Урок по теме: "Водные ресурсы России"
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Смирнова Эльвира Мэлсовна
См. документ в Word

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnye_resursy_rossii.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Водные ресурсы России. Охрана вод.

Цели и задачи урока: рассмотреть значение воды в жизни человека, оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве. Закрепить знания о внутренних водах России.

Оборудование: Физическая карта России, атласы, компьютерная презентация.

Ход урока

I. организационный момент

II. Проверка домашнего задания

А. Назовите озёро:

  1. Этому озеру более 30 млн. лет. Оно  самое глубокое и самое прозрачное в мире. В озере обитает 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемичны, т.е. встречаются только здесь. 1) назовите реку, вытекающую из него. 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?
  1. Это озеро-море самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.

  1. Это пресноводное озеро находится на западной границе России. Из озера вытекает одна крупная река. Его котловина ледникового происхождения. Озеро является историческим памятником великого русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. 1) назовите реку, вытекающую из него 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?

  1. «Последнее оледенение значительно углубило котловину этого крупного озера и сделало его северные берега скалистыми и извилистыми. Из озера вытекает река, связывающая его с соседним, еще более крупным озером. Относясь  к бассейну одного океана, озеро соединено судоходными каналами с бассейнами двух других океанов». 1) назовите реку, вытекающую из него 2) как называется соседнее более крупное озеро? 3) назовите бассейн океана, к которому относятся оба эти озера. 4) какими каналами озеро соединено с бассейнами двух других океанов?
  1. Территория Гыданского полуострова при небольшом количестве осадков сильно заболочена. Укажите три причины.

  1. Какими особенностями климата Эвенкийского АО объясняется широкое распространение на его территории многолетней мерзлоты? Укажите не менее двух причин.

III. Изучение нового материала

План изучения:

  1. Водные ресурсы и их использование
  2. Водный кадастр
  3. Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.
  4. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.
  5. Стихийные явления.
  1. Водные ресурсы и их использование
  • По тексту учебника дайте определение водным ресурсам и заполните схему «Использование вод». Слайд 2
  • Как Россия обеспечена пресными водами?
  • Запасы, каких вод называют вековыми, ежегодно возобновляемыми и почему?
  1. Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

        В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Заполните схему, слайд 3 используя стр.127 учебника Э.М.Раковской.  Сделайте вывод о распределении водных ресурсов по территории страны, какие районы хорошо обеспечены, а какие испытывают дефицит?

  • В какое время года потребность в воде наибольшая на территории нашей страны? Как можно обеспечить потребности в воде в это время? (Создают водохранилища, в которых накапливают воду в период половодья и паводков)

  • Выявите положительные и отрицательные последствия строительства ГЭС? Используя текст учебника стр.128 и 118.

  • Каким еще способом можно перераспределить сток рек в пространстве (между различными бассейнами)? Приведите примеры.

  1. Человек влияет на водные ресурсы. Заполните таблицу «Использование воды» слайд 4.

Водопользование

Водопотребление (изъятие воды)

Вывод:

Вывод:

  • Приведите примеры ухудшения качества воды.
  1. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

  1. Стихийные явления.

Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, сели и т.д.

  • На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему? Какие меры борьбы вы предложите.
  • Для каких районов характерны сели, какова причина возникновения селей? Стр.74

IV. Закрепление

  •  Что такое водные ресурсы?
  • Что такое водный кадастр?
  • Чем отличается водопользование от водопотребления?
  • Какие районы испытывают дефицит воды? Почему?
  • Какие отрицательные последствия имеют водохранилища?
  • На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему?
  • Что такое сели? Где они бывают?
  • Как сохранить водные ресурсы?

Домашнее задание § 21, ответить на вопросы 9-14.

Тема урока: Водные ресурсы России. Охрана вод

  1. Водные ресурсы и их использование
  • По тексту учебника дайте определение водным ресурсам и заполните схему «Использование вод». Слайд 2
  • Как Россия обеспечена пресными водами?
  • Запасы, каких вод называют вековыми, ежегодно возобновляемыми и почему?

  1. Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России. Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований.

        В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек. Заполните схему, слайд 3 используя стр.127 учебника Э.М.Раковской.  Сделайте вывод о распределении водных ресурсов по территории страны, какие районы хорошо обеспечены, а какие испытывают дефицит?

  • В какое время года потребность в воде наибольшая на территории нашей страны? Как можно обеспечить потребности в воде в это время? (Создают водохранилища, в которых накапливают воду в период половодья и паводков)

  • Выявите положительные и отрицательные последствия строительства ГЭС? Используя текст учебника стр.128 и 118.

