Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии
статья по географии на тему

Варлахова Людмила Владимировна

Формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon formirovanie_metapredmetnyh_umeniy.ppt1.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика формирования и развития метапредметных умений на уроках географии Варлахова Людмила Владимировна учитель географии МОУ «Грицовский ЦО им. Д.С. Сидорова»

Слайд 2

«Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как её показали ему вы». Конфуций

Слайд 3

универсальные учебные действия (http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=801) Учителя о метапредметных умениях: «Фактически речь идет о тех метапредметных навыках (ранее называвшихся надпредметными), которые большинство педагогов в той или иной степени стараются отрабатывать на своих уроках. На уроках истории, географии, обществознания и других мы учим систематизировать материал, составляя разнообразные таблицы (в новых стандартах это формулируется как перевод информации из одной знаковой системы в другую). Умение работать с картой нужно на уроках истории и географии. Изучение большинства предметов предполагает процесс выявления причинно-следственных связей, объяснение изученных положений теории на конкретных примерах, поиск материала в разных источниках, определение собственного мнения, формулирование собственной точки зрения». http://www.erono.ru/art/?SECTION_ID=138&ELEMENT_ID=670 межпредметность напредметность общеучебные навыки и умения метапредметность Метапредметные умения Из «Программы формирования универсальных учебных действий» … программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях…

Слайд 4

Под метапредметными умениями понимаются обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Во-первых, в мире информационная революция, информация доступна любому ученику, наблюдается увеличение объемов содержания, которое необходимо усваивать в процессе обучения, а это приводит к перегрузкам. Во-вторых, в образовании наблюдается раздробленность учебных дисциплин, профилизация как отражение всеобщей специализации знаний, в связи с чем теряется межпредметность, теряется универсальность и целостность восприятия мира. В-третьих, метапредметный подход предполагает реорганизовать предметное содержание образования, в котором знания – не сведения для запоминания, а знания для осмысленного использования в своей практической деятельности. Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить применять в деятельности. В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать с перспективой, быть тьютером, партнером, без ограничения - что можно, что должно для обучающихся.

Слайд 5

Изучаем результаты «отрабатывания» «Это как раз один из ключевых дефицитов — выпускники средней школы всё меньше умеют учиться . Вуз вынужден первые два года заниматься адаптацией, социализацией, ставить хоть какую-то способность к самообразованию, а потом доращивать студенту некую профильную подготовку по специальности. На это уходят годы, и тогда вуз реально тоже выпускает недоделок». Сергей Смирнов, проректор по науке и инновациям Новосибирского государственного университета экономики и управления, доктор философских наук. Изначальная идея: «Любое учебное действие школьника, как правило, состоит из отдельных мини-операций, необходимых для его выполнения. Эту последовательность операций можно алгоритмизировать. Знание учеником этих алгоритмов и тем более умение составлять их самостоятельно есть необходимое условие формирования познавательных учебных действий».

Слайд 6

УМК нам поможет

Слайд 7

Метапредметные умения сложные по своему составу и включают в себя ряд простых умений и навыков, формирование которых необходимо производить поэтапно на уроках географии, должна быть выстроена система в работе по их формированию. Работа с учебником Почему важно научить ребят работать с учебником? Учебник – инструмент организации учебного процесса! В век интерактивных технологий нашим ребятам проще получить сжатую информацию в виде клиповой картинки, в жизнь прочно в связи с этим входит понятие «клипового мышления». Необходимость навыков работы с текстом, интерпретация, преобразование необходимо на каждом предмете. Для географии это особо актуально, так как предмет отличает огромный поток сведений. Без формирования основ смыслового чтения невозможно будет сформировать метапредметные компетенции - основное требование Федерального государственного образовательного стандарта. Девиз – ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС!

Слайд 8

11 класс 8 класс Индия Река Древняя, красивая Широкая, полноводная Увлекает, оживляет, притягивает Протекает, изменяет, восхищает Самая необычная страна мира Удивительный водный объект России Чудесная. Водная артерия. Работа с текстом В настоящее время для обобщения изучаемого материала часто используется приём синквейн (слово происходит от французского слова « пять » ). Это стихотворение состоит из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, прилагательным. Третья строка – описание действий в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами. Четвёртая строка - фраза их четырёх слов, выражающая отношение к данной теме. Пятая строка - одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы. Пример синквейна: Вопросы, заставляющие думать: ключевые слова, вопросы и задания в конце каждого параграфа.

