Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на базе УМК Полярная звезда под редакцией А. И. Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_5_klass.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное  учреждение

Апрелевская средняя общеобразовательная школа № 1

                                                                                                                                                                                      Утверждаю:  

                                                                                                                                                                                      Директор школы:

                                                                                                                                                                                       Д.В.Борисов

                                                                                                                                                                                       «                »                            2016 г.

Рабочая программа

По географии 5 класс

На 2016- 2017 учебный год

Составитель:

Шиленкова Екатерина Андреевна

Учитель географии

Пояснительная записка.

Целями изучения географии являются:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально- экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
  • выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Закон РФ «ОБ образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Планируемые результаты основного общего образования;
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Авторская программа. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2013
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва).

Общая характеристика курса географии.

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально- экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.

В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

 Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.    

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения 280, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.  На изучение предмета «География» в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часа в год. По программе: География. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев на изучение предмета «География» отводится 1 учебный час в неделю итого 34 часа в год.

№ п/п

Тема

Планируемое кол-во часов

1

Развитие географических знаний о Земле

4

2

Земля – планета Солнечной системы

4

3

План и карта

10

4

Человек на Земле

4

5

Литосфера – твѐрдая оболочка Земли

10

6

Итоговое обобщение по курсу

2

Практические работы.

№1 «Определение направлений. Ориентирование»

№2 «Составление и чтение простейшего плана местности»

№3 «Нахождение на карте крупных стран мира»

№4 «Описание по плану минералов и горных пород»

№5 «Нанесение на контурную карту районов землетрясений и вулканов»

№6 «Нанесение на контурную карту крупнейших равнин мира и России»

№7 «Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем мира и России»

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В системе основного общего образования география - единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

Результаты освоения курса географии.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 -развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения   и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

        

Содержание курса географии

        

География Земли.

Раздел 1.  Источники географической информации.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование  и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Раздел 2. Природа Земли и человек.

Земля – планета Солнечной системы. Земля  – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса.

Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера.  Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности  на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

План

Факт

Наименование разделов, глав

Введение(1ч)

1

Введение

1

Определять значение географических знаний в современном мире, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества.

6.09- 8.09

На какой Земле мы живем(4ч)

2

Как люди открывали Землю(1)

1

Выявлять изменения  географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию( в интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле.

13.09- 15.09

3

Как люди открывали Землю(2)

1

Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях. Находить информацию( в интернете, печатных СМИ, дополнительной литературе) о развитии географических знаний о Земле.

20.09- 22.09

4

География сегодня

1

Определять значение современных географических исследований для жизни общества. Выделять и анализировать источники географической информации. Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии.

27.09- 29.09

Обобщающее повторение

1

Обобщают и систематизируют знания и умения по темам. Решение учебных и практических задач, работа с географической картой.

11.10- 13.10

Планета Земля(4ч)

5

Мы во вселенной

1

Приводить доказательства того, что Земля- одна из планет Солнечной системы.

18.10- 20.10

6

Движение Земли

1

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.

25.10- 27.10

7

Солнечный свет на Земле

1

Наблюдать модель движения Земли вокруг Солнца( схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

1.11- 3.11

Обобщающее повторение

1

Обобщение и систематизация знаний и умений по теме. Решение учебных и практических задач. Работа с теллурием, физической картой полушарий.

8.11- 10.11

План и карта(10ч)

8

Ориентирование на местности

1

Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.

22.11-24.11

9

Земная поверхность на плане и карте(1)

1

Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Измерять расстояния и определять направление  на местности и плане.

29.11- 1.12

10

Земная поверхность на плане и карте(2)

1

6.12- 8.12

11

Учимся с «Полярной звездой»(1)

1

Составлять и читать простейший план местности.

13.12- 15.12

12

Географическая карта

1

Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направление на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу и содержанию.

20.12- 22.12

13

Градусная сетка

1

Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направление и измерять расстояние по карте.

27.12- 29.12

14

Географические координаты(1)

1

Определять географические координаты объектов на карте.

10.01- 12.01

15

Географические координаты(2)

1

17.01- 19.01

16

Учимся с « Полярной звездой»(2)

1

Определять: направление и расстояние между географическими и объектами по планам и картам с помощью линейного, именованного и численного масштабов; абсолютные высоты и относительные высоты точек земной поверхности. Составлять описание маршрута по топографической карте.

24. 01- 26.01

Человек на Земле(4ч)

17

Как люди заселяли Землю

1

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути его расселения по Земле. Систематизировать информацию о приспособлении людей к разным условиям жизни

31.01- 2.02

18

Расы и народы

1

Выявлять внешние признаки люд внешние признаки людей различных рас. Анализировать различные источники информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас. Приводить доказательства о равноценности рас и аргументированно отстаивать свою точку зрения. Определять наиболее и наименее заселённые территории суши. Выделять самые крупные по площади государства на Землей разных рас.

7.02- 9.02

19

Учимся с « Полярной звездой»(3)

1

Сравнивать страны по величине территории, расположению. Систематизировать новую информацию

14.02- 16.02

Обобщающее повторение.

1

Находить и показывать на карте свою страну. Находить на политической карте страны- соседи, наиболее крупные и известные страны мира.

28.02- 2.03

Литосфера- твердая оболочка Земли.(10ч)

20

Земная кора- верхняя часть литосферы

2

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит

7.03- 16.03

21

Горные породы, минералы и полезные ископаемые

1

Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения

21.03- 23.03

22

Движение земной коры(1)

1

 

Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма

28.03- 30.03

23

Движение земной коы(2)

1

4.04- 6.04

24

Рельеф Земли. Равнины

1

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте.

18.04- 20.04

25

Рельеф Земли. Горы.

1

Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности

25. 04- 27.04

26

Учимся с «Полярной звездой»(4)

1

Находить географические объекты на карте по их координатам и с помощью основных ориентиров (рек, гор и т. д.). Находить положение географических объектов на контурной карте и наносить их на неё. Выполнять проектное задание в сотрудничестве

2.05- 4.05

27

Литосфера и человек

1

Определять значение литосферы для человека. Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности

10.05- 11.05

28

Обобщающее повторение по теме: «Литосфера»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа с физической картой полушарий, России.

16.05- 18.05

29

Итоговое обобщение по курсу

2

Обобщение и систематизация знаний по теме. Работа с физической картой полушарий, России.

23.05- 31.05

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Стандарт общего образования по географии.
  2. Авторские учебные программы по курсам географии основной школы.
  3. География. 5-6 классы.
  4. Рабочая тетрадь по начальному курсу географии.
  5. Методические рекомендации по начальному курсу географии.
  6. Физическая полушарий.
  7. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу географии.
  8. Мультимедийный компьютер.
  9. Глобус Земли физический

Согласовано:

Зам по УВР

Е.А. Фомичева

«               » сентября 2016 г.

Рассмотрено:

На заседании ШМО учителей естественно- научного цикла

Протокол от «          »                          2016 г. №


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 1 класса по ФГОС

Рабочая программа для  1 класса ФГОС...

Рабочая программа по географии на основе ФГОС 5 класс

Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-9 классов линии "Полярная звезда" под редакцией профессора А.И. Алексеева.Предлагаю календарно-тематическое планирование уроков географии в...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС

рабочая программа по географии, 5-9, ФГОС...

рабочая программа по географии 7 кл фгос

             Пояснительная записка  Рабочая программа учебного курса географии для 7 класса составлена на основеАвторской рабочей программы курса ге...

Рабочая программа по географии 5-9 ФГОС

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:·...