Проект интегрированного урока по биологии и географии на тему "Феномен австралийской природы"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Попова Алла Витальевна

Урок знакомства с природой Австралии предназначен для обучающихся 7-х классов. Снабжен презентацией. Содержит элемент игры - лото для запоминания представителей австралийской флоры и фауны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект интегрированного урока по географии и  биологии на тему

«Феномен австралийской природы»

Цели и задачи урока:

  • Формировать общеучебные навыки мышления и устной речи, самостоятельной работы с дополнительной литературой.
  • Совершенствовать работу учащихся с географическими картами;
  • Развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
  • Называть и показывать размещение на материке природных зон;
  • Знать представителей животного и растительного мира Австралии;
  • Объяснять особенности органического мира Австралии;

Оборудование: карта природных зон мира, карта природных зон Австралии, презентация урока, компьютер и проектор, экран.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Фронтальный опрос учащихся по пройденной теме.
  3. Рассказ учителя биологии об австралийской флоре.
  4. Доклады учащихся о типичных представителях фауны Австралии.
  5. Закрепление материала с помощью зоогеографического лото.
  6. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание.

Проект интегрированного урока по географии и  биологии

на тему:

«Феномен австралийской природы»

Цели и задачи урока:

  • Формировать общеучебные навыки мышления и устной речи, самостоятельной работы с дополнительной литературой.
  • Совершенствовать работу учащихся с географическими картами;
  • Развивать познавательный интерес учащихся к предмету;
  • Называть и показывать размещение на материке природных зон;
  • Знать представителей животного и растительного мира Австралии;
  • Объяснять особенности органического мира Австралии;

Оборудование: карта природных зон мира, карта природных зон Австралии, презентация урока, компьютер и проектор, экран,  карточки для зоогеографического лото.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель географии: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок, на котором мы повторим и обобщим знания об Австралии. В этом нам поможет учитель биологии Людмила Ивановна. Для урока вам понадобятся тетради по географии, ручки, атлас. Запишите тему урока: «Феномен австралийской природы».

Слайд 1.

Учитель географии: Обратите внимание на следующий слайд. Здесь перечислены наши с вами цели и задачи на этот урок. Прошу соблюдать  дисциплину и проявить предельное внимание.

Слайд 2.

Слайд 3.

Учитель географии: На слайде вы можете видеть фотографию Австралии, сделанную из космоса. Посмотрите на нее и вспомните:

Каковы сравнительные размеры этого материка?

С чем ученые сравнили форму этого участка мировой суши?

Как переводится название материка?

Какую особенность материка раскрывает его название?

Каковы особенности географического положения материка?

Как влияет географическое положение материка на его климат, рельеф?

Как долго Австралия существует обособленно от других материков?

Каков общий характер поверхности материка? В чем отличие рельефа Австралии от рельефа других южных материков?

Как можно охарактеризовать климат Австралии? В чем отличия климата Австралии от климата Африки?

Почему в Австралии реки называются криками? В чем отличия криков от привычных нам рек?

Какие природные зоны расположены в Австралии? Покажите их на карте. В чем отличие природных зон Австралии от природных зон Африки?

Слайд 4.

Учитель географии: Какая природная зона отображена на этом слайде? Отыщите место на карте Австралии, где могла бы быть сделана эта фотография.

Почему слайд имеет такое название?

  Слайд 5.

  Учитель географии:  Перед вами на слайде скала Улуру,  расположенная в центре Австралии. Посмотрите на нее и запомните.

  Слайд 6.

       Учитель географии: На следующем слайде вы видите полупустынный пейзаж. Где в Австралии расположена эта природная зона?

Слайд 7.

Учитель географии: А вот фотография, сделанная во влажном тропическом лесу. Укажите это место на карте Австралии.

Слайд 8.

Учитель географии:  Покажите на карте Австралии Большой водораздельный хребет. Каковы характерные черты климата данного региона?

Учитель географии: Мы охарактеризовали такие компоненты природы как рельеф, климат, воды. Вместе с географическим положением местности они определяют условия обитания растений и животных.

Слайд 9.

Учитель географии:  Охарактеризуйте в целом природные условия Австралии.

 Благоприятны ли они для обитания растений и животных? Почему?

Почему, говоря об Австралии, мы часто вспоминает Африку и сравниваем эти материки?

А теперь попросим Людмилу Ивановну рассказать о флоре материка.

Слайд 10.

Учитель биологии: Растительный мир Австралии уникален, поэтому выделен в самостоятельное Австралийское царство.

Типичным представителем австралийской флоры является эвкалипт.

