Реки России
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему

Безнощенко Светлана Ивановна

На уроке для 8 класса "Реки России" изучаются крупнейшие речные системы России, а также определяется зависимость речной системы от рельефа. Увлекательная форма презентации удерживает внимание и привносит элемент новизны в занятие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока "Реки России"

Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение нового материала через самостоятельную работу.

Цели:

  • продолжить знакомство с крупными речными системами России,
  • определить их зависимость от  рельефа.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  1. Изучить крупнейшие речные системы России.
  2. Определить зависимость речной системы от рельефа.

2 Воспитательная:

  1. Формирование чувства любви к родной природе.

3. Развивающая

  1. Развивать знания по водным бассейнам России.

Оборудование:

  • учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
  • атласы
  • компьютер.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент 

Сегодня ночью розы мне приснились,                          Я между ними гуляла не спеша.                                Наверное, это к счастью  -  вдруг увидеть Живые розы, словно грозди из цветного хрусталя.

Как же приятно на душе,                                                                    Так, и хочется вам сказать                                            Доброе здравствуйте                                                                         И, услышать в ответ от вас теплое …… (здрасьте)

Ребята скажите пожалуйста каким общим словом можно объединить и ту музыку, что вас встречала, и те картины, что вы видели, и розу, что у меня в руках.                               Каким общим словом? Есть версии? Давайте вместе его прочитаем.               КРАСОТА                                             Какое волшебное, чарующее слово.                                         Как звуки этого слова нежно переплетаются и очаровывают нас.                                                    Ребята, поговорим о красоте!                                                      – А какой у нас урок?    (география)                                                               А о какой красоте может идти речь на уроке географии?                                                                 Всю эту красоту нам дарит      ПРИРОДА.            Эта красота есть только на нашей планете. Почему?                    Потому что есть ВОДА.

Учащиеся приветствуют учителя.

II. Актуализация знаний

(Вода) – у  тебя  нет ни цвета, ни  вкуса, ни запаха,  тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!  Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни:   ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете
. 

                             Антуан де Сент-Экзюпери?              

                                                                           (Слайд  )     

III.Повторение ранее изученного.

-Ребята для чего нам нужна вода?                                         - Сколько дней может прожить человек без воды?                                                                       Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней.

 - А какая нам нужна вода?                                            На международном форуме «Чистая вода» В.В. Путин сказал:           (Слайд  )     

цитата «Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточены в России»

 Россия страна многочисленных рек. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании, так как к ней относится о. Гренландия.

Ребята, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о внутренних водах)

Цели: - изучим особенности рек России;

- расширить и углубить знания о реках;

- покажем влияние климата и рельефа на реки;

- будем формировать умение определять уклон и падения рек;

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к  природе

Основные источники пресной воды являются внутренние воды, или воды суши.                        Какие виды внутренних вод вы знаете?              (реки, озера, подземные воды, ледники, болото, пруды, каналы…)

Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. Перечислите КП (рельеф, почва, климат, внутренние воды, растительный и животный мир).                  

Как эти компоненты взаимосвязаны с  внутренними водами,  рассмотрим на примере  рек.

Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть  общее – это части реки.                    (Слайд 5 )     

Вспомним части реки  и оформим в виде «Кластера»

1.Река - поток воды текущий годами в выработанном им углублении                                                                 2.исток -  начало реки                                                             3.озеро, ледник, болото– могут  быть истоком реки 4.устье -место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море
5. речной бассейн - участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку
6. речную систему -  главная река со всеми притоками                                                                                       7. дельта – сложена речными наносами низменность в низовьях реки                                                                                            8. русло - углубление, выработанное рекой.                                      9. приток - река, которая впадает в другую реку                                 10 пойма  - часть речной долины, которая заливается во время половодья.                                                                                      11 режим реки  -  распределение стока реки в течение года                                                                                                        12 межень -     низкий уровень воды в реке.13 половодье - ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.                                                                                                      14 паводок   -  поднятие уровня воды в реках в результате ливней, быстрого таяния снега, льдов.                                                                                      15 эстуарий – широкое устье реки                                                      

Составьте кластер

                

река

Учащиеся слушают вопрос учителя и отвечают на него.

Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.

Дети называют тему урока.

Работа в группах

Составляют кластер.

IV. Изучение нового материала

Вода необходима человеку не только для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов  являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов.                 (Слайд 6 )     

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река
                                                (песня Людмилы Зыкиной «Течет река Волга…»

М.Ю. Лермонтова «Дары Терека» (в этом отрывке река имеет разный характер течения)  (Слайд 7 )     

Терек воет, дик и злобен

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен.

Слезы брызгами летят.

Но, по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит.

-------------------------------------------------------------

Межгорный стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет —
И вдруг утих и смирен стал.

Все ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.

А.С.Пушкин

 

 Главными компонентами, влияющими на воды, являются  рельеф и климат.

http://www.prosv.ru/ebooks/Nikolina_Geografia_8kl/images/sh_14.jpg

    

Именно рельеф влияет на направление течения.  (Слайд  9) 

Задание: Покажите на карте реки. 

(Слайд  10) 

(Слайд  11) 

    Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области.  Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.                                          - Я предлагаю вам поработать в парах. Вам нужно распределить реки по бассейнам океанов.

Бассейн Атлантического океана

Бассейн Тихого океана

Бассейн С.Л. океана

Внутренний бессточный бассейн

Дон

Амур

Лена

Волга

Кубань

Анадырь

Объ

Терек

Нева

Енисей

Урал

Печора

Колыма

Яна

Сев Двина

???? Почему крупнейшие реки текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)

К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также  река Анадырь.

??? Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере?  (на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)

К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.

Говоря о реках России, нельзя не упомянуть о реках нашей  края.    

                                                                                 Реки  Ставропольского края:                                    1.Кубань (Слайд  12) ,                                               2.Терек (Слайд 13) ,                                                   3.Кума (Слайд  14) ,                                                         4. Егорлык (Слайд  15)                                                      5. Калаус.

В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные.

Равнинных рек больше. Почему?  Потому что, большая часть территории России – равнинна. Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства. Примером одной из  горных рек является река Терек. Найдите на карте реку Терек. Где  берет начало и куда впадает?

- Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем (в метрах)

Н = Нистоком – Нустьем, где

Н1 – абсолютная высота истока

Н2 - абсолютная высота устья.

Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Определить падение реки Волги.

Исток – Валдайская возвышенность ≈ 300м

Устье – Каспийское море – (-28м)

300 – (-28) = 328 м.

Определить падение реки Ангары.

Исток – озеро Байкал – 456м

Устье – река Енисей  - 76м

456 – 76 = 380м.

- Величина падения влияет на другую важную характеристику:

УКЛОН– отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)

У = П : L, где

У – уклон;

П – падение;

L– длина.

Определить уклон реки Ангары.

Падение = 380м = 38000см

Длина реки 1826км

Уклон = 38000 : 1826 =  20,8 см/км

Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

Дети читают стихотворения.

Выполняют практическую работу в парах.

Работа учащихся у карты

Практическая часть урока в группах.

Проверяют правильность выполнения работы.

Отвечают на вопросы учителя.

Р/к

Дают характеристику течения реки Ангары.

Выполняют практическую часть урока

V. Закрепление знаний

 закрепить ваши знания

Тест: "Реки России"

1. Как называется начало реки?

а) исток;   б) устье;   в) родник

2. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку, называется:

а)речной бассейн; б) речная система; в) морской бассейн

3. В бассейн какого океана впадает река Волга:

а) Тихого океана; б) Атлантического океана; в) Бессточный бассейн

4. Какая из перечисленных рек впадает в бассейн Тихого океана:

а) Обь; б) Лена; в) Амур

5. Сколько % в Гидросфере составляет пресная вода:

а) 4%;  б) 2%;  в) 7%.

