Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.
методическая разработка по географии на тему

Современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках географии в условиях новых образовательных стандартов.

Кравченко И.В. учитель высшей категории географии и кубановедения                                     МАОУ СОШ №6 им. С.Т.Куцева

 Всем известно, что современные школьники мало читают. Поэтому важно уделять на уроках время для смыслового чтения. Специфика географических текстов заключается в том, что их трудно понять, правильно оценить без опоры на карту, без привлечения статистических материалов. Поэтому нужно говорить о работе с учебником.

На первом уроке с пятиклашками читаем текст по цепочке, по одному предложению. Узнаю, что читают плохо, пара учеников, вообще не умеют читать. Останавливаемся, отвечаем на вопросы в тексте параграфа, рассматриваем иллюстрации. Очень важно освоить приемы работы с текстом в самом начале,  применять их систематически,  чтобы в дальнейшем тратить  меньше времени на выполнение домашнего задания.

Один из приемов работы с текстом это составление таблицы по заданным учителем вопросам. Например, в пятом и седьмом классах можно составить «Летопись географических открытий». Учитель четко формулирует вопросы, а учащиеся должны дать лаконичный ответ на конкретный вопрос, а не переписывать целые абзацы. Работа по заполнению таблицы проводится совместно с учениками. Читаем вслух абзац. Анализируем его. Есть ли в этом абзаце ответ на поставленный вопрос. Если нет, читаем следующий. Когда ответ найден, выслушиваю разные точки зрения, о том, как правильно сделать запись, дойдя до самой «сути». Затем ребята пытаются выполнить задание самостоятельно. После чего несколько учащихся читают свои ответы. Самые удачные оцениваются. И ребята видят, к какому результату должны стремиться.  Время от времени необходимо возвращаться к таким заданиям. Это связано с тем, что с каждым учебным годом тексты учебника становятся все больше и сложнее.

Таблица 1. Летопись географических открытий.

Ученые, путешественники

Открытия

1.Геродот

Впервые описал страны, расположенные по берегам Средиземного моря.

2.Эратосфен

Измерил окружность Земли. Впервые употребил слово «география»

3.Аристотель

Пришел к выводу, что Земля имеет форму шара.

4.Птолемей

Разработал способы построения карт мира.

     5.Марко Поло

Описал природу Памира, Индии, Китая.

6. Христофор Колумб

Открыл Америку.

После изучения темы, например, «Африка», «Внутренние воды России» с целью систематизации знаний предлагаю учащимся составить кроссворд, из 15 - 20 слов. Оцениваю не количество слов, а качество вопросов. Чем вопросы интереснее и полнее передают изученный материал, тем выше оценка.

Начиная с седьмого класса,  составляем по тексту сравнительную характеристику объектов, факторов, явлений. Классифицируем информацию по заданным признакам, самостоятельно определяем критерии для сравнения. Эта работа направлена на формирование у школьников навыков анализа и синтеза, структурирования информации.

Таблица 2. Природные зоны и органический мир Австралии и Африки.

Сравниваемые признаки

Австралия

Африка

1.Основные природные зоны материка

2.Характерные представители растительного мира

3.Характерные представители животного мира

Вывод

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Предлагаю учащимся задание, начертить таблицу из двух колонок. Первая колонка – что я знал по теме, вторая, что я узнал нового.        В условиях введения новых образовательный стандартов, меняется подход к подаче материала урока. Вместо передачи суммы знаний на первое  место выходит развитие личности учащегося путем освоения различных способов деятельности. Принципиально изменяется  позиция педагога. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое он пытается передать обучающемуся. Его главной задачей становится мотивация  школьников на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель должен организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы, стать юным исследователем.

Таблица3. Фрагмент урока – исследования по теме «Озера и болота» 6 класс по учебнику Дронова В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.:учебник/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2014.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 3. Целеполагания:

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Цель: изучить озера и болота. Задачи исследовательской работы:  1.Объяснить   причины    образования  

 озерных котловин. 2. Познакомиться  с  сточными и бессточными озерами. Научиться   различать  пресные и соленые озера  по описанию и на карте. 3. Выяснить роль озер и болот. 4. Называть    и   показывать   на карте  

крупные   озера. Объект исследования: озера и болота.

Оценивают цель и задачи исследования

Этап 4. «Открытие» нового знания

О, Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску…

С.Есенин

Работаем с учебником и атласом:

  • 1.Что такое озеро? Стр.206
  • 2. От чего зависит размещение озер?
  • 3. Чем озеро отличается от реки?
  • 4. Чем озеро отличается от моря?
  • 5. Какое озеро самое большое, самое глубокое, самое высокогорное в мире? Покажите на карте.

Что называют озерной котловиной? стр.207
Рассмотрите рис. 166 на стр. 207. Сейчас мы будем работать в группах, каждая группа будет заниматься с одним видом  котловин, по плану: 1) происхождение котловины; 2) внешний вид, глубина, крутизна склонов, очертания берегов (форма озера - вид сверху);  3) примеры озёр (работа с атласами). Все данные заносятся в таблицу.

Проблемный  вопрос.

