Слайд 11

Промышленность ЮАР занимает одно из первых мест в мире по добыче золота, платины, хромитов, марганцевой руды, сурьмы, алмазов. Добывают уран, железную руду, медь, асбест и др. Производство электроэнергии 240 млрд. кВт·ч (2005). Хозяйственный облик страны определяют: горнодобывающая промышленность, продукция которой интенсивно вывозится на мировой рынок; 4-е место в мире по добыче нетопливных минералов, первое место в мире по добыче золота (295 т в год); чёрная металлургия, работающая на собственном сырье; машиностроение – производство горного оборудования, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; химическая промышленность.

Слайд 12

Транспорт ЮАР – единственная страна в Африке, хорошо обеспеченная транспортными путями. Протяжённость железных дорог – свыше 30 тыс. км. Протяжённость автодорог с твёрдым покрытием составляет 60 тыс. км. Автопарк насчитывает около 9 млн. машин. Морской транспорт обеспечивает внешние связи ЮАР. Важнейшие морские порты – Дурбан и Кейптаун. Важную роль играет авиационный транспорт.

Слайд 13

Сельское хозяйство В сельском хозяйстве товарную продукцию дают крупные фермерские хозяйства. Основа сельского хозяйства – животноводство; овцы (30 млн.) и козы, крупный рогатый скот (12 млн.), свиней около 1,5 млн. Основные сельскохозяйственные культуры: кукуруза (9,9 млн. т), пшеница (2,5 млн. т), сахарный тростник (2 млн. т сахара-сырца в год). Возделывают также арахис (100 тыс. т), подсолнечник (600 тыс. т), табак, сорго, цитрусовые и др.

Слайд 14

Внешние экономические связи С 1994 г. ЮАР входит в состав ОАЕ (Организации африканского единства). Страна активно сотрудничает не только с развивающимися странами Африки, но и имеет крепкие контакты с государствами Европы, Азии и Америки. На мировой рынок ЮАР поставляет: золото, алмазы, платину, сельскохозяйственную и пищевую продукцию, руды цветных металлов, продукцию чёрной металлургии. Внешнеторговый оборот в 2007 г. составил 148,11 млрд. долларов США. Состав экспорта – золото – 20%, минералы и полезные ископаемые – 20-25%, продовольствие – 5%, продукция химической промышленности – 3%. В импорте преобладают машины и оборудование, нефтепродукты, готовые промышленные изделия. Основные торговые партнёры по экспорту – Япония, США и Великобритания, по импорту – ФРГ, США и Китай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

План - конспект урока по географии 5 класс по ФГОС "Погода и метеорологические наблюдения".

План урока составлен к учебнику А.А. Летягина и успешно опробован в течении двух лет. Содержит народные приметы, раздаточный материал для урока....

Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Землетрясение и вулканизм".

Координатор первой группы читает сообщение: отрывок из  воспоминаний А.М.Горького, который  28 декабря 1908 года находился в Итальянском городе Мессина и был свидетелем одного из явлени...

Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Масштаб".

Послушайте сказку. Чтение сказки про карту в масштабе 1:1 и определите проблему....

Конспект урока по географии 5 класс ФГОС "Параллели и меридианы".

Определение координат. Параллели и меридианы....

Конспект урока по географии, ФГОС в 5 классе "Форма и размеры Земли"

Конспект урока географии в 5 классе составленный по принципу системно-деятельностного подходаТема урока: «Форма и размеры Земли», раздел  II: «Земля во Вселенной», ур...