Слайд 9

Развитие умения планировать - следующий шаг к самообразованию и самовоспитанию Регионы рождаемость смертность естественный прирост Чеченская Республика 30 5,6 Республика Ингушетия 27,3 4,5 Республика Тыва 26,9 11,6 Республика Дагестан 17,5 5,7 Республика Алтай 20,5 12,2 Республика Хакасия 15,1 13,9 Российская Федеpация 12,5 14,2 ВАРИАНТ 1. 1. Заполните таблицу. 2. … 3. … Табл. 1. Рождаемость, смертность, естественный прирост, на 1000 чел, промилле, 2010 год gks.ru Практическая работа: Региональные различия в показателях воспроизводства Этап 1. Выполнение задания 1 (заполнение таблицы) Этап 2. Задание-вставка: «Составьте логическую последовательность действий, которые необходимо совершить, чтобы выполнить задание 1. Этап 3. «Мозговой штурм». Цель: создать единый «алгоритм» действий Реализация

Слайд 10

Результат «мозгового штурма» Этап Содержание этапа Действия 1. Постановка цели. Изучение содержания задания и внести необходимые уточнения Констатация цели: «Заполнить таблицу» Уточнения: естественный прирост на 1000 жителей 3. Выполнение необходимых действий для преобразования входных данных в выходные Произвести расчеты 4. Оформление выходных данных Заполнить колонку в заданном формате 2. Постановка задач Планирование необходимых действий для достижения цели «Инспекция» имеющейся информации (входных данных) с точки зрения: достаточности для достижения цели; необходимости их преобразования Определить естественный прирост, как разницу между рождаемостью и смертностью (на 1000 тыс. жителей) Достаточно Необходимо Мысленно перевести из абсолютных показателей в относительные

Слайд 11

Проверка работы алгоритма, внесение необходимых коррективов Выполнение задания № 1 в рабочей тетради …. 2. Создайте «алгоритм» выполнения вашего варианта упражнения Группа 1 Использовать данные упражнения Группа 2 Использовать данные Интернета за 2015 год Группа 3 Использовать данные Интернета за 2015 год и построить диаграмму в Excel 3. Есть ли отличия «алгоритма» выполнения классного задания и домашнего упражнения? В чем они состоят? Каковы их причины? 1. Используя статистические данные, постройте столбчатую диаграмму численности крупнейших стран мира. Страна Численность населения в 2006 г, млн. чел. Китай 1314 Индия 1095 США 298 Индонезия 245 Бразилия 188 Пакистан 165 Бангладеш 147 Россия 143

Слайд 12

Оценка метапредметных умений Оценка метапредметных умений проводится в ходе различных процедур: с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий; при анализе выполнения проверочных заданий по предмету, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированности метапредметных умений. данные умения проявляются и в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Пример. Назовите расстояния, на которых находятся от Солнца следующие планеты земной группы: 1. Венера 2. Марс 3. Меркурий а) 58 млн. км б) 108 млн. км в) 150 млн. км г) 228 млн. км

Слайд 13

Метапредметные умения Метапредметные умения– это обобщенные способы действий, которые позволяют учащимся самостоятельно организовывать образовательный процесс, включающий в себя: постановку целей и задач учебной деятельности; анализ и оценку состояния исходных ресурсов, при необходимости их дополнение и преобразование; выявление и проведение учебных действий и операций, необходимых для достижения цели; оформление результатов в виде, соответствующем заданию. Проблемы: уточнение учебной цели при неточной формулировке задания; самостоятельный поиск недостающих ресурсов; самостоятельный поиск и изучение ранее неизвестных действий и операций; самостоятельный поиск форм представления выходных данных и т.д. Самостоятельное решение возникающих проблем требует широкого использования ИКТ и электронных источников информации.

Слайд 14

Некоторые проблемы 2. Сложность определения цели в некоторых типах заданий, так как не сформулированы единые смыслы понятий и действий. СРАВНЕНИЕ - познавательная операция: - заключающаяся в нахождении сходства и различия между предметами, явлениями, событиями; - лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. 1. Невозможность формирования УУД усилиями отдельных учителей. В формировании УУД особое значение имеет единство требований и согласованность преподавателей. 3. Недостаточно упражнений, направленных на формирование механизма осмысленных учебных действий, а также методических материалов для учителей по этой тематике.

Слайд 15

Заключение Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач… и в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего образования Дело за «малым»: теорию формирования УУД переместить в область практической реализации. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль кейс-технологии в развитии метапредметных умений на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Кейс-технология в школьном обучении стала применяться относительно недавно. Однако, её использование на уроках иностранного языка - одн из наиболее  эффективных способов проявления мета...

Развитие метапредметных умений на уроках географии в 6 классе

комплекс упражнений на примере темы "Температура воздуха"...

Разработка учебного занятие - развитие метапредметных умений на уроках истории

Москва революционная.: Материал данной статьи был апробирован мною в 2017 году в 9 классе массовой школы. Работа представляет собой организацию метапредметного занятия, целью которого было создание пр...

Развитие метапредметных умений на уроках физической культуры

Развитие метапредметных умений на уроках физической культуры...

Формирование и развитие метапредметных умений в процессе обучения химии

Главной задачей новых образовательных стандартов является обеспечение общекультурного, личностного и познавательного развития школьника, формирование умения учиться. Поэтому сегодня важно не столько д...