Слайд 11.

Далее на фоне слайда следует рассказ учителя об австралийской флоре.

При переходе к теме «Комнатные растения, пришедшие к нам из Австралии» демонстрируются следующие слайды.

Слайд 12.

Слайд 13.

Учитель географии: Самое важное из рассказа Людмилы Ивановны необходимо записать в тетрадь. Итак:

Многие австралийские растения ядовиты;

Австралия не подарила миру культурных растений;

Комнатных растений, привезенных из Австралии, крайне мало;

Австралийская флора пострадала от выпаса овец, привезенных европейцами.

Слайд 14.

Учитель географии: Как и флора, фауна Австралии уникальна. Попытаемся понять почему.

Слайд 15.

Учитель географии: Назовите самое известное австралийское животное, которое является символом Австралии и даже изображено на монетах?

Слайд 16.

Учитель географии: Самым крупным животным Австралии является кенгуру. Название его переводится с языка местных аборигенов как «не понимаю». О кенгуру нам расскажет  Нам Мария.

Слайд 17.

Учитель географии: В Австралии обитают мелкие кенгуру валлаби. Посмотрите на слайд и запомните этого зверька.

Скажите, где еще в мире можно встретиться с кенгуру?

Попробуйте догадаться, кто в Австралии является врагом кенгуру?

Что отличает кенгуру от других известных вам животных? (Сумка на брюхе)

Как называют таких животных? (Сумчатые)

Сумки имеют большинство представителей австралийской фауны. Давайте познакомимся с одним из них – коалой. О коалах расскажет Командина Ярослава.

Слайд 18.

Учитель географии: Является ли коала медведем?

С каким деревом связана жизнь коалы?

Не менее забавны и австралийские кускусы. Полюбуйтесь-ка на них.

Слайд 19.

Учитель географии: Конец хвоста длиной 15 см всегда скручен спиралью, кускусы используют его как дополнительную точку опоры. Днем они обычно спят, а ночью ведут активный образ жизни. В отличие от многих других лазающих сумчатых, потребляющих в основном растительную пищу, кускусы всеядны, поедают при случае насекомых, птиц, мелких животных.

Слайд 20.

Учитель географии: А теперь попробуйте догадаться, какое животное представлено на этом слайде? Каких животных он вам напоминает? Рассказ о вомбатах приготовила Козурова Елена.

Слайд 21.

Учитель географии: Про кенгуру и коалу знают все. А сейчас вы увидите на слайде самого древнего обитателя Австралии, которому более 80 миллионов лет. Зовут этого загадочного зверька – утконос. О нем нам расскажет Новожилова Катя.

Учитель географии:  Знаете ли вы, какое австралийское животное наряду с утконосом является самым необычным и древним представителем австралийской фауны?  (Ехидна)

Как оно выглядит?

Почему в настоящее время только на Австралийском континенте встречаются столь древние животные?

Утконоса и ехидну ученые называют первозверями.

А теперь попробуйте ответить на мой следующий вопрос: кто является врагами сумчатых в Австралии?

 Каких австралийских хищников вы знаете?

Слайд 22.

Учитель географии: Одним из немногочисленных австралийских хищников является собака динго. Динго - хищное млекопитающих рода волков, одичавшая домашняя собака, завезенная в Австралию переселенцами из Азии примерно 5-8 тыс. лет назад. Часто рассматривается как подвид рода волков или собак. Динго свободно скрещивается с домашней собакой, но приручается плохо. Ныне этих животных чаще можно встретить в зоопарках, где их ценят за особую манеру выть: нарастающие вибрирующие и модулирующие звуки постепенно скользят, переходя от одного тона к другому — портаменто. Эти звуки не похожи на голоса других пород собак, и даже музыкально одаренные гончие в этом уступают новогвинейским поющим собакам. Биология подвида изучена плохо.

Слайд 23.

Учитель географии: Очень разнообразны птицы, проживающие в Австралии. На этом слайде вы можете видеть казуара. Рассмотрите его внимательнее. Что в нем необычного?

Слайд 24.

Учитель географии: Близким родственником африканских страусов и казуаров является эму. Рассказ об эму приготовила Кочетова Оксана.

Слайд 25.

Учитель географии: Необычна птица кукабарра. Она издает звуки, напоминающие человеческий хохот.

Слайд 26.

Учитель географии: Эти птицы знакомы всем. Они обитают в Австралии в больших количествах и отлично приручаются. Про какаду приготовила рассказ Цой Ольга.

Слайд 27.