  • Каким еще способом можно перераспределить сток рек в пространстве (между различными бассейнами)? Приведите примеры.

  1. Человек влияет на водные ресурсы. Заполните таблицу «Использование воды» слайд 4.

Водопользование

Водопотребление (изъятие воды)

Вывод:

Вывод:

  • Приведите примеры ухудшения качества воды.

  1. Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?

  1. Стихийные явления.

Вода может приносить человеку много бедствий. Это стихийные явления: наводнения, сели и т.д.

  • На каких реках чаще всего бывают наводнения? Почему? Какие меры борьбы вы предложите.
  • Для каких районов характерны сели, какова причина возникновения селей? Стр.74

1 вариант

2 вариант

  • Этому озеру более 30 млн. лет. Оно  самое глубокое и самое прозрачное в мире. В озере обитает 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемичны, т.е. встречаются только здесь. 1) назовите реку, вытекающую из него. 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?
  • Это озеро-море самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.

  • Это пресноводное озеро находится на западной границе России. Из озера вытекает одна крупная река. Его котловина ледникового происхождения. Озеро является историческим памятником великого русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. 1) назовите реку, вытекающую из него 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?

  • «Последнее оледенение значительно углубило котловину этого крупного озера и сделало его северные берега скалистыми и извилистыми. Из озера вытекает река, связывающая его с соседним, еще более крупным озером. Относясь  к бассейну одного океана, озеро соединено судоходными каналами с бассейнами двух других океанов». 1) назовите реку, вытекающую из него 2) как называется соседнее более крупное озеро? 3) назовите бассейн океана, к которому относятся оба эти озера. 4) какими каналами озеро соединено с бассейнами двух других океанов?
  • Территория Гыданского полуострова при небольшом количестве осадков сильно заболочена. Укажите три причины.

  • Какими особенностями климата Эвенкийского АО объясняется широкое распространение на его территории многолетней мерзлоты? Укажите не менее двух причин.

1 вариант

2 вариант

  • Этому озеру более 30 млн. лет. Оно  самое глубокое и самое прозрачное в мире. В озере обитает 1800 видов животных и растений – ¾ из них эндемичны, т.е. встречаются только здесь. 1) назовите реку, вытекающую из него. 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?
  • Это озеро-море самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения.

  • Это пресноводное озеро находится на западной границе России. Из озера вытекает одна крупная река. Его котловина ледникового происхождения. Озеро является историческим памятником великого русского народа. Здесь в 1242 году произошло знаменитое Ледовое побоище. 1) назовите реку, вытекающую из него 2) назовите бассейн океана, к которому относится озеро?

  • «Последнее оледенение значительно углубило котловину этого крупного озера и сделало его северные берега скалистыми и извилистыми. Из озера вытекает река, связывающая его с соседним, еще более крупным озером. Относясь  к бассейну одного океана, озеро соединено судоходными каналами с бассейнами двух других океанов». 1) назовите реку, вытекающую из него 2) как называется соседнее более крупное озеро? 3) назовите бассейн океана, к которому относятся оба эти озера. 4) какими каналами озеро соединено с бассейнами двух других океанов?
  • Территория Гыданского полуострова при небольшом количестве осадков сильно заболочена. Укажите три причины.

  • Какими особенностями климата Эвенкийского АО объясняется широкое распространение на его территории многолетней мерзлоты? Укажите не менее двух причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по теме "Водные ресурсы. Охрана вод". 8 класс

План урока по географии в 8 классе. Тема "Водные ресурсы. Охрана вод". Тип урока: модульный....

Открытый урок на тему "Водные ресурсы. Охрана вод"

«Водные ресурсы России. Охрана вод»   Цель урока: 1.  Обобщение знаний учащихся по теме. 2. Продолжить формирование навыков учащихся по анализу фактического   материа...

Разработка интегрированного урока по теме: "Водные ресурсы. Охрана вод" 8 класс (география+физика)

Интегрированные уроки являются мощными стимуляторами мыслительной деятельности ребёнка. Дети начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.Интеграция – эт...

Разработка урока по теме "Водные ресурсы"

Разработка урока по теме "Водные ресурсы"...

Конспект урока на тему «Водные ресурсы Тувы. Озера».

Цели урока:Обучающие: актуализировать  представление о закономерностях размещения, особенностях происхождения и значении  озер  республикиРазвивающие:  продолжить развитие умений а...

Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"

При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....

Конспект урока на тему «Водные ресурсы Тувы. Озера».

                              Тема урока «Водные ресурсы Тувы. Озера».Цели урока:Обучающие: актуализироват...