Почему бессточные озера не переполняются водой? Почему этот вопрос вызвал затруднение? Что необходимо знать для решения проблемы?  Все озера делят на сточные и бессточные. Почему вы так решили? Какие же озера называют сточными? Бессточными? Озеро Байкал является сточным или бессточным? Какая река вытекает из озера?

Проблемный  вопрос.

Почему сточные озера всегда пресные?

              ОЗЁРА

(по степени солёности)

пресные до1‰

 солоноватые

от 1‰ до 35‰

Солёные

Более 35‰

           
      Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чём различия в изображении пресных  и солёных озёр? Приведите примеры. Найдите закономерность, где встречаются солёные озёра? Какие они по типу стока? Как обозначаются болота? Назовите самую заболоченную равнину мира. Каково значение озер, болот? Стр.209

Работают с учебником: находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание.

называют

и показывают на карте озера; приводят примеры сточных, бессточных, соленых, пресных озер; определяют затруднения;

определяют значение озер и болот для человека; объясняют особенности различия озер

по происхождению котловин;  выявляют причинно-

следственную зависимость распространения озер от климата и рельефа; определяют  по

карте географическое положение и размеры крупнейших озер, заболоченных территорий мира.

Таблица 4. Фрагмент урока – исследования по теме «Течения» 6 класс по учебнику Дронова В.П. География. Землеведение. 5-6 кл.:учебник/В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. – М.: Дрофа, 2014.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока. «Мозговой штурм». Посмотрите на  название текста, скажите, какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы.

http://festival.1september.ru/articles/646165/img1.gif

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Цель: изучить  океанические  течения. Задачи исследовательской работы:  1.Объяснить   причины    образования  океанических   течений.                           2. Познакомиться  с  направлением   поверхностных    океанических  течений. 3.Научиться   различать  теплые   и  холодные   течения  по описанию и на карте.                              4. Называть    и   показывать   на карте   крупные   океанические   течения.

Предлагают свои варианты, записывают тему урока. Оценивают цель и задачи исследования.

Этап 4. «Открытие» нового знания

Работаем с учебником

  • 1.Что такое течение? Стр.195
  • 2. По рисунку 154 определите, как обозначаются теплые и холодные течения. Найдите крупнейшие течения.
  • 3. По рисунку 155 определите, как различаются течения по температуре, глубине, продолжительности существования.

Проблемный  вопрос.

Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2 Со. Первое  считается - холодным, а второе - теплым. Почему?

 Работаем с учебником

Определите причины образования  

течений  в  океане (стр.196)

  1. Постоянные ветры.
  2. Очертания материков.
  3. Вращение Земли вокруг своей оси.
  4. Различия в плотности воды.

 Практическая работа по поиску новых знаний. Обозначение и подписывание на контурной

карте холодных и теплых течений в Мировом океане

(течение Западных Ветров, Лабрадорское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое).                       

Работают с учебником: находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание.

называют

и показывают на карте поверхностные океаниче

ские течения; приводят примеры теплых и хо-

лодных течений; определяют направления тече-

ний; описывают значение течений для климата и природы Земли в целом; объясняют возникновение течений

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое»  знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Организует деятельность учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим, Перуанского, Бразильского по плану:

1.Название

2.В каком океане находится

3.Где образуется

4.В каком направлении течет

5.Тип течения по температуре

Восстановите испорченный текст:

1. Течение - это……

2. Главная  причина  образования  течений  - ……..  

3. Холодное течение обозначается стрелкой …….. цвета, а  теплое - ……… .

4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.

5. Вот  некоторые  океанические  течения  

а) Теплые:  ……… , ………. , ……… .

б) Холодные:  …………., ………… .

Каково значение течений

  • Постоянные поверхностные течения имеют большое значение для судоходства.

       Течения влияют:

  •  на циркуляцию атмосферы,
  • движения льдов,
  • на обогащение вод кислородом,
  • на размыв берегов,

на движение планктона, а следовательно, на распределение рыб и морских животных.

Акцентирует внимание на конечных результатах учащихся на уроке

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию.                       Сравнивают карты и выявляют

зависимость направления поверхностных течений

от направления господствующих ветров. Обозначают на контурной карте холодные и теплые течения

Выполняют упражнения в тетради

Выявляют закономерности,  анализируют полученный результат работы.

Таблица 5.Учебные действия смыслового чтения

Поиск информации и понимание прочитанного

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • выделять главную мысль текста;
  • трансформировать информацию по шаблону;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять несколько признаков;
  • читать информацию, представленную в виде схем, таблиц.

Преобразование и интерпретация:

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи;
  • выдвигать предположения и находить подтверждение (опровержение) в тексте;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте;
  • составлять на основе текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Оценка информации:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном в тексте;
  • работать в паре, в группе, рассматривая рисунки-схемы и объяснять партнеру свою точку зрения.

Учитель должен стремиться к тому, чтобы ученик понимал текст, знал содержание текста, умел использовать тематическое содержание текста в знакомой и новой  учебной и жизненной ситуации. Толь в этом случае можно говорить, что у учащихся сформированы навыки работы с текстом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС

Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художестве...

Смысловое чтение и работа с текстом на учебных занятиях в условиях новых образовательных стандартов

Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и прост...

Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии

       Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.

Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Основы смыслового чтения и работа с текстом на уроках географии

Сообщение на заседании РМО учителей географии...