Учитель географии: Таких птиц вы легко отыщите в зоомагазинах. Они очень популярны за неприхотливость, звонкий голос и отличные подражательные способности.

Слайд 28.

Учитель географии: Этих птиц также легко приобрести в зоомагазинах. Знакомьтесь – зебровая амадина. Живет исключительно в Австралии. Приглашаю к доске Кузнецова Юрия с рассказом об амадинах.

Слайд 29.

Учитель географии: Трудно представить, что волнистые попугайчики – наиболее многочисленные обитатели Австралии.

Слайд 30.

Учитель географии: Австралию населяет множество пресмыкающиеся. Знакомьтесь. Перед вами австралийская бородатая ящерица. Про нее расскажет Бердников Илья.

Слайд 31.

Слайд 32.

Учитель географии: А теперь вы видите самую загадочную и почитаемую аборигенами змею Австралии. Это сетчатый питон, который зовется здесь радужным змеем.

Слайд 33.

Учитель географии: Мы не увидели сегодня на уроке австралийского первозверя – ехидну. Однако такое название носит не только млекопитающее, но и ядовитая змея. Перед вами на слайде черная ехидна.

На этом краткий обзор представителей австралийской фауны мы закончим. Попробуйте проанализировать увиденные вами слайды и ответить на следующие вопросы:

Каких животных, птиц и пресмыкающихся, не вошедших в урок, вы знаете?

Что объединяет большинство австралийских млекопитающих?

Много ли хищников обитает здесь?

Каких австралийских животных можно встретить на других континентах?

Какие из перечисленных животных в Австралии являются самыми крупными?

В какой части Австралии наблюдается наибольшее разнообразие представителей органического мира? Почему?

Каких животных вы никогда не встретите в дикой австралийской природе?

Какие прилагательные вы подобрали бы для описания органического мира Австралии?

 Можно ли назвать органический мир Австралии богатым, разнообразным?

Слайд 34

Учитель географии: Обобщая ваши ответы, можно занести в тетрадь следующие выводы:

В Австралии сохранились первозвери;

Большинство австралийских млекопитающих – это сумчатые животные;

В Австралии нет хищников и крупных животных;

Большинство австралийских животных не встречаются на других континентах.

Австралийские животные тщательно изучаются и охраняются

В чем причина своеобразия органического мира Австралии?

Общий вывод: благодаря уникальному географическому положению и длительному обособленному развитию природа материка сильно отличается от природы других южных материков.

Учитель географии: Для объяснения феномена австралийской природы ученые используют следуюшие термины

Слайд 35.

Эндемиками являются растения и животные, ареал распространения которых ограничен.Флора и фауна Австралии эндемична.

Слайд 36.

Реликтами называются виды животных и растений, которые возникли и развились в далеком прошлом, но продолжают существовать в современных условиях.

Учитель географии: На этом познавательная часть урока закончена. Переходим к закреплению изученного материала. Предлагаю вам сыграть в зоогеографическое лото. Для игры на столе разложены карточки. По описанию, данному на карточках, вы должны отгадать животное, отыскать его фотографию на картинке и показать место его обитания на карте Австралии.

Эти австралийские животные изобрели своеобразный способ борьбы с собаками, охраняющими фермы и поля. Преследуемое собаками животное, забегает в воду и ждет подплывающую собаку, затем хватает ее за голову и начинает топить. Собака тотчас прекращает борьбу и старается выскочить на берег. Если поблизости нет воды, этот зверь становится спиной к дереву и ударяет подбежавшего противника задними ногами в живот. Чтобы выжить на сухих, почти бесплодных землях, эти животные научились рыть колодцы до метра глубиной. Колодцами пользуются также дикие голуби, розовые какаду, сумчатая куница и страус эму.

Этот австралийский зверек ведет ночной образ жизни. Большую часть своей жизни проводит, сидя в кроне излюбленных деревьев. На землю зверек спускается только чтобы перебраться с одного дерева на другое. Очень привередлив в еде. Питается листьями, которые содержат огромные дозы синильной кислоты. Движения этого пушистого зверька крайне медлительны. Испуганный или раненый, он «плачет», как ребенок. В Австралии предприняты беспрецедентные меры по охране этого животного.

Этот представитель австралийской фауны  — единственный вид одноименного семейства млекопитающих отряда однопроходных. Особенность зверька в том, что он имеет ядовитые шпоры на задних лапах. Толстый хвост его служит местом для хранения запасов жира. К началу 20 века этот первозверь был почти полностью истреблен из-за теплого водонепроницаемого меха, но затем взят под строгую охрану.