А теперь поработаем с атласами и контурными картами.

Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.

Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка,  Аргунь,  Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.

 

VI.Рефлексия

VII. Итак, мы заканчиваем наш урок. Подведем итоги. Ребята, посмотрите на экран.

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось …я смог…я попробую…меня удивило…урок дал мне для жизни…мне захотелось…

-Вы сегодня очень хорошо работали, справились со всеми заданиями!

Отвечают на вопросы"Рефлексивный экран"

VII. Домашнее задание

Нанести на контурной карте крупные реки

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

(в тетрадь)

Записывают задание в дневник

Рефлексия.

Самооценка учащихся ,  поставьте оценки в дневники.

Наш урок я хочу закончить словами великого русского писателя Л. Н. Толстого,  с которыми Вы не можете не согласиться.

"Знания - это только тогда знания, когда они приобретены усилиями твоего мозга, а не твоей памяти". (Л.Н. Толстой)

Дополнительное задание к уроку.

- Я попрошу Вас прочитать  свои стихотворения – синквейны.

СИНКВЕЙН (Это стихотворное пятистишье, требующее изложение большого объема информации в кратких выражениях)           (Слайд 14)

Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема
информации в кратких выражениях.

Пример

  1. строка – одно главное слово.
  2. строка – два прилагательных
  3. строка – три глагола
  4. строка – крылатая фраза, песня
  5. строка – существительное, которое выражает суть первого слова
  1. Волга
  2. спокойная, широкая
  3. разливается, течет, изменяется
  4. из далека долго течет река Волга
  5. река

CПАСИБО ЗА УРОК!

Слушают стихи (творческое домашнее задание).

А что вы знаете о происхождении названий  рек?                          ( проверка домашнего задания некоторых  учеников)

Енисей - от древне киргизского  ЭНЕ-САЙ -«МАТЬ-РЕКА»

Амур - «большая сильная река»

Анадырь – «ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)

Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих «рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.

Урал - по горам Урала.

Камчатка – по полуострову Камчатка.

Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.

- Ребята, наш урок подходит к концу и чтобы закрепить ваши знания нужно выполнить тест. - Правильные ответы и критерии оценок  выведены на слайде. (Слайд 13),

Учащиеся выполняют тестовую работу и сразу проверяют и оценивают свои знания.

  V Заключение

Выполним следующее задание « Кто быстрее!»     (работа в парах)

Составьте пары: река – приток (слайд№31)

ВОЛГА                              АРГУНЬ

ЕНИСЕЙ                            ИРТЫШ

ЛЕНА                                 ОКА

ОБЬ                                   АЛДАН

АМУР                                 АНГАРА

 На какой реке стоит город? (слайд№32)

 САЛЕХАРД                        НАРЬЯН - МАР

 КРАСНОДАР                     КРАСНОЯРСК

 ЯКУТСК                             ИРКУТСК

 АРХАНГЕЛЬСК                МОСКВА

 АСТРАХАНЬ                    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ"

РАБОТА СОДЕРЖИТ ДВА ВАРИАНТА ПРОВЕРОЧНОЙ ТЕСТОВОЙ  РАБОТЫ  ПО ТЕМЕ " РЕКИ РОССИИ" 8 КЛ....

Викторина на тему: Реки России

викторина по географии для 8 класса...

урок-обобщение по теме:"Реки России"- 8 класс

Разработка урока обобщения по теме "Реки России" 8 класс по учебнику А.И.Алексеева "Природа и население".География.Россия.Данный урок обеспечивает овторение и закреплние знаний по теме, формирует знан...

Методическая разработка урока в 8 классе "Реки России".

p { margin-bottom: 0.21cm; } Урок связан повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 6 классе. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как пр...

Урок в 8 классе "Реки России"

Данные разработки можно использовать при проведении обобщающего урока по теме....

Разработка урока географии по теме "Реки России"

Разработка урока географии в 6 классе...

Урок по географии "Реки России"

познакомить учащихся с малой частью гидросферы – реками России...