Эти лесные птицы гнездятся в дуплах или расщелинах скал. В природе живут стаями в кронах деревьев. Пищу этих птиц составляют косточки плодов, фрукты, орехи, а также насекомые и их личинки. Птицы эти чрезвычайно разнообразны по окраске, а также очень восприимчивы к обучению — умеют разговаривать, приседать, кружиться, выполнять танцевальные па, кланяться, играть с различными предметами. Крик этих австралийских птиц громкий и неприятный, иногда напоминающий скрип двери.

Свыше 400 лет эта австралийская птичка содержится и разводится в клетках. Ее держат в неволе для селекционной работы и довольно часто используют как «няньку» — для выкармливания птенцов других птиц этого семейства. В ее названии присутствует напоминание об одном африканском животном.

Своим внешним видом и образом жизни эти представители австралийской фауны очень напоминают барсуков. От других обитателей Австралии их отличает то, что они плохо переносят холод. Звери роют большие (иногда до 30 м), сложноустроенные норы с несколькими выходами, кормятся в основном по ночам, а днем часто греются на солнышке около своих убежищ. В одном подземном городке могут одновременно жить 5-10 животных.  Эти австралийские звери занесены в Международную Красную книгу.

    Хищное млекопитающее, завезенное в Австралию переселенцами из Азии примерно 5-8 тыс. лет назад. Характерные признаки этого зверя: стройное тело, сильные прямые ноги, пропорциональная голова со стоячими ушами, густая шерсть. Типичная окраска ржаво-рыжая или рыже-бурая, лапы и хвост на концах белые. Встречаются особи почти черного, серого, пегого, белого окраса. Обитают эти животные недалеко от человеческого жилья. Биология этих представителей австралийской фауны изучена плохо.

Обитает это красивое животное в саваннах и сухих редколесьях, ведет дневной образ жизни. Оно способно передвигаться со скоростью до 50 км/ч, а также перепрыгивать препятствия, умеет  плавать.  Наиболее известен подвид этого животного, у которого по желтоватому фону разбросаны шоколадно-бурые пятна неправильной формы. Очень красив сетчатый подвид, чье тело как бы покрыто золотистой сетью. Изредка встречаются звери-альбиносы. Экзотическая окраска помогает животному маскироваться среди деревьев. Эти в целом очень миролюбивые животные лишь угрожают друг другу рожками, обмениваются ударами головой и шеей. 

 Эти представители австралийской фауны обитают в основном в тропиках и субтропиках,   ведут древесный образ жизни,  питаются млекопитающими, пресмыкающимися и птицами. Крупные особи могут целиком заглатывать шакалов, молодых кабанов, но на человека нападают крайне редко. Эти существа яйцекладущие. Живут до 25 лет.  Длина их тела составляет от 1,5  до 10 метров. В Австралии эти животные являются священными, т.к. по легенде аборигенов именно они создали мир.

Эти животные  — типичные обитатели равнин, степей и горных районов держатся небольшими табунами или поодиночке. Окраска — чередующиеся темные и светлые полосы по светло-серому или буроватому тону тела. Этот окрас делает их малозаметными, особенно в саваннах. Они обладают норовистым характером и при случае могут постоять за себя. От врагов они защищаются зубами, и копытами, чаще передними. Жертвами хищников становятся, как правило, старые и больные животные. Приручаются они с большим трудом. Отдельные подвиды этих животных внесены в Международную Красную книгу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции».

Интегрированный  урок по биологии и географии в 10 классе ТЕМА: «Социально – экономические последствия эпидемии ВИЧ – инфекции». Основная цель урока – сформировать устойчивое и верное ...

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Интегрированный урок по биологии и географии "Северная Америка.Животные и растения"

Интегрированнй урок подготовлен для коррекционной школы VIII вида. Урок проводится в 8 классе. На уроке рассмотрены географические особенности Северной Амеики. Животный и растительный мир. Использовал...

Интегрированный урок по биологии и географии "Реки нашей местности"

Методическая разработка интегрированного урока естественнонаучного цикла....

"Экология жилища и здоровье человека" интегрированный урок-конференция биологии и географии в 11 классе

         Использование видеоинформации и анимации значительно усиливает обучающий эффект здоровье формирующих технологий. Именно, видеоинформация, в наибольшей степени ...

план-конспект интегрированного урока по биологии и географии для 10 класса на тему "География современных болезней человечества"

Данную разработку можно использовать в качестве материала для проведения классного часа о здоровом образе жизни....

Интегрированный урок по биологии и географии

Урок экскурсия. Тема: "Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе. Природный комплекс.Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которы...